9.3.1. Литература раннего Средневековья

.

9.3.1. Литература раннего Средневековья

Крушение римской культуры сопровождалось глубоким кризисом в культуре средневековой Европы. Но это падение было не повсеместным: и в Европе сохранились очаги культуры, продолжающие или часто заимствующие римские традиции, а с другой стороны, кодифицирующие народные произведения предшествующей, языческой культуры.

Так, на континенте выделяется Каролингское Возрождение, связанное с созданием централизованного государства Карла Великого. Здесь следует прежде всего отметить творчество поэтическое, продолжающее традиции народного эпического жанра. Это Алкуин (730-804) англосакс, Павел Диакон, Теодульф Седулий Скотт и др. Развиваются разнообразные жанры. Это и "учёная поэзия" (Алкуин и др.), поэзия вагантов (VIII-XII вв.), бродячих певцов и поэтов, "Видения", - дидактико-повествовательная проза (VIII-XIII вв.), Exempla (притча), "Хроники" - "Саксон Грамматик", "Деяния датчан", "Сага о Гамлете" и др. Обрабатывается и записывается ирландский эпос - например, "Изгнание сыновей Уснеха" и другие саги. В Скандинавии обрабатывается ряд эпических сказаний и собирается "Старшая Эдда" ("Прорицание вёльвы", "Речи Высокого", "Песнь о Трюме", "Песнь о Велюнде"), "Младшая Эдда" (...Второй сын Одина - это Бальдр), обрабатываются и саги. В Провансе развивается лирика трубадуров, известность получают: Маркабрюн, Бернарт де Вентадорн, Берторн де Борн и др. Делается попытка возродить эпический жанр - создаются "Беовульф" (VIII в.), "Песнь о Роланде" (XI в.).

Поэма о Беовульфе написана аллитерационным стихом (аллитерация). Этот стих отличают:

наличие 4х ударений (по 2 в каждом полустишии);

повторение одинаковых звуков в начале ряда слов, составляющих стих (строку);

при этом ударение падает на слоги, начинающиеся с одинаковых звуков (созвучие совпадает с ударением);

повторение предударного согласного звука в начале первого и второго полустиший.

Таким образом, повторы внутри стиха (строки) - характерный признак аллитерации. Это - один из видов (начальной) рифмы. Стих с конечной рифмой пришёл позднее.

Поэма "Беовульф" (VIII в.) - образец средневекового героического эпоса англосаксов. Она возникла на основе обработки германских преданий родового общества. Действие происходит на берегах Балтийского моря. В поэме Англия даже не упоминается. Беовульф - князь племени гаутов (геатов) обитавшего на юге Швеции. Он избавляет Данию от чудовища Гренделя, убивает дракона, но и сам умирает от ран. Но эпическая форма - лишь заимствование для авторской обработки племенных сказаний. В поэме народный эпос обработан в религиозном ключе, в духе христианства. Из текста поэмы убраны племена языческих богов. Введены племена библейского цикла - Авель, Ной. Грендель называется потомком Каина. Беовульф хвалит христианскую веру. Бог помогает Беовульфу победить и т. д.

Героический эпос включает события двух этапов. Первый этап характеризует эпоху великого переселения народов (V-VI вв.). Эпос объединяет несколько циклов стихов - о гибели первого и второго Бургундских королевств, сказание о Теодорихе из Равенны (471-526), сказание о короле гуннов Аттиле и др. Эти события происходят до переселения англосаксов в Британию и составляют общий опыт осмысления германского мира. Второй толчок для развития эпоса даёт уже местная, национальная тематика VII-VIII вв. Здесь появляются и новые герои: Беовульф, Сигурд, король Оффа, Хельге и др.

В Средневековье развиваются образование и наука.

Для средневековой науки характерно было выделение свободных искусств, что составляет заимствование из древнеримской культуры. Марциан Капелла (V в.) в книге "Сатирикон, или о бракосочетании филологии и Меркурия" выделяет 7 искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Все свободные искусства делились на две части, образуя "тривиум" и "квадривиум". В тривиум входили: грамматика, риторика, диалектика (логика). Квадривиум образовывали арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Следующий шаг в развитии образования делает Кассиодор (487-575) - придворный короля Теодориха. В своём трактате "Руководство к божественной и мирской словесности, или об искусствах и научных дисциплинах" он предлагает соединить все науки с христианством. Они должны превратиться в часть образования клириков. Точное понимание Писания возможно только при обладании начальным знанием. Поэтому церковь должна контролировать развитие науки и образования. Происходит подчинение науки религией, идеологизация науки.

В условиях упадка городской культуры и централизованных государств наука может сохраниться только в монастырях. Монастыри становятся убежищем культуры, а монахи занимаются научной деятельностью. Здесь можно назвать Бонифация (?-755 г., Англия), Бэду Достопочтенного (673-735), Алкуина (735-804) - монахов, много сделавших для сохранения научной традиции.

Иосидор Севильский добавляет к семи свободным искусствам ещё два - юриспруденцию и медицину.

Карл Великий, создавая империю и централизованное государство, стремился привлечь к своему двору и деятелей науки, культуры: Павла Диакона (лангобарда), Алкуина (англосакса), Эйнхарда (франка). При дворе создавались школы по изучению Вульгаты - Библии на латинском языке.

IX в. - век Каролингского ренессанса. Появляется "Академия" в Париже, основанная Карлом Великим. Наука соединяется со светским образованием. В дворцовой школе руководил Иоанн Скот Эриугена (810-877). В основном в этот период наука ориентировалась на освоение греко-римского наследия, приспособление его к потребностям религии (идеологии) христианства. Со временем школы превратились в факультеты искусств, факультеты университетов.

Одновременно закладывались и противоречия в научно-христианский синтез. Дело в том, что христианство, Библия весьма скудно трактуют космологию и естественнонаучную картину мира. Из Библии мы можем узнать только, что земля плоская, круглая, она находится в окружении вод, а над ней нависает твёрдый шатер неба, а над небом есть ещё воды, которые могут пролиться. К небесному шатру прикреплены светила. Из такого рода представлений не много можно почерпнуть для объяснения природных явлений.

В самом начале VIII в. арабы завоёвывают Пиренейский полуостров и вступают в прямые контакты с варварскими государствами Европы. Культурный обмен начинается не ранее IX в. и продолжается вплоть до реконкисты (1085 г.). Значительную часть арабской культуры составляет греко-римское наследие, заимствованное арабами. Другую часть составляют сведения, усвоенные арабами в ходе завоевательных походов на Востоке, в частности , у индийских математиков. Так, у индийских учёных Ариабхаты (476 г.-?) и Брахмагупты (598-660) арабы заимствуют десятеричную систему исчисления, понятие нуля (0), умение извлекать кубический и квадратный корни, решать определённые и неопределённые уравнения. Составной частью арабской науки являются собственные новации арабских учёных: Али Аббаса (?-994 г.), Ибн Сины (980-1037), Аль Хорезми (783-850), Аль Фергани (IX в.), Ибн Туффейля (1110-1185), Ибн Рушда (Аверроэса, 1126-1198).

Ислам, который использовали арабы, оставлял вне внимания вопросы космологии и отношения к природе. Поэтому он давал больше простора для развития естественнонаучного знания, чем христианство. Но такое состояние арабской науки было кратковременным. Вместе с упадком экономическим, политическим, наступает реакция в области религии - укрепляется её ортодоксальное крыло. XIII-XIV вв. - время упадка исламской науки.

Но в это время обнаруживается другой канал связи средневековой науки Европы с Востоком - крестовые походы. В XIII в. в результате IV крестового похода захватывается Византия. Начинается активное усвоение греческой и арабской культуры. Это вторая встреча христианства с античностью и арабской культурой.

Парижский университет стал центром культурной и идейной жизни Средневековья. У истоков его образования стояли Пьер Абеляр (1079-1142), Пётр Ломбардский, Жильбер де ля Порре (1076 - 1154) и др.

Обучение в Университете было длительным. Студент ещё в молодые годы (в 12 лет) должен был поступить на факультет свободных искусств. В 18 лет он получал звание "бакалавр свободных искусств". После этого он мог обучаться на теологическом факультете и после 8 лет обучения получить звание "бакалавра теологии". Затем бакалавр теологии под руководством магистра 2 года должен был заниматься комментированием Священного Писания и 2 года - комментированием "Сентенций" - свода теологического знания (Священного Предания). После этого (в 30 лет) он становился "полным бакалавром". Затем 4 года он должен был принимать участие в диспутах и произносить проповеди. Только после этого он получал (в 34 года) право на чтение лекций и из бакалавра становился магистром теологии.

В средневековой науке существовало три тенденции. Джованни Фаданца (Бонавентура) (1221-1274) отстаивал тезис о том, что всякое знание - теологическое. Сигер Брабантский (1235-1282) отстаивал идеи о различии теологического и научного знания и автономии науки от теологии. Промежуточную позицию занимал Фома Аквинский (1224-1274). Он признавал различие между теологическим и научным знанием, но объявил теологическое знание более высоким.

Впервые разделение знания на три сферы - теологию, философию и науку - ввёл Альберт фон Больштедт (Великий) (1193-1280), но он считал, что это всё в целом христианское знание. Поэтому теология - выше науки и философии и последние не могут быть автономными, независимыми от теологии.

Фома Аквинский также признаёт разделение знания на три сферы, но отстаивает тезис об их автономии, независимости. Но это не значит, что они равноправны с теологией. У них - разная возможность в постижении истины. Наиболее высокими истинами обладает теология.

В основном, проблематика соотношения теологии, философии и науки - традиционное направление исследований Парижского университета. Но в Средневековье наряду с Парижским университетом сложился второй центр культуры, в Англии - Оксфорд. Здесь в основном изучали древние языки, математику, астрономию наряду с теологией: Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Дж. Скот, Уильям Оккам. Именно для этой школы характерно обращение к "опыту". "Опыт" - отношение теолога к богу, и отношение учёного к природе. Существует сфера физического познания - отношение к природе и сфера религиозного опыта - мистическое озарение. Отсюда - есть наука и есть теология.

В целом, можно сказать, что средневековая наука лишь восстановила те знания, которые открыл античный мир. Но по многим позициям: в области математики, астрономии - она лишь приблизилась к античной науке, но так и не превзошла её. Во многом тормозом развития науки выступила идеология - религия, христианство. Попытки освободиться от влияния христианства предпринимались на всём протяжении Средневековья, особенно в период его упадка, но эти попытки были непоследовательными. Одной из таких попыток выступало учение о двойственности истин: есть истины божественные, истины Писания, и есть истины научные. Но высшие истины - истины теологии.

В целом потребности в развитии науки не были подкреплены требованиями практики. Техническая, материальная база Средневековья развивалась ещё в рамках старого, традиционного отношения к земле, традиционной культуры.

Научная мысль и развитие науки в средневековой Европе отставали от развития культуры арабского Востока. В конце X в. библиотека Фатимидов в Каире насчитывала более 600 000 томов, а в одной только Кордове хранилось больше книг, чем во всей остальной Европе. Знаменитая библиотека Сорбонны к 1340 г. имела у себя только 1720 изданий. В 1303 г. король Франции Филипп IV Красивый решил проучить папу Бонифация VIII. Его посланец в папской резиденции ударил старика-папу по лицу рыцарской перчаткой и попытался его похитить. Папу спасли, но от огорчения он скончался. Король сделал папой Климентом V Гасконца, а папскую резиденцию перенёс в Авиньон (1309-1377).

Так закончилось Средневековье.

Христианство победило язычество. Но светская власть победила церковную. Религиозная культура оказалась в подчинении, услужении у политики. Папство уступило цезаризму. Но это не разрешило проблем средневековой культуры, а породило новые. Наступает новая культурная эпоха - Возрождение, которое будет искать свой Ответ на порождённые предыдущей культурой коллизии.