2. Власть как глобальный социокультурный феномен

.

2. Власть как глобальный социокультурный феномен

Утверждение человеческого рода на нашей планете, возникновение ' Человеческого общества, переход людей к совместной жизни и труду привели к появлению такого уникального феномена, как власть во всех ее проявлениях.

Разумный подход, ключ к организации регулируемой совместной, коллективной жизни и труда людей, величайшая догадка, порождение интеллекта — вот что такое власть в руках высшего создания природы, в руках человека. Власть — его истинная находка и подлинная верши­на, дарованный ему самой жизнью регулятор отношений с себе подоб­ными, его радость и его боль, неисчерпаемая чаша его удач и бездна его страданий.

Нам, землянам, людям, заговорившим уже в середине XX века о своих социально-культурных феноменах и глобальных проблемах, вступая в XXI век, следует на самое первое место ставить власть во всем многообразии ее форм и проявлений и превыше всего власть государст­венную. Именно от осознания того, к какой пропасти пришло человече­ство в своей властной практике к третьему тысячелетию, зависит, в первую очередь, уничтожат ли люди друг друга, погубят ли они самих себя и Землю, лишат ли себя жилья и пищи, любви и самой возможно­сти продления человеческого рода, исчезнут ли они или же избегнут всепланетной, а то и вселенской катастрофы, омницида. Любой думаю­щий человек без труда найдет тысячи подтверждений существующего неблагополучия в жизни человечества и необходимости для него оста­новиться в беге к собственному небытию.

Россия, подобно многим странам, переживает ныне один из наибо­лее интересных, поворотных, но и наиболее трудных периодов своего развития, и, если она хочет уклониться от беды, она должна сделать главную ставку лишь на самый минимум проблем, имея в виду, однако, приоритеты: человек, экономика, демократия, право, безопасность, ин­формация, наука, образование и конечно же власть.

Глубоко интересующий нас в данной книге феномен власти — это явление исключительное, выдающееся, глобальное, требующее особо­го внимания к практике сотен веков человеческого рода, создавшего власть как социальный институт вообще и власти самых различных предназначений в частности и настойчиво ищущего у власти ответы на свои жизненные вопросы и помощи в устранении своих бед.

Так что же такое власть? Этому посвящена вся первая глава.

Свыше ста лет назад Владимир Даль писал, что власть — это "пра­во, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальст­вование; управление; начальство, начальник или начальники"*. В качестве

[1]* Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. I.

М.: Терра — Книжный клуб, 1998. С. 522

 

 примеров употребления этого понятия он приводил суждения и по-' говорки своего времени: "Всякому дана власть над своим добром. Закон определяет власть каждого должностного лица, а верховная власть вы­ше закона. Великая власть от Бога. Всякая власть от Бога. Всякая » власть Богу ответ дает"*. А затем следовали десятки слов, широко упо­треблявшихся в свое время и являвшихся производными от основного слова. В их числе — властитель, властительство, властвование, властодержец, властолюбец и властоненавидец. Содержались пояснения сути власти и властелинства: владычество, господство, полновластное упра­вление.

Разумеется, словарь — далеко не научный трактат, но именно сло­варь и толкования В. Даля дают добрую пищу для ума, решившегося по­грузиться и в тонкости языка, и в суть и тайны власти и поразмышлять о богатстве ее содержания и неисчерпаемости ее оттенков, ее пользе и ценности для людей и вместе с тем о привносимых ею угрозах, опасно­стях и неудобствах для человека. '

В наше время уже не может быть фундаментальных учений о чело­веке и науки об обществе без вопросов о власти, как не может быть и самого человека и общества, стоящих абсолютно вне власти. Продол­жать проявлять недооценку вопросов о власти и властной деятельности в современной жизни как в России, так и за рубежом, оставлять власть без собственной науки — значит демонстрировать ограниченность, ущербность взглядов, неполноту профессионализма и эрудиции, отста­вание мышления от действительности, от обыденных реалий.

Обращаясь к проблематике власти и упоминая ряд известных ее ис­следователей, В. Д. Виноградов и Н. А. Головин пишут: "Феномен вла­сти является, пожалуй, самым противоречивым и непредсказуемым в общественной жизни. Ее сущностные характеристики охватывают большой спектр физических, цветовых и иных гамм: деспотическая, ав­торитарная, демократическая, "кровавая", "коричневая", "тупая" власть, элитарная, бюрократическая и т. д. В самих этих определениях власти содержится то основное качество, которое превалировало в те или иные периоды развития конкретного государства. Англичанин лорд Эктон пустил по миру крылатую фразу: "Власть — это зло, абсо­лютная власть — зло абсолютное". М. А. Бакунин в категоричной фор­ме провозгласил: "Власть — всегда аморальна". Английский социолог Р. Мартин писал: "Власть, как и любовь, — это слово, постоянно ис­пользуемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко опре­деляемое". В то же время власть — это порядок, сохранение целостно­сти государства, его культуры, традиций, обеспечение его жизнедея­тельности. Безвластие угрожает любому обществу анархией, развалом, упадком. Верно заметил Р. Арон: "Всякая власть кажется предпочти­тельной в отсутствие власти"**. Ученые, исследователи, мыслители и в первую очередь сами властители практически вплотную подошли к ру­бежу, когда нужно всерьез создавать, разрабатывать, применять науку о власти (во всем многообразии ее проявлений) и прежде всего науку о государственной власти.

Власть — это всепланетное, глобальное явление. Это — целый мир явлений, по своей неисчерпаемости имеющий мало равных себе феноменов.­

* Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. I. М.: Терра — Книжный клуб, 1998. С. 522.

'"* Виноградов В. Д., Головин Н. А. Политическая социология. С. 52.

 

 Пожалуй, здесь сопоставимы только такие столь же многоплано­вые феномены, как экономика, культура, духовный мир, наука и в ко­нечном счете сам человек и даже само общество — создание человека.