Турция после Кемаля
.Турция после Кемаля
В ноябре
Поражение Германии во второй мировой войне поставило
руководителей Турции в весьма сложное положение, особенно на фоне недовольства
населения экономическими затруднениями. Встал вопрос о путях развития и новой
ориентации страны. Необходимо было сделать выбор, и он был сделан. Уже в
1945—1947 гг. были приняты несколько законов о земельной реформе, о создании
министерства труда, о профсоюзах. Стали издаваться новые газеты и журналы,
порой весьма радикального направления. И наконец, была официально признана (в
выступлении Иненю в парламенте в ноябре
Доктрина Трумэна, связанные с ней огромные кредиты и
американские инвестиции (план Маршалла) завершили процесс переориентации Турции
и в немалой степени способствовали отходу от официальной политики этатизма к
экономическому развитию страны с упором на частнопредпринимательскую
деятельность. Эта политика и новая ориентация усиливали позиции ДП, которая на
выборах
Прежде всего, неумигря на ирешедивання, режим ииищрения
-прав и свобод не мог не сказаться на росте оппозиционных сил. Эти силы были
разными по характеру. С одной стороны, крепло рабочее движение, возглавлявшееся
профсоюзами и проявлявшееся в забастовках и возрастании требований как
экономического, так и политического характера. С другой — активизировалось
исламское духовенство, добившееся от ДП ряда важных уступок (преподавание
ислама в школе, строительство мечетей, чтение Корана по радио и др.). Влияние
духовенства росло довольно быстро, особенно среди необразованного населения, в
деревне. Частично это влияние шло в ногу с официальной политикой ДП, делавшей
ставку на разжигание национализма в стране и в то же время опиравшейся на
реакционные силы как в самой стране, так и за ее пределами. Дело дошло до того,
что в апреле
27 апреля состоялся митинг студентов Стамбульского
университета, за которым в последующие дни прошли массовые демонстрации
студентов в Стамбуле и Анкаре, в других городах. Движение студентов было
поддержано недовольным армейским офицерством (в армии с
Конституция
60-е годы прошли в Турции под знаком бурного роста политической борьбы. Возникали все новые и новые партии и группировки, как левые, так и правые. На фоне партийной борьбы все остальные проблемы страны, в том числе и экономические, оказались как бы на заднем плане. И хотя правительство по-прежнему уделяло им немало внимания и государственный сектор экономики соответственно увеличивался, параллельно с этим росла и задолженность страны — следствие экономической неэффективности государственного хозяйства. Усиление забастовочной борьбы рабочих, вызванные этим репрессивные меры правительства во главе с лидером ПС С. Демирелем в конце 60-х годов снова создали в Турции обстановку внутреннего кризиса и анархии. В итоге военные опять оказали давление на власть с целью навести порядок.
В марте
70-е годы были в некотором роде повторением 60-х. После
вмешательства военных вновь началась ожесточенная борьба политических партий за
власть. С новой силой разгорелись страсти, принявшие к концу десятилетия
характер массовых акций политического экстремизма, что вновь привело страну к
состоянию, близкому к анархии. Экономика страны, несмотря на некоторые успехи (в
Стоит отметить бросающуюся в глаза закономерность динамики развития страны в послевоенное время. Абстрагируясь от деталей, эту динамику можно зафиксировать примерно в таком виде: от парламентских свобод с политической борьбой к состоянию нестабильности при экономической неэффективности и росте задолженности; от нестабильности к острому кризису и, как результат, к вмешательству военных, восстанавливающих статус-кво и как бы создающих условия для очередного аналогичного цикла. Если эту динамику интерпретировать с точки зрения концепции сопротивления и приспособления традиционной структуры к новым условиям существования страны, где формально декларированы все гражданские права и свободы и предоставлена возможность для развития частнособственнического предпринимательства, то окажется, что структура Турции в целом долгие десятилетия не была вполне готова к радикальной трансформации. Энергия внутренней трансформации, не будучи в основном направлена в сферу экономики, что имело место, скажем, в Японии, как бы осела в сфере политики, где формально декларированные права и свободы предоставили для этого определенный простор. Этому в немалой мере содействовало то уходящее корнями в историю обстоятельство, что турки всегда были воинами, администраторами и менее всего — торговцами и предпринимателями. Нехватка опыта была компенсирована традиционной формой-слиянием власти с собственностью. Отсюда ведущая роль государственного хозяйства со всеми его особенно заметными в эпоху бурного развития капитализма слабостями, сводящимися в конечном счете к экономической неэффективности бюрократического управления хозяйством и соответственно к росту внешнего долга страны. Можно отметить и еще одну немаловажную закономерность: в условиях жесткой (военной) централизованной власти упомянутая экономическая неэффективность менее заметна, тогда как состояние политической нестабильности усиливает ее импульс, что и ведет страну к кризису.
В заключение несколько слов об исламе. Радикальные кемалистские преобразования почти не оставили ему места в социальной и политической жизни страны — в этом Турция уникальна среди других мусульманских стран XX в. Но, несмотря на это, в годы нестабильности ислам в стране поднимает голову. Его сторонники начинают вести активную пропаганду и быстро находят сочувствующих ей, ибо корни ислама глубоки, ими пронизана вся традиция страны, включая ее культуру, в том числе политическую. И хотя политический экстремизм в наше врем? распространен достаточно широко и вне мусульманского мира, многое здесь — что касается Турции — явно восходит к фанатизму ислама, с чем нельзя не считаться.