13.2. Возможные действия в ситуации борьбы
.13.2. Возможные действия в ситуации борьбы
Все способы взаимодействия с поведением борьбы имеют одну общую характеристику: чтобы они были эффективны, вы должны быть хорошо подготовлены к их использованию. Подготовка и планирование — первое и необходимое требование. Во-вторых, необходимо знать, что вы сами будете ощущать в себе определенную тенденцию к использованию этих тактик жестко, к этому вас будут принуждать и ваши клиенты. Лучший способ контролировать эту тенденцию — поставить перед собой четкие цели. При конфронтации, если вы четко представляете себе свои цели, если вы знаете точно, чего хотите, вы можете парировать любой акции, направленной против этого. Еще попытайтесь сравнить цену победы, добытой вами в бесконечной борьбе и ее же цену только в ходе переговоров. Можно использовать следующие тактики:
Попытайтесь выяснить, чем вызвано использование тактик борьбы оппонентом.
Отстранитесь от борьбы. Это требует вдвое больше сил, чем участие в борьбе: вы не отвечаете на удар ударом, таким образом заставляя оппонента остановиться.
Будьте невозмутимы и спокойны. Это часто заводит переговоры в тупик. Для оппонента это может послужить мотивом для другого рода действий нежели борьба.
Заявите, что не хотите вести переговоры в такой атмосфере. Обозначьте правила и условия, при которых вы хотите работать с другой стороной.
Первая из этих тактик предполагает четыре шага:
Изучите причины такого поведения со стороны .оппонента; связанные не только с деловой стороной дела — основные проблемы и насущные интересы, но и с социо-эмоциональной раздраженностью второй стороны.
Подумайте, что может служить причиной (1). Это может высветить следующие моменты:
Оппонент следует «стратегии клиентов», вы используетесь им для тестирования, либо для вовлечения через вас вашу сторону в более широкий конфликт.
У оппонента есть несколько конкретных желаний, но он боится, что они не могут быть удовлетворены в ходе обсуждений и переговоров. «Какой толк в разговоре с каменной стеной?»
Оппонент просто «воображает» перед своими клиентами. Оппонент думает, что имеет дело со стороной, чей принцип «пан или пропал», которая только и хочет того, чтобы «подраться».
Оппонент борется, так как хочет завоевать себе реноме серьезного партнера в переговорах.
Оппонент чувствует, что его обманывают, им манипулируют, что к нему несправедливы и т.д., анализируя отношение к нему со стороны партнера.
Шаги (1) и (2) очень часто приводят к определению вопросов, по которым надо вести переговоры, чего хотим мы, чего хотят они?