Новый историзм

.

Новый историзм

На основе этих глубоких изменений возникает «новый исто­ризм», или «историческая социология», как особое теоретико-ме­тодологическое направление. И хотя она еще очень молода, ее вклад — как в плане конкретики, так и в плане обобщений — уже весьма значителен. Что касается первого, то можно указать на работы тех авторов, которые, следуя Марксу, Токвиллю, Веберу, а позднее Мертону, Смелзеру, Айзенштадту и другим, поднимали конкретные исторические проблемы с тем, чтобы подвергнуть их социологическому анализу. В качестве иллюстрации второго можно назвать индуктивное сравнительное исследование тех или иных исторических случаев в поисках общего механизма социальных процессов. Например, Баррингтон Мур (302) прослеживал меха­низмы крестьянских восстаний и буржуазных революций во Фран­ции, Соединенных Штатах, Китае и Японии с целью поиска тех факторов, которые определяют различные сценарии политичес­кого развития в постфеодальную, демократическую, фашистскую и коммунистическую эпохи. Чарльз Тилли изучал социальные движения и коллективные протесты в «бунтарский век» 1830— 1930-х годов, в частности во Франции, Англии и Италии, выстра­ивая на их основе оригинальную теорию коллективного действия (405; 399). Теда Скокпол (357) проводила сравнительное иссле­дование французской, китайской, русской революций и описы­вала политический механизм, действовавший во всех этих случа­ях. Михаэл Манн (265) исследовал источники и происхождение власти в человеческом обществе, начиная с неолитических вре­мен через цивилизации древнего Востока, классический век сре­диземноморских цивилизаций, средневековую Европу, индустри­альную революцию в Англии и кончая современной эпохой. На основе столь обширного исторического материала он выстроил обобщенную модель и теорию власти. Для нас же важно сосредо­точиться на другой стороне наследия исторической социологии, а именно на общефилософской, метатеоретической и теорети­ческой мысли, которая по-новому освещает природу социальной реальности. Я буду обсуждать только то новое, что вносят социо­логи сегодня. Тенденция к слиянию или интеграции социологии и истории коренится и в самой теоретической истории, прежде всего — во французской школе Анналов (напр., 58) и в различ­ных отраслях «социальной истории». Историки этой ориентации нередко достигают такого же уровня представлений об обществе, близкого исторической социологии. Акцент на тот факт, что по своей природе общество есть процесс, что оно созидательно и имеет собственную историю, характерен и для некоторых совре­менных философов (напр., 44).