4.1.2. Манипулирование
.4.1.2. Манипулирование
Иногда возможно добиться авторитета в переговорах посредством использования определенных манипуляций. Эту стратегию можно отнести к тонким и искусным, которая очень сильно зависит от индивидуальности переговорщика. Она предполагает специфический вид давления — специфичен он тем, что основывается на нормах и ценностях человека, его отношениях с окружающими, на таких присущих ему чертах, как интеллект, честность, стиль поведения за столом переговоров.
Риск при использовании этой стратегии немал. Абсолютно очевидно, что, для того, чтобы преуспеть в чем-то, мы должны прибегнуть к помощи манипуляций, махинаций (в лучшем смысле этого слова), либо подчинить себе оппонента таким образом, что он не поймет этого. Но это возможно лишь тогда, когда мы имеем дело с неопытным переговорщиком. И даже в этом случае есть немалый шанс негодования со стороны оппонента, что может повлиять негативно на последующий ход переговоров. Причина, по которой я здесь уделяю этому факту внимание, состоит в том, что такая тактика часто используется, несмотря на присущей ей риск. Этот ход может быть настолько искусным и завуалированным, что «жертва» не в состоянии будет объяснить причину своей возмущенности и гнева. Быстрое распознание того, что на самом деле происходит, может вызвать ответную реакцию и таким образом поставить переговоры на здоровую основу. В Таблице 4.1 даны 6 примеров эмоциональных манипуляций, ожидаемый от них эффект и способ защиты. Приведенные в ней эмоциональные манипуляции предназначаются для того, чтобы умалить возможности оппонента, третировать его, более утонченными манипуляциями, которым очень сложно противостоять, принято считать те, которые воздействуют на так называемые общественные нормы и обычаи (Таблица 4.2). Если последние из перечисленных используются весьма убедительно, то оппонент вряд ли сможет вывернуться. Абсолютно против воли он чувствует себя виноватым, пристыженным и даже плохим. Его неуверенность в себе, своих силах растет. Он колеблется и начинает совершать ошибки. На самом деле такие манипуляции не что иное как «техника борьбы». Используя их, переговорщик наносит удар оппоненту, чем укрепляет свою позицию в переговорах и получает временное преимущество. Это, безусловно, увеличивает шанс эскалации, т.к. вторая сторона в этом случае раздражена своим бессилием.
Таблица 4.1. Манипуляции, направленные на унижение оппонента
Способ поведения при манипуляциях |
Ожидаемый эффект |
Ответная реакция |
Указывать на возможную критику действий оппонента со стороны его клиентов либо общественности. |
Пробудить чувство надвигающейся опасности, чувство неуверенности. |
Выразить негодование, возмущение, удивиться тому, как вторая сторона могла опуститься до использования таких методов. |
Постоянно демонстрировать упорство, упрямство и абсолютную самоуверенность. |
Заставить оппонента быть просителем, т. к. он видит, что все его методы безуспешны. |
Скептически относиться ко второй стороне, постепенно прибавлять самоуверенности. |
Постоянно словесно подчеркивать, что аргументация оппонента не выдерживает никакой критики. |
Пробудить чувство бессилия, т.к. весь подтекст в том, что другие, приводимые в переговорах аргументы тоже будут проколами. |
Очень вежливо заявить, что вторая сторона вас не совсем правильно поняла. |
Задавать риторические вопросы относительно поведения либо аргументации оппонента. |
Порождает тенденцию, при которой оппонент отвечает в ожидаемом вами ключе, либо вообще не отвечает, что вызывает у него чувство бессилия. |
Не отвечать на вопросы, надо просто ненавязчиво заметить, что вторая сторона формулирует проблему не совсем корректно. |
Быть «милым и подлым», по-другому, быть дружественным и вместе с тем постоянно возмущаться. |
Порождав неуверенность, дезориентирует и пугает оппонента. |
С прохладцей относиться как к дружелюбию, так и к возмущениям со стороны оппонента. (33 |
Изображать «джокера», показывать, что зависимость оппонента намного сильнее, чем это есть на самом деле. |
Выказывая абсолютную уверенность в себе, заставить оппонента усомниться в себе настолько, что он не был бы способен сохранить занятую им позицию. |
Продолжать задавать критические вопросы, реагировать демонстративно хладнокровно. |
Таблица 4.2. Манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости»
Способ поведения при манипуляциях |
Ожидаемый эффект |
Ответная реакция |
Быть «дружелюбным», показать, что цените оппонента. |
В силу норм этикета ответное дружелюбие (даже почтение). |
Либо быть действительно дружелюбным, (но никак не почтительным), либо проигнорировать этот ход. |
«Патетическая» просьба войти в ваше положение. |
Склонность наградить вас «великодушной» и бескорыстной благосклонностью. |
Отказ от обязательств. |
Создать видимость того, что вы некомпетентны понять слишком «сложную» позицию оппонента. |
Осознание необходимости в объяснении некоторых фактов, что ведет к тому, что раскрывается большее, чем нужно количество информации. |
Намеренный вопрос о том, что именно непонятно. |
Изображать из себя делового партнера, представлять действительные проблемы в виде несущественных, побочных вопросов. |
Пробуждает чувство. |
Жестко указать. |
Поза «благоразумности и серьезности» авторитетные заявления, основанные на» очевидных» и «конструктивных» идеях. |
Боязнь показаться глупым, несерьезным и неконструктивным. |
Заявить, что некоторые из очень важных аспектов, не были еще приняты во внимание. |