Гоминьдан и борьба за единый независимый Китай
.Гоминьдан и борьба за единый независимый Китай
Версальский мирный договор, санкционировавший право Японии
на германские владения в Шаньдуне, вызвал бурю возмущения в Китае, где
надеялись на иные итоги войны, в которой и Китай принял некоторое участие, послав
в Европу на тыловые работы своих кули. Возмущение вылилось в так называемое
движение «четвертого мая» — в этот день в
В первую очередь это сказалось на оформлении партии
Гоминьдан. Сунь Ят-сену с каждым годом становилось все очевиднее, что без
собственных вооруженных сил революционная партия в Китае обречена на неудачи; в
1 июля
Все эти процессы усиливали позиции главнокомандующего Чан
Кай-ши, который весной
Конечно, и в последующее десятилетие было немало военных столкновений. Но в целом это был все-таки период более или менее мирной политической консолидации, сложения новой государственности и формирования новых форм жизни. Какими же они были? Что принеслис гобой гоминвдановцы? Что было характерным для их политики?
Первая четверть XX в., несмотря на сотрясавшие Китай революционные войны, была временем достаточно быстрого экономического развития страны, немалых изменений в образе жизни людей, особенно в городах, перемен в сфере образования, культуры и т.п. В экономике страны по-прежнему лидирующее положение занимал английский капитал, но по уровню инвестиций к нему быстро приближался японский. Доля национальной буржуазии была невелика и концентрировалась преимущественно в сфере торгового капитала, в мелких предприятиях. Зато все большее значение приобретала доля казенных предприятий. Унаследовав владение ими, гоминьдановское правительство центром своей социально-экономической политики сделало дальнейшее укрепление государственного сектора экономики. Оно взяло под свой контроль систему финансов страны — банки, страховые общества, налоговые в таможенные сборы,—а также создало сильный механизм государственного контроля над экономикой, государственного планирования экономического развития. Видные чиновники и ответственные лица правительства поощряли и частные вложения в экономику, сами вносили вклады в нее, но в смешанных государственно-частных предприятиях явно задавало тон государство, что вполне соответствовало китайской традиции. При этом существенно, что подобная экономическая политика сильного правительства, к тому же склонного ограничить прежние привилегии иностранного капитала, вела к быстрому возрастанию в экономике Китая доли национального (государственного и смешанного государственно-частного) капитала и к уменьшению влияния капитала колониального.
Гоминьдановское правительство приняло ряд законов о труде,
создало систему официальных государственных профсоюзов, установило минимальный
уровень зарплаты. Был принят и ряд других законов, призванных гарантировать
определенные права граждан, и в особенно право собственности, что поощряло
развитие частного предпринимательства. Был принят аграрный закон (1930),
который ограничил размеры арендной платы, установил потолок для земельных
владений, выступил в защиту арендатора. Этот закон был призван погасить
социальные конфликты в деревне. И хотя большого эффекта программа реформ не
дала, ибо для проведения ее в жизнь у гоминьдановского правительства не хватило
ни сил, ни времени, общий принцип был очевиден: сильное централизованное
правительство в новом Китае опиралось в целом на привычные для китайской
традиции методы регулирования социальных и экономических отношений в стране.
Пусть стали шире открываться двери для новых веяний, методов и процессов, но
страна в целом, особенно крестьянство, еще не очень-то готовое к переменам,
управлялись в принципе теми же методами, что и прежде. Более того, сращивание
политических, экономических и иных интересов на высшем уровне правящей группы
вело к укреплению привычной для традиционного Китая (да я всего Востока)
государственной системы-управления хозяйством, той самой древней системы, в
рамках которой государство выступает в функции верховного собственника и
высшего субъекта власти, а олицетворяют государство и вершат дела его именем
те, кто причастен к власти, кто составляет руководящий слой общества. Именно
такая система администрации доминировала в качестве главной и ведущей в годы
гоминьдановского правления Китаем, хотя справедливости ради следует сказать,
что в эти же годы было немало сделано и для развития частнопредпринимательского
сектора экономики и в принципе дело шло к постепенному превращению именно этого
сектора в ведущий, как то и было продемонстрировано Гоминьданом во главе с тем
же Чан Кай-ши после революции