Влияние на историю

.

Влияние на историю

Историческая роль великих личностей принимает две фор­мы, соответственно которым Сидней Хук различает два типа личностей — «событийные личности» и «личности, создающие события». Величие первых не зависит от того, что они совер­шили в действительности. Им вовсе не нужно проявлять неве­роятную мудрость, фантазию или высокие моральные качест­ва, они просто «натыкаются на величие», оказавшись в нуж­ное время в нужном месте и принимая верные решения, пра­вильно используя открывшиеся возможности. Вытекающие отсюда исторические последствия справедливо приписывают­ся именно им. «Событийный человек творит события при том счастливом или несчастливом стечении обстоятельств, когда его действия, равно как и уклонение от них, являются решаю­щими и имеют глобальные масштабы» (197; 163). Зачастую такие люди изначально даже не подозревают об историческом зна­чении своих поступков.

Что касается второй категории, то это действительно великие личности, обладающие уникальными свойствами — умом, талан­том, проницательностью, настойчивостью, упорством в дости­жении целей. Из их числа рекрутируются харизматические лидеры; они сами чувствуют свою избранность, и другие при­знают их харизму. Уникальная особенность действий таких людей заключается не только в использовании возникающих возможностей, но и в создании последних. «Создающий собы­тия человек... находит развилки исторических путей и помога­ет создать их. Он увеличивает шансы добиться успеха при выборе тех или иных альтернатив благодаря своим экстраординарным качествам» (197; 157).

На пути к историческому величию немало ловушек. Попытки изменить историю нередко терпят неудачу, даже если они исхо­дят от действительно выдающихся личностей. Существует мно­жество разнообразных барьеров, которые препятствуют успеху потенциального героя или ведут к провалу тех, кто завоевал при­знание ранее. Во-первых, чаще всего люди не в состоянии аде­кватно оценить свои возможности, правильно определить нали­чие исторических альтернатив, принимают желаемое за дейст­вительное. Во-вторых, существует общая тенденция думать ди­хотомически «или-или», игнорируя комплексный характер со­циальных ситуаций, а также вариантность их возможного раз­вития. В-третьих, большинству людей не свойственно умение правильно определять затраты, необходимые для достижения цели с минимальными потерями. В-четвертых, многие пренебрегают вероятными побочными непреднамеренными последствиями, особенно если они кажутся далекими по времени. В-пятых, как правило, не учитываются массовые реакции на принимаемые ре­шения, переоценивается потенциал социальной мобилизации, не­правильно определяется общественное настроение и ошибочно интерпретируются популярные среди широких масс цели и на­дежды. Наконец, последняя ловушка — самая опасная: речь идет об игнорировании того факта, что возможности человека управ­лять социальными и историческими обстоятельствами ограниче­ны; в таких случаях чаще всего возникают попытки изображать из себя всемогущего Господа.

Люди, которым удалось избежать этих ловушек, полностью заслуживают того, чтобы их называли «великими личностями».