13.1. Культура индоевропейцев и её особенности

.

13.1. Культура индоевропейцев и её особенности

"Откуда есть пошла Русская Земля?" - задаёт вопрос летописец XI в. и пытается дать на него ответ. С той поры прошли сотни лет, но по-прежнему однозначного ответа на него мы не получим. Становится всё яснее, что истоки "Русской Земли", русской культуры скрываются глубоко во времени.

На территории, которую занимает Россия, встречаются следы многих типов культур, начиная с палеолита. Но невозможно отождествить ту или иную культуру с определённым этносом, поскольку этническая характеристика культуры - явление не столь отдаленного прошлого.

Наиболее общей характеристикой различных общин, родов, племён, населяющих территорию Европы и Азии, нынешнюю территорию России, является культурно-языковая общность, языковое единство.

Наши предки входили в единую языковую общность народов, населяющих часть территории Европы и Азии до нашей эры и называющуюся "индоевропейцы" (или индоарийцы). К этой языковой семье относятся славяне, германцы, балты, кельты, греки, романцы, иранцы, армяне, индусы и другие народы.

Другим признаком этой общности является их отнесённость к "белой расе".

В ассирийской клинописи впервые мы находим деление всех народов по расовому признаку: в записи говорится, что имеется три расы - оливковая (жёлтая), чёрная ("обожженная на солнце") и белая - "шализ", "кхаму" и "иппат", или, по библейскому написанию, потомки сыновей Ноя - Шема (Сима), Хама и Иафета. Таким образом, индоевропейцы - это белая раса, "сыны Афта" (Иафета).

Индоевропейская общность фиксируется учёными начиная с 4-3-го тысячелетий до н. э. Мифы арийских народов, зафиксированные в "Ведах" и "Авесте", рассказывают, что предки ариев, то есть индоевропейцев, пришли из местности, расположенной далеко на севере, в арктической области. Там над головой светят звёзды, Семеро ришн (Семеро мудрецов, или Большая Медведица), Богиня Арундхати (созвездие Кассиопеи) и Свати (яркая звезда в созвездии Волопаса, или Персея), - движущиеся вокруг неподвижной звезды Дхрува (Полярной). Видеть эти звёзды высоко над горизонтом можно лишь в северных широтах, севернее 550-560 с. ш., а в текстах "Вед" говорится, что эти звезды - "высоко в небе". Эту территорию современные учёные называют Арктида. В результате изменения климата Земли, предки индоевропейцев вынуждены были искать более благоприятные территории, заселяя более южные области, отправляясь на Запад и Восток. Языковая общность была нарушена. Учёные фиксируют различия в культурах индоевропейцев и индоиранцев (индоариев): для большинства индоевропейских языков характерна "лесная" традиция в наиболее древнем словарном запасе, а также отсутствие разрыва в продолжении этой традиции.

Для индоарийцев характерно отклонение от такого рода экологического и хозяйственного фона в языке, присутствие "степной" традиции. В арийских языках представлена связанная со скотоводством терминология и имеются расхождения с терминологией земледельческой традиции по сравнению с другими индоевропейскими языками. В индоиранских и индоарийских языках отсутствует ряд земледельческих терминов, общих большинству индоевропейских языков. Филологи фиксируют различие, появившееся при произношении слов с корнем sentum - satem примерно с III тысячелетия до н. э., что связано с разделением индоевропейцев на два потока: первый образуют германцы, греки, латины (италийцы), кельты, второй - балто-славяне, индоиранцы, албанские, армянские народы. Во II тысячелетии из балто-славянской общности выделяются балтийские племена - ливы, латы, прусы, и словенские племена - чехи (моравы), поляки, сербо-хорваты, русские, булгары. А индоиранцы также разделились - на народы персидской группы, таджиков, и народы санскритской языковой общности, говорящие на хинди, урду и др. Произошло это примерно в 3-м тысячелетии до н. э.

Таким образом, для индоевропейской группы народов была характерна производящая культура. В производящем хозяйстве первоначально земледелие развивается вместе со скотоводством и лишь позднее они обособляются, давая начала относительно самостоятельным культурам - земледельческим (индоевропейцы) и скотоводческим (индоиранцы). Для индоиранцев главное богатство - скот. Это присутствует и в религиозных обрядах. Богам жертвуют лошадьми, скотом, а не зерном. До сих пор в Индии корова - священное животное, убивать которое запрещено.

Первоначально все предки индоевропейцев жили осёдло, они не были кочевниками, номадами, но вели подвижный образ жизни. У них были крупные по тем временам поселения: например, в Костёнках под Воронежем, найдены останки строения, которое представляло собою жилище площадью 600 кв. м. Обогревалось оно девятью очагами, расположенными по оси главного зала, и имело боковые пристройки, которые носили жилой характер, возможно, предназначались вождям, хозяйственный - там располагалась утварь, - и религиозный. В последних найдены вырезанные из мергеля скульптуры женщин, мамонта, медведя, пещерного льва.

В Северной Африке и на Ближнем Востоке постоянных и долговременных поселений, относящихся к данному периоду, не обнаружено. Здесь человек ведёт ещё кочевую жизнь, то есть отстаёт в своём культурном развитии. Подобного рода поселения были найдены на обширной территории в Восточной Европе: в Чехии, под Курском, в Брянской, Гомельской областях, и в Сибири. Обитатели поселений орудия труда изготавливали из камня и кости, при этом достигли высокого мастерства в обработке материала, создавая иглы, наконечники копий, стрел, каменные кинжалы.

Существовал широкий набор музыкальных инструментов - флейты, барабаны, разнообразные трещотки, погремушки; были найдены и струнные инструменты наподобие луков с основой из дерева или бивня мамонта. Умерших хоронили в лучших одеждах. Академик Окладников, изучая обнаруженные рисунки, доказал, что люди этой эпохи наблюдали за небесными светилами и вели учёт лунным фазам.

Эти люди умели шить и кроить одежду. По их статуэткам видно, что костюм их представлял собою плотно облегающий меховой комбинезон с капюшоном, оставляющим открытым только лицо. Правда, внутри жилищ они ходили совершенно голыми или носили нечто, похожее по форме на передничек, прикрывая им нижнюю часть спины. Женщины уже делали причёски, украшали тела татуировками.

Следует отметить, что 20-30 тысяч лет назад Европу населяли две расы - белая, индоевропейская, и негроидная, "гримальдийская", останки которой обнаружены и на Украине, и на Нижней Оке. Границы между областями расселения негроидов и европеоидов смещались. Поскольку "метисизация" не произошла, то это свидетельствует о том, что культуры сохраняли свою "самоидентичность", и контакты были глубоко "враждебными". Селение в Костёнках было покинуто внезапно, а все статуэтки божеств были разбиты пришедшими врагами.

Его жители были индоевропейцами Ориньякско-Солютрейской культуры, возникшей и существовавшей 26-15 тысяч лет назад в Европе от Испании до Урала, центр которой располагался в Восточной Европе. Но за 15 тысяч лет до н. э. кратковременное потепление сменилось похолоданием, оттесняя людей с севера на юг, загоняя в пещеры. Развитие культуры замедлилось.

Дальнейшее развитие культуры здесь связано с потеплением, наступившем в Европе 12-10 тысяч лет назад. Ледник начинает таять и человек покидает свои укрытия - пещеры.

Примерно в VIII тысячелетии до н. э. внезапно исчезает так называемая "мадленская живопись" - развитая культура охотников, распространённая от Пиренеев до Урала. На смену изображениям животных, эпическим сценам охоты приходят рисунки-символы, превратившиеся в орнамент. Начинается период культуры производящего хозяйства. Люди занимаются земледелием, скотоводством; изготавливают крупные рубящие орудия: топоры, тёсла, долота, пешни, мотыги, делают лодки, лыжи, сани; шлифуют, пилят, сверлят камни, лепят глиняную посуду. Это - культура неолита. В Европе она начинается позднее почти на 4 тысячи лет. Древний Восток к этому времени уже основывает цивилизации, а Европа осваивает ещё варварский тип культуры. На отставании индоевропейцев сказался не только климат, но и территория освоения. В отличие от Египта, Месопотамии, Индии, где цивилизации вынуждены были осваивать долины рек и развиваться интенсивно, расселение индоевропейцев происходило в степной полосе, широко раскинувшуюся с Запада на Восток от Дуная до Амура, где они могли развиваться экстенсивно. Это привело к развитию скотоводства, но скотоводства не кочевого, а полукочевого, осёдлого, с дополнением земледелием и созданием городков-полисов - центров племенного вождества, пунктов хранения запасов продуктов питания и кормов для скота.

Археология обнаруживает существование в это время на территории Европы двух пород людей. "Низкорослая" занимается ещё охотой, рыбной ловлей, собирательством и осваивает лесную зону. "Высокорослая" осваивает степь и лесостепь, занимаясь скотоводством и земледелием. На территории России развитая культура шла из степи в лес, с юга на север. Именно в зоне лесостепи складывается земледельческая общность индоевропейских народов.

Примерно в V-IV тысячелетиях до н. э. произошло эпохальное событие - в степях Северного Причерноморья была приручена лошадь. И сделали это индоевропейцы. На Ближнем Востоке коневодство и употребление колесниц вошло в жизнь только в середине II тысячелетия до н. э. В законах Хаммурапи при упоминании различных видов скота лошадь даже не упоминается!

Вслед за приручением лошади индоевропейцы изобрели колёсную повозку. В "Авесте" "ратайштар" ("стоящий на колеснице") - слово, употребляемое для обозначения касты военной аристократии. В Индии употреблялось иное слово - ратхештар, или более знакомое нам слово - кшатрий, представитель касты воинов. И там, и там корень "рат". На Руси - "ратой" - пахарь, работник в поле, но и "рать", "ратник" - воин. По всей вероятности, изобретение конной повозки создало толчок для разделения племён - часть из них устремляется на юг, юго-восток, осваивая просторы Ирана и Индии. От индоевропейской общности отделились индоарии, и произошло это, по всей вероятности, в 3-2-м тысячелетиях до н. э.

Для индоевропейской культуры характерны:

1. общность происхождения - из мифической страны Арианы, или Арктиды;

2. общность первоначального проживания в рамках Ориньякско-Солютрейской культуры с центром в Восточной Европе;

3. расселение и освоение пещерных культур в период оледенения в 15-ом - 8-м тысячелетиях до н. э.

К этому времени предки индоевропейцев живут ещё в рамках "каменной" культуры, занимаясь охотой, собирательством, рыболовством. Это культуры палеолита и мезолита.

В 8 тысячелетии до н. э. происходит неолитическая революция и переход к культуре производства: основными занятиями являются скотоводство и земледелие. Это культура варварских народов. Приручение лошади, освоение нового транспортного средства - колёсной повозки позволяют осваивать новые территории. Идёт распространение индоевропейской культуры вширь, экстенсивно. Складываются первые сословия, касты, которые состоят из воинов, жрецов, земледельцев, ремесленников, профессионально занятых соответствующими видами культурной деятельности. Оформляется общая мифология; следы единой мифологической системы мы обнаруживаем в таких произведениях арийской группы индоевропейцев, как "Веды" и "Авеста".

В этот период индоевропейцы не отстают от культур, которые со временем создадут древние цивилизации на Востоке, а во многом и превосходят их. Так, в 6-5-м тысячелетиях до н. э. уровень металлургии в Прикарпатье значительно превосходил другие регионы, "был очень высоким и, возможно, не имел себе равных в то время ни в Анатолии, ни в Иране, ни в Месопотамии" [13.2]. Здесь строились города, окружённые каменными стенами, в центральной части выделялась главная цитадель, население жило в добротных домах.

Уже одно то, что область народов, говоривших на индоевропейском языке, раскинулась на территории от Пиренеев (где граничила с иберо-кавказскими языками) до Алтая (где встретилась с торкскими народами, монголоидами), дошла до Палестины и Месопотамии (где столкнулась с семито-хамитской культурой), дошла до Ирана и Индии, - говорит о том, что это была культура высочайшего уровня.

Наряду с Карпатской, археологи выделяют у индоевропейцев ряд культур: "Ямная" культура (5-3-е тысячелетия до н. э.), раскинувшаяся от Приуралья до Днестра. Под Челябинском открыты город, принадлежавший, по всей вероятности, "ямникам", с двумя обводами стен. Развитие городской системы свидетельствует, что в этот период начинает утрачиваться политическое единство индоевропейцев.

На восток от Ямной культуры располагалась развитая Андроновская, охватывавшая Западную Сибирь и Казахстан, на Северном Кавказе - Майкопская, у истоков Волги - Фатьяновская культура, в долине Дуная - культура Чернавод, от Волги до Рейна распространилась культура шнуповой керамики и боевых топоров.

С расселением индоевропейцев в Европе начинают развиваться скотоводство и земледелие, осваивается пахота с помощью плуга (в Альпах и Швеции найдены самые древние изобретения плуга), появляется повозка, приручается и используется лошадь, закладываются рудники в Четких и Рудных горах, на Урале и в Альпах. Осваиваются соляные копи, начинается производство фаянса, стекла, возникают селения и первые города-полисы.

В то же время, сохранились очаги более примитивных культур охотников, рыболовов, собирателей, которые вытеснялись в лесные зоны: в то время, как на Дунае и на Балтике возникали первые города, обитатели территории Франции промышляли охотой и только осваивали примитивное земледелие. В XIV в. до н. э., когда индоевропейцы (греки) добрались до Сардинии, здесь ещё жили каннибалы - при раскопках их селений найдены расколотые человеческие кости. Определённые воспоминания об этих народах сохранились в сказках, легендах, мифах, вошли в литературу. Так, Гомер в "Одиссее" (VIII в. до н. э.) описывает быт и поведение "Циклопа" - представителя примитивной культуры. В некоторых местах Европы вплоть до железного века сохранялись и племена людей иной расы - негроидов, которые были, по всей вероятности, уничтожены пришельцами.

В Европе в это время существовал ещё один очаг высокой культуры - иберийской, на Пиренеях. Миграция её носителей прослеживается в виде "культуры колоколовидных кубков", занявшей часть Франции. Но эта культура была поглощена или вытеснена индоевропейцами.

В то же время индоевропейцы не создавали единых централизованных государств. Очаги возникающих цивилизаций не слились в единые политические объединения. Единство обеспечивалось культурными, духовными факторами: единством языка, предметов культуры, мифологии, религии, искусством. Например, для кельтов была характерна разветвлённая система жрецов: друиды, филиды, барды. Религия кельтов включала представления о реинкарнации души, матю, деление мира на три сферы: небесную, земную и подземную (либо духовную, физическую и астральную). Друиды были обладателями знаний в области географии, астрономии, медицины (в Англии и Ирландии обнаружены наборы хирургических инструментов, относящиеся ко II тысячелетию до н. э.).

Известно, что "каменный век" даёт три направления в развитии технологии: "микролитическую", мезолитическую (обычных размеров) и мегалитическую (укрупненных форм). Индоевропейцы создали в Европе целую систему мегалитов: Стоунхендж в Англии, Нью-Грейндж в Ирландии, Карнак во Франции, Аркаим - под Магнитогорском на Урале.

Аркаим - город-храм, был открыт совершенно недавно, в 1987 г. Оказалось, что он был построен в виде зодиакальной карты неба и являлся древнейшей обсерваторией. Его структуре аналогична Стоунхенджу.

Мегалиты делятся на менгиры - отдельно возвышающиеся каменные столбы, дольмены - столбы, соединённые сверху плитой, и кромлехи - кольцевые сооружения, соединённые из менгиров и дольменов. Кельтское название "кромлех" соотносится с русским "кромник", "кремник", "кремль", "кромы". Такого типа сооружения - каменные обсерватории были созданы и в других местах: на Алтае - курган Аржан, на Куликовом поле найден огромный "Цыганский камень", выполнявший астрономические функции, в Польше - на горе Шленза.

Расселение индоевропейцев в IV-II тысячелетиях до н. э. привело к тому, что общая в своей основе культура распространилась на обширном пространстве - от Атлантического до Индийского океанов. Но это - и период усиления неравномерности в развитии культур: группы, ушедшие на освоение новых территорий, вынуждены были искать Ответы на новый Вызов и находить их, "модернизируя" свою культуру, приспосабливая её к изменившимся условиям. Так, они раньше стали создавать централизованные цивилизации, образовывать крупные государства, развитые религиозные системы. Та часть индоевропейцев, которая осталась на уже освоенной территории Европы, хорошо приспособилась к ним, и процесс культурного развития здесь замедлился. Здесь не возникли крупные государственные образования, цивилизационные процессы были эпизодическими и неустойчивыми. Занимаясь земледелием и скотоводством, они контактировали с примитивными народами культур присвоения, ещё сохранявшимися в Европе.

Таким образом, Европа в этот период была "пёстрым" в культурном отношении образованием. Здесь были неустойчивые очаги цивилизаций, которые окружали "варварские" культуры с вкраплениями народов, ещё находящихся на дикой стадии своего развития (племена побережья Сев. Ледовитого океана).