1. Краткая религиоведческая характеристика

.

1. Краткая религиоведческая характеристика

Церковь Последнего Завета является типичным представителем новых религиозных движений, причем той разновидности, которую отличает альтернативная направленность в отношении существующего общественного строя и образа жизни людей, а также традиционных, официально признанных религиозных объединений. Церкви Последнего Завета присущи мессианизм, милленаризм, универсалистское вероучение, основанное на религиозно-философских представлениях христианства (человек как соединение материальной плоти и бессмертной души, Бог Ветхого и Нового заветов, первое и второе пришествие Спасителя, Страшный суд, воскрешение из мертвых и вечная жизнь в царстве божьем), йоги (достижение гармонии с природой, путь духовного совершенства, структурное разделение человека на материальное тело, эфирное, ментальное, астральное), буддизма и индуизма (перевоплощение души, карма, множественность миров), неоплатонизма (космическая эволюция: единое — ум — душа). Для культовой практики Церкви Последнего Завета характерно переосмысление традиционной христианской обрядности, а наряду с этим использование нетрадиционных ритуалов, обрядов и символов. Последователи Виссариона живут в хозяйственно-бытовых объединениях общинного и коммунального типа. Характерно отсутствие развитых, строго формализованных религиозных институтов (в том числе и церковного, вопреки принятому наименованию данного религиозного движения; первоначальное название, с религиоведческой точки зрения, было более точным: “Община единой веры”). Возглавляемое Виссарионом религиозное объединение представляет собой общину мирян, религиозное братство. Это, конечно, не церковь, хотя двум священнослужителям поручено совершать новые несложные обряды. Символом нового религиозного движения стал крест в круге, что означает единство четырех религий, признанных Виссарионом главными, — даосизма, буддизма, христианства и ислама. Им же посвящены четыре годовых поста.

Основной состав нового религиозного движения — семьи интеллигентов: среди приезжих оказалось много людей творческих профессий — художников, музыкантов, модельеров. Старостой общины стал отставной полковник ракетных войск, бывший преподаватель военной академии, кандидат технических наук [7, 14-5]. Как считает Л.Григорьева, хорошо ознакомившаяся с настроениями и бытом виссарионовцев, их религиозное движение “можно определить как движение пассивного социального протеста интеллигенции “рыночно-демократической” России... Иллюзорные перспективы с благородными целями “во имя спасения всего человечества” стали маяком для истосковавшихся по высокой романтике и уставших выживать в одиночку” [7, 15].

Рассмотрим подробнее основные морфологические параметры этого оригинального религиозного движения.