1.3.5. Закономерности отдельных сфер, форм, видов культуры

.

1.3.5. Закономерности отдельных сфер, форм, видов культуры

Наряду с закономерностями, которые характеризуют культуру как целостное явление, мы можем говорить и о закономерностях отдельных сфер культуры: например, материальной культуры, или духовной культуры и т. д. Рассмотрим некоторые тенденции, проявляющие себя в области науки и искусства.

В будущем, по предположению К. Маркса, все науки сольются в одну - науку о человеке, антропологию. На современном же этапе в области науки действуют две тенденции - интеграция и дифференциация знания. По подсчетам учёных, занимающихся изучением науки, сегодня функционирует около 2000 наук. Мы можем предполагать, что в будущем некоторые из них отомрут - например, с отпадением условий для вражды народов, войны перестанут сотрясать человечество, отпадет тогда необходимость наук о войне, возможно, появится много новых наук.

В современных условиях происходит сближение естественных и гуманитарных наук. Оно проявляется в том, что возрастает точность общественных наук, они все чаще прибегают к использованию математического аппарата. Усиливается общность социальных функций, их универсализм - все они начинают служить человеку, обществу, способствовать преобразованию практики. Возрастает общность методологии и гуманитарных и социальных наук, естественных и общественных. Таким образом, в различных областях человеческого познания обнаруживаются тенденции к соответствию их друг другу, что находит своё отражение во взаимодействии, взаимовлиянии, взаимозависимости. Открытия, сделанные в одной науке, методики, разработанные в одной отрасли знания, быстро проникают в другие, оказывая стимулирующее влияние. Это приводит к неравномерности в развитии науки. Разные её области развиваются неодинаково. В определённые периоды происходит отрыв, преимущественное развитие одних областей и подтягивание других. Так, в современных условиях усиливается интерес к биологии, психологии, медицине, экологии, генетике, информатике.

В искусстве, как культурном явлении, действуют иные закономерности. В отличие от науки, которая стремится к рациональности, логичности, обоснованности, искусство воздействует на наши чувства, эмоции, переживания. Если наука мыслит терминами, понятиями, категориями, то язык искусства - эмоционально, художественно окрашенные образы.

В современности стремительно изменяются способы коммуникации, общения людей. Долгое время эту функцию выполнял ритуал, на смену ему пришло слово и устная передача информации, воздействие на эмоции, чувства с помощью речи или пения. Но и они были потеснены с открытием письменности и текст стал вытеснять прежние формы. Буквально на наших глазах приходит новая революция - утверждается "экранная культура", когда образы искусства начинают передаваться с помощью экранов кино и телевизоров, мониторов компьютеров. Это приводит к возрастанию аудиовизуального выражения художественного образа, а, следовательно, и умения его сформировать и раскодировать. В то же время можно говорить об известных циклах в развитии искусства, в частности, живописи. Так, известный испанский философ Хуан Ортега-и-Гассет отмечает: "Закон, предрешивший великие перевороты в живописи, на удивление прост. Сначала изображались предметы, потом - ощущения и, наконец, идеи. Иными словами, внимание художника прежде всего сосредотачивалось на внешней реальности, затем - на субъективном, а в итоге перешло на интерсубъективное. Три названных этапа - это три точки одной прямой. Но подобный путь прошла и западная философия, а такого рода овладения заставляют все с большим вниманием относиться к обнаруженной закономерности" [1.1]. Таким образом, в развитии искусства мы могли выделить три этапа: реализм, импрессионизм, абстракционизм.

Изучая закономерности развития культуры, следует отметить, что все они действуют на конкретную культуру общества в единстве, во взаимодействии, усиливая или ослабляя, определяя или дополняя те или иные черты, особенности отдельных культурных форм, действуя в культуре, посредством культуры, для культуры, обеспечивая её сохранение, воспроизводство, преемственность. Не все законы, закономерности культуры открыты и сформулированы. Культура для культурологии ещё во многом остаётся "землей неведанной", тем больший интерес вызывает она у исследователей, тем большее внимание привлекает к себе.

вление прост. Сначала изображались предметы, потом - ощущения и, наконец, идеи. Иными словами, внимание художника прежде всего сосредотачивалось на внешней реальности, затем - на субъективном, а в итоге перешло на интерсубъективное. Три названных этапа - это три точки одной прямой. Но подобный путь прошла и западная философия, а такого рода овладения заставляют все с большим вниманием относиться к обнаруженной закономерности" [1.1]. Таким образом, в развитии искусства мы могли выделить три этапа: реализм, импрессионизм, абстракционизм.

Изучая закономерности развития культуры, следует отметить, что все они действуют на конкретную культуру общества в единстве, во взаимодействии, усиливая или ослабляя, определяя или дополняя те или иные черты, особенности отдельных культурных форм, действуя в культуре, посредством культуры, для культуры, обеспечивая её сохранение, воспроизводство, преемственность. Не все законы, закономерности культуры открыты и сформулированы. Культура для культурологии ещё во многом остаётся "землей неведанной", тем больший интерес вызывает она у исследователей, тем большее внимание привлекает к себе.