5. Власть как предмет и объект науки

.

5. Власть как предмет и объект науки

Как же можно сегодня охарактеризовать понятие власти? Как подойти к ней как к предмету и объекту науки?

Власть (англ. право управления — power, authority; господство — rule; греч. — kratos; лат. — auctoritas, imperium; нем. — Macht; исп. — poder; ит. — domino, potere; фр. — pouvoir; португ. — poderio; эсперанто

— potenco.

В своих главных значениях власть — это:

1) способность, право и возможность тех или иных лиц, органов, уч­реждений, систем распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать реша­ющее воздействие на судьбы, поведение и деятельность конкретных людей, их общностей и институтов с помощью различного рода средств

— права, авторитета, воли, принуждения;

2) государственное, политическое, экономическое, духовное и иное господство над людьми;

3) система соответствующих государственных или иных управлен­ческих органов;

4) лица, органы, учреждения, облеченные соответствующими госу­дарственными, административными и иными полномочиями;

5) единолично распоряжающийся судьбами и жизнями многих лю­дей монарх, диктатор, полководец и т.д.

Здесь раскрыта лишь суть власти, обозначена вершина смысла мно­гозначного понятия, сформулированы только наиболее существенные, отправные, ключевые определения. Они могут уточняться и разнообра­зиться. Это подтверждает и отечественная, и мировая практика.

 Обращая внимание на исключительную многогранность власти как социального явления, С. С. Фролов пишет: "Власть имеет множество степеней, оттенков и форм проявления от громкого окрика до шепота, от вспышки раздражения у маленького ребенка в его желании воздей­ствовать на поведение матери до мобилизации в армию огромного чис­ла людей. Для того чтобы несколько упорядочить множество властных форм, ученые прибегают к построению абстрактных идеальных моде­лей власти"*.

 

 * Фролов С. С. Социология. М„ 1994. С. 114. 3)

С. С. Фролов приводит три такие известные модели: 1) потенциаль­ная власть, которая предполагает накопление ресурсов власти и тесную связь с определенными социальными позициями и ситуациями в обще­стве и социальных группах; 2) власть репутации — власть, принадлежа­щая определенным личностям и группам, которые хорошо известны в обществе; 3) власть принятия решения, которая показывает степень участия индивида или группы в контроле за принятием решения, в упра­влении социальными объектами.

В разнообразии властей, в многозначности их понятий и толкова­ний особо выделим одну и постоянно будем иметь ее в виду на первом плане — власть государственную, ибо от нее зависит очень многое, ею часто предрешается почти все. Это власть властей, центральная, выс­шая в своей сути, отличающаяся от других властей. В свою очередь, и

она может разнообразиться в своих видах, уровнях, предназначениях и ролях.

Власть занимает особое место в ряду социально-политических яв­лений и поворачивается к человеку множеством своих проявлений и своих ликов.

Разнообразная власть (в семье, армии, регионе, учреждении, го­сударстве и т. д.), являющаяся своим согражданам, той или иной стране, целому миру во всем богатстве своих обликов, может харак­теризоваться с самых разных сторон. Именно поэтому люди пользу­ются обширным кругом понятий, передающих восприятие и ощуще­ние власти людьми, многообразие отношений к ней и даже ее непри­ятие и отторжение. Диапазон этот очень велик — от любви до ненависти.

Характеризовать восприятие, ощущение власти можно по-разному:

облик власти, лик, лицо, ипостаси и, наконец, роли власти, соответст­венно давая перечень и описание множества этих ликов и ролей.

Облик власти — это ее внешний вид, очертания, а также ее специ­фика, своеобразие и по-своему неповторимость.

Лик, лицо власти — ее индивидуальный облик, ее наружная, перед­няя сторона, фасад, открытый обществу и общественности. А главное — это такой облик, который или привлекает, или отталкивает людей в соответствии с их восприятием власти, отношением к ней, психологиче­ской реакцией на власть.

Наконец, упомянем и близкое к ликам власти понятие "ипостаси власти". В переносном смысле — это формы существования, способы бытия, формы проявления власти того или иного уровня либо тех или иных властей.

Таковы эти своего рода образы, облики, в которых те или иные власти являются людям, народу, гражданам, избирателям, подвластным и подчиненным.

Что касается понимания властной роли, то в политике — это хара­ктер участия власти в чем-либо, степень ее влияния, воздействия и сво­его рода партия, исполняемая конкретным видом власти на сцене жиз­ни. Размышлять же обо всех этих ролях и ликах власти приходится по­тому, что такое удивительное явление, как власть, манит, привлекает, волнует, захватывает и затягивает, а потом и разочаровывает, отталки­вает очень и очень многих, подчас целыми семьями, слоями, регионами и даже странами.

Неудивительно, что трудноодолимая способность увлечься властью объясняется обычно честолюбием, эгоизмом, личным интересом, тягой к сильным ощущениям и жаждой удовольствий, а также другими причи­нами, мотивами и стимулами. Очевидно, всегда есть и будут оставаться тайны, загадки, секреты власти, над которыми люди ломали головы ве­ками. Наши потомки тоже будут доискиваться ответа на вопрос, поче­му столь похожи и зачастую пагубны жажда власти и жажда богатства. Видимо, суть дела — в необычайном многообразии человеческих чувст­вований и страстей, в неудержимой природной тяге человека ко всему необычному, новому, непривычному, к познанию и испытанию своих сил в разных ситуациях, в его вере в свои возможности, способности, да­рования и, наконец, в нередком стремлении возвыситься над себе по­добными, повелевать ими и получать от этого удовлетворение.

Итак, о каких же ликах, ипостасях, ролях и функциях власти следу­ет сказать еще? Какими признаками можно обогатить уже называвши­еся смыслы власти?

Власть — это:

— уникальный жизненный феномен; многогранное, глобальное ключевое общественное явление; порождение человеческого рода, со­циальной практики, хотя первичные проявления власти, и очень жесто­кие, вообще свойственны животному миру;

— важнейшая многоплановая сфера интенсивной творческой, целе­устремленной деятельности человека и его общностей, сфера приложе­ния разнообразных человеческих сил, умений, талантов, реализации ин­тересов, хитростей, мастерства, искусства человека, его нескончаемого

совершенствования;

— сильнейшая, не всегда адекватно осознаваемая страсть, одно из всепоглощающих, неодолимо желанных, но и тягостных влечений; сфе­ра возможного удовлетворения амбиций и притязаний;

— влекущая к себе и часто опасная, необычная и весьма трудная жизненная профессия; область карьеры и карьеризма, реализации, а нередко и провалов авантюрных наклонностей и тщеславия многих людей;

 — неисчерпаемый резервуар опыта и знаний (мудрости для мудрых), богатейший массив разнообразных идей и представлений, неот­вратимо требующий своего выделения в самостоятельную науку;

— очень солидный источник доходов, прибыли, наживы, весьма обеспеченного существования, сфера привилегий и благ;

— обширнейшая область общения, взаимодействия, сотрудничест­ва, согласия, партнерства, уважения, совместных действий, а вместе с тем и сфера разобщения, противостояния, конфронтации, соперничест­ва, споров, притязаний, претензий, вражды и борьбы;

— широчайшая сфера проявления милости, покровительства, но и жестокости власть имущих и угодливости, чинопочитания их окру­жения;

— наконец, нередко это тяжкий крест, невыносимая ноша, бремя, злой рок, проклятье рода человеческого, источник и сфера нечеловече­ских страданий.

Не правда ли, сколь многое здесь названо? А ведь отражено всего лишь самое важное, существенное, и этот перечень можно продолжить, ибо слишком уж объемна сфера многоликой власти, казалось бы, еще до наших дней доверху наполненная триумфами и драмами, надеждами и страданиями, комедиями и трагедиями, ликованием и отчаянием.

По мнению западных политологов, власть проявляет себя через следующие основные признаки и функции:

 — принуждение (прямое или косвенное);

 — приманивание (подкуп, обещания, посулы);

 — блокирование последствии (устройство помех конкуренту в борьбе за власть);

— "создание требований" (искусственное формирование нужд, ко­торые может удовлетворить лишь агент власти, своего рода политиче­ский маркетинг);

— "растяжение сети власти" (включение дополнительных источни­ков зависимости от субъекта власти);

— шантаж (угрозы в настоящем или посулы бед от неподчинения в

будущем);

— подсказки (ненавязчивое внедрение в массовое сознание выгод­ных власти установок или предрассудков);

— прямой или косвенный информационный контроль (с помощью предостережений, рекомендаций и т. д.)*.

Все это приводит к выводу, что сегодня необходимо создавать не идеальную схему идеальной власти, а полную научную картину той ре­альной властной практики, с которой люди имеют дело. Придется учиться глубже судить о противоречивой властной сфере с ее величием, великолепием, управляемостью, но и с ее хитростями, маневрами, обма­нами, выкрутасами, грязью, противоречиями, явной и тайной борьбой.

Чем скорее будет создана наука о власти, чем большим вниманием будет пользоваться эта наука, тем более глубоко и всесторонне будут разрабатываться новые представления о власти, ее понятийный аппа­рат, ее воистину неисчерпаемый банк информации. Как справедливо отмечал В. В. Мшвениерадзе, "понятие власти, впрочем, как и смежные с ним понятия авторитета, господства, влияния, силы и т. п., относится к числу тех многомерных категорий социального знания — филосо­фии, политологии, социологии, психологии, политической экономии, этики, права, — которые по мере углубления в их изучение порожда­ют значительно больше вопросов, чем позволяют дать на них одно­значные ответы"**.

Все более осмысленное, обстоятельное и углубляющееся в суть изучение явлений мира власти необходимо для того, чтобы поставить знания о власти на пользу человеку. О систематизации этих знаний речь пойдет в последующих главах. Но чтобы сейчас дать хотя бы общее представление об этой области человеческой деятельности и науки, на­зовем явления и понятия, рождаемые практикой власти и используемые в качестве фундамента системы знаний о власти.

Существуют различные типы, виды, сферы проявления власти (го­сударственная, общественная, экономическая, духовная, церковная, во­енная власть, а также власть центра и местная, региональная, личная, родительская, семейная власть и др.).

Имеются различные субъекты, носители, держатели, обладатели власти; масштабы и объемы власти (неограниченная, ограниченная, ло­кальная, личная и т. д.).

Наблюдаются различные модели, модификации, состояния и вари­ации власти (единовластие, двоевластие, многовластие, полновластие,

 

* См.: Выдрин Д. И. Очерки практической политологии. Киев: Философ­ская и социологическая мысль, 1991. С. 8.

** Власть: Очерки современной политической философии Запада / В. В. Мшвениерадзе, И. П. Кравченко, Е. В. Осипова и др. М.: Наука, 1989. С. 10—11.

 

всевластие, безвластие, комфорт, деформации, кризис, паралич власти

и т. п.).

В так называемом правовом государстве определяющее значение имеет принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная). Нередко говорят о "четвертой власти" — прессе, средствах массовой информации (СМИ), их воздействии на общественные настро­ения и мнение. При таком подходе можно говорить и о других видах власти, например о власти рынка, влиянии общественного мнения, воз­действии секса и порнографии.

В демократическом государстве главную роль играют устройство и система власти, участие людей в осуществлении власти, сила власти, контроль со стороны власти и контроль граждан за властью. Перспек­тива и идеал здесь — полное народовластие.

К»' Среди тех, кто уделял внимание проблемам теории власти, не толь­ко юристы, но и социологи, философы, экономисты, психологи, педа­гоги и, разумеется, политологи (с начала возникновения политологии), а также специалисты естественных и технических наук. Имен здесь сотни.

Например, представляет интерес классификация определений вла­сти, даваемая польским политологом Е. Вятром. Он различает шесть разновидностей таких определений: 1) бихевиористские (оценивающие власть как особый тип поведения, изменяющий поведение других); 2) телеологические (характеризующие власть как достижение определен­ных целей); 3) инструменталистские (рассматривающие власть как воз­можность использования определенных средств); 4) структуралистские (считающие власть особого рода отношением между управляющим И управляемым); 5) конфликтные (сводящие власть во многом к возмож­ностям принятия решений, регулирующих распределение благ в кон­фликтных ситуациях); 6) определяющие власть как влияние, оказывае­мое на других, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться*.

Дальнейшее познание и осмысление сути и проявлений власти, не­сомненно, приведет к уточнению такого рода классификаций.

Завершая вводящий в тему нашей книги разговор о власти как вы­дающемся феномене в жизни общества, о ее особой значимости и важ­ности упорядочения и классификации имеющихся знаний, подчеркнем необходимость учитывать следующие ключевые моменты в общей на­учной картине власти.

Оценка власти (англ. assessment/raiting of the power) — это четкое и точное определение подлинной цены конкретной власти, ее компетен­ции, эффективности, уровня, достоинств, упущений и перспектив. Вме­сте с тем это и возможная оценка того или иного субъекта или объек­та со стороны самой власти, т. е. высказывание властью, ее представи­телями мнений, суждений о ценности и значении чего-либо, чьей-либо деятельности, качеств, потенций и т. д.

Постоянно в фокусе человеческих суждений и мнений находится це­на власти (англ. price of power) — плата за власть, за ее роль, за ее зна­чение, действие или бездействие, которую платит общество в целом и люди в отдельности своим существованием, своим образом жизни, сво­ей обеспеченностью или необеспеченностью. В особой мере это отно­сится и к таким связанным с властью явлениям, как политика, революции

* См.: Вятр Е. Социология политических отношений / Пер. с польск. М.:

Прогресс, 1979. С. 158.

 

 кризисы власти, общественные конфликты, войны, — их все более растущая цена, их зачастую тяжелые последствия.

Специального упоминания заслуживает и ценность власти (англ. value of power) — важность власти как социального института, как по­рождения человеческого ума и практики, как постоянно совершенству­емого института управления, влияния, упорядочения отношений в об­ществе и рычага господства над отдельными людьми, и их группами, и огромными массами людей. И по сей день идеальная и нелегко дости­жимая ценность власти — демократия, народовластие, народоправие в подлинном, истинном смысле этих высоких слов.

Назовем, наконец, и ценности власти (англ. values of power; values for power): 1) явления, предметы, представляющие общественный инте­рес и высоко оцененные населением как создания, порожденные той или иной властью (ее указы и декреты; ее шаги, меры, решения, дейст­вия; материально-овеществленные объекты, сотворенные в годы прав­ления данной власти); 2) вещи, явления, предметы, высоко ценимые са­мой властью. Естественно, что в силу своей роли и возможностей власть, властители или обладают ими, или без большого труда могут иметь их и обладать ими.

И вот теперь, подчеркнув и высокую цену, и безграничную цен­ность власти, вдумаемся, как же власть оказалась вне своей науки. У об­щества, его истории, экономики, политики, культуры, морали, армии, техники и т. д. свои науки есть. У социологии вообще за полторы сотни лет возникло свыше 250 отраслей и областей знания. А у власти пока что своей специализированной науки как не было, так практически еще и нет. И все же мы не сомневаемся, что теперь-то, наконец, после на­ших публикаций, она будет.