Выводы
.Выводы
Важно еще раз отметить, что воспоминание (прошлого) и предвосхищение (будущего) – это акты в настоящем. "Теперь я вспоминаю свои ошибки", – говорит клиент. Отметьте разницу между этими словами и простым погружением в воспоминания. Или он может сказать: "Я планирую сделать эту работу в среду", – и это нечто большее, нежели праздные мечты.
Манипулятор, жизнь которого уходит на воспоминания о прошлом или разговоры о будущем, ничего не выносит из этих мысленных путешествий во времени. Наоборот, он истощается и опустошается; его поведение не активно, а пассивно. Как говорил Перлз, ссылки на прошлое и обещания на будущее не повышают ценность нашей личности. "Я не виноват, жизнь так сложилась", – ноет манипулятор. – "Я пока еще не готов что-либо менять, но я себя еще покажу!"
Актуализатор, напротив, черпает ощущение собственной самоценности из адекватности того, что он делает на работе или во время отдыха. Подмену дела объяснениями или обещаниями – самооправдательными или самообвинительными – он считает недостойной ложью. Действуя, и оставаясь при этом собой, он укрепляет веру в себя и способствует своему самоутверждению.
"Я так бодро чувствовал себя, когда работал сегодня в саду".
"Здорово! Как хорошо просто бежать, подпрыгивая!"
"Неплохо бы пойти поспать, – потрудился я на славу".
"Чувствую себя, как рыба в воде. Я полностью выкладываюсь и делаю то, на что способен!"
Внимательно рассмотрев идею здорового человека как существа, которое живет главным образом настоящим, мы приходим к следующему заключению: такая полнота присутствия в настоящем не нуждается в каком-то внешнем подкреплении и обосновании. Сказать: "Я соответствую моменту", а не "соответствовал" или "буду соответствовать", значит утвердить себя и оправдать свое существование. Ощущение того, что "я есть", ощущение своего бытия самоцельно. Оно самоценно и самооправдано. Оно и служит наградой за актуализацию, воплощение себя в действительность данного момента.
Маслоу писал, что человек, воспринимающий время подобным образом, живет в состоянии "творческой невинности":
"Для детей характерно полное и безоговорочное принятие всего происходящего, поскольку у них, с одной стороны, очень мало воспоминаний и очень малая опора на прошлое, а с другой, они еще не умеют прогнозировать будущее. Вследствие этого ребенок – как бы существо без прошлого и будущего.
Если ни о чем не жалеешь и ничего не ожидаешь, если нет ни предвкушений, ни предчувствий, если, в определенном смысле, нет будущего, поскольку ребенок движется только между "здесь" и "сейчас", – не может быть ни ликования, ни разочарования. Вероятность того или иного события одинакова. Это "абсолютное ожидание" и созерцание, лишенное каких бы то ни было требований в пользу одного события, а не другого. Нет никаких прогнозов, нет предзнаменований, а это значит, что нет ни беспокойства, ни тревоги, ни опасений, ни дурных предчувствий.
Все это относится и к моей концепции
творческой личности, – личности, что полностью присутствует здесь и сейчас, а
не в прошлом или будущем. Иначе говоря, творческая личность невинна. Это зрелая
личность, которая сохранила способность воспринимать, думать и реагировать, как
ребенок. Она невинна "вторичной невинностью" умудренного опытом старца,
который сумел вернуть себе способность быть ребенком" [
Поэт Калил Гибран выразил это так: Вневременное в нас – Есть осознание вневременного в
жизни. Постигнув же вчера как память, Что лишь сегодня существует, А завтра – как мечту сегодня, Позволь ему в себе объять их: И прошлое – воспоминаньем, И будущее – устремленьем страстным.
[Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа