18. Великие личности как агенты изменений - История как человеческий продукт

.

18. Великие личности как агенты изменений - История как человеческий продукт

Социальные изменения, включая широкомасштабные исто­рические преобразования, являются результатом действий людей. В социальной истории нет ничего, что не могло бы быть расцене­но как преднамеренный либо непреднамеренный результат чело­веческих усилий. «То, что история делается мужчинами и жен­щинами, более не отрицается никем, за исключением некоторых теологов и мистических метафизиков» (197; xi).

Сказать, что люди делают историю, еще не значит ответить на вопрос: кто в действительности делает ее, все ли мужчины и жен­щины или лишь некоторые; все ли делают в равной мере, или их вклад различен; все ли участвуют в созидании в одной и той же области или в разных сферах, одинаковым образом или разными путями. Короче, мы спрашиваем:

Кто делает историю? Какая часть истории ими делается? Что за историю они делают? Как они делают ее?

Спрашивая, кто делает историю, мы должны иметь в виду основные отличия между индивидуальными деятелями (людьми) и коллективными (группами, выполняющими определенные за­дачи, социальными движениями, ассоциациями, политическими партиями, армиями, правительствами и т.д.). О коллективных де­ятелях речь пойдет в гл. 19, а сейчас наше внимание сосредото­чится на индивидах. Среди них можно выделить три различных типа. Первый составляют обычные люди, занятые нормальной, повседневной деятельностью. Они работают и отдыхают, едят и спят, путешествуют и гуляют, разговаривают и пишут, смеются и ссорятся. Но существуют и исключительные люди, составляю­щие тип индивидов, которые благодаря особым личным качест­вам (знаниям, компетенции, таланту, мастерству, силе, хитрости и даже «харизме») действуют во имя или в интересах других (89), либо манипулируют другими, подавляют их. Это лидеры, проро­ки, идеологи, государственные деятели, диктаторы, тираны и т.д. К третьему типу относятся те, кто занимает позиции, обеспечи­вающие особые полномочия (при этом вовсе не обязательно, чтобы они обладали исключительными личными качествами). Роль та­ких людей требует действий, определяющих судьбу других. Мы имеем в виду правителей, законодателей, менеджеров, админи­страторов, полицейских и т.д.

Можно предложить еще одну типологию — по формам дейст­вий. (1) Если мы будем рассматривать способ действий, то полу­чим некоторый континуум. На одном полюсе окажется повсе­дневная деятельность, движимая чисто эгоистическими, частны­ми мотивами и намерениями. Каждое такое действие может вли­ять на жизнь других людей, а в совокупности они способны вы­звать весьма ощутимый социальный отклик (например, в случае отклонения от нормы или изобретения новых орудий). (2) Про­двигаясь по континууму, мы обнаружим действия, предприни­маемые в более широком контексте коллективного поведения. Они все еще плохо скоординированы, не объединены общими намерениями, но вследствие своей масштабности могут иметь прямые и важные социальные последствия. Проявлениями такого типа действий могут служить поведение толпы, паника, взрывы ненависти, восстания. (3) Далее идут коллективные действия, имею­щие преднамеренный, целенаправленный, координированный ха­рактер. Они преследуют некую общую цель. Таковы, например, митинги, манифестации, кампании и т.д. (4) Отдельную категорию образует предпринимательская деятельность, направленная на мо­билизацию и вовлечение в свою орбиту других. (5) И, наконец, существуют разного рода политические действия в борьбе за дости­жение власти или за ее упрочение, издание распоряжений, мани­пулирование, установление законов, правил (а также тайные переговоры, проведение кампаний за отмену выборов и т. п.).

Что касается целей действий отдельных индивидов, то здесь тоже можно выделить несколько вариантов. Одни действия на­правлены непосредственно на структуры. Они создают их, изме­няют или поддерживают. В ходе таких действий вводятся новые нормы, выдвигаются оригинальные идеи, возникают новые от­ношения, формируются новые иерархии. Другие действия направ­лены не на структуры, а на людей. Речь идет о воспитании, обу­чении, координации и т.д. Косвенно они также способны оказы­вать влияние на структуры, внося тем самым свой вклад в соци­альные изменения. Наконец, действия третьего вида нацеливаются  на объекты — как природные, так и те, что созданы челове­ком.

Таким образом, люди «делают историю» по-разному. Второй вопрос: какую часть истории они делают? Одинакова ли их роль в этом процессе? Очевидно, что, в отличие от обычных людей, вклад каждого из которых ничтожен, но в совокупности они мо­гут дать мощный импульс социальным изменениям, выдающиеся личности оказывают на ход истории значительное влияние. Не случайно, именно великие люди привлекали внимание исследо­вателей с самого начала изучения социальных изменений. Пос­ледуем этой традиции.

Прежде всего попытаемся определить, кто составляет катего­рию «великие люди». Даже если избегать моральных оценок и принимать в расчет лишь степень объективного влияния, то и тогда данная категория будет очень разнородной. Возьмем фак­тор времени. На одном полюсе окажутся те, кто оставил — хоро­ший или плохой — но в любом случае долгий след в человеческой истории: Иисус, Будда, Цезарь, Наполеон, Сталин, Гитлер, Ко­перник, Эдисон. К другому могут быть отнесены люди, диктую­щие вкусы, стили, моду, увлечения и т.д. Они могут иметь огром­ное число последователей, и в некоторых областях их воздейст­вие может быть очень сильным и массовым, но лишь времен­ным, поскольку на смену им скоро приходят другие. Вспомним Элвиса Пресли и «Битлз», Мадонну и Принца, Пьера Кардена и Джанни Версачи.

Существенно варьируют и пространственные масштабы вли­яния: у кого-то они локально ограничены (либо отдельными со­обществами, либо территориями), а у кого-то распространяются на весь земной шар. Сравните Пол Пота и Ленина, Пиночета и Гитлера. Наконец, влияние варьирует по своему содержанию. И здесь встает третий вопрос: что за историю они делают? На од­ном полюсе — «лидеры действия»: полководцы, политики, дик­таторы, на другом — «лидеры мысли»: пророки, философы, уче­ные, мыслители. И, наконец, по всем трем осям существует ог­ромное разнообразие конкретных случаев, различающихся по временной протяженности, пространственным масштабам и сфере влияния.

Наконец, мы подошли к последнему вопросу: как делается история? Люди могут оставить свой след в истории как непред­намеренно, так и намеренно, при этом объективные последствия и субъективные цели и задачи вовсе не обязательно совпадают. Коперник, скорее всего, не представлял, что его открытия в аст­рономии вызовут поистине революционные изменения в научном, религиозном и даже обыденном мышлении. Джеймс Уатт вряд ли предполагал, к каким последствиям для человеческой цивилизации приведет изобретение им парового двигателя. Нильс Бор не мог предусмотреть, что его опыты дадут толчок к созда­нию ядерного оружия, драматически изменят военный баланс и политическую историю после Второй мировой войны. Все эти «лидеры мысли» не считали себя «творцами истории», хотя их идеи и привели к широкомасштабным историческим изменени­ям. Сказанное относится и к «лидерам действия». Александр Македонский не догадывался, что победа над персами спасет за­падную цивилизацию на целое грядущее тысячелетие, как и Хрис­тофор Колумб не подозревал, что он открыл территорию, где в будущем возникнет сверхдержава. Они просто делали свое дело, не зная, что запускают процессы всемирно-исторического значе­ния. Иногда в основе подобных действий лежали эмоциональные или моральные импульсы. Роза Парке, негритянка из Монтгоме­ри штата Алабама, отказавшаяся занять в автобусе «место для черных», не преследовала цель начать мощное движение за граж­данские права негров, впоследствии изменившее лицо Америки.

С другой стороны, многие деятели, конечно, сознательно пытаются играть великую роль, преобразовать мир. Наполеон и Маркс, Робеспьер и Ленин, Горбачев и Рейган — вот лишь неко­торые примеры. В данном случае субъективные намерения и объ­ективные последствия зачастую не совпадают. По иронии исто­рии, амбициозные реформаторы и революционеры нередко дей­ствительно добиваются исторических сдвигов, но вовсе не тех, на которые они рассчитывали. Как замечает Карл Поппер, большин­ство революций приводит к последствиям, противоположным тем, о которых мечтали революционеры. По его словам, «даже те ин­ституты и традиции, которые возникают в результате сознатель­ных человеческих действий, являются, как правило, косвенным, непреднамеренным и нежелательным побочным продуктом та­ких действий» (331; 286). Глубоко моральное, романтическое и гуманное учение Карла Маркса выродилось в одну из наиболее бесчеловечных политических систем в мировой истории.

Бывают и противоположные ситуации. Так, Михаил Горба­чев, начиная политику гласности и перестройки, старался спасти агонизирующую коммунистическую систему, а не подтолкнуть ее к полному краху. Его намерения, далекие от революционных, вылились, наверное, в наиболее глубокие исторические преобра­зования современности. Этот политический деятель оставил след в истории не благодаря тому, чего он хотел достичь, а благодаря объективной роли, которую сыграл. Лишь очень немногие великие лидеры или политики способны достигать тех исторических целей, которые они перед собой поставили. Если им это удается, то чаще всего в сравнительно ограниченных социальных рефор­мах, а не в глобальных проектах реконструкции (332).