Зулюм и младотурки
.
Зулюм и младотурки
Режим зулюма обернулся для империи взрывом реакции,
фактической отменой всех завоеванных ранее прав и гарантий личности, разгулом
беззакония и произвола, взяточничества и казнокрадства, доносов и арестов.
Пресса была либо закрыта, либо поставлена под строгий надзор цензуры.
Полурегулярная кавалерия «хамидие», исполнявшая жандармские функции и
состоявшая из башибузуков, наводила страх на население, особенно в нетурецких
районах империи, где произвол и насилие порой оборачивались страшными погромами
с десятками тысяч беззащитных жертв, как-то произошло в турецкой Армении осенью
1894 г.
Беззащитной перед лицом реакции оказалась и слабая еще система светского
образования: школьные учебники строго пересматривались, специальные средние
учебные заведения и Стамбульский университет являли собой жалкое зрелище и
временами закрывались вовсе. На всех получивших европейское образование смотрели
косо, как на неблагонадежных.
Венцом всей системы зулюма стало ее идеологическое
обрамление — доктрина панисламизма, ставившая султана-халифа главой всех
мусульман. Идеологи панисламизма аль-Афгани и М. Абдо, заложившие основы
доктрины, вынуждены были ориентироваться на Абдул-Хамида, а аль-Афгани даже
провел последние годы жизни (1892—1897) в Стамбуле. Однако следует заметить,
что в представлении идеологов доктрины панисламизм являл собой движение,
ставившее своей целью как-то приспособить мир ислама к существованию в новых
условиях и противопоставить мусульманское единство натиску европейского
колониализма. Что же касается Абдул-Хамида, то он воспринимал смысл доктрины
иначе, видя в панисламизме лишь хорошее средство укрепления собственной власти в
империи и поддержки этой власти за пределами страны. Неудивительно, что на
практике (султан и его политика) панисламизм скоро превратился в сугубо
реакционную идеологию, сила и влияние которой в мире и империи уменьшались по
мере упадка власти султана.
Нельзя сказать, чтобы Абдул-Хамид был чересчур рьяным
мусульманином-панисламистом. В частности, он хорошо сознавал зависимость
империи от держав, что сильно сдерживало его в глобальных устремлениях.
Зависимость эта все росла, особенно финансовая. Еще в 1875 г. впервые 'был
поставлен вопрос о невозможности выплачивать внешние долги, а в 1879 г. империя официально
объявила себя банкротом. Результатом было создание Управления оттоманского
долга (1881), в ведение которого, т. е. в распоряжение держав, поступали доходы
от государственных монополий на табак, соль, спирт и ряд налогов. Вначале в
Управлении и вообще в сфере экономической и промышленной экспансии преобладали
англичане и французы, но с конца века, особенно после приобретения
железнодорожной концессии в Анатолии и начала строительства дороги в Багдад
(1888), ведущие позиции в экономике Турции стали переходить к немцам. Немецкие
офицеры приступили к реорганизации турецкой армии.
Европеизация Турции, несмотря на сопротивление
панисламистов, понемногу делала свое дело. Пусть конституционные права
нарушались, но они существовали в умах и стремлениях нового поколения,
выросшего и сформировавшегося в борьбе за эти реформы. Нельзя забывать и о
городском населении, пользовавшемся плодами экономического роста и промышленного
развития страны и тоже стоявшем за реформы, против возврата к
прошдому.-Наконец,т1е-смотря на притеснения, в стране работали светские учебные
заведения, выпускавшие все новые отряды турецкой интеллигенции, вполне очевидно
ориентировавшейся на европейские знания, демократические . права и культурные
традиции. Словом, в Османской империи складывалась ситуация, обычная для многих
стран Востока той эпохи: традиционная структура, поставленная в условия
насильственно) проникновения в нее колониального капитала, сопротивлялась в
приспосабливалась одновременно, причем обе стороны этого процесса были
представлены соответствующими тенденциями и политическими силами. В Османской
империи конца XIX в. силы традициойализма были представлены режимом зулюма. Но понемногу
вновь консолидировались и представители течения реформаторов, у истоков
которого в свое время стояли как осуществлявшие реформы сановники империи, так
и интеллигенты из числа «новых османов». На смену новым османам в условиях
зулюма пришли в конце XIX в. младотурки.
Первые организации младотурок возникли в 1889 г. В Стамбуле это была
ячейка среди курсантов военно-медицинского училища, построенная по принципу
организаций карбонариев и ставившая целью избавление страны от деспотизма,
возврат к конституционным нормам. По ее образцу вскоре были созданы аналогичные
ячейки и в других учебных заведениях. Одновременно с этим в Париже, в
эмиграции, А. Риза-бей создал общество борцов против тирании. Первая листовка
от имени организации «Иттихад ве теракки» («Единение и прогресс») стала
распространяться в Стамбуле в 1894
г., после чего начались гонения на
иттихадистов-младотурок. Значительная часть их бежала в Париж, где в 1895 г. Риза-бей начал
издавать газету, излагавшую программу организации; борьба за свободу,
справедливость, равенство при единстве прав и интересов всех подданных империи;
сохранение империи с учетом необходимых реформ; прогресс и развитие страны в
условиях конституционного строя и при невмешательстве иностранцев в ее дела.
Вся образованная часть населения империи, равно как и многие
другие слои, в том числе немусульманские народы, со вниманием следили за
развитием событий и сочувствовали иттихадистам. Были даже сделаны попытки
государственного переворота (1896), на что султан ответил репрессиями. Однако,
несмотря на репрессии, количество ячеек иттихадистов быстро росло. В 1902 г. в Париже состоялся
первый съезд младотурок, в котором приняли участие несколько десятков
делегатов; среди них произошел раскол, в основном по вопросу о том, стоит ли
опираться на помощь держав в борьбе за достижение целей младотурок. Но,
несмотря на раскол, отделения иттихадистов по-прежнему действовали весьма
активно, временами изменяя название своих организаций. В условиях
революционного —подъема в мирев начале XX в. радикализм стремлений и требований
младотурок все нарастал. Второй конгресс их, тоже состоявшийся в Париже (1907),
завершился принятием Декларации, которая призвала страну к восстанию против
режима Абдул-Хамида. Резко усилилась пропаганда младотурок в армии, особенно
среди молодых офицеров. Были также налажены контакты с оппозиционными партиями
и организациями нетурецких народов империи. Назревали решающие события. Центром
их оказалась расположенная к северу от Стамбула Македония.
Летом 1908
г. офицеры расквартированных в Македонии турецких войск
Ниязи-бей и Энвер-бей выступили со своими отрядами против Абдул-Хамида с
требованием восстановления конституции. Султан был вынужден принять это
требование, и уже осенью 1908
г. открылись заседания вновь избранной палаты депутатов,
где младотурки имели две трети мест. Правда, вскоре султан, опираясь на верные
ему войска в Стамбуле, попытался было взять реванш: весной 1909 г. он вновь распустил
парламент, восстановил всю полноту власти шариата и начал преследовать деятелей
младотурецкого движения. Но лидеры младотурок из Салоник двинули на Стамбул
свои вооруженные силы, которые с боями заняли столицу и низложили Абдул-Хамида,
захватив при новом султане Мехмеде V всю реальную власть в свои руки. Так
завершился военно-революционный переворот, именуемый в историографии
младотурецкой революцией.
Младотурки провели в стране ряд реформ, из которых важнейшая
касалась реорганизации армии, жандармерии и полиции. Но главную свою цель они
видели в том, чтобы отстоять целостность империи в условиях, когда державы
стремились расчленить ее. Именно в разгар революции Австро-Венгрия
аннексировала Боснию и Герцеговину, а Россия и Англия вели переговоры о статусе
Македонии, что, собственно, и послужило поводом для выступлений армейских офицеров
в этой провинции. Для достижения своих генеральных целей иттихадисты вновь
выдвинули на передний план доктрину османизма, причем в ее весьма жесткой
трактовке: нетурецкие земли и населяющие их народы — это неотъемлемая часть
Турции, всё османское, все османы. В соответствии с этой жесткой политикой были
и внутриполитические акты младотурок: в 1910 г. начались гонения на нетурецкие народы
под лозунгами панисламизма и пантюркизма, что вызвало сильное сопротивление и
заметно ослабило позиции иттихадистов.
В 1911 г.
на базе существовавших ранее оппозиционных партий и группировок была создана
либеральная ассоциация «Хюрриет ве иттиляф» («Свобода и согласие»), причем
иттиляфисты, пообещав нетурецким народам автономию в рамках империи, добились
быстрых успехов и летом 1912
г. пришли к власти. Однако неудачи в Балканской войне 1912 г. вновь привели к
власти младотурок, причем на сей раз в форме еще более жесткой. В 1914 г. вся полнота власти
была взята триумвиратом из Энвера, Талаата и Джемаля. Именно этипидеры
младотурок руководили Турцией в годы мировой войны, когда империя воевала на
стороне Германии. Именно они ответственны за страшную резню армян в 1915 г. Поражение Германии в
мировой войне, военные неудачи и недовольство в стране, наконец, капитуляция
Турции в октябре 1918 г.
положили конец власти младотурок, лидеры которых бежали из пределов империи.
Султанская империя агонизировала. Союзники аннексировали все ее внешние
владения (Балканы, арабские земли). Встал вопрос о том, какой быть послевоенной
Турции. В эти трудные дни решение вопроса взял на себя сам турецкий народ во
главе с его новыми лидерами, отошедшими от лозунгов младотурок и поставившими
во главу угла тезис о независимости собственно Турции.