19. Социальные движения как фактор социальных изменений - Социальные движения в ряду других агентов изменений

.

19. Социальные движения как фактор социальных изменений - Социальные движения в ряду других агентов изменений

Воплощения человеческой деятельности многообразны. Со­циальные изменения осуществляются различными деятелями, но один из них становится в современную эпоху особенно важным. Этот деятель (агент) появляется на экранах телевизора всякий раз, когда мы включаем его, чтобы посмотреть новости. Толпы в городских скверах, протестующие против политики правительст­ва; мрачные лица бастующих британских шахтеров; американ­ские юнцы, пикетирующие атомные станции; студенты, сражаю­щиеся с отрядами полиции на улицах Сеула; мусульмане, ата­кующие христиан, и наоборот; сербы, воюющие с боснийцами, и боснийцы, воюющие с сербами; черные африканцы, протестую­щие против апартеида; женщины, пикетирующие клиники, где делаются аборты; французские крестьяне, блокирующие дороги. Социальные движения — это, пожалуй, наиболее мощные силы, вызывающие социальные изменения.

Многие авторы отмечают важнейшую роль социальных дви­жений, рассматривая их в качестве «одного из главнейших спо­собов, которым переделываются современные общества» (49; 154); в качестве «создателей социальных преобразований» (215; 426) и «исторических деятелей» (422; 298), «трансформирую­щих агентов политической жизни» или «носителей историчес­ких проектов» (5; 12).

Какое место занимают социальные движения среди других субъектов социальных изменений? Давайте подойдем к решению этого вопроса с точки зрения разделения различных способов, благодаря которым могут возникать социальные трансформации. Некоторые из них идут «снизу», вызываются активностью со сто­роны широких масс обычных людей; другие — «сверху», под на­тиском властных элит (правителей, менеджеров, администрато­ров, и т.д.), способных навязать свои предпочтения остальным членам общества. Одни изменения представляют собой результат преднамеренных действий, заранее продуманных проектов; другие — непредумышленные побочные эффекты, побочный про­дукт действий, совершаемых во имя иных целей.

Сочетание этих двух критериев (место размещения и намере­ния деятеля) дает четырехчленную типологию.

1. Латентные (скрытые, невыявленные) изменения, возникаю­щие «снизу» (например, благодаря людям, живущим повседнев­ной жизнью, делающим тот или иной выбор, принимающим ре­шения по поводу своих частных целей, ненамеренно производя­щим сдвиги в экономике, демографии, в области жизненных сти­лей, привычек и т.д.). Аккумулированные и комбинированные результаты разрозненных индивидуальных поступков приводят к зарождению долговременных тенденций. Их можно увидеть на макрошкале, абстрагируясь от массы производных действий. Иногда к подобным долговременным тенденциям относятся как к социальным движениям (или «общим социальным движениям» в противоположность «частным»). Мы не согласны с таким под­ходом, поскольку существуют более приемлемые термины — «на­клонности», «тенденции», «течения», «макропроцессы», которы­ми обозначается рассматриваемый феномен. Мы намерены ис­пользовать термин «социальные движения» в особых случаях.

2. Латентные изменения, осуществляемые «сверху» (напри­мер, благодаря действиям правительства, приводящим к неожи­данным побочным результатам или даже вызывающим «эффект бумеранга», т. е. к изменениям, противоположным тем, которые предполагались).

3. Явные изменения, происходящие «сверху» (например, ус­пешное выполнение планов, приведение в действие реформ правительством, административным или управленческим ап­паратом).

4. Явные изменения, производимые «снизу» (например, когда правительство приступает к политическим реформам под давле­нием масс). Рассмотренная типология представлена в табл. 19.1.

Последняя категория описывает ситуацию, в которой люди сплачиваются и организуются для того, чтобы произвести изме­нения в обществе. По степени организованности спектр участ­ников может включать в себя как стихийно возникающие, рас­пыленные толпы и сборища, так и социальные движения и, на­конец, группы по интересам, лобби и высоко бюрократизирован­ные политические партии, сражающиеся за власть (партии, уже стоящие у власти, принадлежат к другой категории в нашей ти­пологии. Наряду с правителями и правительствами они вводят изменения «сверху»).

правительства, приводящим к неожи­данным побочным результатам или даже вызывающим «эффект бумеранга», т. е. к изменениям, противоположным тем, которые предполагались).

3. Явные изменения, происходящие «сверху» (например, ус­пешное выполнение планов, приведение в действие реформ правительством, административным или управленческим ап­паратом).

4. Явные изменения, производимые «снизу» (например, когда правительство приступает к политическим реформам под давле­нием масс). Рассмотренная типология представлена в табл. 19.1.

Последняя категория описывает ситуацию, в которой люди сплачиваются и организуются для того, чтобы произвести изме­нения в обществе. По степени организованности спектр участ­ников может включать в себя как стихийно возникающие, рас­пыленные толпы и сборища, так и социальные движения и, на­конец, группы по интересам, лобби и высоко бюрократизирован­ные политические партии, сражающиеся за власть (партии, уже стоящие у власти, принадлежат к другой категории в нашей ти­пологии. Наряду с правителями и правительствами они вводят изменения «сверху»).