Чарльз Тилли: соединение социологии и истории

.

Чарльз Тилли: соединение социологии и истории

Некоторого синтеза социологии и истории сумел достичь Чарльз Тилли, который является одновременно специалистом и по социальной истории, и по исторической социологии. Он вы­двинул несколько общих программных положений относительно исторической природы социальной реальности и значения исто­рического аспекта в социологических исследованиях, тем самым подчеркнув кумулятивность процесса. «Как феномен история представляет собой кумулятивное влияние прошедших событий на события настоящего» (402; 12). Любая текущая ситуация не является необходимой фазой некой предопределенной последо­вательности развития, она есть «результат длительного, медлен­ного, исторически специфического процесса» (402; 39). Вместе с тем она обеспечивает возможность для его непрерывности. «Каж­дая структура или процесс состоит из ряда точек выбора. Резуль­тат в данной временной точке содержит потенциальные резуль­таты более поздних точек» (403; 14). Актуальный исторический процесс плюралистичен и дифференцирован, в нем сочетаются различные перекрещивающиеся, конфликтные, дополняющие друг друга и параллельные процессы. «Социальных изменений вооб­ще» не существует. Есть множество крупномасштабных процес­сов: урбанизация, индустриализация, пролетаризация, рост насе­ления, капитализация, бюрократизация. Все они происходят в определенной последовательности, а социальные изменения — нет» (403; 33). Конечно, в конкретные периоды истории одни процессы могут быть более важными, затеняя влияние других. «На протяжении нескольких последних сот лет среди всех изме­нений в мире доминировали рост числа национальных государств и развитие капитализма» (403; 49). Но все это зависит от обстоя­тельств и вовсе не неизбежно.

Тилли рассматривает социальную реальность не как систему, а как трансформирующуюся сеть «многообразных социальных вза­имоотношений, одни из которых полностью локализованы, а дру­гие охватывают весь мир» (403; 25). Так, устройство общества и ход истории в конечном счете зависят от конкретных человеческих дей­ствий. Тилли предпочитает сосредоточить внимание на повседнев­ном поведении обычных людей («популистская история»), в част­ности, на «способах их коллективных действий, которые они пред­принимают для реализации своих интересов» (399; 5). Помимо прочего он относит к ним деятельность «групп по интересам», коллективное насилие, социальные движения и революции.

Смысл работы Тилли ясен: социология должна получить «ис­торическое обоснование» (402; 12, 46), т. е. «необходимо, преодо­лев субстанциальные рамки пространства и времени, взглянуть на общество и увидеть, к чему мы пришли, куда направляемся и каковы реальные альтернативы нашему сегодняшнему состоянию» (403; 11). Подобные исследования должны «учитывать, что время и место, в которых оказываются структура или процесс, привносят различия в их характер, что последовательность, в которой происходят аналогичные события, существенно влияют на их ре­зультат» (403; 79).