Норберт Элиас и фигуративная социология

.

Норберт Элиас и фигуративная социология

Появление современной исторической социологии связано с игнорировавшимися долгое время работами Норберта Элиаса. Он одним из первых исторических социологов начал упорную атаку на социологов за их «отступление в настоящее» (116, 223), что было столь типично для «ортодоксального консенсуса» на уровне теории, а также за некритичную подборку фактов на уровне эм­пирического исследования. Этому недостатку, выражающемуся в абстрагировании от временных и динамических параметров ор­ганизации человеческого общества, Элиас противопоставил «про­цессуальную перспективу» Она означает осознание того, что «не­посредственное настоящее, к которому обращаются социологи, составляет лишь ничтожно малую моментальную фазу в необъят­ном потоке человеческого развития, и что этот поток, исходя из прошлого, пересекает настоящее и устремляется к возможному бу­дущему» (116; 224). Общества рассматриваются в историческом вре­мени: «Каждое современное общество выросло из более ранних обществ и выходит за свои собственные пределы, превращаясь в разнообразные возможные будущие общества» (116; 226). Этот про­цесс в основном незапланирован, хотя и включает в себя более короткие или более длинные эпизоды спланированного, наме­ренного социального изменения. Изменения не имеют автомати­ческого или неизбежного характера; процесс полностью обуслов­лен людьми в их сложном взаимодействии, взаимозависимости, которые Элиас назвал «образами» (figurations*). Их узловыми точ­ками могут быть индивидуальные деятели, но могут быть и груп­пы, и даже государства. Образы формируют «гибкую решетчатую конструкцию напряженностей» (ИЗ; 130), «неустойчивое напря­женное равновесие, баланс сил, движущихся туда и обратно, пере­вешивая сначала в одну сторону, затем в другую» (113; 31). Такие паутины, или сети, межчеловеческих отношений с властью как основной связью (соединяющей людей, но также и противопо­ставляющей их; порождающей не только их кооперацию, но и конфликты) внутренне текучи, нестабильны, подвергаются всем видам изменений. Это и есть модели движения большей или меньшей продолжительности. В таких своих «образах» люди и сосре­доточивают собственную деятельность по изменению истории.

Планы и действия, эмоциональные и рациональные побуждения людей посто­янно переплетаются, а переплетения бывают дружественными или враждебны­ми. Эта основная ткань, состоящая из многих единичных планов и действий, порождает изменения, которые не планировала и не создавала ни одна отдель­ная личность. Из такой взаимозависимости возникает своеобразный порядок, причем порядок более сильный, чем воля и разум составляющих его индиви­дов. Это именно тот социальный порядок, который создается переплетением человеческих побуждении ц стремлений и определяет направление историчес­кого изменения (114; 230—231).

С другой стороны, по принципу обратной связи «образы» сами влияют на человеческие действия: «индивиды формируют исто­рические образы и сами исторически формируются ими» (2; 250). Тем самым разрешается дилемма непрерывности и трансформа­ции в этом «имманентном порядке изменения» (23; 193). Как по­бочный продукт понятие образа служит мостиком между структу­рой и действием. По замечанию одного современного коммента­тора, «Элиас стремится выйти за пределы привычных полярное-тей мышления и избежать любой позиции, идентифицируемой с этими полярностями» (160; 332). В этом смысле проект истори­ческой социологии Элиаса является по преимуществу синтети­ческим.