Кристофер Ллойд и «структурализм»
.Кристофер Ллойд и «структурализм»
Хорошее объяснение позиции, именуемой «структурализмом», дал Кристофер Ллойд (243). «Проблема состоит в наведении мостов между субъективным и объективным, а также между свободой и детерминизмом. Это необходимо для того, чтобы показать, как люди в действительности создают свою собственную историю, а также как частные обстоятельства, которые являются результатами действий людей, созидавших историю в прошлом, обусловливают творение ими истории сегодня». Ключ к этой загадке лежит в процессуальном характере общества: «Проводить водораздел между прошлым и настоящим бессмысленно. «Настоящее» всегда становится «прошлым», и процессы непрерывно текут в обоих направлениях» (243; 20). Следовательно, «главная цель социальной науки должна состоять в объяснении социальной трансформации» (243; 10). Это требует знания исторической перспективы. «Поскольку структуры всегда меняются, они должны изучаться под историческим углом зрения» (243; 164).
Внутри процесса происходит взаимная, диалектическая игра структур и действий: «Действия объясняются их структурными и психологическими императивами и напряженностями, а структура и ее история объясняются как намеренные и ненамеренные последствия индивидуальных действий и копирующего их массового поведения во времени» (243; 10). Движущей силой этой диалектики и вытекающего отсюда исторического процесса являются действия людей в рамках их социального, культурного и географического окружения (243; 192). «Индивидуальные и коллективные человеческие действия — фундаментальная движущая сила истории» (243; 37). «Личности агентов» (т. е. субъектов действия. — Ред.) свободны в пределах определенных границ, они обладают способностью влиять на некоторые ограниченные изменения в мире и делают это как намеренно, так и — чаще всего — непреднамеренно, что приводит к непреднамеренным и даже неосознанным структурным результатам.
Итак, согласно концепции структурализма, общество представляет собой упорядоченную, независимую, но свободно интегрирующуюся, постоянно меняющуюся «конфигурацию» отношений, правил и ролей, которые скрепляют коллектив индивидуальных личностей. Оно существует независимо от любого отдельного индивида, но не всех (или значительной части) индивидов... Чтобы оно продолжало существовать, оно должно ими воспроизводиться и преобразовываться под влиянием их собственных действий (243; 16—17).