Ирак и страны Леванта
.
Ирак и страны Леванта
С начала XVI в. эти страны, на протяжении ряда
предшествовавших столетий переходившие из рук в руки (здесь господствовали
арабские халифы и тюрки-сельджуки, фатимидские военачальники и монгольские
завоеватели, крестоносцы и всесокрушающее воинство Тимура), попали под власть
империи Османов. Разоренные непрерывными войнами, то и дело разрушавшими плоды
мирного труда земледельцев и наносившими непоправимый вред тонкому и сложному
ирригационному хозяйству, эти страны в XVI—XIX вв. уже почти ничем не
напоминали своих процветавших в древности предшественников—Финикию, Месопотамию
(Двуречье, Вавилон), Ливан с его царственными кедрами или благословенную
Палестину. Следует заметить, однако, что положение стран Леванта было более
благоприятным по сравнению с Ираком, пришедшим в эти века в состояние полного
экономического упадка.
В соответствии с генеральными принципами ислама все земли в
завоеванных Османской Турцией арабских странах были формально объявлены
собственностью султана, обложившего их рентой-налогом. Но фактически землей от
имени султана распоряжались наместники и губернаторы, отчего тяжесть налога
сильно возрастала. Так, например, доходы ливанского эмира, считавшегося одним
из богатейших людей в Османской империи, достигали в XVII в. 900 тыс. ливров в
год, 340 тыс. из которых шли в казну султана. Впрочем, всесилие наместников не
следует преувеличивать: султан держал жесткий контроль над завоеванными землями
и бдительно следил за чрезмерно богатевшими своими вассалами — тот же эмир
Ливана, о котором только что было упомянуто (Фахр эд-Дин II), был казнен в
султанской темнице. Вассалы, в свою очередь, пользовались любым удобным
случаем, чтобы ослабить власть султана. В частности, правители Ливана и
Палестины активно апеллировали к помощи русских войск в годы русско-турецких
войн XVIII в.
Что касается Ирака, то он уже с XVII в. стал зоной особых
интересов английских колонизаторов, укреплявшихся в районе Персидского залива.
В XVIII в. здесь действовали постоянные представители и резиденты английской
Ост-Индской компании, причем экономическая деятельность агентов компании со
временем все более очевидно приобретала и политический характер. Ирак был
сравнительно далеко от Турции, что в немалой степени способствовало некоторой
автономии бащадского паши, подчас действовавшего практически независимо от
администрации султана и ориентировавшегося на англичан. В первой половине XIX
в. эта тенденция привела к тому, что Дауд-паша прекратил выплату дани султану.
Однако позиции самого Дауда, несмотря на проведенные им в стране реформы и
помощь англичан, оказались слабыми. Турецкие войска легко вошли в Багдад, и в 1831 г. с претензией
иракских пашей на независимость от Стамбула было покончено.
Впрочем, это был в те годы едва ли не единственный успех
султана. В ходе первой египетско-турецкой войны (1831—1833) Мухаммед Али
Египетский отобрал у султана страны Леванта, что способствовало росту
могущества ливанского эмира Башира II. И хотя по условиям навязанного Мухаммеду
Али державами соглашения арабские страны, включая и Египет, в 1840 г. вновь формально
стали вассалами султана, фактически турецкое влияние в Леванте было подорвано.
Зато с середины XIX в. Левант, как и Ирак, стал объектом активного
экономического и политического проникновения колониальных держав.
Ливан издревле был центром религиозных конфликтов.
Существовавшая здесь крупная христианская община маронитов конфликтовала
преимущественно с шиитской сектой друзов. Столкновения друзов с маронитами
приняли в 40—60-е годы прошлого века характер вооруженной борьбы, даже
религиозной резни, причем формальное разделение страны на два округа,
маронитский и друзский, лишь подлило масла в огонь. Когда конфликт достиг
апогея (резня христиан в Дамаске в 1860 г.), Франция, покровительствовавшая
маропнтам, высадила в Ливане свой экспедиционный корпус. В 1861 г. этот корпус под
давлением англичан был выведен из Ливана, а специальная международная комиссия
в составе представителей Франции, Англии, Австрии, Пруссии, России и Турции
выработала «Органический статус Ливана», в соответствии с которым Горный Ливан
становился особым районом — им управлял назначенный турками христианин;
упразднялись также старые звания, титулы и привилегии, провозглашалось
равенство всех перед законом и упорядочивалось управление страной.
«Органический статус» сыграл большую роль в развитии
Леванта. Турецкие войска были выведены, гражданские права способствовали
быстрому росту экономики, включая активные связи с колониальными державами.
Речь идет в первую очередь о Ливане, который с конца XIX в. быстро становился
одной из наиболее развитых стран арабского мира. Центром его экономических
интересов были, как в древности у финикийцев, прежде всего торговые и
финансовые контакты в Средиземноморье. Богатые ливанцы ориентировались
преимущественно, как упоминалось, на Францию. Позиции Франции в Ливане были, в
свою очередь, экономически весьма прочными: Ливан был поставщиком сырья для
процветавшей шелкоткацкой промышленности Лиона. На рубеже XIX—XX вв. в Ливане
стремительно развивались просвещение и культура, издавались книги и журналы,
множились ряды интеллигенции. ~—-
Не имевшая выхода к морю Сирия была более отсталой, как и
Палестина. Эти страны были своего рода тыловой частью Леванта.
Впрочем, с открытием судоходства по Суэцкому каналу (169)
стратегическое значение расположенной рядом с каналом Палестины стало расти.
Здесь оказались сосредоточенными интересы не только соперничавших друг с другом
Англии и Франции, но также и Германии, поддерживавшей Турцию.
Ирак, как упоминалось, был зоной английского влияния. Английские
купцы держали в своих руках его внешнюю торговлю и контролировали судоходство
по реке Тигр. Именно Ирак, как и Иран, стал ареной борьбы между Англией и
Германией, прокладывавшей с благословения Турции через его территорию
Багдадскую железную дорогу. Сооружение этой дороги давало Германии значительные
экономические и политические преимущества как в самой Турции, так и в турецком
Ираке. Англичане были этим, естественно, недовольны: усиление Германии в
арабских странах грозило подрывом их позиций. Неудивительно, что они прилагали
немало усилий для того, чтобы помешать успешному строительству, — и они
добились этого, воспрепятствовав выходу новой железной дороги к морю в районе
Кувейта. Но все же влияние Германии в Ираке, как и в соседнем Иране, тоже зоне
английского господства, росло. Немцы вели борьбу за рынки Сирии и Ирака,
особенно в районах, где была проложена дорога. Они создали ряд
сельскохозяйственных колоний в Палестине. Конец этой экспансии положила война,
итогом которой для арабских стран Азии был некоторый передел зон влияния.
По соглашению 1916
г., дополненному рядом документов несколько позже, Ирак
перестал быть турецким и вначале стал владением Англии. В 1920 г. Англия предоставила
ему некоторое самоуправление. В 1921
г. Ирак был превращен в монархию во главе с хашимитским
(изгнанным французами из Сирии) эмиром Фейсалом, власть которого была
ограничена составленной англичанами конституцией. Конституция и монархия
обеспечили позиции Англии в экономике Ирака (контроль за нефтью и внешней торговлей),
а по договору 1930 г.
Англия формально отказалась от своего мандата на Ирак, который стал независимым
государством, членом Лиги Наций. 30—50-е годы XX в. были периодом внутренней
политической борьбы противоборствующих политических коалиций в стране, как
ориентировавшихся на англичан, так и выступавших против них. В годы второй
мировой войны, когда фашистская Германия попыталась использовать в Ираке — как
и в Иране — антианглийские настроения и соответствующие выступления, Ирак стал
ареной борьбы с немецко-фашистским влиянием. Англичане оккупировали страну и
вывели свои войска лишь после войны. Рост антианглийских настроений и усиление
национально-освободительного движения в Ираке вылились -&-1А58- г. в
выходка передний план радикальных политиков. Антимонархический переворот повлек
за собой активное сотрудничество нового правительства страны с СССР. Этот
период был отмечен аграрной реформой начала 60-х годов, а несколько позже —
национализацией ключевых объектов экономики страны, включая ее основное богатство
— нефть.
Сирия и Ливан по соглашению 1916 г. стали подмандатной
территорией Франции. Сирия при власти французов была вначале разделена на ряд
полуавтономных государств (именно в связи с этим переделом был изгнан эмир
Фейсал, ставший королем Ирака), подчиненных французскому верховному комиссару в
Бейруте, который был и главой Ливана. Вся экономическая и финансовая власть,
включая право эмиссии в обеих зонах, принадлежала вначале Банку Сирии и Ливана.
Позже, с конца 20-х годов, политически и экономически Сирия и Ливан стали
обособляться. Более развитые территории прибрежного Ливана получили в 1926 г. статус республики,
управлявшейся парламентом и президентом. Французами была разработана ливанская
конституция, призванная учесть сложную этно-конфессиональную структуру Ливана,
в соответствии с которой должны были распределяться места в парламенте. В Сирии
было созвано Учредительное собрание, подготовившее в 1928 г. проект конституции,
предусматривавший провозглашение независимости страны. Французы заявили, что
это требование противоречит условиям мандата, и распустили Учредительное
собрание. В 1930 г.
они приняли другой проект конституции, предусматривавший создание
парламентарной республики под контролем Франции.
В 1936 г.
правительство Народного фронта в Париже пообещало скорое предоставление
независимости Сирии и Ливану. Но с падением этого правительства французский
парламент изменил свое решение. С началом второй мировой войны власть в Леванте
оказалась в руках генералов правительства Виши, что привело к выкачиванию
отсюда продуктов в Германию. Это вызвало резкое недовольство в Сирии и Ливане,
энергично поддержавших переход власти в руки представителей «Сражающейся
Франции», правительства де Голля. В 1943 г. из конституции Сирии и Ливана были
исключены статьи, предполагающие зависимость от Франции. Обе страны, невзирая
на продолжавшийся нажим французского правительства, стали независимыми.
Парламентарные демократические системы в Сирии и Ливане были
слабыми и недостаточно устойчивыми. И в той, и в другой стране одни
правительства сменяли другие, шла острая партийная, а в Ливане еще и
религиозная борьба, уточнялись конституционные нормы, менялись
внешнеполитические ориентиры. В Сирии демократические правительства подчас
сменялись диктатурами (режим А. Шишекли в начале 50-х годов). В 1958 г. была совершена даже
попытка объединения Сирии с Египтом в_ рамках Объединенной Арабской Республики
(ОАР). Вначале это привело к реформам по египетскому образцу—аграрной прежде
всего. Были также национализированы некоторые банки и предприятия.
Национализация вызвала недовольство и экономическую
неустойчивость, что и послужило в 1961 г. причиной выхода Сирии из ОАР, а также
изменения принципов аграрной реформы и денационализации. Сирия вновь вступила в
полосу политических неурядиц, пока власть в середине 60-х годов не перешла к
Партии арабского социалистического возрождения (БААС) с ее ярко выраженной
социально-националистической ориентацией.
В Ливане ситуация была несколько иной. Здесь не было почвы
для диктатуры, напротив, представители различных партий и групп едва
договаривались друг с другом в стремлении сохранить стабильность. Экономика
Ливана после второй мировой войны развивалась весьма энергично. По сравнению со
своими соседями Ливан процветал. Но, как известно, это процветание прекратилось
в середине 70-х годов, когда противоборство религиозно-партийных группировок
вышло за пределы допустимой нормы и страна оказалась на грани политической, а
затем и экономической катастрофы.
Особо следует сказать о Палестине, где Англия с 20-х годов
поддерживала еврейскую иммиграцию и колонизацию. Уже в 1936 г. была сделана попытка
разделить Палестину на части, что вызвало негодование арабов. Попытки же
примирить арабов и евреев и тем более ограничить еврейскую иммиграцию привели
лишь к конфликту Англии с рядом еврейских сионистских организаций, за спиной
которых была американская поддержка. В 1947 г., вскоре после второй мировой войны с
сопровождавшим ее геноцидом евреев, вопрос о Палестине, приобретший особое
звучание, был передан в ООН. . Генеральная Ассамблея постановила ликвидировать
мандат Англии и разделить Палестину на два государства — еврейское и арабское,
с выделением Иерусалима в город с особым статусом и международным режимом. В
мае 1948 г.
палестинские евреи создали государство Израиль, оккупировавшее в ходе
спровоцированной арабами-палестинцами первой арабо-израильской войны 1948—1949
гг. часть территории, которая решением ООН предназначалась для арабского
палестинского государства, и занявшее западную часть Иерусалима.
С 1948 г.
Израиль — парламентарная республика во главе с президентом, обладающим
преимущественно представительными функциями, и премьером. Существующий в
основном за счет щедрой финансово-экономической помощи США, Израиль являет
собой развитое современное государство с еврейским большинством и арабским
меньшинством (имеются в виду те арабы, которые изначально проживали на
территории Израиля и пользуются гражданскими правами). Хотя права арабского
населения Израиля несколько ограничены по сравнению с теми, которыми пользуются
тех арабов, которые были присоединены к Израилю в результате второй
арабо-израильской войны 1967
г. (иорданские территории к западу от р. Иордан,
сирийские Голанские высоты в часть земель в полосе Газа) и статус которых
поныне — бесправный статус беженцев. Следует заметить, что внутри государства
Израиль среди лидеров различных партий, входящих в кнессет (парламент) и время
от времени участвующих в формировании правительства, существуют немалые
разногласия по поводу того, какую внешнюю и внутреннюю политику проводить. Но
по отношению к арабам насильственно присоединенных территорий мнение всегда
было практически (за небольшим исключением) единым: палестинским арабам не
следует предоставлять возможности для создания самостоятельного государства.
Именно эта установка привела не только к конфронтации Израиля со всем арабским
миром, но и к возникновению острой ближневосточной проблемы, решение которой не
достигнуто и по сей день.