Социальные движения и современность

.

Социальные движения и современность

Социальные движения представляют собой исторически уни­версальный феномен. Люди всегда имели причины для объедине­ния и борьбы за свои коллективные цели против тех, кто стоит на пути к их достижению. Историки описывают восстания, бунты, взрывы недовольства еще в античности, религиозные походы в средние века, мощные крестьянские восстания в 1381 и 1525 гг.,

Реформацию, культурные, этнические и национальные движе­ния Ренессанса. Социальные движения внесли свой вклад в рож­дение современности в периоды великих буржуазных революций — английской, французской, американской. Стратегии и тактики этих выступлений, их «содержательный репертуар» (400) меня­лись, но большинство исследователей единодушны в том. что лишь в зрелых современных обществах началась действительно «эра социальных движений». Только в XIX и XX столетиях они стали многочисленны, приобрели массовый характер и повлекли за со­бой важные социальные изменения. «Высоко модернизирован­ные общества имеют тенденцию превращаться в общества дви­жений» (309; 449). «Социальные движения составляют суть того, что мы называем современностью. Они определяют современ­ную политику и современное общество» (124; 53). «Социальные движения связаны со структурными сдвигами, сопоставимыми с модернизационными прорывами в сферах «систем» и «образа жизни» (345; 324).

Классики XIX столетия выделили несколько причин, обуслов­ливающих особую важность и значение социальных движений в современный период.

1. Первую можно назвать «темой Дюркгейма». Речь идет о простом физическом соединении больших масс людей в ограни­ченном районе, что происходит при индустриализации и урбани­зации, приводящим к высокой «моральной плотности» населе­ния. Это создает возможности для контактов и взаимодействия, выработки единой точки зрения, общей идеологии и сплочения единомышленников. Короче говоря, шансы для мобилизации социальных движений существенно увеличиваются. Могло ли возникнуть социалистическое движение без фабричной системы, где тысячи рабочих находятся в непосредственном личном кон­такте? Случайно ли, что университетские городки, где сконцент­рировано большое количество студентов, являются питательной средой для разного рода возмущений?

2. Следующая типичная черта современности, которую мож­но назвать «темой Тенниса», — это изоляция индивидов в депер-сонифицированном обществе (Gesellschaft), или «одиночество в толпе» (339). Опыт отчуждения, одиночества и оторванности вы­зывает стремление к общности, солидарности и «сплоченности». Участие в социальном движении позволяет удовлетворить эти всеобщие человеческие потребности.

3. «Тема Маркса» отмечает беспрецедентный рост социально­го неравенства, ступенчатую иерархию богатства, власти и престажа, что характерно для современной капиталистической эко­номики. Эксплуатация, угнетение, несправедливость, лишения объединяют людей. Те, чьи общие интересы находятся под угро­зой, готовы бороться с теми, кто угрожает их интересам. В дан­ном случае наиболее четко проявляется «структурная готовность» (360) к возникновению социальных движений.

4. «Тема Вебера» рассматривает демократические преобразо­вания политической системы, открывающие поле для коллектив­ных действий большим массам людей. Выражение различных мнений, выявление и объединение скрытых интересов и актив­ная деятельность в их защиту становятся законным правом, бо­лее того, долгом ответственного гражданина. «Структура полити­ческих возможностей» (396) для появления социальных движе­ний радикально преобразована.

5. «Тема Сен-Симона и Конта» акцентирует внимание на за­воевании, контроле, господстве над реальностью и манипулиро­вании ею — вначале природой, а постепенно и человеческим об­ществом. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зави­сят от действий людей, что общество может быть сформировано его членами к их собственной выгоде, — важная идеологическая предпосылка активности и, следовательно, мобилизации социаль­ных движений. Волюнтаризм питает их, а фатализм убивает.

6. Современное общество переживает культурный и образо­вательный подъем. Участие в социальных движениях требует из­вестной степени сознательности, воображения, душевного отклика и неравнодушия к общественным проблемам, а также способ­ности к обобщениям личного или местного опыта. Все это связа­но с уровнем образования, рост которого, сопровождая распро­странение капитализма и демократии, увеличивает резерв потен­циальных участников социальных движений.

7. Последняя черта современного общества, способствующая формированию социальных движений, — возникновение и рас­пространение средств массовой информации (301). Это мощный инструмент для «выковывания» общественного мнения, которое раздвигает горизонты граждан, позволяя им выйти за пределы личного мира, обратиться к опыту других, социально или геогра­фически удаленных групп, классов, наций. В результате наступа­ет «демонстрационный эффект», т. е. открывается возможность сравнить собственную жизнь с жизнью других. Обнаруживая, что они лишены многих благ, люди приобретают психологическую готовность к участию в социальных движениях. Кроме того, имен­но через средства массовой информации граждане узнают о по­литических кредо, взглядах и желаниях других, благодаря чему формируется солидарность, выходящая за узкие локальные рам­ки и являющаяся еще одним социально-психологическим усло­вием для возникновения социальных движений.