13.2. Культура предков Руси
.13.2. Культура предков Руси
Наши предки принадлежали к единой культурно-языковой общности, которую называют индоевропейцами, и которая расселилась на обширной территории от Атлантики до Индийского океана. Но процесс экстенсивного развития культуры - вширь, сопровождался и ростом её обособления, самостоятельности, дифференциации. Так, группа народов, которые впоследствии дадут нам "русский народ", обособилась ещё во II тысячелетии до н. э., избрав самостоятельную судьбу, заселив пространства Восточной Европы.
Здесь археологами фиксируется ряд культур: Чернолесская, Милоградская, Зарубенецкая, Черняховская и др. Но названия этих культур даются археологами по названию местности, где велись раскопки. Эти названия не связаны с культурой этноса. Но в расположении этих культур, тенденциях преемственности коренится определенное единство, что позволяет отнести их к культурам народов, которые впоследствии будут названы "русскими". Известный историк Б. А. Рыбаков предлагает назвать территорию, на которой сейчас располагаются города: Киев, Чернигов, Переяславль (Русский), Треполь, Корсунь-на-Роси, Богуславль-на-Роси, Стародуб, Трубчевск, Глухов - "Русской землёй", а культуру, располагавшуюся во времени на этой территории - "древности русов".
Б. А. Рыбаков отмечает, что более чем за тысячу лет всё предшествующее развитие было поступательным и не знало крупных и длительных поражений в борьбе со степными соседями: киммерийцами, скифами, сарматами. Например, сарматы на протяжении шести столетий теснили праславянские племена земледельцев на север, с чем и совпадает Зарубенецкое (III в. до н. э. - III в. н. э.), обеднённая культура. "А ей предшествует так называемая Черняховская культура (Х в. до н. э.). У обеих культур очень много общего, что позволяет их представить как единую цепь развития культуры и складывания единой культурной общности - "предков Руси"" (Б. А. Рыбаков). Если мы будем рассматривать летописи, то обнаружим в них две разные концепции начала Руси: поляко-дунайскую (Нестор) и варяго-русскую (Сильвестр). И обе они в основе достоверны: в Киеве сохранились предания о переселении с Дуная (Норик - область Рушланда), а новгородцы и прямо вели себя "от рода варяжского".
Область Зарубенецкой культуры - область распространения "русской" терминологии, русского влияния, сказывавшегося и при образовании "полянского" союза племён, и, позднее, при образовании Киевской Руси, объединившей русское (киевское) и новгородское (славянское) начала.
Собственно "славян" ни древняя, ни даже средневековая история не знает. Этот термин ввел в научный оборот в XVIII веке в Австро-Венгрии историк Иордан Иона Христофер. Употреблялся другой термин "склабы" (саклабы) - переводимый как "рабы". У латинян это слово получило звучание "склавы" и вытеснило слово "сервус" - раб. Зато термин "рос", "рус" широко распространён в названиях гидронимов: река Руса, населённых пунктов: Старая Русса, словарном составе: "русый", "русский", "русич" и т. д.
Нестор относит начало Русской Земли ко времени первого князя Киева, Кия, то есть от 430 г., когда он, по свидетельству польского летописца Стрыйковского, был построен. Эти сведения он заимствует у Нестора, из его "Повести временных лет", вариант которой до нас не дошёл. У Нестора были поименованы потомки князя Кия, которые правили Русской землей до 502 г.
В "Повести временных лет" (ПВЛ) приводится миф об основании Киева:
"И было три брата: один по имени Кий, другой Щек и третий Хорив, и сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне взвод Боричев, а Щек сидел на горе, что ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, что ныне прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок в имя старшего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и осмыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве...".
Около 800-809 гг. произошло второе переселение славян с берегов Эльбы на восток, в район будущего Новгорода.
Северо-западная Европейская часть России на протяжении тысячелетий выступает как место соприкосновения двух "устойчивых древних и, видимо, родственных, этнокультурных массивов. Границей между ними была река Ловать - Волхов.
В период неолита здесь соседствуют нарвская (западнее речной границы) и верхневолжская культуры. В эпоху бронзы - культура прибалтийских ладневидных топоров и фатьяновская культура. В ранний "железный век" - культура "каменных могильников" и "грунтовых могильников с сожжением". Во второй половине 1-го тысячелетия н. э. западнее сформировались ареал псковско-боровичских длинных курганов и ареал новгородских сопок. Древнерусская эпоха - это древнерусские грунтовые могильники с трупоположением (Х-ХII вв.) и городища с ленной керамикой (VII-IX вв.), они смещаются через границу Волхов - Ловать на запад (то есть вытесняют "западную" культуру) и на восток - в Приладожье.
Таким образом, славянская культура, постепенно вклиниваясь в прибалтийско-финскую и волжско-финскую, оттесняет их.
Именно "верхняя Русь" - славяне, кривичи, чудь меря, весь - то есть славянские и финно-угорские племена, образовав "северную федерацию", прогнали "варягов", то есть отказались платить им дань, а затем "призвали" ободрита Рюрика, внука Новгородского князя Гостомысла, его дружину, а также род для княжения. В Верховую Русь входили города: Ладога, Новгород, Изборск, Белоозеро, позднее (после 864 г.) Полоцк, Ростов, Муром.
Инициатива собирания русских земель исходила от "Верховой Руси" - в 882 г. Олег Вещий организует из Новгорода поход на Киев, убивает правивших там варяжских князей Аскольда и Дира, и объединяет оба центра государственности в единое централизованное государство со столицей Киевом.
Долгие годы в вопросе об образовании древнерусского централизованного государства господствовала "норманнская" концепция.