8.1. Этапы становления и развития культуры античного Рима
.8.1. Этапы становления и развития культуры античного Рима
Как ни развита была культура античной Греции, всё же не она непосредственно лежит в основании европейской культуры. К концу I в. до н. э. древнегреческая культура приходит в упадок, Греция теряет самостоятельность, на авансцену мировой истории приходит другой народ со своей своеобразной культурой - древние римляне.
В истории культуры Древнего Рима мы выделяем ряд периодов. Обычно выделяют три главных стадии в развитии формы культуры любого общества, в том числе и римского. Первая стадия - возникновение, становление явления, его существование наряду с другими и постепенное выделение в качестве господствующего, доминирующего. Применительно к культуре Древнего Рима эта стадия охватывает время с VIII в. до н. э., момента основания "Вечного города", утверждения этрусской династии, принятия закона XII таблиц, и до Ш в. до н. э., завершения борьбы патрициев и плебеев и завоевания Римом всей Италии.
Вторая стадия связана с функционированием зрелых форм культуры, наиболее развитых, "классических". Для Древнего Рима этап зрелости охватывает период со II в. до н. э., когда классическое рабство приобрело доминирующее значение в городах, и вплоть до II в. н. э., когда рабство распространилось на периферию республики.
Третья стадия связана с отмиранием, разложением культуры, возникновением элементов новой культуры, в будущем - доминирующей и господствующей. Для античного Рима эта поздняя стадия охватывает период со II в. н. э. до V в. н. э., времени завоевания Рима варварами.
Но иногда можно встретить и иную периодизацию, где за основание отсчёта периодов берётся эволюция политического строя древнего Рима. В таком случае выделяют:
1. культуру эпохи царей (VIII в. до н. э.-VI в. до н. э.);
2. культуру эпохи республики (V в. до н. э.-I в. до н. э.);
3. культуру периода империи (I в. н. э.-V в. н. э.).
Как видим, эта периодизация несколько отличается от ранее приведённой по историческим датам, но не по сути: и в том, и в другом случае речь идёт о возникновении культуры, о периоде её расцвета и стадии отмирания, разложения.
Так же, как и греческая, древнеримская цивилизация имела предшествующую ей культуру. В далёкой древности территорию, на которой возникает римская культура, населяли обитатели, говорившие на умбрийском языке, именно они создали культуру так называемой Виллановы. Затем их сменили этруски, которые пришли в эти края около 1000 г. до н. э. Этруски создали высокоразвитую цивилизацию со своей городской культурой. Известны такие этрусские полисы, как Арретий, Цере, Клузий, Тарквиний, Вольки, Вейи и др. Хотя найдено около 10 тысяч памятников этрусской письменности, расшифровать их не удаётся до сих пор. Римляне многое заимствуют у этрусков:
города-полисы, построенные по плану;
водопровод, канализацию;
символы власти - пучки розог с воткнутым топориком - фасции;
одеяние сенаторов - тогу с пурпурной каймой;
этруски первыми применили в строительстве ложный купол, без клиновидных балок. Известно, что греки не признавали купольное перекрытие, а римляне - применяли его;
в сакральном строительстве этруски возводили 3х-частные (3х-нефные) храмы. У этрусков была "троица" верховных божеств: Тин (римский Юпитер), Уни (Юнона у римлян) и Мнерва (Минерва римлян). Это были небесные боги, которым соответствовали боги земные и подземные (хтонические). Этруски вошли в религиозную историю введением гаданий - Мантики. Они гадали по внутренностям животных, по печени, по полету птиц и т. д. и передали страсть к гаданиям римлянам. У них эту функцию выполняли особые жрецы - авгуры.
Этруски верили в загробную жизнь, в покровительство домашних богов - Гениев, Ларов и Пенатов. У этрусков была хорошо налаженная связь с греками. Греки даже назвали море, омывающее берега Этрурии, Тирренским, а самих этрусков называли Тирренами. В середине VII в. до н. э. этруски начали войну с греками, но очень скоро потерпели поражение. Стал возвышаться Рим. Каноническая легенда связывает возникновение Рима с древнегреческой историей, гибелью Трои. Один из защитников Трои, Эней, покинул захваченный греками город, и после скитаний по морям, высадился в Италии. Он женился на дочери местного царя Латина. Сын Энея, Асканий Юл, основал город Альба-Лонге, но был свергнут своим братом. Дочь свергнутого царя - Рею Сильвию, чтобы пресечь династию, сделали жрицей богини домашнего огня - Весты. Весталки до 30 лет обязаны были соблюдать обет безбрачия. Но Рея Сильвия родила от самого бога Марса двух близнецов. Убить её не решились, а младенцев отобрали и отнесли в лес, чтобы там убить. Но раб не выполнил царский приказ и оставил детей. Их вскормила волчица, потом пастухи подобрали двух братьев и назвали их Ромулом и Ремом. Когда братья подросли, они случайно убили царя, который когда-то приказал их убить, и восстановили на троне своего деда. Сами они ушли и основали новый город. При этом братья поссорились, и Ромул убил Рема. Так был основан Rоmulus, Roma, город Рим.
Согласно мнению известного историка I в. до н. э. Марка Теренция Варрона это произошло 21 апреля 753 г. до н. э. Долгие годы эта легенда считалась недостоверной. Но всё же и сейчас в центре Рима стоит памятник Капитолийской Волчице. Последние раскопки подтверждают, что Рим возник в VIII в. до н. э. Следует учесть, что 21 апреля обычно отмечается и древнейший пастушеский памятник - Парилии.Дата основания Рима играет важную роль в истории культуры. Долгие столетия она служила точкой отсчёта для исторических дат. Существовало несколько культурных традиций для определения времени исторических событий. Религиозная, связанная с догматами Ветхого Завета, за отправную дату берёт время "от сотворения мира" Богом. Позднее, около IX в. н. э., её дополнила Новая традиция - "время от рождества Христова" - события, описываемого Новым Заветом, - I в. н. э. В нашей литературе это "время" называется "временем до нашей эры" и "временем нашей эры". Но наряду с этими, по сути религиозными, нормами, существовала чисто светская традиция, которая отсчитывала события "от времени основания Рима".