Смирение, или отказ от борьбы
.Смирение, или отказ от борьбы
Как отмечал Абрахам Маслоу, западная
культура опирается в основном на иудейско-христианскую теологию, а в
Соединенных Штатах особенно силен дух пуританства, которое делает упор на
деятельности, целеустремленности и трудолюбии [
Джеймс Бьюдженталь определял отказ
от усилия или "позволение быть" как "готовность без усилия, без
напряженной сосредоточенности и без принятия решений согласиться с тем, что
есть в поле сознания" [
В книге "Сила сексуальной
уступки" Мери Робинсон также подчеркивает важность покорности в любых
человеческих отношениях, особенно половых [
Алан Уотс рассматривает ценность
отказа от усилий в другом контексте: "Меня всегда восхищал закон
обратного усилия. Я называю его также "законом обратного". Когда вы
стараетесь удержаться на поверхности воды, то идете на дно. Когда вы стараетесь
утонуть (или хотя бы нырнуть поглубже) – вы всплываете, вода выталкивает вас с
какой-то страшной силой. Когда пытаетесь затаить дыхание, сопите, как паровоз.
В связи с этим на ум приходит древняя мудрость, которой чаще всего
пренебрегают: "Кто захочет спасти душу свою, тот потеряет ее". Чем
больше вы стараетесь обезопасить себя, тем большей опасности подвергаете. И
наоборот, спасение и святость – в понимании, что мы не властны над судьбой и
обезопасить себя не в силах. Китайский мудрец Лао-Цзы, мастер закона обратного
усилия, говорил, что те, кто доказывают, не знают; чтобы познать истину, нужно
отказаться от знания; и нет ничего более сильного и созидательного, чем
пустота, которую люди стремятся заполнить" [
Таким образом, согласно Уотсу, чем
больше мы стараемся, тем выше вероятность неудачи, а некоторых целей вообще невозможно
достичь активными усилиями. Мы обнаружили, что все это особенно справедливо в
отношении психотерапии, когда чем больше человек пытается вести себя
определенным образом, тем больше это у него не получается. Лесли Г.Фарбер писал о
невозможности, сколько ни старайся, развить в себе такие качества, как
мудрость, достоинство, мужество и смирение. Все эти добродетели объединяет то,
что их невозможно обрести путем сознательных усилий. "Большинство человеческих
достоинств и некоторые добродетели не имеют этой парадоксальной природы.
Мастерство, тактичность или честность, например, можно нарабатывать с помощью
непосредственных усилий; осознание этих способностей и получение удовольствия
от обладания ими не противоречит их природе. Но лишь глупец похваляется своей
мудростью, гордец – смирением, трус – мужеством. Любой, кто заявляет об
обладании этими добродетелями, – лжец. Более того, эти добродетели ускользают
от любого усилия достичь их. Я могу искать и добывать знания, но я не могу
добыть мудрости... Такие добродетели не являются свершениями, и им нельзя
научиться. Их нужно заслужить, но обретение их – дар благодати" [Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа