4.1.2. Манипулирование

.

4.1.2. Манипулирование

Иногда возможно добиться авторитета в переговорах посредством использования определенных манипуляций. Эту стратегию можно отнести к тонким и искусным, которая очень сильно зависит от индивидуальности переговорщика. Она предполагает специфический вид давления — специфичен он тем, что основывается на нормах и ценностях человека, его отношениях с окружающими, на таких присущих ему чертах, как интеллект, честность, стиль поведения за столом переговоров.

Риск при использовании этой стратегии немал. Абсолютно очевидно, что, для того, чтобы преуспеть в чем-то, мы должны прибегнуть к помощи манипуляций, махинаций (в лучшем смысле этого слова), либо подчинить себе оппонента таким образом, что он не поймет этого. Но это возможно лишь тогда, когда мы имеем дело с неопытным переговорщиком. И даже в этом случае есть немалый шанс негодования со стороны оппонента, что может повлиять негативно на последующий ход переговоров. Причина, по которой я здесь уделяю этому факту внимание, состоит в том, что такая тактика часто используется, несмотря на присущей ей риск. Этот ход может быть настолько искусным и завуалированным, что «жертва» не в состоянии будет объяснить причину своей возмущенности и гнева. Быстрое распознание того, что на самом деле происходит, может вызвать ответную реакцию и таким образом поставить переговоры на здоровую основу. В Таблице 4.1 даны 6 примеров эмоциональных манипуляций, ожидаемый от них эффект и способ защиты. Приведенные в ней эмоциональные манипуляции предназначаются для того, чтобы умалить возможности оппонента, третировать его, более утонченными манипуляциями, которым очень сложно противостоять, принято считать те, которые воздействуют на так называемые общественные нормы и обычаи (Таблица 4.2). Если последние из перечисленных используются весьма убедительно, то оппонент вряд ли сможет вывернуться. Абсолютно против воли он чувствует себя виноватым, пристыженным и даже плохим. Его неуверенность в себе, своих силах растет. Он колеблется и начинает совершать ошибки. На самом деле такие манипуляции не что иное как «техника борьбы». Используя их, переговорщик наносит удар оппоненту, чем укрепляет свою позицию в переговорах и получает временное преимущество. Это, безусловно, увеличивает шанс эскалации, т.к. вторая сторона в этом случае раздражена своим бессилием.

Таблица 4.1. Манипуляции, направленные на унижение оппонента

Способ поведения при манипуляциях

Ожидаемый эффект

Ответная реакция

Указывать на возможную критику действий оппонента со стороны его клиентов либо общественности.

Пробудить чувство надвигающейся опасности, чувство неуверенности.

Выразить негодование, возмущение, удивиться тому, как вторая сторона могла опуститься до использования таких методов.

Постоянно демонстрировать упорство, упрямство и абсолютную самоуверенность.

Заставить оппонента быть просителем, т. к. он видит, что все его методы безуспешны.

Скептически относиться ко второй стороне, постепенно прибавлять самоуверенности.

Постоянно словесно подчеркивать, что аргументация оппонента не выдерживает никакой критики.

Пробудить чувство бессилия, т.к. весь подтекст в том, что другие, приводимые в переговорах аргументы тоже будут проколами.

Очень вежливо заявить, что вторая сторона вас не совсем правильно поняла.

Задавать риторические вопросы относительно поведения либо аргументации оппонента.

Порождает тенденцию, при которой оппонент отвечает в ожидаемом вами ключе, либо вообще не отвечает, что вызывает у него чувство бессилия.

Не отвечать на вопросы, надо просто ненавязчиво заметить, что вторая сторона формулирует проблему не совсем корректно.

Быть «милым и подлым», по-другому, быть дружественным и вместе с тем постоянно возмущаться.

Порождав неуверенность, дезориентирует и пугает оппонента.

С прохладцей относиться как к дружелюбию, так и к возмущениям со стороны оппонента. (33

Изображать «джокера», показывать, что зависимость оппонента намного сильнее, чем это есть на самом деле.

Выказывая абсолютную уверенность в себе, заставить оппонента усомниться в себе настолько, что он не был бы способен сохранить занятую им позицию.

Продолжать задавать критические вопросы, реагировать демонстративно хладнокровно.

Таблица 4.2. Манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости»

Способ поведения при манипуляциях

Ожидаемый эффект

Ответная реакция

Быть «дружелюбным», показать, что цените оппонента.

В силу норм этикета ответное дружелюбие (даже почтение).

Либо быть действительно дружелюбным, (но никак не почтительным), либо проигнорировать этот ход.

«Патетическая» просьба войти в ваше положение.

Склонность наградить вас «великодушной» и бескорыстной благосклонностью.

Отказ от обязательств.

Создать видимость того, что вы некомпетентны понять слишком «сложную» позицию оппонента.

Осознание необходимости в объяснении некоторых фактов, что ведет к тому, что раскрывается большее, чем нужно количество информации.

Намеренный вопрос о том, что именно непонятно.

Изображать из себя делового партнера, представлять действительные проблемы в виде несущественных, побочных вопросов.

Пробуждает чувство.

Жестко указать.

Поза «благоразумности и серьезности» авторитетные заявления, основанные на» очевидных» и «конструктивных» идеях.

Боязнь показаться глупым, несерьезным и неконструктивным.

Заявить, что некоторые из очень важных аспектов, не были еще приняты во внимание.