8.5. Пауза, ее типы

.

8.5. Пауза, ее типы

Московский художественный академический те­атр. Одно название приводит в трепет каждого, кто хоть раз побывал в нем. Знаменитый занавес с изоб­ражением парящей в воздухе чайки. В зале, в фойе никаких золотых росписей, украшений, никакого бархата, сверкающих хрусталем люстр. Здесь глав­ное — игра актера, его звучащий голос, несущий мысли, чаяния, надежды, богатство человеческой души зрителям. Девиз театра — жизненная прав­да.

Теперь хорошо было бы сделать музыкальную паузу,

Но в учебнике это невозможно.

Можно только поговорить... о паузах.

Вы спросите: «О чем тут говорить? Чем могут заинтересовать паузы? Надо замолчать — вот и все». Так и не совсем так.

Действительно, пауза (лат. pausa, от греч. pausis — «прекращение, остановка») — временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не ар­тикулируют и которая разрывает поток речи. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Даже наука такая есть — паузология. Первый паузолог США проф. О'Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разго­воре на них уходит 40-50 процентов времени.

Не случайно, говоря об открытии МХАТа, о пер­вом спектакле, о том, как играли актеры и как при­няли их зрители, Немирович-Данченко пишет и о... паузах: паузы не пустые, а заполненные дыханием этой жизни и этого вечера; паузы, в которых выра­жалось недоговоренное чувство, намеки на характер, полутона. Значит, паузы передают настроение гово­рящего, его эмоции, способствуют раскрытию его ха­рактера. Но паузы — все же не слова. Они — толь­ко намеки, полутона. О значении пауз надо догады­ваться, надо уметь понять, уловить их смысл.

Тонкий знаток сценического искусства, прекрас­но знающий возможности живого, устного слова с его разнообразием интонаций и пауз, Немирович-Дан­ченко понимал, что паузы бывают разные. Он писал: паузы не пустые, а заполненные.

Что же имел в виду Владимир Иванович, проти­вопоставив пустые паузы заполненным? Какие па­узы он считал пустыми? В письме К.С. Станиславс­кому читаем: «Прежде всего — роль знать, как «Отче наш», и выработать беглую речь, не испещренную па­узами, беглую и легкую. Чтобы слова лились из Ва­ших уст легко, без напряжения». Вот, оказывается, в чем причина появления пустых пауз в сценической речи. Это — плохое знание текста роли, когда ак­тер постоянно думает о том, что дальше следует говорить.

Пустые паузы встречаются не только на сцене, но и в обыденной обстановке. Не выучил ученик урок, а его вызвали отвечать. Стоит он у доски и мается. Скажет несколько слов и,., пауза, ждет подсказки. Бывают и другие ситуации. Есть люди очень огра­ниченные, их интеллект слабо развит, они почти ни­чего не читали, мало что знают. Когда они вступают в разговор, то речь их бывает «испещрена» паузами, ничего не значащими, не несущими никакой инфор­мации. Такие паузы не создают комфорта при обще­нии, они затягивают разговор, а некоторых собесед­ников даже раздражают.

Кто-нибудь может возразить: «Но ведь человек, когда говорит, должен думать, что и как сказать. Для этого необходимо время, вот он и делает паузы. Раз­ве это плохо?»

Конечно, нет! С пустой паузой, порожденной от­сутствием мысли, не следует смешивать паузы хезитации, т. е. паузы обдумывания, размышления, Чаще всего паузы хезитации встречаются в речи людей, обсуждающих политические, социальные, научные проблемы, когда у выступающих еще не сформиро­валось окончательное мнение по обсуждаемой про­блеме, они ищут решение вопроса, вслух обдумывают его. Паузы помогают говорящим оформлять свои мысли в предложения, находить лучшую, наиболее точную и ясную форму изложения. Паузы размыш­ления возникают в любом месте высказывания и отражают колебания при выборе возможных рече­вых средств. Их могут заменять сочетания слов: пожалуй, точнее сказать, лучше сформулировать так, правильнее будет..., нет, не так надо сказать. После этих оговорок дается новая формулировка мысли. Паузы хезитации уместны и необходимы.

Однако больший интерес для говорящих и иссле­дователей звучащей речи представляют паузы, сопро­вождающие эмоциональную речь.

Экспрессивно-эмоциональной можно назвать и паузу — реакцию на исполнение произведения ис­кусства, Это может быть спектакль, пение, художе­ственное чтение, балет, игра оркестра, выступление музыканта. Такая пауза выражает эмоцию не одно­го человека, а многих зрителей, слушателей и свиде­тельствует о высшей степени их увлеченности. Та­кая пауза — самая высокая награда исполнителям, мастерам сцены.

Есть и другие разновидности пауз, Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо перед заучиванием теста или его произнесением вслух навести порядок в словах, правильно соеди­нить их в группы, т. е. в речевые такты. Тогда будет ясно, какое слово к какому относится, как они объе­диняются, из каких отрезков складываются фразы. Вот как, например, можно разделить на речевые так­ты стихотворение М.Ю. Лермонтова:

Прощай, немытая Россия/

Страна рабов/

страна господ/

И вы/

мундиры голубые/

И ты/

им преданный народ/

Быть может, за стеной Кавказа/

Укроюсь от твоих пашей/

От их всевидящего глаза/

От их всеслышащих ушей/

Когда стихотворение произносится, то каждый речевой такт отделяется от предыдущего паузой, ко­торая называется интонационно-логической.

Логическая пауза может быть коварной волшеб­ницей. От нее иногда зависит судьба и сама жизнь человека. Вынесли приговор: Казнить нельзя поми­ловать. Как поступить его исполнителям? Если про­читать Казнить/ нельзя помиловать, то осужденный прощается с жизнью. Если же прочитать Казнить нельзя/ помиловать, то жизнь ему сохраняется. При­мер этот широко известен. Он приводится в различ­ных учебных пособиях.

Задание 193. Определите, как изменится мораль басни И.А. Крылова, если сделать паузу там, где стоит знак (//).

А ларчик // просто открывался.

А ларчик просто // открывался.

В первом случае подчеркивается, что замок име­ет нехитрое устройство. Отсюда мораль: человек иногда сам усложняет обстановку, ситуацию, отно­шения. Во втором варианте главное — ларчик вов­се не был заперт. Мораль: нечего ломиться в откры­тую дверь.

Задание 194. В каком случае пауза делает предло­жение нелепым?

От радости в зобу // дыханье сперло.

От радости // в зобу дыханье сперло.

Конечно, нелепо первое предложение, так как не радость находится в зобу, а дыханье в нем сперло.

Задание 195. Разбейте данные ниже предложения на речевые такты и определите, как при этом изменя­ется их смысл.

Например: Чужим // телефоном пользоваться запрещается. Чужим телефоном // пользоваться запрещается.

1. Недавно приехавший доктор выступил в печа­ти. 2. В городе недавно заработанные деньги таяли. 3. Через час после поступления дела ко мне позво­нил Колесников. 4. Они сообщают о получении кор­респонденции с большим опозданием. 5. На оста­новке стояли мужчины и женщины с детьми.

В теории публичной речи, кроме интонационно-логической, выделяют еще психологическую паузу.

В исследованиях ученых немало внимания уделя­ется интонационно-синтаксическим паузам, которые отражают синтаксическую природу предложений. Они соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пау­за — на месте запятой, а самой длинной требует точ­ка. Интонационно-синтаксической паузой отделяются в звучащей речи однородные члены предложения, вставные конструкции, обращения; пауза заполняет то место в предложении, где подразумевается про­пуск слова.

Есть еще одна разновидность пауз. Встречается она при чтении стихотворений. Связано это с явлением, которое стиховеды называют переносом. Перенос (франц. enjambement, от enjamber — «перешагнуть, перескочить») — несовпадение интонационно-фразо­вого членения в стихе с метрическим членением.

Разберем это на примере строчек из поэмы А.С. Пуш­кина «Медный всадник»:

Его терзал какой-то сон.

Прошла неделя, месяц — он

К себе домой не возвращался.

Его пустынный уголок

Отдал внаймы, как вышел срок,

Хозяин бедному поэту.

Евгений за своим добром

Не приходил. Он скоро свету

Стал чужд. Весь день бродил пешком,

А спал на пристани; питался

В окошко поданным куском.

В первой строчке пауза и понижение тона в кон­це предложения не нарушают метрическое членение стиха. А в следующих строчках? Стих требует паузы, а по логике членения предложения она в конце сти­ха не должна быть.

Как же спасти архитектонику стиха? Как не раз­рушить ее? На помощь приходит опять-таки пауза, названная структурно-концевой или просто струк­турной. О ней читаем у нашего современника — литературоведа Г. Артоболевского:

Необходимо, чтобы это естественное в прозе синтаксическое членение соединилось с теми необходимыми паузами, которые оп­ределяются концами стихов:

Прошла неделя, месяц — он

К себе домой не возвращался.

Здесь совсем не трудно сделать паузу после «он» даже с настоящей психологичес­кой мотивировкой. Это пауза заинтересован­ности, внимания, напряжения, во время нее у слушателя как бы возникает вопрос: ну, что же? что с Евгением? Нужно только про­следить, чтобы понижением голоса не по­ставить в конце строки несуществующую точку, чтобы не прочесть так:

Прошла неделя, месяц. Он.

Точка — конец фразы — в устной речи обозначается понижением голоса. При «сти­ховом переносе» надо, наоборот, в конце стиха повысить голос не в смысле силы, а мелодически, чтобы слушателю было ясно, что надо ждать продолжения фразы. И тог­да паузу можно держать сколько угодно.

Темп стихотворной речи не является величиной постоянной: он изменяется в зависимости от непре­рывно пульсирующего художественного содержа­ния — переживаний поэта, отражающихся и на ин­тонационном движении.

От поэзии перейдем к прозе. Представим себе такую картину: идут вступительные экзамены. Аби­туриенты пишут диктант. Преподаватель читает текст медленно, повторяет части предложения и, по­вторяя, делает паузы. Что это за паузы? Как они называются? Какова их функция? Прежде чем отве­тить, приведем другой случай. У причала стоит ту­ристический пароход «Капитан Сутырин». Пассажи­ры стоят на палубе, провожающие — на пристани. Все спешат сказать друг другу слова, которые кажутся самыми важными, самыми нужными. Я... тебя... про­шу... будь осторожен... Что?.. Не,.. пони...маю...! Будь... осто...ро...жен... по...нял?! Еще одна картинка. На плацу маршируют новобранцы. Раздается команда: На…ле...во! шагом... марш!

Паузы... паузы... паузы!

Чем они вызваны? Ситуацией, Какова их функ­ция? Надо, чтобы абитуриенты успели написать текст диктанта, чтобы в шуме и на далеком рас­стоянии люди услышали и поняли друг друга, чтобы новобранцы успели приготовиться выполнить коман­ду. Поскольку паузы вызваны той или иной ситуа­цией, они называются ситуативными.

Есть еще паузы физиологические. Они появля­ются, когда не хватает воздуха в легких, особенно при одышке, или когда поражена центральная нервная система и в результате забывается нужное слово, труд­но выразить какую-нибудь мысль. Хорошо, если че­ловек обходится без таких пауз!