Сунь Ят-сен и Синьхайская революция
.
Сунь Ят-сен и Синьхайская революция
Южные районы Китая, где ранее всего закрепились колонизаторы
и были созданы наиболее благоприятные условия для модернизации и европеизации,
включая миссионерские школы и колледжи, постепенно становились центром
формирования радикально настроенной молодежи, будущих китайских революционеров.
Одним из наиболее известных среди них был Сунь Ят-сен (1866—1925), учившийся в
молодости в Гонолулу, где проживал его брат-эмигрант, а затем получивший
образование в миссионерских школах и медицинском колледже Гуанчжоу и Гонконга.
Хорошо образованный, широко эрудированный, повидавший мир. Сунь Ят-сен, как и в
свое время Кан Ю-вэй, попытался соединить в своем лице и своем учении традиции
классического Китая и необходимые нововведения, заимствованные с Запада.
Созданный им еще на Гавайях и затем воссозданный в Гуанчжоу «Союз возрождения
Китая» в конце XIX в. объединял в своих рядах сотни членов; ов ставил своей
целью свержение цинской династии, создание в стране демократического
правительства и проведение в Китае радикальных реформ. Попытки сблизиться с
реформаторами встретили непонимание со стороны Кан Ю-вэя и только после
поражения и бегства реформаторов, уже в Японии, в эмиграции (Сунь Ят-сен был
вынужден эмигрировать после –неудавшейся попытки восстания в 1895 г.), эти попытки дали
некоторые результаты (соглашение Сунь Ят-сена с Лян Ци-чао), но ненадолго.
Вскоре пути реформаторов и возглавляемых Сунь Ят-се-ном революционеров
окончательно разошлись.
Еще одна попытка поднять восстание — в разгар движения
ихэту-аней, в 1900 г.,—
снова потерпела поражение. Но после разгрома восстания ихэтуаней и второй
попытки реформ ситуация в стране, как упоминалось, стала изменяться. В Китае и
вокруг него, в центрах эмиграции китайских студентов и иных лиц, начали один за
другим возникать союзы и организации, ставившие своей целью радикальные
перемены в стране. Организации издавали газеты и журналы, в которых излагались
программы их действий, печатались лозунги и призывы, порой также серьезные
аналитические статьи. В 1902—1903 гг. Сунь оживил деятельность своего союза и
создал ряд его новых филиалов. Именно к этому времени относится и окончательное
формирование основ его доктрины — знаменитых «трех принципов»: национализм
(свержение династии маньчжуров), народовластие (республиканско-демократический
строй) и народное благоденствие. Вслед за тем Сунь Ят-сен посетил ряд стран и
провел большую работу по сплочению единомышленников, прежде всего среди
активных эмигрантов. В 1905 г.
он созвал в Японии учредительный съезд членов разных организаций, создаю дий
«Объединенный союз» (Тунмэнхуэй). Став во главе союза и начав издавать журнал
«Миньбао», Сунь Ят-сен приступил к пропаганде своих идей (трех принципов) и
программных документов организации, включая проекты конституционного устройства
будущего Китая (в значительной степени по европейской модели) и ликвидации
социального неравенства.
Призывы к конституционным реформам не миновали и ушей
цинского правительства, которое сочло за благо опередить события и, в свою
очередь, поставить вопрос о конституционной монархии с парламентарной системой.
Обещания на этот счет, вначале смутные, были затем, под нажимом со стороны
реформаторов и под влиянием мощной — в духе классической конфуцианской нормы —
петиционной кампании 1907—1908 гг., выражены в форме проекта, предлагавшего
созвать парламент и ввести в действие еще не разработанную конституцию в 1916 г. Этот проект мало
кого устроил, а смерть всесильной Цыси в 1908 г. резко ускорила ход событий. Спор теперь
в открытую шел о том, вести дело к революции или нет: реформаторы считали, что
революционный взрыв спровоцирует державы и приведет к разделу Китая;
революционеры же полагали, что революция как раз спасет Китай от гибели и
сплотит его народ.
Тунмэнхуэй взял курс на подготовку вооруженного восстания,
рассчитывая при этом на поддержку многочисленных в Китае тайных обществ,
издавна в кризисное время поставлявших многочисленные отряды восставших. Расчет
был достаточно верен; кризисные явления в стране все сильнее давали о себе
знать и крестьяне то здесь, то там брались за оружие. В ответ на это цинские
власти попытались было проводить более жесткую политику. Был, в частности, снят
с должности и уволен сделавший карьеру после предательства 1898 г., но продолжавший
считаться достаточно либеральным генерал Юань Шикай, пользовавшийся поддержкой
держав. Жесткая политика вызвала еще большее недовольство и привела к новой
волне массовых выступлений. Началось также брожение в войсках, где активно
действовали агитаторы Тунмэхуэя.
Словом, в стране назревал революционный взрыв. В январе 1911 г. в Гонконге был
создан штаб восстания во главе с помощником Сунь Ят-сена Хуан Сином. И хотя
попытка поднять восстание в апреле 1911 г. в Гуанчжоу потерпела провал, а Хуан Син едва спасся, революция была уже неотвратима.
Попытки предотвратить ее путем предоставления взбудораженной общественности
новых уступок, в частности, в форме провинциальных Совещательных комитетов с
ограниченными полномочиями (1908—1909), в виде формирования нового — по
европейскому образцу — кабинета министров (май 1911 г.), уже не могли
помочь. Восстание 10 октября 1911
г. в Учане привело к свержению императорской власти.
Маньчжурская династия рухнула, как карточный домик. Власть в стране оказалась у
руководителей на местах. На севере страны она постепенно стала
консолидироваться в руках Юань Ши-кая, ставшего в ноябре премьер-министром и
объявившего о созыве всекитайского парламента. 12 февраля 1912 г., в день «синь-хай»
по китайскому календарю, монархия была официально упразднена. На юге страны
вернувшийся в Китай Сунь Ят-сен был избран временным президентом Китайской
республики со столицей в Нанкине, но после низвержения монархии и во имя единства
страны он согласился отказаться от поста президента в пользу Юань Ши-кая.
Премьером при Юань Ши-кае был назначен по условиям соглашения с революционным
югом член Тунмэнхуэя Таи Шао-и.
В апреле 1912
г. в Пекине из членов Нанкинского собрания и депутатов
от провинций был создан временный парламент. Но добиться создания
ответственного перед ним правительства этот парламент так и не сумел. Больше
того, бэйянские (представители северной группы армий) генералы принудили
депутатов парламента проголосовать за министров, избранных Юань Ши-каем.
Становилось очевидным, что Юань Ши-кай предпочитал
править без санкции парламента и вел дело к созданию сильной центральной
власти, даже диктатуры. Сунь Ят-сен, вначале было смирившийся с этим, осенью
приступил к созданию на основе Тунмэнхуэя новой политической партии Гоминьдан,
что было необходимо в связи с намечавшимися на конец 1912 — начало 1913 г. выборами в
постоянный парламент. Но Юань Ши-кай, игнорируя созванный в апреле 1913 г. парламент, начал
готовиться к борьбе с Гоминьданом, к вооруженному походу на революционный
реепубликанский-юг страны. Гоминьдановцы, представлявшие в парламенте
большинство, мешали ему, и в ноябре 1913 г он распустил парламент, а в начале 1914 г. также провинциальные
н местные демократические учреждения. В марте того же года ои открыто выступил
против суньятсеновской временной конституции. принятой в Нанкине в 1912 г., а 1 мая 1914 г. опубликовал проект
новой конституции, согласно которому президенту предоставлялись почти
неограниченные права, а также восстанавливались многие должности, звания и
титулы только что свергнутой монархии. В декабре 1914 г. облаченный в
императорские регалии президент совершил торжественный обряд в храме Неба, что
должно было символизировать верность имперским порядкам.
В январе 1915
г. Япония овладела захваченными Германией в 1898 г. территориями в
Шаньдуне и, укрепившись на китайской земле, предъявила Китаю 21 требование,
суть которых сводилась к превращению Китая в зависимое от нее государство.
Поторговавшись, Юань Ши-кай вынужден был принять значительную часть этих
требований, что заметно усилило позиции Японии в Китае. Стремясь сыграть на
этом. Юань Шн-кай сетовал на слабость власти в
новом Китае, а усиление ее он видел в отказе от республиканского строя, в возвращении
к монархии. Выдав свою дочь замуж за последнего китайского императора Пу И, он
уже готовился к тому, чтобы провозгласить себя новым императором Китая. Но
кампания за восстановление монархии вызвала сильное сопротивление в стране.
Вновь заявил о себе регнонализм: генералы, бывшие хозяевами в той или ивой
провинции, не хотели подчиняться центру. Юань Ши-кай вынужден был отказаться от
своих планов восстановления монархии и вскоре после этого летом 1916 г. умер.
Смерть Юань Шн-кая сняла на время проблему восстановления
монархии в Китае (в 1917 г.
к ней попытался было вновь вернуться преемник Юаня Дуань Ци-жуй, планировавший
посадить на трон Пу И, но его замысел потерпел неудачу), а главным следствием
этого было ослабление власти в Пекине н постепенный переход ее, как
упоминалось, к местным генералам-милитаристам. Как то не раз бывало в кризисные
периоды в истории Китая в прошлом, на первый план в политической жизни страны
вновь и надолго вышли военные. Парламент разгоняли и собирали вновь то в
Пекине, то в Нанкине, но роль его была уже второстепенной: он мог лишь
санкционировать свершавшиеся помимо его воли события, будь то назначение того
или иного президента, изменение или восстановление конституции. В аналогичном
положении находился и лидер китайской революции Сунь Ят-сен: то его избирали
президентом, то он вновь терял этот пост, причем практически все зависело от
воли милитаристов, обладавших реальной властью в том или ином регионе на юге
страны. На севере на протяжении ряда лет президентом был Дуань Ци-жуй,
опиравшийся на военную клику Аньфу, с которой соперничала чжилийская клика во
главе с У Пэй-фу. Именно Дуань Ци-жуй настоял на том, чтобы в 1917 г. Китай официально
объявил войну Германии.