5.2. Княгиня Ольга – устроение земли
.5.2. Княгиня Ольга – устроение земли
После гибели Игоря во главе правительства становится его жена Ольга. Существует романтическая версия женитьбы Игоря. С Ольгой, которая была из незнатной семьи из Пскова, Игорь познакомился во время охоты и настоял на свадьбе. Имя Ольги свидетельствует о её скандинавском происхождении, но уже сыну Ольги и Игоря и внуку Рюрика было дано славянское имя Святослав. В 944 году ему было 2 года.
Убийство главы государства - это, по нормам древности, тягчайшее преступление, не имеющее смягчающих обстоятельств, хотя бы этот убитый был самим исчадием ада. За такое преступление полагалась жестокая расплата. ПВЛ воспроизводит эпическое сказание об этой расплате, имеющее довольно совершенную поэтическую форму.
Первый эпизод. Древляне, пытаясь загладить вину и даже рассчитывая на прибыток, отправляют в Киев посольство во главе со своим князем Малом с предложением к вдове стать женой Мала (предложение брачной унии). Ольга, встречая древлян, просит послов принять честь и разрешить нести их на княжий двор на их же ладье. На княжьем дворе ладью с послами ввергают в заранее подготовленную яму и заживо засыпают землёй.
Второй эпизод. Ольга посылает гонца в древлянскую землю с известием, что она согласна на брак, и приглашает лучших людей древлянской земли для её почётного сопровождения. Новое посольство приезжает, их отводят с дороги помыться в баню, где запирают и сжигают.
Третий эпизод. Ольга едет в древлянскую землю к месту гибели мужа, насыпает над могилой холм и творит тризну и поминальный пир, на которые приглашаются древляне. Когда древляне упились, велит своим дружинникам перебить всех древлян числом в 5000.
Трижды мстит Ольга. Последовательность и неотвратимость мести, её коварство и жестокость должны были внушать слушателям почтение к власти. Все три мести - это части погребальных обрядов: захоронение в ладье, сожжение в доме и насыпание кургана.
Четвёртый эпизод - осада Искоростеня (современный Коростень). Не сумев за год взять город силой, Ольга опять прибегает к коварству. Она предлагает горожанам выплатить малую дань - по три голубя и три воробья со двора. Получив дань, велит привязать к каждой птице по кусочку серы. В сумерках сера зажигается и птицы отпускаются в свои гнезда. Прилетев обратно в город, эти птицы поджигают его сразу во всех местах. Люди побежали из города и были частью перебиты, частью обращены в рабство.
Ольге удалось восстановить порядок и удерживать своих дружинников от внутренних и внешних авантюр. Для укрепления державы Ольга прибегла к испытанному многими другими правительствами средству - смене религии. Варяги, как и славяне, оставались всё еще по преимуществу язычниками. Выбор был естественным - византийская православная христианская церковь. Вокруг Ольги складывается православная киевская община. В 957 году Ольга совершает поездку в Константинополь, где принимает крещение от патриарха и императора (хотя приняла христианство она, по-видимому, раньше в Киеве).
Но отношения не заладились. Приём, оказанный императором Константином Багрянородным, показался Ольге неподобающим: слишком долго продержали в гавани на корабле, не давая разрешения на аудиенцию; именовали не равноправной "сестрой", а подчинённой "дочерью" и т.п. Всё это не удивительно после разгрома 941 года и компромиссного договора 944 г. Византия посчитала возможным восстановить своё превосходство, что, соответственно, привело к охлаждению отношений между Киевом и Константинополем. Ольга отказалась послать в Византию русский вспомогательный корпус, а сама так и не дождалась учреждения русской церковной епархии, назначения и присылки её главы и священников. В отместку Ольга обратилась к германскому императору Отону-I, и тот с удовольствием прислал назначенного русским католическим епископом монаха Адальберта со свитой. Последний достаточно быстро убедился, что его используют, счёл свою миссию тщетной и вернулся назад. По дороге, ещё в пределах Киевского княжества, на него напали, и часть его людей была перебита.
Продолжение хроники Региона Прюмского (после 973 г.):
В лето от воплощения господня 959 [начало года - рождество] ... Послы Елены [имя Ольги в крещении], королевы ругов [Rugi], крестившейся в Константинополе при императоре константинопольском Романе [ошибка Адальберта] явившись к королю, притворно, как выяснилось впоследствии, просили назначить их народу епископа и священников.
960. Король отпразновал Рождество Господне во Франкфурте, где Либуций из обители святого Альбана посвящается в епископы для народа ругов достопочтенным епископом Адальдагом
961. Король отпразновал Рождество Господне в Регенсбурге ... Либуций, отправлению которого в прошлом году помешали какие-то задержки, умер 15 февраля сего года. На должности его сменил, по совету и архиепископа Вильгельма Адальберт из обители святого Максимина хотя и ждал от архиепископа лучшего и ничем никогда перед ним не провинился, должен был отправиться на чужбину. С почестями назначив его [епископом] для народа ругов, благочестивийший король, по обыкновенному своему милосердию, снабдил его всем, в чём тот нуждался...
962... В этом же году Адальберт, назначенный епископом к ругам, вернулся, не сумев преуспеть ни в чём из того, ради чего он был послан, и убедившись в тщетности своих усилий. На обратном пути некоторые из его [спутников] были убиты, сам же он, после больших лишений, едва спасся.86-304
Во внутренней жизни Ольга проводит административную реформу, обеспечившую внутреннюю консолидацию государства. Убийство Игоря стало и причиной и поводом для отказа от полюдья, как формы государственного управления. Вместо регулярного личного приезда князя начинает создаваться княжеская местная администрация. Была организована сеть укреплённых погостов, со штатом, который, впрочем, обычно жил в близлежащих деревнях. В задачу входила охрана погоста, сбор налогов и встреча княжеского поезда во время полюдья, возглавлять которое мог уже не сам князь (княгиня), а кто-то из княжеской дружины. Во второй по значению город направляется наместник из правящей династии - сын Игоря Святослав. Государственная администрация, проникающая во все углы - это не только зло бюрократии, но и становой хребет государственности как таковой. Создаваемое Ольгой управление было феодально-европейского типа с разделением государственного и личного княжеского имущества. В княжеский домен были взяты город Вышгород (резиденция Ольги) недалеко от Киева, и некоторое число сёл, ловищ, бортей и т.п. разбросанных отдельными вкраплениями по всей территории Киевского княжества. Ольга сама участвует в организации погостов. В 947 году, далеко отклонившись от традиционного пути полюдья, она устраивает земли по рекам Ловати, Луге и Мсте.
Ольга - мать малолетнего наследника, но Ольгу никто никогда не называл правительницей при малолетнем князе, регентом, главой правительства и т.п. Ольга - княгиня Киевская, полноправная властительница de facto и de jure. В договоре с греками 9445 года, кроме Игоря названы ещё шесть персон, принадлежащих к правящему роду. После гибели Игоря его наследником стал старший сын Святослав. Но он ещё мал и всю полноту власти получает взрослый представитель правящего рода. Выбор этого представителя осуществлялся, по-видимому, уже не по формальным критериям, а по личным качествам. За семьдесят лет до того в аналогичной ситуации после смерти Рюрика и при малолетнем Игоре власть получил Олег - родич Рюрика. В ПВЛ сохранилось ушедшее из языка двойственное число, в котором описывается поход Олега к Киеву. Поход возглавляют два князья: Олег и Игорь, то, что Игорю только три года, дела не меняет, он князь de jure, а Олег - de jure и de facto. Власть, переданная с согласия рода - надёжная власть, ни у Олега, ни у Ольги нет соперников. И сами они не соперники подрастающим князьям, те вступают в управление естественным порядком: в силу смерти Олега и старости Ольги. Согласие внутри рода обеспечивает такую мирную и надёжную правопреемственность.