Мотивации достижения

.

Мотивации достижения

Еще одна, широко известная теория, в центре внимания ко­торой находится психологический аспект капитализма, принад­лежит Дэвиду Мак-Клелланду (257). Он сосредоточился на во­просе: существует ли некий универсальный личностный синдром, предшествующий тому или иному скачку интенсивного эконо­мического развития в истории человеческого общества. Ответ Мак-Клелланда утвердителен: любой такой скачок предваряется рас­пространением «мотивации достижения», которая особенно не­заменима для предпринимательской деятельности. «В обществе, где высок уровень стремления к успеху, всегда много энергичных предпринимателей, способствующих, в свою очередь, более бы­строму экономическому росту» (257; 205).

Альтернативные личностные синдромы «присоединения» и «власти» имеют противоположные следствия. Первый препятст­вует конкуренции, творчеству, оригинальности, выдвижению но­вых идей, тормозя тем самым экономическое развитие. В сочета­нии со вторым синдромом это ведет к распространению тотали­тарных тенденций.

Мотивации достижения, универсальные условия для экономического роста возникают в различные исторические эпохи и, следовательно, должны быть определены в соотносимых терми­нах. Это достигается тем, что стандарты, меры и шкалы достиже­ния рассматриваются как исторически специфичные и разнооб­разные, а необходимость в достижении того или иного стандарта — как универсальная и постоянная черта. По словам Мак-Клел-ланда, применительно к конкретной исторической ситуации рас­пространения капитализма «успех» означает стремление к конку­ренции за более высокий стандарт превосходства, выраженный в деньгах, а также к неуклонному, восходящему накоплению при­были.

В поведенческом аспекте мотивация достижения связана с мобильностью, направленной вверх: частыми поездками, долги­ми часами работы, желанием накопить капитал, надеждой на об­разование детей, предпринимательской активностью. В области социальных установок наблюдаются стремление к новшествам, высокое чувство ответственности, планирование действий, раци­ональный расчет, готовность к риску.

Как рождается и развивается этот крайне важный синдром личности? Ключ предлагается искать в области социализации, в соответствующих предъявляемым требованиям воспитании и обу­чении детей. С ранних лет им необходимо прививать уверенность в себе, настойчивость в достижении цели, уважение к напряжен­ному труду. Как говорит Мак-Клелланд, посеяв мотивации до­стижения, пожнешь урожай экономического роста.

Конечно, как и в любой социологической теории, некоторые рассуждения Мак-Клелланда вызывают сомнения. Так, неясно, «кто обучает учителей», или, другими словами, почему родители и учителя нацеливают своих детей и учеников на достижения, а не ориентируют их на присоединение или власть. Далее, доста­точно ли постулируемого «успеха» для объяснения экономичес­кого роста? Быть может, это необходимое, но не достаточное ус­ловие, ведь существуют кроме того определенные исторические обстоятельства или, скажем, ресурсы, которые имеют более ося­заемый (материальный, технический, политический) характер? По меткому замечанию Ходака, «как расчленить ситуацию, когда желание достичь успеха огромно, но средства для того, чтобы реализовать это желание в предпринимательстве, либо отсутству­ют, либо недоступны?» (77; 180) Скорее всего, подобные ситуа­ции вызовут глубокий кризис надежд и ожиданий, что может при­вести к пассивности, апатии или, при определенных условиях, к взрыву революционной активности.