Шри-Ланка (Цейлон)
.
Шри-Ланка (Цейлон)
Освоенный португальскими
колонизаторами еще в начале XVI в. остров Цейлон издревле был центром экспорта
корицы, торговля которой определяла интересы колонизаторов. В середине XVII в.
португальцев сменили голландцы, продолжавшие их дело. Голландская Ост-Индская
компания здесь действовала в основном теми же методами, что и в Индонезии,
включая систему принудительной обработки участков, засаженных коричным деревом.
В конце XVIII в. в ходе упоминавшихся уже англо-французских войн голландцев на
Цейлоне сменили англичане,
проведшие ряд реформ, в
том числе налоговую, которая вызвала резкое
сопротивление населения и вскоре частично была отменена. С 1802 г. Цейлон стал
колонией, управлявшейся английским губернатором. Начало XIX в. прошло под
знаком борьбы англичан за полное господство на острове. Этому противостояло
государство Канди, занимавшее центральную часть
Шри-Ланки. Организованное весьма традиционно и являвшее собой едва ли не
классический образец восточного государства с хорошо налаженной системой
централизованной редистрибуции, Канди длительное
время сопротивлялось португальским и голландским колонизаторам, сохраняя свою
независимость. В 1815 г.
англичане аннексировали это государство и стали хозяевами всего острова.
Аннексия спровоцировала жителей Канди на восстание, которое, однако, было
подавлено колонизаторами. С середины XIX в. главной экспортной культурой
Цейлона становится кофе, а в конце этого же века — чай. На кофейных и чайных
плантациях работали законтрактованные в Индии рабочие-кули, в основном
южноиндийские тамилы. Индийцы-тамилы и мусульмане-мавры сосредоточили в своих
руках и значительную долю цейлонской торговли, тогда как коренное население
страны, сингалезцы, в этом смысле отставали —
ситуация, близкая к индонезийской. Большинство рабочего класса тоже представляли
собой индийцы-тамилы, плантационные кули, хотя постепенно формировались и иные
отряды пролетариата — строители, железнодорожники, докеры и др. Преобладающей
религией населения оставался традиционный буддизм, но вместе с тамилами
усиливались позиции индуизма (индуисты играли
заметную роль и в государстве Канди, где к тому же существовала восходящая к
индуизму система каст). Во второй половине XIX в. на Цейлоне, в немалой степени
под влиянием соседней Индии, стало активно пробуждаться национальное самосознание.
Появились образованные слои населения, начали издаваться газеты и книги на
сингальском языке, развиваться религиозно-реформаторские идеи. В 1864 г. возникла
национальная политическая организация — Цейлонская лига, требовавшая участия
цейлонцев в управлении страной. Англичанами был создан Законодательный совет,
часть членов которого составляли цейлонцы. На рубеже XIX — XX вв. на острове
одна за другой возникали новые политические организации, выдвигавшие лозунги с
требованиями самоуправления и реформ. По введенной англичанами в 1912 г. конституции число
членов Законодательного совета из цейлонцев было увеличено, а после реформы
конституции в 1924 г.
в совете было создано выборное большинство цейлонцев. Очередная конституционная
реформа 1931 г.
провозгласила всеобщее избирательное право (до того практиковалось общинное
представительство), а на выборах в том же году большинство
мест в Государственном совете получили кандидаты Цейлонского национального
конгресса — ведущей партии острова, созданной в 1919 г. и претендовавшей на
формирование ответственного правительства. Цейлонский'
национальный конгресс оказал колониальной администрации поддержку в годы второй
мировой войны в обмен на обещание независимости после нее. В 1945 — 1946 гг.
шла работа над проектом конституции независимого Цейлона. Искусственная задержка с предоставлением острову статуса доминиона
привела к ряду крупных национальных выступлений в 1947 г. В результате 4
февраля 1948 г.
была провозглашена независимость Шри-Ланки — пока еще, до провозглашения
республики в 1972 г.,
в статусе доминиона.