Дух капитализма

.

Дух капитализма

Для Вебера, как и для большинства его предшественников, живших в XIX в., основная цель состояла в том, чтобы понять современность, новый, радикально изменившийся мир, который в Западной Европе и США в XIX столетии достиг зрелости и распространился на другие регионы земного шара. Центральным организующим принципом этой современной системы был капи­тализм — рационализированное, эффективное производство то­варов, сопровождаемое погоней за прибылью и основанное на частной собственности и индивидуальных предпринимательских усилиях. Говоря словами Вебера, «капитализм идентифициру­ется с погоней за прибылью, и причем постоянно растущей прибылью, получаемой за счет непрерывной, рациональной, капиталистической предприимчивости,... рациональной капи­талистической организации (формально) свободного труда» (443; 17, 21). Как утверждает современный исследователь Ве­бера, «характеристиками рационального капитализма являют­ся предпринимательская организация капитала, рациональная технология, свободный труд, неограниченный рынок и надеж­ные законы» (80; 930).

Главные вопросы, на которые пытается ответить Вебер: как зародился капитализм и как ему удалось выжить? Другими слова­ми, он ищет объяснения перехода от традиционного к капита­листическому обществу и причины дальнейшего распростране­ния последнего.

Если капитализм, рассуждает Вебер, как и все другие структурные целостности, есть результат человеческих действий, то должен быть некоторый особый тип действий, исполняемый не­которым особым классом деятелей, движимых особым типом мотиваций. Так возникает первый вопрос: кто является основа­телем капитализма? Вебер отвечает: новый тип предпринимате­лей и новый тип рабочих одновременно. Именно они служат фундаментальной предпосылкой зарождения капитализма. Отсюда следует второй вопрос: что отличает этот новый тип предприни­мателей и рабочих? Ответ таков: специфическая ментальность, или «этос», «дух капитализма». Эта уникальная смесь мотиваций и ценностей включает:

1) мотивы прибыли. Добывание денег становится целью жизни. В результате происходит явное смещение целей, поскольку деньги из инструмента или сред­ства преирашаются в самостоятельную конечную цель;

2) аскетизм, т. е. стремление избегать «случайных» радостей и гедонистического потребления (т. е. потребления ради лишь удовольствия потреблять);

3) чувство долга, что прежде всего подразумевает дисциплинированную, ответ­ственную, рациональную деятельность. Это относится и к предпринимателям, для которых организационные усилия становятся целью, и для рабочих, кото­рые начинают рассматривать труд как цель саму по себе.

Если «дух капитализма», пронизывающий главных действую­щих лиц капиталистического общества (предпринимателей и ра­бочих) и вызывающий капиталистические действия (организацию и труд), является предпосылкой зарождения капитализма, то ка­ков же источник происхождения самого этого «духа»? Таков тре­тий вопрос, который ставит Вебер. Объяснение не может остано­виться на уровне «этоса», оно должно добраться до глубинных истоков (корней) самого «этоса». В этом именно и заключается оригинальный (и наиболее оспариваемый) вклад Вебера.