4.4 Богатство и разнообразие речи

.

4.4 Богатство и разнообразие речи

Богатство к разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобыт­ность родного языка, его богатство.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Много прекрасных слов о русском языке находим в произ­ведениях, статьях, письмах, речах прогрессивных об­щественных и политических деятелей, выдающихся писателей и поэтов:

Не должно мешать свободе нашего бога­того и прекрасного языка (А. С. Пушкин).

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг и, право, иное название еще драгоценней самой вещи (Н.В. Гоголь).

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем созна­нии, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Кет таких звуков, красок, образов и мыс­лей — сложных и простых, — дня которых не нашлось бы в нашем языке точного вы­ражения (К.Г. Паустовский).

В чем же заключается богатство русского языка, какие свойства лексического состава, грамматического строя, звуковой стороны языка создают его по­ложительные качества?

Богатство любого языка определяется прежде все­го богатством словаря. К.Г. Паустовский отмечал, что для всего существующего в природе — воды, воздуха, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав — в русском языке есть вели­кое множество хороших слов и названий.

Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 г., содержит около 115 тысяч слов. В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Д.Н. Ушаков в «Толковый сло­варь русского языка» — около 90 тысяч слов.

А каким должен быть словарный запас одного человека? Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тысяч разных слов; по подсчетам других, он дос­тигает 11-13 тысяч слов. Сопоставим эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, А.С. Пушкин употребил в своих произведе­ниях и письмах более 21 тысяч слов (при анализе по­вторяющиеся слова принимались за одно), причем по­ловина этих слов встречается у него только по одному или два раза. Это свидетельствует об исключительном богатстве словаря гениального поэта. Приведем сведе­ния о количестве слов у некоторых других писателей и поэтов: Есенин — 18 890 слов, Сервантес — около 17 тысяч слов, Шекспир — около 15 тысяч слов (по другим источникам — около 20 тысяч), Гоголь («Мер­твые души») — около 10 тысяч слов.

А у некоторых людей запас слов бывает чрезвы­чайно беден. Недаром И. Ильф и Е. Петров в знаме­нитых «Двенадцати стульях» высмеяли Эллочку-«людоедку», которая обходилась всего тридцатью словами.

Вот слова, фразы и междометия, придир­чиво выбранные ею из всего великого, мно­гословного и могучего русского языка:

1. Хамите.

2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетво­ренность).

3. Знаменито.

4. Мрачный (по отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрач­ная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.).

5. Мрак.

6. Жуть (жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча»).

7. Парниша (по отношению ко всем зна­комым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения).

8. Не учите меня жить.

Этих слов ей было достаточно, чтобы разговаривать с родными, друзьями, знакомыми и незнакомыми. Не­трудно представить себе, каким было это общение.

Говорящему необходимо иметь как можно боль­ший запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса.

Сделать это нетрудно, Следует только начать состав­лять «Словарь обогащения языка». Когда читаете книгу, журнал, газету, обращайте внимание на слова и каждое незнакомое слово или слово, о значении которого вы только догадываетесь, выписывайте на карточку. За­тем на обратной стороне, используя толковый словарь, пишите значение слова. Карточки нумеруйте, чтобы знать количество слов, которые обогащают ваш сло­варный запас. Хранить карточки следует в картотеч­ном ящике. Когда наберется 10-20 слов, начинайте проверять свою память. Вытаскивайте карточку, чи­тайте слово и объясняйте его значение. По мере накоп­ления карточек делите их на две группы: 1) карточки с хорошо усвоенными словами; 2) карточки со слова­ми, которые требуют еще заучивания. Картотека по­стоянно должна пополняться новыми словами; карточ­ки с усвоенными словами переносятся во вторую часть ящика. Время от времени к ним следует возвращать­ся, устраивать контрольную проверку: а вдруг какое-то слово забыли. Работать с картотекой «Словаря обо­гащения языка» нужно постоянно.

Богатство языка определяется и смысловой на­сыщенностью слова, т. е. его многозначностью. Многозначность требует вдумчивого отношения к слову. Важно, то ли слово выбрано для выражения мысли? Понимает ли слушатель, о чем идет речь, что имеет в виду говорящий?

Как правило, в речи реализуется одно из значе­ний многозначного слова. Если было бы иначе, то люди часто не понимали бы друг друга или понима­ли неправильно.

Многозначность может быть использована как прием обогащения содержания речи. Так, например, академик Д.С. Лихачев написал для юношества кни­гу «Земля родная». У слова земля восемь значений. В каком из них оно употреблено в заглавии? На этот вопрос автор дает ответ в предисловии: «Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово земля в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах». Вот каким емким стало содержание заглавия, как о многом оно говорит!

Особый интерес вызывают случаи, когда пишу­щий, употребляя слово, учитывает два его значения и это оговаривает, подчеркивает, заинтриговывая чи­тателя, заставляя его задуматься над дальнейшим содержанием текста. Как объяснить, о чем пишут авторы, если текст начинается так: «Лондон был потрясен в прямом и переносном смысле»; «Пер­выми сделали попытку прикарманить флаг крайне правые. Прикарманить не только в переносном смысле, но и в прямом».

Что же могло потрясти Лондон в прямом и пере­носном смысле? Оказывается, рухнул один из небос­кребов. В толковых словарях русского языка у сло­ва прикарманить отмечается только переносное зна­чение — «завладеть чем-либо чужим, присвоить». Другого значения слово не иксет. Как же может партия прикарманить флаг в прямом значении? Пос­ледующий текст разрешает недоумение. Оказывает­ся, члены партии носят в нагрудных карманах своих сюртуков платки из звездно-полосатой ткани. Автор расширил смысловой объем слова, придал ему новое значение, вполне мотивированное его словообразова­тельной структурой.

Каждый, кто заинтересован в совершенствовании своей речи, должен отлично знать весь семантичес­кий объем слова, все его значения.

Важным источником обогащения речи служит синонимия.

Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися до­полнительными оттенками или стилистической ок­раской. Например, для обозначения чего-либо неболь­шого по размеру в речи используются прилагатель­ные: небольшой, маленький, малый, крошечный, кро­хотный, микроскопический, миниатюрный, карлико­вый, чуточный, а большого по размеру — большой, громадный, огромный, гигантский, исполинский, ко­лоссальный. Что-либо несложное называют простым, бесхитростным, незатейливым, незамысловатым, немудреным, безыскусным, примитивным, элементар­ным. Русский язык богат и глаголами-синонимами. Например, слова бояться, опасаться, страшиться, робеть, трепетать, трусить, пугаться объединяют­ся общим значением «испытывать страх», а глаго­лы истратишь, растратить, издержать, расточить, израсходовать, прожить, спустить, промотать, убу-хатъ, растранжирить, ухлопать, разбазарить означают «отдать за что-нибудь имеющиеся деньги или вообще какие-либо ценности».

В чем же особенность синонимов? Что необходи­мо о них знать, чтобы с большим эффектом исполь­зовать в своей речи? Прежде всего, уметь находить слова, синонимичные друг другу, уметь проникать в глубь слова, понимать, чем синонимы различаются.

Задание 64. Выберите из пословиц слова, синони­мичные друг другу, и напишите их.

1. Глупый ищет большое месте, а разумного и в углу видно. 2. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине. 3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. 4. Умному недостает ушей, а у глупого один язык с лишком. 5. Горе старит, а радость молодит. 6. От радости кудри вьются, а от печали секутся. 7. Смелому горох хлебать, а несмелому к редьки не видать. 7. Горе в лохмотьях, беда нагишом, 9. Как придет напасть, так хоть вовсе пропасть, 10. Из ду­рака и плач смехом прет. 11, Ее думал, не гадал, как в беду попал, 12. Лихо не лежит тихо: либо катится, либо валится, либо по плечам рассыпается.

К каким еще словам пословиц можно подобрать си­нонимы? Напишите их.

Задание 65. Подберите синонимы к словам добрый, краткий, прекрасный.

Задание 66. Используя синонимы, данные в пред­ложениях, составьте синонимический ряд со значени­ем «сильно нагретый, очень теплый».

1. Горячий летний день. Река точно застыла (Мамин-Сибиряк). 2. Летний жаркий день быстро сменился прохладой надвигавшейся грозы (Мамин-Сибиряк). 3. Жара знойная; выйти нельзя; в рас­крытые окна беспрепятственно льется жгучая струя (Тургенев). 4. Солнце стояло на небе и заливало зем­лю палящими лучами (В.К. Арсеньев).

Опишите июльский день, употребляя эти синонимы.

Задание 67. Какие слова необходимо исключить из синонимического ряда и почему?

1. Учитель, педагог, историк, преподаватель, мате­матик. 2. Хирург, врач, лекарь, фельдшер, эскулап, терапевт. 3. Опять, снова, обратно, вновь. 4. Пример­но, около, где-то, в районе, приблизительно. 5. Бежать, идти, лететь, мчаться, нестись, шагать. 6. Буря, снего­пад, ураган.

Задание 68. Докажите, что слова опять и сбрзтно не синонимы. Подберите к каждому из них синонимы и придумайте с ними предложения.

Задание 69. Прочтите словарные статьи из двухтом­ного «Словаря синонимов русского языка». Расскажите, как они построены, на что обращается внимание при характе­ристике каждого синонима. Объясните, почему слова пре­пятствие, преграда входят в разные ряды синонимов.

1. Препятствие, преграда.

То, что преграждает путь кому-, чему-л., задержи­вает передвижение.

Шагов через десять встретилось препятствие — изгородь. Отыскав отверстие, протискались в него (Г. Марков, Строговы, кн. 2, гл. 13, 4). Дробясь о мрач­ные преграды, /Жемчужной, огненной дугой/ Валят­ся, плещут водопады (Пушкин, Руслан и Людмила, песнь 2).

2. Препятствие, преграда, препона, помеха, тор­моз, загвоздка (разг.), запятая (разг.), закавычка (прост.) и закавыка (прост.).

То, что затрудняет, осложняет что-л., мешает со­вершению, осуществлению чего-л. Препятствие— основное слово для выражения значения; слово пре­града употр. в литературно-книжной речи; препо­на — книжное, устаревающее слово; помеха чаще употр. в тех случаях, когда речь идет о каком-л. бо­лее или менее незначительном препятствии; тор­моз — то, что задерживает, замедляет осуществле­ние чего-л., это слово чаще употр. в сочетаниях яв­ляться, служить тормозом; загвоздка, запятая, за­кавычка, закавыка — небольшое, но досадное пре­пятствие, эти слова употр. в обиходно-бытовой речи, причем загвоздка и запятая употр. преимущ. в со­четаниях в этом загвоздка (запятая), вот в чем загвоздка (запятая).

<...> На пути ко всякой цели стоит много пре­пятствий. Побеждая эти препятствия, человек быва­ет счастлив (Матвеев, Семнадцатилетие, ч. I, Дискус­сия). <...> Через несколько лет тяжелой жизни все преграды были преодолены, и желания его сбылись: он стал юристом (Новиков-Прибой, Цусима, кн. I, ч, 4), <...> При таком настроении фельдмаршал, ес­тественно, представлялся только помехой и тормо­зом предстоящей войны (Л. Толстой, Война и мир, т. 4, ч. 4, XI). <…> — Так тебя и отсюда послать могут! — Нет! — Генка понизил голос: — Тут одна загвоздка есть. Я кончил четыре класса в этом году, понял? — Ну? — А нужно семилетку, понял? (Осее­ва, Васек Трубачев и его товарищи, кн. 2, гл. 5). — Потом-с: некоторые сцены «Женитьбы», Вот тут маленькая закавычка: действующих лиц много — нынешние писатели вообще любят толпу, которая только в больших труппах возможна (Писемский, Комик, I). Теперь-то я уж пообвык, / но первых два-три дня/ немало разных закавык/ свалилось на меня/ (С. Васильев, Рассказ молодого шахтера).

Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они, различаясь оттенками значений, по­зволяют с предельной точностью выразить мысль.

Ср., например, синонимы бежать и мчаться. Об­лака бежали на нашу деревню... Вот они долетели до соснового бора, перевалили через овраг и помча­лись дальше (В. Козлов). Ясно, что глагол мчаться по сравнению с синонимичным ему глаголом бежать указывает на большую интенсивность действия, на большую скорость движения. Поэтому можно ска­зать, что использованные в тексте глаголы бежать и мчаться позволили автору уточнить характер дей­ствия, подчеркнуть интенсивность его проявления.

Среди синонимов таких примеров немало: (кос­тер) горел — (костер) пылал, быстрый (шаг) — стре­мительный (шаг), беспокойство — смятение, горя­чий (воздух) — знойный (воздух) и др.

Синонимы в данном случае выполняют диффе­ренцирующую функцию, или идеографическую. Синонимы различающиеся оттенками значений, на­зываются идеографическими.

Объемом значения различаются и слова писатель, литератор. Писателем называют человека, пишуще­го художественные произведения, а литератором — не только писателя, но и публициста, критика,

Задание 70. Из названий цвета выпишите сначала названия красного цвета и его оттенков, а затем назва­ния других цветов.

Красный, алый, малиновый, бордовый, коричневый, бурый, рудый, карминный, рыжий, оранжевый, огнен­ный, лиловый, кармазинный, кобальтовый, розовый, червленый, кровавый, кирпичный, маковый, коралло­вый, клубничный, румяный, рдяный, морковный, чер­вонный, гранатовый, карий, рубиновый, ореховый, каш­тановый, песочный, махагоновый, вишневый, сливо­вый, фрез, апельсиновый, сиреневый, багряный, синюш­ный, багровый, киноварный.

Определите смысловые различия в названиях красного цвета. Сравните ваши определения с тол­кованиями, которые даются в «Словаре синонимов русского языка».

Красный, алый, пунцовый, рдяный, кровавый, кумачовый; карминный, киноварный, рубиновый и рубинный, гранатовый, червонный, шарлаховый.

Красный — один из основных цветов спектра, средний между оранжевым к фиолетовым, имеющий окраску крови; алый, пунцовый и рдяный служат для обозначения яркого, насыщенного красного цве­та, причем алый — для более светлого тона, а пунцовый — для более темного; в соврем, языке слова алый пунцовый и рдяный свойствен­ны литературно-книжной речи, пунцовый и рдяный употр. реже; слово кровавый употр. преимущ. в литературной речи, чтобы подчеркнуть резкость и мрачный характер красного тона; кумачовый— ярко-красный, напоминающий по цвету кумач; слова кар­минный, киноварный и шарлахавый обозначают от­тенки красного цвета, соответствующие этим краскам, и употр. преимущ. в специальной речи, слово шарлаховый несколько устаревает; рубиновым и ру­бинный — цвета рубина, слова употр. для обозначе­ния яркого красного цвета, обычно присущего жид­костям, стеклу и т. п.; гранатовый — густо-красный, напоминающий цвет граната, слово употр. обычно при описании цвета тканей, чаще бархата; слово червон­ный в соврем, языке имеет устарелый оттенок к употр. преимущ. в речи поэтической, литературно-книжной.

Помимо дифференцирующей функции, синонимы могут выполнять стилистическую функцию, т. е. придавать речи разговорный или книжный харак­тер, выражать положительную или отрицательную экспрессию. Синонимы, которые отличаются друг от друга стилистической окраской, называются стилис­тическими.

Слова, имеющие оттенок книжности, встречаются в научном, деловом, публицистическом стиле, напри­мер: скорбь (ср. с нейтральным словом печаль), ин­теллект (ср. ум), кара (ср. наказание), содейство­вать (ср. помогать).

Слова с оттенком разговорности употребляются в основном в непринужденной, разговорной речи. Например, в отличие от нейтральных слов заболеть, жаловаться, найти, которые могут быть использова­ны в любом стиле, слова захворать, плакаться, от­копать допустимы только в разговорной речи, То же самое можно сказать и о словах несуразный (ср. нелепый), вырядиться (ср. нарядиться), вовсе (ср. совсем), мигом (ср. мгновенно). Разговорная лексика, в отличие от просторечной, не нарушает общеприня­тых норм литературного языка. Ср. примеры: бить (нейтральное) — колотить (разговорное) — лупить (просторечное).

В некоторых случаях синонимы одновременно раз­личаются оттенками значений и стилистической ок­раской, Например, синонимичные прилагательные ин­тересный и занятный различаются оттенками зна­чений: слово интересный употребляется в значении «возбуждающий внимание чем-либо значительным», а занятный — «возбуждающий лишь внешний ин­терес». Кроме того, интересный — слово стилисти­чески нейтральное, а занятный — разговорное.

Из ряда синонимов со значением «направлять, устремлять взгляд на кого-, что-, куда-либо» смот­реть, глядеть, взирать, глазеть, пялиться нейтраль­ными являются смотреть и глядеть, В отличие от них глагол взирать подчеркивает длительность, спо­койствие, внимательность взгляда и имеет книжный характер. Слова глазеть, пялиться означают «смот­реть пристально, долго» и отличаются от синонимич­ных им слов своей грубоватостью, поэтому в книж­ных стилях они неуместны.

Задание 71. Учитывая различные значения слов ос­трый, старый, подберите к ним синонимы.

1. Острый -— «имеющий сужающуюся к концу форму (о предметах, сооружениях и т. п.); вытяну­тый, очень узкий (о форме чего-л., о частях лица, тела)».

2. Острый — «хорошо воспринимающий, отчетли­во различающий звуки и запахи (о слухе, обонянии)».

3. Острый — «чрезвычайно сильный, трудно пе­реносимый (о физической боли, тяжелом чувстве и т. п.)».

1. Старый — «достигший старости, проживший много лет».

2. Старый — «давно находящийся в употребле­нии (о вещах, предметах)».

Задание 72. Прочитайте приведенные ниже пред­ложения, используя вместо точек нужное слово (учи­тель, преподаватель).

1. В высших учебных заведениях читают лекции профессора, доценты,... 2. Ребята очень любили сво­его ... 3. Трудно забыть ..., который показал нам впервые, как надо читать и писать. 4. На вечер были приглашены ... начальных классов и ... физики, хи­мии, математики. 5. Леша Востриков долго болел, и ему пришлось дополнительно заниматься с ...

Задание 73. Найдите в тексте синонимы, имеющие значение «небольшой по размерам». Выпишите их, учи­тывая степень возрастания признака. К какому типу синонимов они относятся?

1. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел (Загадка). 2. Мы очень лю­бим ландыши. Их белые, чистые цветы, похожие на крошечные фарфоровые колокольчики, так тонко пахнут! (Соколов-Микитов). 3. Они вынимали гор­шок и братски делили микроскопическое количество каши (Короленко).

Задание 74. Исправьте текст, заменив, где это не­обходимо, выделенные слова синонимичными: липкий, клейкий, вязкий; мокрый, влажный, сырой; наклонить­ся, нагнуться, накрениться.

1. Молодая березка была покрыта липкими лис­тьями. 2. Благоухали клейкие коричневые почки то­поля. 3. Купили липкую бумагу для мух. 4. Против но чавкала под сапогами клейкая глина. 5. Старик с трудом вытаскивал из вязкой тины свой длинный шест, весь перепутанный зелеными нитями подвод­ных трав. 6. Если соль находится близко от воды, то она становится мокрой. 7. Около фонтана, разбрызгивающего тонкие струйки воды, воздух был влаж­ный. 8. После сильного дождя деревья в саду стали влажными. 9. Летом, в самый разгар полуденного зноя, в глубине этого леса чувствовалась прохлада, пахло сырой землей, и нога вязла в грудах сгнившей и тоже сырой листвы. 10. Камышовые цветы краси­выми кистями нагнулись к воде. 11. Большая повоз­ка накренилась к краю моста, перевалилась через пе­рила и рухнула, 12. Бриг неожиданно вздрогнул и нагнулся на правый борт.

Задание 75. Распределите приведенные ниже си­нонимы, учитывая их стилистическую окраску, в три столбика таблицы.

Много, множество, уйма; смелый, лихой, неустра­шимый; впрямь, воистину, действительно; запретить, возбранить, заказать; шествовать, идти, плестись; упрямиться, упираться, упорствовать; учить, штудиро­вать, зубрить. Образец:

Книжное

Нейтральное

Разговорное

множество

много

уйма

Задание 76. Найдите в каждом отрывке синонимы и определите их стилистическую окраску.

1.Руку жмет он, аж кости хрустнули.

Вся в мозолях сыновья лапа (Хелемский).

2. И нам случалось удивляться,

Увидевши в один из дней

Не лики строгие, а лица

Своих измученных детей (Смеляков).

3.Проношу свое сердце,

как знамя,

Как стяг трудового народа.

Задание 77. Прочитайте сведения о синонимах про­сить, умолять, взывать, ходатайствовать, клян­чить из «Краткого словаря синонимов русского язы­ка» В.И. Клюевой:

Эти слова объединены значением — обращаться к кому-нибудь с просьбой. Наиболее употребительно из них слово просить. Умолять — настоятельно просить. Взывать (книжное поэтическое) — обра­щаться с просьбой, мольбой. Ходатайствовать (слово официального стиля) — просить о каком-либо деле, хлопотать о чем-нибудь. Клянчить (разговорное) — просить настойчиво, неотступно.

Составьте предложения с каждым из данных сино­нимов, учитывая их оттенки значения и стилистичес­кую окраску. В каких предложениях, сочиненных вами, взаимная замена синонимов невозможна и почему?

Богатство синонимов в русском языке, возмож­ность их разнообразного стилистического использо­вания обязывает каждого говорящего или пишуще­го особенно продуманно относиться к выбору слов. Сравним для примера предложения: Вдоль кремлев­ской стены шагает часовой и Вдоль кремлевской стены идет часовой. В первом примере подчеркну­та чеканность шага, торжественность обстановки, вто­рое предложение этого не выражает. Значит, не без­различно, какой синоним употребить в речи: идти или шагать.

Если необходимо выделить смысловые или сти­листические различия, которые заключают в себе слова одного синонимического ряда, то используется прием противопоставления синонимов.

К этому приему прибегнул К. С. Станиславский, вы­ступая против искусственной манеры игры актеров:

Начать хотя бы с торжественно-размерен­ной поступи актеров. Ведь они не ходят, а шествуют по сцене, не сидят, а восстают, не лежат, а возлежат, не стоят, а позируют. То же произошло и с движениями, и с общеактерской пластикой... Разке актеры под­нимают руки на сцене? Нет. Они их воздевают. Руки актера ниспадают, а не просто опускаются; они не прижимаются к груди, а возлагаются на нее, не выпрямляются, а про­стираются вперед. Кажется, что у актеров не руки, а руки, не пальцы, а персты, до такой степени движения их образно-торже­ственны.

Противопоставление синонимов находим в про­изведениях устного народного творчества. Вот, на­пример, как раскрывается различие между скупос­тью и жадностью, клеветой и ложью в пословицах: Скупой глядит как бы другому не дать, а жадный глядит как бы у другого отнять. Клевета и ложь не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.

Прием противопоставления синонимов иногда используется для подчеркивания не различий, а, на­оборот, близости, почти тождественности явлений. Ср., например, в стихотворении М. Светлова:

Я не знаю, где граница

Между севером и югом;

Я не знаю, где граница

Меж товарищем и другом.

Другой прием использования синонимов — их параллельное употребление. Каждый из синонимов, отличаясь оттенками значений, подчеркивает, выде­ляет какую-то одну особенность предмета, явления, а в совокупности синонимы способствуют более ярко­му всестороннему описанию действительности. На­пример, образную картину зимнего пейзажа создал поэт Я. Хелемский, употребив синонимы полыхать, гореть:

Розовеют сугробы

Под лучами зари,

Полыхают рябины,

И горят снегири.

При употреблении синонимов, указывающих на различную степень проявления признака, их ста­вят обычно в порядке нарастания выражаемого ими признака. Например, синонимы хорошо, от­лично, превосходно использованы именно в таком порядке: Ты хорошо сегодня играл, отлично, пре­восходно!

В художественных, публицистических произведе­ниях нередко используется прием «нанизывания» синонимов. Он заключается в перечислении всех или нескольких слов одного синонимического ряда. На­пример: И жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной, высокого смысла (Чехов). Мне иногда представлялись, что я вижу перед собою ог­ромного, исполинского паука, с человека величиною (Достоевский). И понял я, что клятвы не нарушу, / а захочу нарушить — не смогу. / Что я во веки не сбрешу, не струшу, / не сдрейфлю, не совру и не солгу (Слуцкий).

Наличие большого количества синонимов в язы­ке позволяет избежать повторения одних и тех же или однокоренных слов. Ср.: Наши силы сильны и Наши силы могучи.

Задание 78. Найдите примеры на противопоставление синонимов в следующих отрывках из художествен­ных произведений. Установите различия в оттенках зна­чения или стилистической окраске этих синонимов.

1. Больше б мог, да было к спеху,

Тем, однако, дорожи,

Что, случалось, врал для смеху,

Никогда не лгал для лжи (Твардовский).

2.Облачные белые одежды

Распахнув недрогнувшей рукой,

В первый раз

Не с верой,

А с надеждой

На небо взирает род людской,

Не глядит, не смотрит, а

Взирает,

Как его ракеты озаряют,

Вырывают из кромешной мглы

Неба захолустные углы (Слуцкий).

3. Холодные яйца всмятку — еда очень невкусная, и хороший веселый человек никогда их не станет есть. Но Александр Иванович не ел, а питался. Он не завтра­кал, а совершал процесс введения в организм должно­го количества жиров, углеводов и витаминов (Ильф, Петров). 4. Лакей Баклай учил мальчишек «пчелино­му языку», таская иногда за волосы, приговаривал: «А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жало­вать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать» (Герцен),

Задание 79. Найдите в тексте из поэмы «Мороз, Красный нос» Н,А. Некрасова глаголы-синонимы. Ус­тановите оттенки значений этих слов. Объясните, с ка­кой целью их употребляет поэт.

Убитая, скорбная пара,

Шли мать и отец впереди.

Ребята с покойником оба

Сидели, не смея рыдать.

И, правя Савраской, у гроба

С вожжами их бедная мать

Шагала...

За Дарьей — соседей, соседок

Плелась негустая толпа.

Задание 80. В отрывках из книги А. Рыбакова «При­ключения Кроша» найдите синонимы. Определите, к ка­кой группе синонимов их следует отнести. Объясните, с какой целью использовал автор синонимы в каждом отдельном случае.

1. Как всегда вокруг нашей машины толклось много народу. Даже Лагутин подходил несколько раз. Но он смотрел не на машину, а на меня. И Шмаков Петр обратил на это внимание.

— Чего он на тебя глаза таращит? — сказал Шмаков.

Я не знал, чего Лагутин таращит на меня глаза. Мне было не до этого...

Только к концу дня мне стало несколько не по себе от упорного взгляда Лагутина. Действительно, чего он на меня уставился?

2. Отношение к нам было самое безразличное. Даже равнодушное.

3. Почему так получается? Какую бы глупость ни говорил Игорь, все с ним соглашаются. А когда я говорю, на лицах появляется недоверчивое выра­жение, будто ничего, кроме ерунды, от меня ждать нельзя.

4. Когда мы бош ли, они замолчали и уставились на нас. Мы воззрились на них.

5. Бывают моменты массового психоза, когда весь класс начинает ни с того ни с сего смеяться, орать, вытворять всякие штуки. Такой момент наступил и у них.

— Довольно ржать! — сказал я.

Но они гоготали, как сумасшедшие.

Русский язык обладает богатейшими словообра­зовательными возможностями.

Словарь русского языка постоянно обогащается новыми словами. Если русский язык сравнить с дру­гими языками, то он выгодно отличается по разнооб­разию и количеству способов образования новых слов. Они создаются с помощью приставок, суффиксов, че­редования звуков в корне, сложением двух или не­скольких основ, путем переосмысления (звено, спут­ник), расщепления слов на омонимы (месяц — луна и месяц — отрезок времени) к т. д. Наиболее про­дуктивным является морфологический способ об­разования, с помощью которого от одного и того же корня создаются десятки новых слов. Так, от корня уч- образованы слова: учитель, изучать, выучить, по­учать, обучать, переучивать, заучивать, приучить, научить, учение, ученость, ученик, ученичество, уче­ный, учитель, учебный, научный и др. По данным «Словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова, словообразовательное гнездо с этим корнем включает более 300 слов.

Задание 81. Прочитайте отрывки из работ М. В. Ло­моносова и Н, Г. Чернышевского. Что общего в их выс­казываниях о словообразовании в русском языке?

...увеличительные имена, представляющие вещь огромную, отменою окончания коренного имени у россиян и у италиянцев весьма многие производят­ся: casa, casaccia, casone, дворъ, дворина, дворище. На­против того, немцы и французы таковых имен не имеют. Подобным образом умалительных имен, как дворик, платьице, девушка не во всяком языке раз­ное довольство. Российский и италиянский весьма оными богаты, немецкий скуден, французский еще скуднее (М. В, Ломоносов. Российская грамматика).

В латинском языке довольного много уменьши­тельных окончаний; но увеличительных (мужичи­ще и т. д.) почти решительно нет. В греческом еще гораздо меньше, нежели в латинском, уменьшит, нарицат. имен; но зато есть уменьшительные собствен­ные имена, впрочем довольно малоупотребительные, и едва ли не в одном только прошлом смысле, В немецком только одно скончание для уменьшения (слова, принимающие chen, не могут приникать lein, и наоборот), В английском уменьшит, форму при­никают только собственные, имена; во франц. так­же, и эта форма бывает в обоих языках почти всегда только одна для каждого имени, У нас этих форм множество.

Наши уменьшительные от нарицательных имен имеют, кроме значения уменьшения, еще значение привязанности или нежности — этот оттенок могут принимать существительные уменьшительные почти только в одном итальянском, который из всех извес­тных нам языков только один выдерживает до некоторой степени соперничество с русским в образо­вании уменьшительных и увеличительных (обладая окончаниями обоих разрядов, но с гораздо меньшим разнообразием, нежели русский).

Надобно сказать, что народный (великорусский) язык превосходит литературный язык в этом отно­шении; и что народный малорусский еще богаче на­родного великорусского разнообразием и употреби­тельностью уменьшительных.

Кроме собственно существительных имен, уменьши­тельные окончания в русском народном языке при­нимают и несклоняемые части речи (напр., ась? (что?) — асинька, от тут — туточка и т. д.) (H.Г. Чернышевс­кий. Словообразование в русском языке).

Скажите, в каком значении Чернышевский упот­ребляет термин окончание! Сформулируйте основные положения, высказанные Чернышевским.

Задание 82. Используя приведенные слова, составь­те перечень уменьшительно-ласкательных суффиксов для существительных мужского рода, среднего рода, женского рода.

Голосок, листик, сучочек, плечико, печурка, бородишка, работишка: колесико, колышек, хлебец, дев­чурка, девчурка, девчоночка, головешка, нянюшка, конек, моро­зец, голосочек, облачко, письмишко, дочурка, рубашоночка, рыбёшка, комнатёнка, личико, пупырышек, уродец, возик, работишка, избушка, избёнка, ноченька, человечек, яичко, ручоночка, дочушка, комнатушка, де­ревушка, ротик, листочек, головушка, лошаденка, ча­сик, речонка, коровёнка, сестричка, подруженька, яблоч­ко, воробышек, книжечка, ямочка, старушонка, головуш­ка, глазки, иголочка, клячонка, голубушка, ножка, юбчонка, ивушка, капелька, шубенка, земличка, ручка, коровушка, водичка, речка, речушка, реченька, речонка.

Задание 83. От слов родства образуйте названия с уменьшительными, увеличительными, ласкательными, пренебрежительными суффиксами.

Дедушка, бабушка, мама, папа, брат, сестра, тетя, дядя,

Задание 84. Познакомьтесь с уменьшительно-лас­кательными формами собственного имени Людмила. Определите, как они образованы? Какие варианты име­ет это имя?

Людмила, Люда, Людака, Людаха, Людаша, Людашенька, Людашечка, Людашка, Людёнка, Людик, Люд­ка, Людмилка, Людмилонька, Людмилочка, Людмилушка, Людок, Людонька, Людочек, Людочка, Людусенька, Людусечка, Людуська, Людуся, Людуха, Людуша, Людушенька, Людушечка, Людушка, Людушка.

Люка, Люконька, Люкочка, Люкша.

Люленька, Люлечка, Люлик, Люлька, Люля.

Люсек, Люсёнка, Люеёнок.

Люся, Люсенька, Люсечка, Люсик, Люеиша, Люскш-ка, Люська, Люсюха, Люсюша, Люсюшенька, Люсюш-ка, Люсюка, Люсявка.

(Н.А. Петровский. Словарь русских личных имен).

Задание 85. Напишите уменьшительно-ласкатель­ные формы от имени Иван.

Богатством, гибкостью и выразительностью отли­чается и грамматический строй языка. Возьмем для примера категорию вида. В отличие от категории времени, которая указывает на отношение действия к моменту речи, категория вида обозначает способ протекания действия. Так, в видовой паре прочи­тать — прочитывать глаголы характеризуют дей­ствие по-разному. Глагол прочитать (совершенный вид) указывает на действие, которое исчерпало себя и дальше продолжаться не может. Глагол прочиты­вать (несовершенный вид) указывает на действие, которое не ограничено.

Кроме того, в русском языке очень развито пре­фиксальное образование глаголов, в результате чего глаголы одного корня приобретают самые различ­ные значения.

Задание 86. Из приведенных ниже глаголов выпи­шите: 1) разновидовые пары; 2) синонимичные глаго­лы; 3) антонимичные глаголы. Объясните, какой отте­нок значения придает глаголу каждая приставка.

Отплывать, плыть, уплывать, заплывать, переплы­вать, переплыть, приплывать, подплыть, сплавать, на­плывать, проплыть, доплыть, отплыть, приплыть, за­плывать, подплывать, плавать, проплывать, доплывать, наплыть.

Задание 87. В чем смысловое различие глаголов?

Плавать — плыть, приплывать — подплывать, выплыть — всплыть, поплыть — поплавать, рас­плыться — расплаваться, подплыть — наплыть — уплыть.

Задание 83. Прочитайте отрывок из статьи В.Г. Бе­линского. Согласны ли вы с мнением критика, что «это все один глагол» и что смысловое различие обусловлено наличием у русского глагола категории вида? Аргумен­тируйте свою точку зрения.

В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключает­ся только в глаголах русских, имеющих виды! Пла­вать, плыть, приплывать, заплывать, отплывать, заплыть, приплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, расплавиться, расплыться, наплаваться, заплавать­ся — это все один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия!

Степь раздольная

Далеко вокруг,

Широко лежит,

Ковылем-травой

Расстилается!

Ах ты, степь моя,

Степь привольная,

Широко ты, степь,

Пораскинулась,

К морю Черному

Понадвинулась!

На каком другом языке передали бы вы поэти­ческую прелесть этих выражений покойного Коль­цова о степи: расстилается, пораскинулась, понадвинуласъ?

Задание 89. Прочитайте высказывания В. Брюсова. В чем он видит особенность русского глагола?

Сила русского глагола в том, что школьные грам­матики называют видами. Возьмем четыре глагола одного корня: стать, ставить, стоять, становить­ся. От них при помощи приставок пред-, при-, за-, от- и др., флексии «возвратности» и суффиксов «мно­гократности» можно образовать около 300 глаголов, которые в сущности будут, по грамматике, разными «видами» одного и того же. Ни на один современ­ный язык нельзя перевести всех оттенков значения, какие получаются таким образом. <...>

Как, например, передать по-французски разни­цу между: «я переставлял стулья», «я перестановлял их», «я перестанавливал их», «переставил», «пе­рестановил»?

Сопоставьте данное высказывание с тем, что на­писал В.Г. Белинский о глаголе в русском языке. В чем совпадают их мнения?

Задание 90. Распределите приведенные ниже гла­голы по группам, учитывая их значение: 1) двигаться медленно, с трудом; 2) ходить взад-вперед; 3) ходить без цели; 4) ходить с целью отдыха; 5) ходить в не­знакомом месте; 6) совершить действие быстрое, стремительное.

Броситься, кинуться, ползти, слоняться, мотаться, гулять, прохаживаться, брести, тащиться, метнуться, рыскать, шастать, толкаться, бродить, путешествовать, рвануться, размяться, проветриться, шататься, шляться, шнырять, плестись.

Не только количество слов, их многозначность, синонимия, словообразовательные и грамматические особенности русского языка, но и фразеология сви­детельствуют о его самобытности, оригинальности и богатстве.

Фразеология русского языка необыкновенно раз­нообразна по своему составу, обладает большими стилистическими возможностями. Фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое, по­скольку они определяют не только предмет; но и его признак, не только действие, но и его обстоятельства. Усложненность семантики фразеологизмов отличает их от однословных синонимов. Так, устойчивое соче­тание на широкую ногу означает не просто «богато», а «богато, роскошно, не стесняясь в средствах». Фра­зеологизм заметать следы означает не просто «унич­тожать, устранять что-либо», а «устранять, уничто­жать то, что может служить уликой в чем-либо».

Задание 91. Объясните, чем фразеологизмы отли­чаются от синонимичных им слов? Какие дополнитель­ные оттенки выражает каждый фразеологизм?

Гнуть спину (на кого) — и работать (на кого), в два счета — в мгновение ока — в один миг — во весь дух и быстро, хоть глаз выколи — ни зги не видно и темно, на краю света — куда ворон костей не носил и далеко, обвести вокруг пальца и обмануть, кожа да кости — живые мощи — краше в гроб кладут и то­щий, худой, намылить голову — задать перцу — за­дать жару — протереть с песком и поругать.

Фразеология привлекает своей экспрессивностью, потенциальной возможностью положительно или от­рицательно оценивать явления, выражать одобрение или осуждение, ироническое, насмешливое иди иное отношение к нему. Особенно ярко это проявляется у так называемых фразеологизмов-характеристик.

Задание 92. Объясните значение фразеологизмов.

Человек с большой буквы, молоко на губах не об­сохло, телеграфный столб, мастер на все руки, абсо­лютный ноль, ветер в голове, светлая личность, ума палата, белая ворона, блудный сын, не робкого десят­ка, собака на сене, одного поля ягодка.

Особого внимания заслуживают фразеологизмы, оценочность которых обусловлена их происхождени­ем. Действительно, чтобы понять обличительный ха­рактер фразеологизма, например козел отпущения, надо знать историю возникновения устойчивого сло­восочетания.

Выражение козел отпущения встречается в Биб­лии и связано с особым обрядом у древних евреев возлагать грехи всего народа на живого козла, поэто­му так называют человека, на которого сваливают чужую вину, несущего ответственность за других.

Фразеологизмы, по происхождению восходящие к античной мифологии, довольно разнообразны. Каждый такой фразеологизм вызывает какие-то ассоциации, соотносится с образами героев античности, чем обусловлена их смысловая насыщенность и эксп­рессивность.

Так, фразеологизм прокрустово ложе происходит от прозвища разбойника Полипемона. В греческой мифологии рассказывается, что Прокруст всех пой­манных им укладывал на свое ложе и отрубал ноги тем, кто не помещался, а у тех, для кого ложе было длинным, ноги вытягивал. Прокрустово ложе оз­начает «то, что является мерилом для чего-либо, к чему насильственно подгоняют или приспосабли­вают что-либо».

Античные фразеологизмы служат прекрасным сред­ством для передачи авторской иронии, насмешки.

Задание 93. Объясните происхождение и значение приведенных фразеологизмов. Придумайте с ними предложения и запишите их.

Подвиги Геракла, сизифов труд, ящик Пандоры, пиррова победа, вавилонское столпотворение.

Особый интерес представляют фразеологизмы, об­разность которых выступает как отражение нагляд­ности, «картинности», заключенных в самом свобод­ном словосочетании, на базе которого и образуется фразеологизм. Например, готовясь к работе, мы засу­чиваем рукава, чтобы удобнее было делать дело; встречая дорогих гостей, широко разводим руками, показывая, что готовы заключить их в свои объятья; при счете, если он небольшой, для удобства загибаем пальцы. Свободные словосочетания, называющие та­кие действия людей, обладают наглядностью, «кар­тинностью», которая «по наследству» передается фра­зеологизмам: засучить рукава — «усердно, стара­тельно, энергично делать что-либо»; с распростерты­ми объятьями — «приветливо, радушно (принимать, встречать кого-либо)»; пересчитать по пальцам — «очень немного, мало».

Задание 94. Подберите по пять фразеологизмов с общим для них словом: голова, нос, рука, ноги.

Задание 95. Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологическое вы­ражение.

Как говорят: 1) о том, кто часто меняет свои ре­шения; 2) о человеке, который пришел не вовремя, некстати; 3) о кротком, безобидном человеке; 4) о болтливом человеке; 5) о бесследном исчезновении кого-либо; 6) об очень дальних родственниках; 7) о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо; 8) о том, кто не знает чего-либо всем известного?

Задание 96. Найдите речевые ошибки в употребле­нии фразеологизмов (неоправданная замена компонен­тов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме); исправьте текст.

1. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета. 2. Мы трудились в поте лиц, но, завершив работу, почувствовали облегчение, 3. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

Задание 97. Продолжите письменно разговор, при­веденный ниже, используя в репликах фразеологизмы. Сочините диалог, противоположный по содержанию.

— Что вы делали вчера? — Ничего, языками че­сали, — А мы целый день баклуши били, из пустого в порожнее переливали. — Василий с вами был? — Был. Рассказал, как ему отец шею намылил, Он же на уроках ворон считает, а дома лодыря гоняет.

Задание 98. Объясните, в чем смысл «Зоологичес­кой элегии» и на чем она построена? Выпишите из тек­ста слова, сочетания слов, взятые из устойчивых сло­восочетаний, крылатых выражений. Напишите эти фра­зеологизмы, объясните их значение.

Я был в зачарованном мире,

В далеких волшебных краях.

Он плавает в сказочном море

На трех легендарных китах.

Там песнь лебединая льется,

Там гадкий утенок живет,

Там ищут заблудшие овцы

Баранов у новых ворот.

Там водится синяя птица,

Свистит по-разбойному рак,

Там лают на девять псов-рыцарей

Нерезаных десять собак.

Верблюд там в ушко от иголки

Пролезть почитает за труд

И в шкурах овечьих там волки

Козлов отпущенья дерут.

Там льют крокодиловы слезы,

Там раки зимуют у них,

Веселым создателям прозы

Растят там телят золотых.

Премудрый пескарь там ютится,

Сверкает жар-птица огнем,

И кляча истории мчится

В упряжке с троянским конем...

Как любим зверей этих все мы!

Но брел я, печален и зол;

Где НАШИ собаки на сене?

Где НАШ буриданов осел?

Неужто совсем невозможно

Нам выдумать НАШИХ зверей?

Поэт! Современник! Художник!

Зажгись!

Вдохновись!

Озверей!

Пускай же немедля взлетает

Фантазии красный петух!

И пусть нам слонов не хватает,

Мы будем их делать из мух!

(П. Хмара)

Задание 99. Определите, кто автор выражений, ставших фразеологизмами.

Рыльце в пуху, слона-то я и не приметил, как бел­ка в колесе, а ларчик просто открывался, услужли­вый дурак опаснее врага, поищем лучше броду, есть еще порох в пороховницах, легкость в мыслях нео­быкновенная, сама себя высекла, герой не нашего романа, без руля и без ветрил.

Богатство словаря и фразеологии русского языка позволяет избегать в устной и письменной речи по­вторения одних и тех же слов, словосочетаний, раз­нообразить речь, делать ее богаче.

В литературоведении есть термин перифраз или перифраза. Словарь современного русского литера­турного языка так определяет его значение:

«Художественный троп, состоящий в замене од­нословного наименования предмета или явления описанием существенных, определяющих черт и признаков его, создающих полную и яркую карти­ну». Некоторые из перифраз с течением времени, получая распространение в языке, становятся ус­тойчивыми сочетаниями. Например, Санкт-Петербург помимо собственно наименований Петроград, Питер, Петербург, Ленинград называют Северной Пальми­рой, городом на Неве, северной столицей, градом / городом Петра, окном в Европу.

По тому, насколько разнообразен в словарном от­ношении текст, судят о речевой культуре его автора.

Чтобы проверить степень речевой культуры уча­щихся одного из колледжей, им предложили текст, в котором повторялось слово кошка. Они должны были заменить его другими словами или словосо­четаниями.

Проделайте и вы эту работу, а затем познакомь­тесь с вариантами, которые предложили учащиеся колледжа.