Глава 11. Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов
.Глава 11. Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов
Задание 1 Припомните какую-либо стрессовую ситуацию на своей работе. Проанализируйте ее причины, а также способы выхода из нее всех участников. Сформулируйте свои рекомендации по оптимальному выходу из данной ситуации.
Задание 2 Сформулируйте перечень рекомендаций своему руководителю под девизом: «Руководитель, не становись стрессодателем!».
Задание 3 Оцените свою Стрессоустойчивость, используя приведенную ниже методику, и сделайте практические выводы.
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге1
Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков.
|
Жизненные события
|
Баллы
|
||
|
Смерть супруга (супруги) |
100 |
||
|
2. Развод |
73 |
||
3. Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером |
65 |
|
||
4. Тюремное заключение |
63 |
|
||
5. Смерть близкого члена семьи |
63 |
|
||
6. Травма или болезнь |
53 |
|
||
7. Женитьба, свадьба |
50 |
|
||
8. Увольнение с работы |
47 |
|
||
9. Примирение супругов |
45 |
|
||
10. Уход на пенсию |
45 |
|
||
11. Изменение в состоянии здоровья членов семьи |
44 |
|
||
12. Беременность партнерши |
40 |
|
||
13. Сексуальные проблемы |
39 |
|
||
14. Появление нового члена семьи, рождение ребенка |
39 |
|
||
15. Реорганизация на работе |
39 |
|
||
16. Изменение финансового положения |
38 |
|
||
17. Смерть близкого друга |
37 |
|
||
18. Изменение профессиональной ориентации, смена места работы |
36 |
|
||
19. Усиление конфликтности отношений с супругом |
35 |
|
||
20. Ссуда или заем на крупную покупку, (например, дома) |
31 |
|
||
21. Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги |
30 |
|
||
22. Изменение должности, повышение служебной ответственности |
29 |
|
||
23. Сын или дочь, покидают дом |
29 |
|
||
24. Проблемы с родственниками мужа (жены) |
29 |
|
||
25. Выдающееся личное достижение, успех |
28 |
|
||
26. Супруг бросает работу (или приступает к работе) |
26 |
|
||
27. Начало или окончание обучения в учебном заведении |
26 |
|
||
28. Изменение условий жизни |
25 |
|
||
29. Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения |
24 |
|
||
30. Проблемы с начальством, конфликты |
23 |
|
||
31. Изменение условий или часов работы |
20 |
|
||
32. Перемена места жительства |
20 |
|
||
1 Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Изд. дом БАХРАХ. 1998. – С. 149 – 152 .
Жизненные события |
Баллы |
33. Смена места обучения |
20 |
34. Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска |
19 |
35. Изменение привычек, связанных с вероисповеданием |
19 |
36. Изменение социальной активности |
18 |
37. Ссуда или заем для покупки менее крупных психей (машина, телевизор) |
17
|
38. Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна |
16 |
39. Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и чистоты встреч с другими членами семьи |
15 |
40. Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита а т.п.) |
15 |
41. Отпуск |
13 |
42. Рождество, встреча Нового года, лень рождения |
12 |
43. Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличною движения) |
11 |
Интерпретация результатов
Доктора Холмс и Pare (США) изучали зависимость заболеваний от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.
На основании проведенных исследований было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.
Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте — среднее количество баллон в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.
Итоговая сумма определяет одновременно и степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов — это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение — она выражает (в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки.
Для наглядности приведем сравнительную таблицу стрессовых характеристик.
Общая сумма баллов
|
Степень сопротивляемости стрессу |
150 – 199 |
Высокая |
200 – 299 |
Пороговая |
300 и более |
Низкая (ранимость) |
Задание 4 Предлагаемый ниже тест поможет вам оценить степень стрессогенности различных сторон вашей трудовой деятельности.
Тест «Стрессоры»1
Как часто приведенные ниже факторы мешают вам трудиться?
Укажите на соответствующую цифру.
Высказывания
|
«Никогда»
|
«Редко»
|
«Иногда»
|
«Часто»
|
«Всегда»
|
1. Работающие со мной люди не знают, что они могут от меня ожидать |
1 |
1 |
3 |
4 |
5 |
2. Вы убеждены, что делаете не то, что нужно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. Вы чувствуете, что вы не в состоянии удовлетворить разноречивые требования вышестоящих руководителей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. Вы ощущаете перегрузку |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. Вам не хватает времени, чтобы сделать работу как следует |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. Вы чувствуете, что работа отражается на личной жизни |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7. Вы часто не знаете, что вам дадут делать |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8. Вы чувствуете, что для исполнения работы вам не достает власти |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9. Вы чувствуете, что не можете перепарить всю необходимую информацию |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10. Вы не знаете, как вас оценивает ваш начальник |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11. Вы не в состоянии предугадать реакций вышестоящих начальников |
1 |
1 |
3 |
4 |
5 |
12. Ваши взгляды коренным образом расходятся с взглядами вашего начальника |
1 |
2 |
1 |
4 |
5 |
Тест имеет четыре секции:
1) Конфликтность 1 2 3
2) Перегрузка 4 5 6
3) Сферы деятельности 7 8 9
4) Напряженность с руководством 10 11 12
Подсчитайте количество набранных баллов по секциям. Здесь вы можете набрать от 3 до 15 баллов. Количество баллов от 12 и выше указывает, что в этом сфере у вас имеются неурядицы. Общий балл по всему тесту предполагает 12—60 очков. Показатель 36 и выше свидетельствует о том, что ваша работа изобилует стрессогенными факторами.
Задание 5 С помощью следующего теста оцените свои перспективы обретения или избегания стрессов и скорректируйте свое поведение.
Тест «Куда ты идешь: к стрессу или от него?»2
В каждой из шести групп ответов отметь один («а», «б» или «в»), который соответствует твоему поведению.
1. а) В работе, в отношениях с представителями противоположного пола, спортивных или азартных играх я не боюсь соперничества и проявляю агрессивность.
б) Если в игре я теряю несколько очков и если представитель противоположного пола не реагирует должным образом па самые первые мои знаки внимания, то я сдаюсь и выхожу из игры.
1 Психологические тесты для деловых людей.— М: Интел-Синтез. 1994.— С. 113 – 114.
2 Власов II. М. ...И проснешься боссом. Справочник по психологии управления. Ч. 3. – М.: ИНФРА-М. 1994. – С. 191 – 192.
в) Я избегаю какой бы то ни было конфронтации.
2. а) Я честолюбив и хочу многого достичь.
б) Сижу и жду «у моря погоды».
в) Ищу предлог увильнуть от работы.
3. а) Люблю работать быстро, и часто не терпится поскорее закончить дело.
б) Надеюсь, что кто-то будет меня «подстегивать».
в) Когда я прихожу домой, то думаю о том, что сегодня было на работе.
4. а) Я разговариваю быстро и громко. В беседе довольно категоричен и перебиваю других.