15.2. Петровские реформы и их влияние на культуру России
.15.2. Петровские реформы и их влияние на культуру России
В 1649 г. в Англии был казнён король Карл I. Открывается новая глава в развитии культуры Европы - культура Нового времени, расцвета индустриализма, массового искусства, господства нового класса - буржуазии.
В 1649 г. в России было издано "Соборное уложение", которое законодательно закрепило крестьян по всей стране за помещиками. Вплоть до 1861 г. в стране сохраняется крепостное право, консервируется аграрная культура, долгие годы препятствовавшая развитию промышленности, росту городов, средств сообщений, закрепившая феодальные отношения в деревне.
Но XVII век - это и время возникновения новых, буржуазных отношений, развития товарно-денежного обращения, складывания национального рынка, появления новой, буржуазной по сути, культуры России.
В становлении и развитии культуры России той эпохи, мы можем выделить три периода:
Первый период связан со становлением новой культуры, по сути своей буржуазной. Он охватывает время с XVII по XVIII вв. и завершается формированием буржуазного уклада, прежде всего в промышленно развитых районах страны.
Второй период характеризует пору расцвета культуры России, её "золотой век", и охватывает время с конца XVIII в. вплоть до 1861 г., когда происходит отмена крепостного права.
Третий период - "серебряный век" российской культуры, падает на 1861-1917 гг., с отмены крепостничества до Октябрьской революции 1917 г.
Вплоть до XVII в. культура России по своим устойчивым характеристикам оставалась производящей, земледельческой, осёдлой, здесь успешно развивалась цивилизация с государством, городской системой поселений, доминированием религиозной идеологии, православия, и крепостной зависимостью крестьян. Многоцентрие в культурном развитии сохранялось после распада Киевской Руси на ряд самостоятельных государств - княжеств: Новгород, Смоленск, Псков, Суздаль, Владимир, Тверь, Москва.
В XIV-XV вв. складывается новая этническая общность - русская народность, наряду с обособившимися белорусами и украинцами.
Татаро-монгольское иго затормозило развитие культуры Руси, но не остановило её. Русь оказалась на время изолированной, "закрытой" от Европы и для Европы страной. Но по своему типу здесь доминировала европейская культура: земледельческая, городская, осёдлая с преобладанием единых христианских символов и ценностей, хотя и различающихся в некоторых деталях: на Руси православие, в Европе - католичество, а затем протестантизм задавали систему оценок.
Постепенно складывается новый культурный центр вокруг Москвы. Этот процесс открывает ряд этапов: в XIII-XIV вв. доминируют и соперничают два центра - Москва и Тверь. В XIV-XV вв. на первый план выходит Московское кнгяжество. В XV-XVI вв. продолжается культурный подъём и образование единого Российского государства. В XVI- XVII вв. происходит консолидация русской народности, становление России, российской культуры. С начала XVIII в. понятие "Россия", "российское" окончательно утверждается для характеристики государства и его культуры.
Этому предшествует период, который получил название "смутное время". Политическая нестабильность, отягощённая страшным голодом 1601-1603 гг., когда поели всех собак и кошек и "люди людей ели", как свидетельствует летописец, церковный раскол, нашествие поляков, "самозванчество", семибоярщина - все эти потрясения показывают необходимость и неизбежность наступления новой культуры, складывание которой начинается в XVII в. Она проявляется в трудах Симеона Полоцкого (Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, 1629-1680), А Л. Ордина-Нащокина и других деятелей, предшественников Петра.
Реформы Петра I - это, по сути, вторая в истории России "модернизация" культуры. Первая была осуществлена в период становления Киевской Руси и её крещения.
В XVII веке Россия воевала 66 лет, добиваясь возврата своих земель. Но последние войны были неудачными. Сказывалось экономическое и техническое отставание страны. Необходимо было освоить достижения европейской культуры, и, прежде всего, опыт мануфактурного развития, товарного производства, естественнонаучного образования, светской культуры. Для этого за границу направляется ряд посольств, делегаций, чтобы на месте изучить своеобразие европейской культуры. В одном из посольств инкогнито находился сам царь, не гнушавшийся самыми обыденными занятиями.
В "заграничные" учения направляется молодёжь разных сословий. В Россию приглашаются европейские учёные, учителя. Правительство начинает поддерживать собственных промышленников и купцов: Демидовых, Строгановых. Именно в этот период они закладывают свои "промышленные империи" на Урале.
Строится современная армия, флот по западноевропейскому образцу. Формируются удобные внешние границы, обеспечивающие выход к морю и морские сообщения с другими странами. Развивается градостроительство. Прежде всего отстраивается новая столица - Санкт-Петербург - центр коммуникаций, управления, фортификационной культуры. Впервые в истории России город строится по "генеральной першпективе" - по плану, в соответствии с европейскими градостроительными и архитектурными нормами. Развиваются светские формы культуры: наука, искусство, образование. Вводятся европейские формы общения: балы, приёмы, ассамблеи, заводятся клубы. Утверждается европейский костюм, причёска, манера поведения.
"Осовременивание" культуры явилось как государственная, политическая акция. Европейская культура насаждалась "сверху", без достаточной подготовки низов, а зачастую, и вопреки их желаниям и интересам. Это привело к излишней "политизации" культуры, придало ей государственные черты. Само "осовременивание" было понято как "европеизация", "вестернизация", то есть как искоренение русского, российского её облика, придание ему "немецких", "заграничных" форм. В этот период политическое получило приоритет над нравственным, государственное - над гражданским, европейское - над национальным.
Государственному началу подчиняется всё здание культуры. Насаждаемая волей государя-императора, культура приобретает тоталитарные черты.
Православие не смогло стать выразителем интересов большинства. Сформировав идеи самобытности, самодостаточности культуры, её равноправия с культурами других народов, концепцию державности (Москва - "Третий Рим"), "добротолюбия" как формы отношений между людьми, православие ограничило свои духовные искания и перестало быть генератором национальных идей. Происходит подчинение церкви государству, ограничение религиозного начала в пользу светского, мирского. Религия перестаёт играть самодостаточную роль в обществе и постепенно начинает вытесняться нерелигиозными формами знания. Вера оказалась в подчинении у рассудка, чувства ставятся в зависимость от размышлений.
Все эти изменения происходят в сжатые, короткие сроки, при жизни одного поколения, проводятся энергично, подчас не считаясь с материальными и людскими жертвами: "азиатскими методами в азиатской стране". Нет, Россия тогда не была "азиатской страной". Но потребности "осовременивания", обновления её культуры сопровождались охаиванием всего русского, самобытного, уникального, того, что составляло единую линию развития культуры русского народа на протяжении тысячелетий.
Реформы Петра I носили противоречивый характер, а значит, были непоследовательными, половинчатыми. Но, пожалуй, главный их недостаток заключался в том, что они происходили за счёт нещадной эксплуатации крестьянского труда. Пётр I предпринял попытку создания индустриальной культуры методами, сложившимися в рамках аграрной, то есть усиливая систему закабаления работника, ограничивая его свободу, распространяя крепостничество и на труд промышленных работников. И это противоречие сказалось на его наследстве. При его преемниках была воспринята внешняя сторона модернизации - "онемечивание" культуры, но была отброшена её историческая суть: предоставление работнику большей свободы, независимости, самостоятельности, и прежде всего - в аграрном производстве, развитие промышленности как базы новой культуры и создание нового работника - индустриального рабочего. В то же время, реформы Петра подтолкнули развитие российской культуры, придали ей новые импульсы творчества, заложили новую систему смыслов, ценностей, оценок. Впоследствии, в XIX веке, они проявят себя в полном объеме. И формировать их будет та система науки, образования, искусства, которая была заложена Петром I и его соратниками в XVIII столетии. Пожалуй, становление системы просвещения - самая характерная черта петровских реформ.
Известно, что грамотность на Руси возникает задолго до введения православия. При возникновении Киевской Руси "книжное" дело стало частью государственной политики - сами первые русские князья, основатели Киевской Руси, были грамотными людьми. Грамотность, если судить по найденным "берестяным грамоткам", была обыденным явлением, по крайней мере, среди горожан.
Упадок культуры в XIII-XIV вв., связанный с нашествием татар, сказался и на просвещении. Светское просвещение не получает должного развития, а культура компенсирует себя в развитии религиозного, церковного просвещения и грамотности. В XIV-XV вв. грамотность целиком оказывается в ведении церкви.
К XVI веку Россия, хотя и медленно, восстанавливает своё хозяйство, а во многих областях делает шаг вперёд. Тем не менее, грамотных людей не хватает. В 1551 г. Стоглавый Собор принимает решение: "по всем градам" у священников, у дьяконов и дьячков учинить в домах училища", чтобы все христиане обучали своих детей грамоте и книжному письму.
Хотя первые попытки книгопечатания делаются ещё в XV веке, началось оно фактически в 1553 г. Но издатели первых книг остались неизвестными. В 1556 г. упоминается мастер печатных книг Маруша Нефедьев. В 1563 г. создаётся типография в Москве во главе с дьяконом Иваном Федоровых да Петром Мстиславцем. 1 марта 1564 г. из типографии вышла первая книга - "Апостол", в 1565 г. - "Часослов". "Галактика Гутенберга" охватила своим влиянием и Россию. Но учителей по-прежнему не хватало. Поэтому их приглашали из Белоруссии, с Украины.
В 1649 г. в Москву были приглашены учёные монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатоновский и Дамаскин Птищкий. Тогда же боярин Ф. М. Ртищев пригласил из Киева 30 монахов для преподавания. Открываются школы при крупных монастырях, в городах. Школьными делами занимаются и Симеон Полоцкий, и его ученик Сильвестр Медведев.
В 1687 г. было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (позднее - Академия). В училище принимались люди всякого чина, сана и возраста, за исключением крепостных.
В XVII веке разгорается дискуссия о характере образования между "латинствующими" и "грекофилами". "Латинствующие" отстаивали тезис о непротиворечивости веры и знания. Из этого тезиса следовало, что свободные", то есть светские науки, не противоречат богословию, и, более того, являются необходимыми для более полного усвоения богословия. К "латинствующим" принадлежали С. Полоцкий, С. Медведев. Они пользовались покровительством царевны Софьи и князя Голицына. "Грекофилы" ориентировались на православную культуру, выступая за богословское направление образования. Их поддерживал патриарх Иоким. Падение Софьи в 1689 г. привело к временному торжеству "грекофилов".
По содержанию образование было гуманитарным, а не политехническим, в основном учили языки, грамматику, риторику, философию, богословие. Научное знание приходило в основном из-за границы. В России оно перерабатывалось с точки зрения практики. На такой основе создавались разного рода "руководства". Например, "Книга сошного письма" - руководство по измерению площадей.
В 1608 году в Голландии создаётся первая подзорная труба. Уже в 1614 году она появляется и в России.
Особым интересом пользовалась география. И это не случайно: Россия стремительно расширяла свою территорию. Если в Х веке территория Руси составляла 1,1 млн. км2, в 1462 г. - 0,4 млн. км2, то в 1646 г. - уже 14,1 млн. км2 (в 1916 г. - 21,3 млн. км2). Поэтому одними из первых книг светского содержания были карты. Ещё в конце XVI в. была создана сводная карта Русского государства - "Большой чертёж". В 1627 г. выходит комментарий к общей карте - "Книга Большому Чертежу". Успешно шла опись новых земель в Сибири. Например, "Роспись Сибирским городам и острогам".
Создаются и исторические труды, в которых отрицалось провиденциалистское мировоззрение (для последнего характерно признание истории осуществлением божьих замыслов). Утверждался реализм. К такого рода трудам можно отнести "Повесть об Азовском осадном сидении". Летопись как жанр изживает себя. Их замещают "Повести". Создаются первые истории, так, Андрей Мызлов в 1692 г. пишет "Скифскую историю".
Таким образом, изменения в прежней культуре стали сказываться ещё до петровских реформ. На смену религиозным формам культуры как системообразующему, миросистематизирующему фактору приходит наука. В ходе реформ XVIII в. она получает преимущественное развитие.
В XVIII в. российская наука во многом развивалась под влиянием европейской. Становление отечественной научной мысли мы по праву можем связать с деятельностью Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). За успехи в мировой науке и культуре он был избран почетным членом Шведской и Болонской Академий. В 1748 г. Ломоносов сформулировал, а затем и доказал общий принцип сохранения материи и движения. В Европе только через 30 лет этот же закон сформулировал Антуан Лавуазье, за что и был гильотинирован "революционерами". М. В. Ломоносов экспериментально открыл существование атмосферы на планете Венера, он возродил искусство мозаики, наладил производство стекла и цветного стекла, впервые затронул проблему этногенеза славян, создал учебник "Краткий Российский летописец". Уже этот краткий перечень его открытий, достижений показывает многогранность, уникальность его таланта, сопоставимого с титанами Возрождения, например, Леонардо да Винчи. Но здесь мы должны вспомнить и литературное творчество Ломоносова, его поэтические произведения, изыскания в области грамматики русского языка и т. д.
22 января 1724 г. в Сенате обсуждался "Проект о сочинении Академии", а 28 января был подписан протокол, где говорилось, что Пётр "указал учинить Академию". На содержание Академии было выделено 24 912 рублей в год. Перед Академией ставилась задача - "возвращение" и "расположение" "художеств и наук", их "размножение". Академическая деятельность должна была способствовать "славе государства", но также, чтобы и "польза в народе впредь была". Если университет - "собрание учёных людей, которые наукам высоким... младых людей обучают", то Академия - это "Социетет (собрание) персон, которые для произведения наук друг другу вспомогать имеют". Учёные в Академии должны обладать прежде всего "знаниями на современном научном уровне", но также развивать их "через новые инвенты (издания)" (в смысле новых открытий и изобретений).
На XVIII в. падает и учреждение Московского университета.
Указ об учреждении Московского университета с двумя гимназиями (для дворянских и "разночинских" детей) при нём был подписан Елизаветой Петровной 12 января 1755 г. (в "Татьянин" день) - "по примеру европейских университетов, где всякого звания люди свободно наукою пользуются". Но крепостной мог поступить в Университет, лишь получив "вольную".
Студенты были государственными служащими. Они носили знаки государственной службы, шпаги, одеты были в мундиры зеленого цвета с красным воротом и обшлагами. Они обязаны были носить парик и шляпу. В числе первых студентов были Д. И. Фонвизин (1745-1792), В. И. Баженов, Н. И. Новиков, Г. А. Потемкин и другие известные впоследствии люди России. Фонвизин позднее вспоминал, что "в университете учились мы весьма беспорядочно" по причине "нерадения и пьянства учителей". Но сам Фонвизин, тем не менее, преотлично знал логику и латынь. Учителями вначале были иностранцы, а позднее выпускники самого университета - С. Е. Десницкий, С. Г. Забелин, П. Д. Вениаминов, Д. С. Аничков и др.
Развивались образовательные и научные институты и иного статуса, в провинциальных городах. Продолжали функционировать церковно-приходские школы при монастырях.