Начало трансформации традиционной структуры
.
Начало трансформации традиционной структуры
Еще не закончилось восстание сипаев, когда .английский парламент а 1858
г. принял закон о ликвидации Ост Индской компании. Индия стала составной
частью Британской империи, а королева
Виктория была провозглашена императрицей Индии. Управлять
страной должен был генерал-губернатор, вскоре получивший официальный титул
вице-короля. Деятельность его и всей администрации Британской Индии
контролировалась и направлялась ответственным перед парламентом министерством
по делам Индии. Вслед за тем последовал ряд важных реформ. Военная реформа
привела к расформированию синайских полков и к
существенному изменению состава вооруженных сил: число англичан в армии сильно
увеличилось; большую роль в ней стали играть наемники из числа сикхов и гурков.
В специальном обращении к индийским князьям, ее вассалам, королева Виктория
пообещала уважать их традиционные права. В частности, было введено право
передачи княжества по наследству приемным сыновьям (если линия прямого наследования
прерывалась). Британская корона обязалась со вниманием отнестись к
существованию в Индии традиционной кастовой системы. Были также приняты законы,
препятствовавшие заминдарам и иным арендодателям
произвольно повышать арендную плату. Многие постоянные арендаторы получили
право отчуждать свои земли. Вся эта серия законов, актов и обязательств ставила
своей целью уважать привычные нормы и тем избежать в дальнейшем кумуляции
недовольства. Но все это отнюдь не означало отступления. Просто изменялась
тактика действий. Это хорошо видно на примере другой серии реформ и
нововведений. Еще в 1835 г.
генерал-губернатор Маколей провел реформу
образования в Индии, смысл которой заключался в том, чтобы начать подготовку
кадров колониальной администрации из самих индийцев, создать из них «прослойку,
индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, морали и складу ума».
Активно действуя в этом направлении, англичане открыли в Индии в 1857 г. первые три
университета — Калькуттский, Бомбейский и Мадрасский.
В дальнейшем число индийских университетов и
колледжей 1861 г.
парламент принял закон об организация законосовещательных
Индийских советов при
генерал-губернаторе и губернаторах провинций. Хотя члены этих советов
назначались, а не избирались, законом оговаривалось,
что половина их должна состоять из лиц, не занятых на службе и тем самым не
зависящих от администрации. Была проведена и судебная реформа по английскому
образцу. В продолжение этой же линии 80-х годах были
изданы законы о местном выборном самоуправлении. И хотя выборы были
многоступенчатыми, а участвовать в них могли лишь очень немногие, едва ли более
1 % населения страны, начало избирательной процедуре было положено. В 90-х
годах муниципальные советы стали избирать некоторых
своих членов в провинциальные законодательные
советы при губернаторах, а также в Индийский законодательный совет при
генерал-губернато ре. Активное внедрение элементов европейской (британской)
политической культуры и практики и европейского образования способствовало
проникновению в Индию многих европейских идей и идеалов, знаний и опыта,
привело к знакомству с европейскими науками,
искусством, культурой, образом жизни. Это знакомство тоже по преимуществу
ограничивалось узким кругом социальных верхов и индийских интеллектуалов, но
все же оно было фактом, а становившееся нормой использование английского языка
как официального и объединяющего представителей
различных индийских народов способствовало распространению среди
интеллектуальной элиты ориентации на европейские духовные ценности, как то и
было задумано в свое время Маколеем и его
единомышленниками. Книги, газеты, журналы и иные печатные издания,
предназначенные для читателя во всей Индии,
публиковались только на английском. Английский язык становился постепенно
основным для всей образованной Индии. Долгое время тон в этом движении задавала
Бенгалия — район, ранее всего захваченный
англичанами (резиденция генерал-губернатора до 1911 г., когда она была
перенесена в Дели, находилась в Калькутте). Здесь английское влияние ранее
всего- достигло значительных размеров. Еще видный индийский просветитель Рам Мохан Рай (1772 —1833) организовал лояльное по отношению к англичанам общество «Брахмо
самадж», построенное по европейскому образцу, с
выборным правлением, и преследовавшее цель очистить индуизм от наиболее одиозных наслоений (обычай самосожжения вдов — «сати»; ранние браки; кастовая непримиримость и т.п.)
и на его основе создать культ единого Бога, в поклонении которому могли бы
слиться представители всех религий, включая
мусульман и христиан. После смерти Рая руководство обществом перешло в руки Д.Тагора и других бенгальских деятелей, немало
способствовавших распространению просветительских идей. Позже влияние брахмоистов распространилось среди образованных слоев
населения в Мадрасе и Бомбее, причем вследствии активно сотрудрудничали с англичанами,
которые под их влиянием издали законы против
сати, в защиту гражданских браков и т. п. Рост
влияния англичан и европейской культуры на образованных индийцев протекал на
общем фоне усиления в стране позиций колониального капитала и соответствующих
изменений в ее экономике. Заметный уже в начале XIX в. и не прекращавшийся на
протяжении последующих десятилетий быстрый рост
английского промышленного экспорта в Индию способствовал резкому увеличению
индийского экспорта в Англию и другие страны Европы. Из Индии вывозились
хлопок, шерсть, джут, чай, кофе, опиум и особенно индиго и пряности. Для
обеспечения быстрого увеличения количества вывозимого сырья англичане активно
создавали плантационные хозяйства капиталистического типа. К традиционным статьям
индийского экспорта прибавлялись все новые, включая и зерно,— при всем том, что
время от времени Индию сотрясали страшные неурожаи, сопровождавшиеся голодной
смертью миллионов. Здесь важно заметить, что представления о разрушении
индийской общины уже чуть ли не в середине XIX в. явно преувеличены. Несмотря
на трансформацию сельского хозяйства, на введение
новых культур и плантационной формы их выращивание,
а также на изменения в формах собственности на землю и переход части ее в руки
торговцев и ростовщиков (к слову, это было обычным делом и в старой Индии),
община держалась достаточно стойко и более или менее удачно приспосабливалась к
необходимым и
неизбежным пере менам, пока они не затрагивали всерьез самого основного, т. е. принципов ее существования, привычных, веками
складывающихся отношений. Британская администрация в общем это хорошо понимала
и — особенно после восстания конца 50-х годов — всегда учитывала. И хотя ей не
удавалось предотвратить массового голода и голодных смертей в годы неурожаев (это
характерно для всех колониальных государств: в отличие от традиционных органов
власти, которые в голодные годы освобождали крестьян от налогов и предоставляли
им льготы, капиталистическая администрация в чужой стране была как бы свободна
от такого рода благотворительного милосердия), в целом она стремилась защищать
интересы крестьянина, так как существовала за счет его выплат: земельный налог
и монополии на опиум и соль давали в середине XIX в. 85%
дохода. Но главные изменения в сфере экономики происходили все же не за счет
возросшей торговли и увеличения товарности земледелия. Наиболее важное значение
для трансформации хозяйства имело промышленное развитие Индии и стимулировавший
его характерный для периода империализма вывоз капитала. Вначале он шел преимущественно
в форме займов: британская администрация прибегала к помощи английских банкиров для активного строительства железных дорог,
для создания добывающих и перерабатывающих первичное сырье предприятий, для
ирригационного строительства. Наряду с государственными займами (их общая сумма
за 1856 —1900 гг. выросла с 4 до 133 млн. ф. ст.)
увеличивался и приток частного капитала, использовавшегося преимущественно для
развития хлопчатобумажной и джутовой промышленности, банковского и страхового
дела, позже также и промышленного производства чая и каучука, кофе и сахара. В
начале XX в. английские капиталы в Индии (речь о частных инвестициях) достигали
6 — 7 млн. рупий. Характерно, что преобладали компании, зарегистрированные в
Англии и лишь вкладывавшие часть своего капитала в Индии, тогда как доля
индийских компаний, принадлежавших как англичанам, так и самим индийцам, была
чуть ли не втрое меньше. Строительство железных дорог и создание начальной
промышлен ной инфраструктуры — сеть банков, предприятий связи, плантаций и т. п.— способствовали возникновению многочисленных
национальных промышленных предприятий, включая ремесленное производство на
предприятиях мануфактурного типа, что привело к возрождению ручного ткачества.
В 90-х годах кустарями перерабатывалось в 2,5 раза больше хлопчатобумажной
пряжи, чем на фабриках, а всего кустарно-ремесленными промыслами занимались,
включая членов семей, около 45 млн. человек. Но главное было все-таки не в
возрождении ремесла. Импорт британских и иных европейских машин, прежде всего
прядильно-ткацких, создавал условия для появления в Индии капиталистических
предприятий, фабрик и заводов, причем по меньшей мере треть акционерного
капитала здесь в конце XIX в. уже принадлежала индийцам. Возникала национальная
буржуазия. Отдельные ее представители становились в ряды крупных
предпринимателей, основывали собственные фирмы. В 1911 г. в Бихаре Тата построил
первый принадлежавший индийцу металлургический завод немалой мощности, а в 1915 г. была создана
принадлежавшая его фирме гидроэлектростанция. В 1913 г. в Индии было 18
крупных индийских банков. Появились и первые индийские рабочие: к концу XIX в.
численность их составляла 700 — 800 тыс. Условия труда были очень тяжелыми,
рабочий день продолжался 15 — 16 часов. И хотя принадлежность к различным /народам и кастам мешала объединению
рабочих, высокая степень концентрации их на ряде крупных предприятий
способствовала активизации рабочего движения: в конце XIX в. количество рабочих
выступлений, преимущественно в форме стихийных стачек, исчислялось десятками.
Эти выступления привели к появлению фабричного законодательства: в 1891 г. было запрещено
использовать на фабриках труд детей до 9 лет, длительность рабочего дня
понемногу сокращалась (в начале XX в. до 12—14 часов). "Итак, активный вывоз английского банковскою и промышленного капитала, формирование национального
индийского капитала, появление национальной буржуазии и пролетариата, развитие
сети железных дорог, добывающих промыслов и промышленных предприятий — все это
не могло не деформировать привычную традиционную структуру земледелия и
ремесла. Новые, базирующиеся на капиталистической основе интересы должны были
взорвать изнутри отношения традиционные. К этой перемене была внутренне готова
и ориентировавшаяся на Англию и европейские ценности образованная часть
населения, энергично выступавшая против устаревших пережитков и за реформу
традиционных основ религиозной культуры. Выразителем интересов этой индийской
интеллектуальной элиты стал созданный в 1885 г. с благословения англичан Национальный
конгресс. Будучи одновременно и лояльным, и оппозиционным по отношению к
английским властям. Индийский национальный конгресс
(ИНК) стал своего рода знаменем борьбы за демократическую трансформацию
традиционной Индии. Параллельно с ним в те же годы активно действовали и
религиозные лидеры индуизма, стремившиеся сблизить древний индуизм Веданты с
христианскими религиозными течениями и выступить, как это сделал знаменитый Вивекананда, за сближение всех великих религий мира.
Светское (ИНК) и религиозное движения за обновление Индии явно способствовали
усилиям англичан, направленным в сторону трансформации традиционной структуры.
Могло показаться, что эти усилия вот-вот увенчаются заметными успехами. Между
тем на деле все было далеко не так просто.