Проблема управления характером

.

Проблема управления характером

Проблема управления характером — одна из ключевых в системе воспитания и самовос­питания. В том, насколько личность успешно управляет своим характером и темпераментом, определяется ее развитие, ее движение от одной ступени к другой, к более высокому качественному уровню. Определенно высказывается по этой пробле­ме психолог Д. А. Леонтьеву. «Развитая зрелая личность хорошо владе­ет своим характером и способна контролировать свои проявления».

При разрешении конфликтов между родителями и детьми это обстоятельство следует иметь в виду в первую очередь. Там, где у родителей очень высокий уровень развития личности, конфликты почти не возникают. А при возникновении недоразумений они, как правило, разрешаются собственными силами без постороннего учас­тия. Семейные конфликты всегда необходимо рассматривать как сложное явление. Причин у любого межличностного конфликта в семье может быть несколько. Например, подросток не доверяет ро­дителям, на любое замечание реагирует подчеркнуто резко, отказы­вается выполнять просьбы родителей. Причиной такого конфликт­ного поведения подростка могут быть прежде всего сами родители, которые часто не ладили между собой в присутствии ребенка, отно­сились и относятся к нему сухо, жестоко, за малейшие провинности наказывают физически. Другой причиной могут быть советы свер­стников открыто сопротивляться такому режиму. Причиной может быть также процесс становления личности подростка, отстаивания им своей самостоятельности.

Семейные межличностные конфликты всегда оставляют тяже­лые негативные эмоциональные состояния в виде дискомфорта, стрес­сов и депрессий. Поэтому конфликты лучше предупреждать. Для этого психологи и конфликтологи предлагают много различных ва­риантов собственного поведения:

• выдержка в любой ситуации, не втягивайтесь в конфликт, дайте полнос­тью высказаться стороне, провоцирующей конфликт:

• относитесь к любому инциденту с пристальным вниманием, подвергай­те его анализу:

• исключайте из общения любые претензии на превосходство, унижением другого не возвышайте себя, показывая свою невоспитанность:

• признавайте и анализируйте открыто свои ошибки, не переносите свою вину на других;

• не делайте катастрофы для семьи, когда ошибаются другие (что про­изошло,. то произошло):

• чрезмерное переживание и сопереживание утрат чревато физическим разрушением организма каждого из членов семьи (язвы. стрессы, ин­фаркты и т.д.);

• любые замечания друг к другу выясняйте только наедине, а все претен­зии высказывайте исключительно в дружелюбной уважительной форме («как аукнется, так и откликнется»):

• если не дает покоя мысль, что ваша жена (муж) стала «вашим личным врагом», спросите себя, почему это произошло, почему вы стали таким, что так дурно думаете о любимом ранее человеке?

• ищите недостатки в себе, а не у своих близких:

• все недоразумения между собой выясняйте в отсутствие детей, не втягивайте в разрешение конфликтов родственников, друзей;

• усилие в разрешении конфликта направляйте не на победу своего близкого человека, а на совместное разрешение создавшейся ситуации;

• позиция по отношению к действиям детей должна быть единой:

• не обещайте детям, если не сможете выполнить их просьбу:

• не подчеркивайте недостатков у детей, найдите у них хорошее в поведении, желаниях, стремлениях, заострите внимание на этом:

• укрепляйте нити, сближающие вас с детьми (доверие, искренность, правдивость и т.д.):

• помните, если вы сказали малышу: «Ты у нас совсем взрослый», он будет пытаться выглядеть таким всегда, а ему это еще не под силу:

• не укоряйте ребенка по любому случаю, но и не перехваливайте его:

• слушайте любые советы, но помните, что жить вам вместе не с советчика­ми, а с тем, на кого вы жалуетесь.