4. Человек в мире власти

.

4. Человек в мире власти

Что же представляет собой созданный человеком гигантский мир власти в ее самых различных предназначениях и проявлениях и каковы теперь место и роль самого человека в этом мире?

Обращаясь к анализу огромного теоретического мира власти и еще более всеохватывающего мира самой практики власти во всех ее типах, видах и разновидностях, мы видим, сколь необъятны проявле­ния власти в человеческой жизни и неисчислимы те идеи, представле­ния, понятия, концепции, доктрины, учения, которые отражают и ха­рактеризуют власть. Мы говорим об этом, чтобы еще и еще раз по­казать, что власть — это тот феномен, который достоин не только повседневного внимания, но и своей науки. Мир власти многопланов и далеко не сводится только к собственно государственной власти, хо­тя, разумеется, ныне важнейшие виды власти — законодательная, ис­полнительная, судебная.

Непосредственно мир власти — это вся та обширная область жизни общества, основным содержанием и смыслом существования которой являются эффективное воздействие на людей с целью их взаимоуживаемости и взаимоприспособляемости, выработка различных структур, позволяющих людям жить, трудиться и по возможности радоваться со­вместной жизни, и обеспечение их функционирования, наконец, тесное взаимодействие этого относительно целостного и главенствующего ор­ганизма с другими сферами человеческого существования — социаль­ной, экономической, культурной, международной.

Мир власти поистине бесконечно разнообразен в разных эпохах и у разных народов. Он несет на себе печать индивидуальности властите­лей, условий существования, особенностей бытия. Поэтому столь часто кажется, что он и непонятен, и непредсказуем. Однако в конечном счете этот мир может стать познаваемым и перейти под осознанный контроль и управление человека.

 Знать мир власти человеку нужно глубоко и обстоятельно. Разве можно, например, в одном ключе говорить и писать о демократии и юготалитаризме, императорах и президентах, власти диктатора и вла­сти народа, власти отца и власти учителя, власти закона и власти ма­фии, о военной и гражданской власти, наконец, о 1990, 1991 и 1993 го­дах для России? Общим здесь может быть лишь сугубо формализо­ванный, "рамочный", методолого-методический, во многом срав­нительный подход, а сущностные, содержательные характеристики будут различаться радикально. Какова жизнь в ее разноплановости, такова и отражающая ее теория, создаваемая и используемая приме­нительно к любой области жизни, а в особенности к такой сфере, как управление людьми и поиски оптимальных вариантов такого управления.

Само по себе почти каждое явление власти достойно внимания и практиков властной сферы, и исследователей, и самих граждан.

Осмысливая феномен власти в целом, мы конечно же должны при­знать, что имеем дело с явлениями различного плана. Это и явления, ха­рактеризующие среду и сферу власти, это и явления, демонстрирующие многообразие видов и форм самой власти, это и погруженность мира власти в общую картину противоречивой действительности, многогран­ной жизни, нашей уникальной планеты и вселенной, это и те притяга­тельные свойства власти, которые неумолимо влекут к себе человека — соискателя власти, прежде всего государственной, и притягательно манят людей нового поколения, вступающего в жизнь.

Для того чтобы показать собственно смысл, суть явлений и прояв­лений власти, следует дать их определение и представить, как они "яв­ляются" миру, как они разнообразны и какими их видят люди, гражда­не того или иного государства, той или иной эпохи, как ощущают их на себе, на своей судьбе, на своей шкуре.

 В свое время видный русский правовед и мыслитель Б. Н. Чичерин около 40 лет посвятил исследованию власти в таких ее четырех перво­основах и главных ипостасях, как власть отца, власть общества, власть государства, власть церкви.

Учитывая взгляды Б. Н. Чичерина и других ученых, мы только пе­речислим в алфавитном порядке совокупность заметных, бросающихся в глаза властей и властных явлений, с которыми в первую очередь стал­кивает человека жизнь и которые нуждаются в научном осмыслении и обобщении.

I Власть авторитета — это влияние на множество людей, их умона­строения, поведение, поступки, на общественное мнение конкретных авторитетных лиц разного ранга, вплоть до глав государств, а также

^правящих организаций, учреждений, органов в силу их публичного при­знания и почитания. Это один из важнейших каналов властной деятель­ности. Информация о ней способна управлять делами, поступками, по­ведением миллионов, а также способствовать дальнейшему росту из­вестности уже существующего авторитета, умножению его популяр­ности и влияния.

 Власть аппарата — это реальное, нередко могущественное влия­ние, которое имеет во властной практике так называемый аппарат, т. е. совокупность сотрудников различного рода органов власти. Для России, например, это фактор и доныне характерный. Правда, в демократиче­ски избираемых и демократически действующих системах власти лишь облеченные доверием избранники народа вправе претендовать на всю полноту власти, и то лишь в соответствии с тем постом, который им до­верен. Миссия же помощников, советников, сотрудников, обслуживаю­щего персонала, охранников сводится к добросовестному обслужива­нию порученного им участка, к исполнению предписанных им обязан­ностей и функций. Но так дела обстоят лишь в теории. В жизни же часто правят и приближенные.

Власть банков — таково реальное влияние банков как достижения цивилизации, как крупных кредитных учреждений, их курса и финансо­вых возможностей на государственную, социально-экономическую и общественно-политическую жизнь как отдельных граждан, так и целых стран.

Власть бизнеса — фактическое, на деле растущее влияние существу­ющей предпринимательской практики, финансовых и коммерческих сде­лок на поведение и умонастроения граждан, на ход и содержание общест­венного развития, а также на реальный авторитет и экономическую мощь данного государства и в регионах, и в мировом сообществе в целом.

Власть веры — т. е. степень влияния убежденности в чем-либо в данном обществе на данной стадии его развития и воздействия той или иной религии в современном мире.

Власть денег—растущее влияние и воздействие капитала и финан­совых магнатов на судьбы общества, на различные стороны его жизни

и слои населения, на существующие организации и множество конкрет­ных людей.

Власть диктатора — неограниченное право и возможность власти­теля распоряжаться судьбами своей страны и подданных. Масштабы, объем и результаты влияния этой власти предопределяют и личную судьбу самого диктатора, его триумфы и поражения.

Власть догм — утвердившееся в тех или иных партиях, организаци­ях, обществах влияние положений, нередко слепо принимаемых на веру в качестве истины, способное в течение длительного периода ослож­нять нормальную общественную жизнь, негативно воздействовать на ее процессы.

Власть закона — реальное влияние конституции, постановлений и актов государственных органов на жизнь и судьбы общества, его стру­ктур и отдельных граждан; желательное состояние нормально устроен­ной, цивилизованной жизни. Аристотель не зря писал: "...там, где отсут­ствует власть закона, нет и государственного устройства. Закон должен властвовать над всем..."*.

Власть мафии — жестокое управление главарей и мафиозных стру­ктур, стремящихся держать население соответствующего региона в страхе и повиновении.

Власть мест — руководящее влияние периферийных организаций и учреждений в автономной или общей системе власти (порой в противо­поставлении центральной власти).

* Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С.

 

Власть монарха — в течение долгих веков по большей части неог­раниченное господство лица, стоящего во главе монархии (императора, царя, шаха, короля, эмира и т. д.). В условиях современных парламен­тарных монархий эта власть ограничивается определенными рамками, что, как правило, оговаривается в конституциях.

Власть народа — всеобщее установленное законом участие населе­ния страны, ее жителей в управлении государством, государственными и общественными делами. В известном смысле—это идеал обществен­ного устройства, к которому стремятся прогрессивные мыслители, пар­тии, общественные движения и передовые слои народа.

Власть отца (матери) — в древнем мире и в средние века безогово­рочное господство отца (матери); ныне — влияние на детей, свойствен­ное одному из родителей (или обоим) и базирующееся на сыновнем (до­чернем) уважении, внутреннем авторитете или же покорности, беспре­кословном подчинении, связанных с системой соответствующего воспитания ребенка (или отсутствием такой системы, заменяемой окри­ком, угрозами, принуждением и т. д.).

Власть партии — воздействие той или иной партии на своих членов (нередко без достаточных оснований и полномочий), а также попытки оказывать влияние на население страны в целом и его конкретные слои или граждан в отдельных регионах.

Власть президента — регламентируемый конституцией и другими законами круг полномочий высшего должностного лица в конкретном государстве.

Власть рынка — воздействие, испытываемое производителями и потребителями по мере их вхождения в рынок, влияние на них сферы обмена товара на деньги и денег на товар, взаимоотношений и взаимо­связей, существующих между действующими здесь лицами.

Власть семьи — воздействие этой ячейки общества на каждого из ее членов, на входящих в нее представителей разных поколений и лиц разного пола. В нормальных семьях определяющее влияние сохраняет­ся, как правило, за старшими.

Власть собственности — влияние на общество, а также на конкрет­ных физических и юридических лиц тех или иных видов собственности;

осознание человеком возможностей, предоставляемых той или иной собственностью, накладываемых ею ограничений, а также открывае­мых ею путей самореализации личности.

Власть учителя — благотворное влияние, оказываемое педагогом на обучаемых и воспитуемых своими знаниями, убеждениями, навыка­ми, жизненным опытом, нравственным примером, подвижничеством.

Власть центра — политическое и деловое влияние высших руково­дящих органов власти государства на его федеральную или территори­ально-административную структуру, их объединяющее, централизую­щее воздействие на местные органы власти. Одной из наиболее ответ­ственных проблем такого влияния является обеспечение взаимо­доверия, взаимопонимания, гармоничного сочетания интересов центра и мест, целого и его составных частей, а также разграничение их прав и полномочий.

Власть церкви — фактическое воздействие, оказываемое на жизнь верующих, их сознание, дела и поведение со стороны такой влиятель­ной организации, как ведающая религиозной жизнью церковь. Ее вли­яние на общественно-политическую и государственную жизнь многих стран и доныне достаточно велико.

Данный далеко не полный перечень явлений власти позволяет судить об их влиянии на человека, на жизнь и судьбы людей.

Экскурс такого рода, если его продолжить, может выявить и ряд других влиятельных субъектов, скажем, власть военных и воспитате­лей; можно говорить и о власти идей, идеалов, идеологий, номенклату­ры, религий, системы, традиций, школы и т. д.

Отметим и еще одно обстоятельство. При оценке власти не всегда точным и исчерпывающим будет, например, разговор только о власти закона или законодателя, о власти диктатора или о власти президента и т. д. Нередко необходимо рассматривать соединение, совокупность дей­ствующих факторов, под комплексным, суммарным воздействием кото­рых оказываются люди, их группы.

Итак, в целом картину власти и подход к ее пониманию по ее источ­нику, по ее отправным параметрам мы представляем достаточно аргументированно. Теперь следует показать, где именно, на каком участке, на объекте какого именно рода проявляется власть. Это позволяет рас­смотреть вторую крупную область явлений власти.

Оценивая власть (власть над людьми и их объединениями), можно показывать, где она проявляется: власть в армии, государстве, сосло­вии, группе людей, коллективе, народе, обществе и его системах, орга­низациях разного рода, различных сферах деятельности людей, партии (мы говорим о партиях ввиду их особой роли, не забывая, что это один из типов организаций), регионе, стране, учреждении, т. е. повсюду: по месту жизни, труда, учебы, общественной деятельности и даже отдыха людей. Не стоит забывать и о том, что человек может оказаться под

властью политики или секса, под властью слов, той или иной информа­ции или даже стрессов и страхов.

Такова наиболее распространенная сфера власти, возникшая и раз­вивавшаяся с момента перехода людей к жизни сообща, жизни семьей, в племенах, в обществах и государствах, при воздействии религий и цер­квей. Такова сфера власти, регулирующая связи и взаимодействия лю­дей в течение долгих времен и в разных странах. В реальной жизни это наиболее распространенный уровень и этаж власти.

Чтобы завершить этот экскурс, рассмотрим другие проявления вла­сти, рожденные многовековой практикой.

Введение автором в научный оборот и активное использование по­нятия "кратология" во многом предопределено широким распростране­нием со времен Древней Греции большого числа понятий, характеризу­ющих конкретные виды властей и проявлений власти в истории и закан­чивающихся составной частью слова "...кратия", а также множества производных от них слов.

Автократия (англ. autocracy, от греч. autokratia — самодержавие, са­мовластие) — форма власти, система правления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть. С этим словом

связаны понятия "автократизм", "автократ", "автократор", "автократичный руководитель".

Агиократия (от греч. hagios — святой) — высоконравственная власть святынь, как ее толковал отечественный исследователь П. И. Новгородцев (1866—1924), противопоставляя ее морально ущербной, по его мнению, демократии. Противопоставление в таком роде ошибочно, ибо демократия сама по себе порочной не является, а противопоставление должно идти по отношению к порнократии.

Адхократия* (от лат. ad hoc — предназначенный для данного слу­чая) — система мер для преодоления бюрократических тенденций в хо­зяйственной жизни и повышения эффективности системы управления в США.

Аристократия (греч. aristokratia, от aristo.s — лучший) — 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит предста­вителям родовой знати; 2) в рабовладельческом и феодальном государ­ствах — наиболее привилегированное сословие, сохраняющее ряд пре­имуществ и в буржуазном государстве; 3) привилегированная верхушка какого-либо слоя, класса, общества.

Аэрократия** (от греч. аer — воздух) — силовой компонент страте­гии, основанной на освоении воздушного пространства и его использо­вании в целях геополитической экспансии.

Бандократия (от ит. banda) — власть банды, шайки. В сферу ее вли­яния попадают как простые граждане, так и сами члены банд. О бандократии применительно к организованной преступности в СССР публи­цисты заговорили незадолго до падения Советской власти.

Банкократия (от фр. banque) — власть банков, их реально растущее влияние во всей экономической и политической жизни.

Бюрократия (фр. bureaucratic, от фр. bureau — бюро, канцелярия) — 1) совокупность бюрократически мыслящих и бюрократически дейст­вующих лиц, прежде всего в органах власти и управления; 2) не всегда правомерное оскорбительное наименование лиц, по долгу службы заня­тых в административных структурах и выполняющих определенный круг жизненно необходимых обществу технических управленческих обязанностей; 3) характеризуемый в позитивном смысле тип организа­ции, для которой характерны специализированное распределение тру­да, четкая управленческая иерархия, определенные правила и стандар­ты, показатели оценки работы, основывающиеся на компетенции ра­ботника.

Видеократия — власть видений, царство зрительных образов, пред­лагаемых средствами массовой информации.

Геократия (от греч. ge — земля) — власть Земли, понятие, исполь­зуемое для определения геократических периодов в истории Земли, от­личавшихся значительным расширением площади земной суши.

Геронтократия (от греч. geron — старик) — 1) власть старшего по­коления; 2) предполагаемая ранняя форма общества, в котором власть принадлежала старейшим. Влиятельное положение старейших членов общины — один из элементов верховной власти у ряда народов при пер­вобытнообщинном строе.

 Гинекократия (от греч. gyne — женщина) — женовластие; предполагаемая универсальная стадия в истории общества. Ее основные при­знаки: родство по материнской линии, главенство женщин в обществен­ной жизни. Это понятие, введенное швейцарским историком права И. Я. Бахофеном (1815—1887), тождественно понятию "матриархат", ;пользуемому в отечественной науке.

* Краткий словарь современных понятий и терминов / Сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. М.: Республика, 1993. С. 15.

** Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.:

Арктоеея, 1997. С. 113, 579. (В этой книге на с. 112—114 речь идет и о других геополитических модификациях власти; ср., напр., упоминаемые ниже талассо-кратия, теллурократия, эфирократия.)

 

Демократия (греч. demokratia, от demos — народ) — 1) народовла­стие; 2) общественно-политический, государственный строй, при кото­ром верховная власть принадлежит народу; 3) принцип организации коллективной деятельности, при соблюдении которого обеспечивается

активное и равноправное участие в ней всех членов того или иного кол­лектива, партии, организации.

С этими представлениями связан ряд понятий: демократ — сторон­ник демократии, член демократической партии; демократизация — вне­дрение демократических начал, реорганизация государства, общества, партии, союза на демократических началах; демократизм — признание и осуществление демократии; простота, общительность в отношениях. В числе производных понятий — демократический процесс, демократиче­ские процедуры, преобразования, шаги, меры, реформы, указы, демо­кратические блоки, союзы, фонды, движения, коалиции, партии и т. д.

В связи с важным значением проблематики демократии в России в последние годы, особенно после распада СССР, и появлением разнооб­разных публикаций, доступных читателю, следует подчеркнуть, что во­просы теории и практики демократии получили обстоятельную разра­ботку еще во времена Древней Греции. Особое место здесь занимают произведения Аристотеля, прежде всего его труд "Политика", посвя­щенный власти. Здесь интересны по крайней мере три аспекта данной проблемы:

1) Аристотель подчеркивал еще более раннее происхождение идей и практики демократии и относил ее с позиций своего времени к древ­ним (архаичным) явлениям власти*;

2) вместе с тем Аристотель с учетом специфики властных проявле­ний в древнем мире причислял демократию той поры к отклоняющим­ся, неправильным видам правления**;

3) наконец, Аристотель считал, что демократия как власть имеет по меньшей мере пять видов***, связанных с конкретными проявлениями власти, использованием закона, участием народа. Это полезно учиты­вать и нынешним ученым, которые, к сожалению, о таком суждении Аристотеля практически ничего не знают, к нему не обращаются, а са­ми к подобного рода плодотворной идее о многообразии видов собст­венно демократии всерьез пока не выходят. И все же следует сказать, что XX век отмечен поисками вариантов демократии****.

А теперь продолжим рассмотрение "...кратий".

Жрецекратия — власть жрецов во многих древних обществах, их могущественное религиозное влияние.

Идеократия (от греч. idea — понятие, представление) — власть идей, идеалов, идеологий. Этот термин русских евразийцев (Н. С. Тру­бецкой, П. Б. Савицкий) противопоставлялся "власти материи", "ры­ночной системе", "торговому строю". В наше время об идеократии пи­шут В. В. Аксючиц, А. Г. Дугин.

* Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 514. »* Там же. С. 488, 489.

*** Там же. С. 496, 488.

**** Так, М. Бунге пишет: "Я называю холотехнодемократией (или инте­гральной технодемократией) общественный строй, который позволяет, более того, поощряет равный доступ к богатству, культуре и политической власти"

(Бунге М. Холотехнодемократия: альтернатива капитализму и социализму // . Вопросы философии. 1994. № 6. С. 45).

 

Иерократия (от греч. hieros — священный) — буквально "власть -жрецов" (см. "Жрецекратия"), священнослужителей в различных

формах.

Изократия (от греч. isos — равный, одинаковый, подобный) — 1) идея торжества принципов равенства людей в обществе, преобладание такой установки в общественном устройстве; 2) концепция равенства, тождественности в правах, обязанностях, функциях властей одного и

того же уровня.

Информократия (от лат. information — ознакомление, разъясне­ние) — власть информации, фактически в полной мере начина­ющаяся с развитием информатики в информационном обществе. Побуждает предостеречь о возможности информационной дикта­туры в XXI веке.

Классократия (от лат. classis — разряд) — теоретические концеп­ции и практические действия, направленные на выделение в обществе определенных больших социальных групп (классов) и обоснование их авангардной, ведущей, господствующей роли в отношении других групп граждан и государства в целом. Такая позиция наиболее характерна для марксистского мировоззрения и примыкающих к нему движений и от­четливо запечатлена в доктринах диктатуры буржуазии и диктатуры

пролетариата.

Клептократия (от греч. klepto — ворую) — понятие, аналогичное клептомании (болезненной неодолимой тяге к воровству); стремле­ние определенных недобросовестных лиц, получивших власть, к лич­ному обогащению, коррупции, как правило, резко пресекаемое в ци­вилизованном обществе. В чистом виде — власть разрушителей бо­гатства общества, коррупционеров, грабителей государственной казны и частных состояний, рано или поздно разоблачаемых и стро­го караемых по закону.

Кратократия (от греч. kratos) — властовластие, повелительное и сдерживающее воздействие на людей, оказываемое самим фактом су­ществования властей, потенциальной возможностью использования си­лы власти в их защиту или против них. В 1991—1993 гг. А. Фурсов опуб­ликовал в журнале "Социум" более 20 статей под общим заглавием "Кратократия".

 Криптократия (от греч. kryptos — тайный, скрытый) — тайная власть.

 Маникратия (от англ. money — деньги) — власть денег. Один из наиболее влиятельных и чувствительных видов власти. Важно, чтобы сами деньги не теряли авторитета, доверия, не обесценивались.

 Медиакратия (от англ. mass media — средства массовой информа­ции) — власть, мощное влияние, оказываемое на население в современ­ном мире средствами массовой информации. Часто их именуют "чет­вертой властью".

Меритократия (от лат. merito — по заслугам, по справедливости, по делам) — власть наиболее достойных, одаренных. Термин ввел англий­ский социолог М. Янг в 1958 г. в книге "Возвышение меритократии:

1870—2033". Он отстаивал, хотя и в сатирической форме, принцип вы­движения на властные посты наиболее способных людей из различных слоев, оправдывая деление на элиту и управляемых.

 Милитакратия (англ. militacracy, от лат. militaris — военный) — власть военных в обществе; непропорционально высокий, социально неоправданный уровень их участия в высших властных структурах, засилие в высшем эшелоне. Крайний, но в мировой практике нередкий случай — военная диктатура со всеми проявлениями и последствиями ее антидемократического содержания.

Монократия (от греч. mono.s — один-единственный) — власть од­ного лица в самых различных вариациях — от абсолютизма до демо­кратизма. В числе такого рода властителей: самодержец, царь, импе­ратор, король, князь, герцог, султан, шах, эмир, фараон, диктатор, тиран, деспот, дуче, фюрер, президент и т. д. Общая численность та­кого рода наименований не подсчитывалась. Нами учтено более 150 понятий.

Нациократия (от лат. natio — народ) — теоретический и практиче­ский курс на установление преобладающего влияния данной нации, оп­равдание ее преимущества над другими, ее ведущей роли в определении их места, роли, судеб, поведения в рамках конкретного государства и на международной арене.

Ноократия (от лат. noos — ум, разум) — власть разума; возможное и желательное грядущее состояние ноосферы, планеты в целом.

Нормократия (от лат. norma) — растущее в обществе влияние (власть) узаконенных установлений (норм права и др.); порядок, при­знанный обязательным для всех, несмотря на то что в реальной жизни могут иметь место отступления от этого порядка.

Охлократия (от гр. ochlo.s — толпа, чернь) — буквально власть тол­пы. Это — термин Аристотеля, обозначавший периоды власти, когда она переходила к восставшему народу, но он вследствие своей неорга­низованности не мог ее удержать.

Панкратия (пантократия) (от греч. pan — все) — всеохватывающая распространенность власти как важнейшего социального явления, принципа устройства, организации жизни людей в обществе, управляе­мости основных социальных процессов, признак упорядоченности со­жительства огромных масс людей (граждан) в рамках государств, реги­онов и планеты в целом.

Партократия (англ. partocracy) — пренебрежительная оценка руко­водящей деятельности бывшей КПСС, сосредоточившей в руках руко­водителей центральных и местных органов огромную фактическую власть. Это понятие используется при характеристике деятельности по­литической партии, пришедшей к власти, обладающей огромной вла­стью и злоупотребляющей ею.

Плутократия (англ. plytocracy; греч. plutokratia, от plutos — богатст­во) — государственный строй, при котором власть формально и факти­чески принадлежит богатой верхушке господствующего класса. Плуто­кратией именуют и саму эту верхушку.

Поликратия (от греч. poly — много) — одновременная власть мно­гих субъектов, многовластие. Это явление опасно тем, что ведет к не­определенности, соперничеству властей, столкновению их интересов и

притязаний и в конечном счете к противоборству и безвластию, пагуб­ному для жизни общества и государства.

Порнократия (от греч. pornos — развратник) — противоестествен­ное для человеческой морали, но реально имеющее место огромное влияние (власть) на умы, настроения, поведение, особенно молодежи, порнографической литературы и данной темы в искусстве, натурали­стического изображения явлений, касающихся пола и половых отноше­ний (особенно наглядных в порнофильмах, фотографиях и т. д.). Это от­разилось и в таком понятии, как "фаллократия".

 Псевдодемократия (англ. pseudodemocracy, от греч. pseudos — ложь)

•ложная, фальшивая демократия, прикрываемая разговорами об уче­те и использовании мнения народа и о якобы осуществляемом народо­властии. Нередкое явление в истории многих стран, особенно в XX в.

Психократия (от греч. psyche"— душа) — термин, предложенный Н. Ф. Федоровым (1828—1903), российским религиозным мыслителем и одним из основоположников русского космизма, и обозначающий власть духа, духовное родство всех живущих на земле, обретающее спо­собность к действию благодаря соединению с Богом.

Советократия — неологизм, относящийся к характеристике типа власти, имевшего место в годы существования СССР.

Социократия (от лат. societas — общество) — власть, влияние соци­альных наук, идей, которые должны обеспечивать теоретическую базу

•социальных реформ. Это понятие ввел Л. Ф. Уорд (1841—1913) — пер­вый президент Американского социологического общества.

Талассократия (от греч. talassa — море) — власть, опирающаяся на морское могущество. Характеристика государств с явной морской гео­политической ориентацией. К таковым, например, относятся государст­ва, сформировавшиеся в свое время в рамках средиземноморских циви­лизаций*.

Теллурократия (от лат. tellus — земля) — власть, опирающаяся на

сухопутное могущество. Характеристика держав с явной сухопутной

геополитической ориентацией.

Теократия (англ. theocracy, от греч. theos — бог) — форма правле­ния, при которой государственная власть принадлежит духовенству, жрецам, главе церкви. Примером такого государства является Ватикан. Из русских мыслителей идеи теократии особенно привлекали Вл. С. Со­ловьева.

Технократия (англ. technocracy, от греч. techne— искусство, мастер­ство) — власть технократов, сторонников передачи государственной власти в руки профессионалов — специалистов в области техники и тех­нических наук, обладающих современным уровнем квалификации, об­разования и культуры. На Западе используется и понятие "технодемократия", введенное М. Дюверже в 1972 г.

Тимократия (от греч. time — цена, плата) — одна из наиболее древ­них "кратий". Тщательно анализировалась Платоном в его сочинении "Государство" (в кн. VIII). Он выделял отрицательные типы государст­ва. По его мнению, их четыре: тимократия, олигархия, демократия и ти­рания. Под тимократией (тимархией) подразумевалось правление, осно­ванное на принципе ценза, обусловленного имущественным положени­ем, как, например, в Афинах до конституции Солона. Аристотель в «Никомаховой этике" указывал, что из трех видов правления (монар­хия, аристократия и тимократия) "...лучшее — монархия, худшее — «тимократия". Платон полагал, что основной причиной порчи человече­ских обществ и государственных устройств является господство коры­стных интересов и их влияние на поведение людей.

Фаллократия (от греч. phallos — мужской половой орган, а также его изображение) — реальное влияние представлений, связанных с обо­готворением фаллоса, его культом, восприятием его как символа опло­дотворяющего и рождающего начала природы у древних народов. Ныне

 

* См.: Максаковский В. П. Историческая география мира: Учеб. пособ. М.:

копресс, 1997. С. 55—-56.

 

 имеют место проявления такого культа в условиях эротизации неко­торых произведений искусства (литература, драматургия, живопись,

скульптура, шоу-бизнес и т. д.) и во всякого рода околокультурной дея­тельности.

Феминократия (англ. feminocracy, от лат. femina — женщина) — власть женщин: 1) социальное явление, вероятно, имевшее место в дои­сторический период; 2) не очень частое, но все более дающее о себе знать явление прихода женщин к власти на ключевые посты*. Общест­венная польза этого в том, что женщине как матери органически при­сущи миролюбие, гуманность, забота о человеке, сострадание и сопере­живание, т. е. качества, от нехватки которых в наш жестокий век очень страдают многие страны и народы.

Фидекратия (от лат. fides — вера) — разрешительное, цензовое вли­яние властей на участие граждан в политической жизни с учетом их ре­лигиозной принадлежности.

Физиократы (от греч. physis — природа) — представители француз­ской политэкономии 2-й половины XVIII в. (Ф. Кенэ, А. Ф. Тюрго и др.), рассматривавшие землю и ее возделывание как источник богатства на­родов, а земледельческий труд как единственный производительный труд.

Филократия (от греч. phileo — люблю) — любовь к власти, потреб­ность во власти, стремление к пользованию ею, обладанию влиянием над другими людьми, нередко обретающее характер ненормальной, противоестественной, психопатической мании, широко распространен­ное в среде лиц с сильным, властным характером, особенно тиранов, деспотов, диктаторов.

Фобократия (от греч. phobos — страх) — власть страха.

Экономократия (от греч. oikonomike — управление хозяйством) — власть (влияние) экономики и экономистов. '

Экспертократия (от лат. expertu.s — опытный) — власть (растущее

влияние) экспертов — высококвалифицированных специалистов, заня­тых в высших властных сферах.

 

Элитократия (от фр. elite — отборный) — власть элиты — из­бранных, принадлежащих к определенным, считаемым лучшими, бо­гатым, образованным слоям общества. Выделяют элиту правящую, политическую, экономическую, военную, городскую и т. д. Запад­ные исследователи (В. Парето, Р. Михельс и др.) утверждают, что по

мере завершения определенного социального цикла происходит сме­на элит**.

Этатократия (от фр. etat — государство) — 1) практически пол­ная, безраздельная, абсолютная власть государства, его активное влияние на все стороны жизни общества, прежде всего на экономи­ческую; ориентация на всемерное развитие государства как цель об­щественного развития и его высший результат. Подобный курс на­шел свое отражение в различных социально-философских, полити­ко-правовых, кратологических взглядах, школах, течениях. Установки такого рода близки тоталитарным системам, фашистским

 

* Васецкий Н. А. Женщины во власти и без власти. М.: МГФ "Знание",

1997. 368 с.; Дедерихс М. Р. Хиллари Клинтон и власть женщин / Пер. с нем. М.:

ЦЭСИ, 1995.368с.

** Ашин Г. К. Элитология. Становление. Основные направления. М.: Изд-во МГИМО, 1996.

 

 а также и некоторым социалистическим режимам; 2) политика активного и эффективного участия государства в жизни общества, в первую очередь экономической, динамичного, действенного влияния на нее. Один из наиболее известных философов-государственников -—Т. Гоббс писал: "...вне государства — владычество страстей, вой­на, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, не­вежество; в государстве — владычество разума, мир, безопасность, богатство, благопристойность, общество, изысканность, знания и

благосклонность"*.

Этнократия (от греч. ethnos — племя, народ) — власть той или иной этнической группы над другими этносами (племенем, народностью, на­цией). Необходимость всестороннего осмысления такого рода явлений позволяет говорить и об этнократологии. Ныне широко используется понятие "этнополитика".

Этократия (от греч. ethika — этика, от ethos — обычай) — власть, основанная на соблюдении не только норм права, но и морали. П. Голь­бах (1723—1789) в труде "Этократия, или Управление на основе мора­ли" (1770) отстаивал идею нравственного поведения властей (прави­тельства) и предлагал соответствующую программу.

Эфирократия (от греч. aither — воздух над облаками) — власть, предполагающая использование надатмосферных пластов и преоблада­ющую роль космического оружия, а также развитие талассократических и аэрократических тенденций.

Юнократия (от лат. junior — младший) — власть молодых.

Юрократия (от лат. jus (juris) — право) — власть юристов в прямом и переносном смысле. Власть как растущее влияние норм права и спе­циалистов этой сферы в государстве, становящемся правовым, и власть собственно юристов как один из идеалов, выдвигавшихся в прошлом и признававших необходимость прихода к власти ученых.

В ходу сегодня и другие термины (неологизмы) — логократия, верократия, демагократия и т. п.

"Крато..." (от греч. kratos — власть) — начало сложных слов, даю­щих характеристику феномена власти, ее проявлений и разнообразных

аспектов.

Кратоведение (властеведение) — область научного знания, име­ющая дело с властью во всем богатстве ее содержания и проявлений;

научный аналог обществоведения, правоведения, государствоведения, страноведения, человековедения, природоведения, москвоведения и т. д.

Кратогенез (от греч. genesis — происхождение) — развитие кон­кретного вида, типа власти, охватывающее все изменения, начиная с момента ее возникновения и до окончания ее существования. Именно здесь правомерны последовательное выделение и анализ ступеней, со­стояний, этапов кратогенеза: правласть, предвласть, власть, поствласть; его стадий: зарождения, возникновения, становления, упрочения, рас­цвета, упадка, перерождения, крушения власти, т. е. всего ее жизненно­го цикла.

Кратогнозия (от греч. gnosis — знание) — совокупность знаний о власти, ее сути, содержании, особенностях, формах проявления, типах и видах власти, своеобразии их назначения и т. д.

 

* Гоббс Т. Избр. произв.: В 2т. М., 1965. Т. 1. С. 364. 27

Кратография* (от греч. grapho — пишу) — описание власти; сис­тема знаний, характеризующих условия существования власти в эко­номическом, социально-политическом и духовном пространстве; на­глядное (графическое) изображение этапов, ступеней, циклов, объе­мов, масштабов, силы влияния, регионов распространения тех или иных типов, видов власти и т. д.

Кратодинамика (от греч. dynamikos — относящийся к силе, силь­ный) — раздел учения о власти, изучающий ее возникновение, эволю­цию, движение, развитие, преобразования и трансформации, своеоб­разие проявления указанных характеристик в различных видах, типах власти.

Кратознание — совокупность знаний о власти, ее месте, роли, вли­янии, многообразии типов, видов и форм, возможностях и судьбах в жизни общества.

Кратолог — специалист в области науки о власти. Кратологический тезаурус (от греч. thesauros — запас) — словарь, в котором максимально полно представлены слова того или иного языка, относящиеся к сфере власти, с обстоятельным перечнем при­меров их употребления.

Кратология (от греч. logos — слово, учение) — одна из важней­ших и пока еще мало разработанных общественных наук, учение о власти, ее разнообразии, закономерностях ее происхождения, функ­ционирования и развития, о типах, родах и видах власти, их чертах и специфике, субъектах и объектах власти, носителях, функциях, за­дачах, механизмах, нормах и принципах, технологиях и процедурах власти, о сути и особенностях разделения властей, о взаимодействии Власти с другими сферами жизни и властей разного рода между со­бой, а также с зарубежными властями. Кратология может рассмат­риваться как целостная наука, система знаний (норм), включающая:

общую кратологию, историю власти, теоретическую, практиче­скую, прикладную, сравнительную, академическую, военную крато­логию, социологию власти, логику власти, морфологию власти, пе­дагогику власти, психологию власти, философию и этику власти, специальные виды кратологии, а всего более 70 отраслей и областей знания. Русский аналог понятия Кратология — властеведение. Дан­ная монография и посвящена кратологии.

Кратомания (от греч. mania — влечение, страсть, безумие) — стре­мление, порой болезненное, к обладанию властью, нередко с тяжелы­ми последствиями для окружающих, а во властях высокого уровня — для целых регионов и стран.

Кратомафия (от итал. mafia) — мафия, вторгшаяся в сферу власти В той или иной стране, переключившая свою деятельность на облада­ние властью, сумевшая занять в ней ряд ключевых позиций и устрем­ленная к полному контролю над данной властью, ее системой, струк­турой, рычагами.

 

* Аналогичный термин "социография", существующий с 1913 года, введен в научный оборот датским ученым Штеинмецем для обозначения особой социо­логической дисциплины, охватывающей область эмпирических исследований, призванных давать описание жизни народа той или иной эпохи.

 

Кратометрия* (от греч. metreo — измеряю) — раздел кратологии, изучающий пространственные характеристики власти, приемы и спосо­бы их измерения и сопоставления.

Кратономия** (от греч. nomos — закон) — раздел кратологии, ис­следующий законы возникновения и эволюции власти.

Кратополитика (англ. cratopolicy) — термин шведа Р. Челлена (1864—1922), рассматривавшего государство сточки зрения его силово­го потенциала и первым употребившего понятие "геополитика". Широ­кого распространения термин "кратополитика" не получил.

Кратософия (от греч. sophia — мудрость) — учение о власти как олицетворении, воплощении человеческой мудрости, позволяющей с помощью разумного влияния власти регулировать сложные человече­ские отношения, соперничество и избегать беспощадной борьбы людей между собой. Однако до сих пор и сама власть в разных ее видах служит нередко объектом такой борьбы.

Кратосфера (от греч. sphaira — шар) — сфера действия конкретно­го вида власти в общей структуре человеческого общества и специфи­ка этой сферы; пределы распространения, влияния данной власти.

Кратофагия (от греч. phagos — пожирающий) — разрушительное воздействие на общество тех или иных видов власти (например, дикта­торской, деспотической, тиранической власти), их пагубных социаль­ных последствий.

Кратофилия (от греч. philia — любовь, дружба) — любовь, склон­ность к использованию власти, к властвованию и подчинению себе других.

Кратофобия (от греч. phobos — страх) — паническая боязнь власти, особенно жесткой и деспотичной, чувство ужаса, испытываемое перед властью такого рода; враждебное отношение к власти и властям.

Кратоцентризм (от лат. centrum и греч. kentron — острие, средото­чие) — отношение обладателей высшей власти к ней самой как самоце­ли и высшему смыслу общественной жизни; крайняя форма властного

эгоизма.

Конечно, ни сам приведенный перечень научных понятий из облас­ти кратологии, ни характеристика десятков "кратий" не являются ис­черпывающими.

К числу довольно широко используемых относятся интернацио­нальные понятия, образованные с помощью окончания "архия" (от греч. аrche — начало, власть, главенство). Это широкий круг таких известных терминов, как анархия, диархия (двоевластие), епархия, иерар­хия, монархия, патриархия, полиархия (многовластие), олигархия. От­сюда же матриархат и патриархат. Заслуживают упоминания и монар­хи, олигархи, патриархи, иерархи и первоиерархи. А ведь мы еще не касаемся характеристики различного рода "властий". Назовем лишь безвластие, всевластие, двоевластие, единовластие, междувластие, мно­говластие, полновластие, самовластие, своевластие и т. д.

* Аналогичный термин "социометрия" появился в XIX веке в связи с попытками применять математические методы для изучения социальных явлений, Ныне т. д. В большей части случаев нужно говорить о прояв­лениях "власти" (в кавычках), ибо они находят выражение не в цивили­зованных формах, а в произволе, тирании, деспотии, надругательствах "человека" над "человеком", когда и тот и другой теряют свой челове­ческий, цивилизованный облик. Преодоление таких проявлений "вла­сти" — многовековая мечта, одна из высших целей человечества, под­час даже и не осознаваемая большинством людей.

Гуманизм, демократизм, человеколюбие, уходящие корнями в се­дую древность, крепнувшие в дальнейшем через деяния Леонардо да Винчи и Галилео Галилея, Чарлза Дарвина и Луи Пастера, Джорджа Вашингтона и Томаса Джефферсона, Михаила Ломоносова и Дмитрия Менделеева, Климента Тимирязева и Ивана Павлова, дошли и до наших дней.

Обратимся, наконец, от уровня человека через уровень конкретной страны (минуя сословия, нации и классы) на уровень международный, межгосударственный.

Власть одного государства над другим государством — явление не­редкое с давних времен. Подавляющие массы одних людей господству­ют над другими массами, причем такое господство осуществляется от имени народа. Однако если даже выйти на вершину пирамиды властво­вания, на уровень сверхдержавы, то и это отнюдь не власть десятков миллионов ее жителей, а власть достаточно узкого круга лиц — обла­дателей несметных богатств и неограниченных возможностей влияния и владычества.

Вот таким и предстает в кратологии явление власти в его разнооб­разных аспектах, на различных уровнях и в различных его проявлениях.

Отсюда правомерен переход к вопросу о том, какова же именно эта власть.

Можно указать ряд исходных оснований для характеристики власти:

а) кому принадлежит, от кого исходит власть — гражданская она или военная, федеральная или местная, республиканская или городская, президентская или правительственная, царская или княжеская и т. д.;

б) из какой сферы жизни вычленена власть (законодательная, ис­полнительная, судебная, экономическая, идеологическая, духовная, ре­лигиозная, народная, наследственная, традиционная и т. д.);

 

* См.: Сводный словарь современной русской лексики: В 2 т. М.: Русский язык, 1991. Т. I. С. 144, 511; Словарь русского языка. 2-е изд. М.: Русский язык, 198 I.T.I. С. 183—184.

 

в) на кого направлена власть — на население всей страны (на на­род), на определенные слои, группы людей, на какие-либо категории населения (молодежь, женщины, пенсионеры) и т. д.;

г) какова по качеству власть (сильная, умная, прочная, крепкая, твердая; слабая, формальная, беспринципная, теневая, бесконтрольная; реальная, мнимая и т. п.).

 Такого рода характеристик, проявлений власти можно назвать более полутора сотен. Понятно, что их следует систематизировать и клас­сифицировать. Но и уже сказанное позволяет серьезно и осмысленно с позиций кратологии увидеть власть во всех ее ракурсах и ипостасях, по­нять, каков этот поистине неисчерпаемый феномен и какими возмож­ностями располагает он в человеческом обществе. Он создан челове­ком и служит человеку, хотя нередко и мешает, и вредит ему. А точнее говоря, одним людям служит, другим — мешает.

лигиозная, народная, наследственная, традиционная и т. д.);

 

* См.: Сводный словарь современной русской лексики: В 2 т. М.: Русский язык, 1991. Т. I. С. 144, 511; Словарь русского языка. 2-е изд. М.: Русский язык, 198 I.T.I. С. 183—184.

 

в) на кого направлена власть — на население всей страны (на на­род), на определенные слои, группы людей, на какие-либо категории населения (молодежь, женщины, пенсионеры) и т. д.;

г) какова по качеству власть (сильная, умная, прочная, крепкая, твердая; слабая, формальная, беспринципная, теневая, бесконтрольная; реальная, мнимая и т. п.).

 Такого рода характеристик, проявлений власти можно назвать более полутора сотен. Понятно, что их следует систематизировать и клас­сифицировать. Но и уже сказанное позволяет серьезно и осмысленно с позиций кратологии увидеть власть во всех ее ракурсах и ипостасях, по­нять, каков этот поистине неисчерпаемый феномен и какими возмож­ностями располагает он в человеческом обществе. Он создан челове­ком и служит человеку, хотя нередко и мешает, и вредит ему. А точнее говоря, одним людям служит, другим — мешает.