1. Предмет и объект кратологии, ее цели, задачи, функции и методы

.

1. Предмет и объект кратологии, ее цели, задачи, функции и методы

Самое главное, с чего, собственно, и начинается любая из наук, — это определение и уяснение ею своего собственного предмета и объ­екта. Речь идет об определении той конкретной сферы объективной реальности, с которой имеет дело данная наука, и уяснении той груп­пы явлений и закономерностей окружающего мира, изучению которых она посвящает свои усилия, оправдывая тем самым свое существование.

Если сказать в нескольких словах, объект кратологии — власть, прежде всего государственная власть, и другие ее многочисленные и разнообразные виды, сферы и проявления. Говоря иначе, феномен вла­сти во всем ее разнообразии — это и есть собственно объект кратоло­гии, ее многочисленных отраслей и областей.

Ее предмет — основные явления, принципы и закономерности этой области реального мира. По более строгим оценкам и подходам таким предметом должны были бы стать объективные закономерности собст­венно власти, властной деятельности. И хотя в жизни они реально суще­ствуют, но во многом еще не до конца познаны и сформулированы. Бо­лее того, сфера власти содержит такую массу субъективных моментов, привходящих факторов, что на данной стадии развития кратологии можно не увлекаться проблематикой сугубо закономерных процессов в сфере власти (и властей разного рода и предназначения).

Как же можно определить кратологию?

Кратко говоря, это — наука о власти. Если же дать развернутое оп­ределение, то это — одна из важнейших социальных наук — учение о власти, о закономерностях ее происхождения, функционирования и раз­вития, о типах и видах власти и их специфике, ее субъектах, объектах, источниках и носителях, о целях, функциях, системах, структурах, меха­низмах, нормах и принципах, о сути и особенностях разделения властей, взаимодействия власти с другими сферами жизни и властей разного ро­да между собой, а также с зарубежными властями.

Кратология должна рассматриваться как целостная система знаний, включающая в первом приближении общую кратологию, историю вла­сти, философию власти, теоретическую, практическую, прикладную и сравнительную кратологии, социологию власти, логику власти, педаго­гику и психологию власти, этику власти, специальные кратологии, а всего — более семидесяти областей и отраслей знания.

Русскоязычный аналог понятия "Кратология" — властеведение.

Комплексному анализу всей этой совокупности, семьи наук, знаний, пока еще только становящихся реальной системой, будет посвящено все последующее содержание данной книги.

Если сейчас мы говорили о кратологии в целом, о ее предмете и объекте, то по мере конкретизации ее составляющих речь пойдет и о том, что в каждой соответствующей отрасли и области кратологии пра­вомерно формулировать и уточнять ее собственный предмет и объект. И это будет означать не распыление научных усилий, а, напротив, их наращивание в целях обогащения, расширения круга и объема знаний во имя комплексного, всестороннего охвата проблематики власти. Ведь именно так мы поступаем применительно к областям и отраслям права, исторической науки, социологии, политологии, выделяя десятки облас­тей их знаний. И хотя Кратология (наука о власти) еще только встает перед нами во весь свой рост, с ней с самого же начала надлежит обра­щаться с уважением, учитывать ее достойный статус и несомненный па­ритет во всей большой семье гуманитарных знаний.

Есть и еще одно существенное обстоятельство. Поскольку данная монография не преследует цели исчерпать весь обширный круг проб­лем и весь объем задач, встающих в пору формирования кратологии, мы не будем конкретизировать многие частные вопросы. Это будет ко­му сделать в нужное время. Но похоже, что оно пока не пришло.

Сегодня же, на наш взгляд, к целому ряду актуальных проблем кpaтологии надо лишь безотлагательно привлечь внимание, о некоторых хотя бы упомянуть и пригласить к более глубокому размышлению в по­следующем. Короче говоря, на данном этапе необходимо обозначить, наметить назревшую проблематику и тематику. -

В отличие от других наук — политологии, социологии, культуроло­гии, уже обретающих в российской действительности прочную почву под ногами, кратология во многом еще только оформляется. Для нее очень важно и полезно воспользоваться опытом других наук. Наличие развивающейся мировой и российской системы гуманитарных наук — главнейшее условие и залог расцвета собственно кратологической про­блематики.

Лишь на базе осмысленных научно достоверных (а не надуманных, утопических) знаний об обществе, на основе правильной методологии анализа и прогнозирования путей и вариантов его развития сможет в полный голос заговорить и сама кратология. Преодоление отставания социальной теории от осмысления действительного состояния общест­ва, его глубинных тенденций, нынешних болезненных процессов и зав­трашних перспектив очень важно и для кратологии, и для образующих ее систему разнообразных отраслей знания.

Сегодня кратология, практически делающая свои первые шаги, особо нуждается во внимании, поддержке и ученых, и властных струк­тур, и средств массовой информации. Нуждается она и в использовании возможностей современной информатики.

Объектом внимания и забот самой кратологии, средством обога­щения ее интеллектуального содержания являются разнообразные идеи, теории власти, учения о власти, т. е. учения мыслителей разных веков и народов по вопросам власти. Они порой небезуспешно пыта­лись разгадать тайну и раскрыть сущность такого фундаментального явления, как власть, выявить ее принципы и законы, обобщить ее опыт, найти пути ее совершенствования, продления сроков господ­ства, общения с массами, а при возможности и привлечения их на свою сторону (Платон, Аристотель, Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, К. Маркс, М. Вебер, В. Парсонс, Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяковский, и многие другие). В этой совокупности идей интересны властные иде­алы как прошлого, так и современные, т. е. комплексы высших целей и устремлений, провозглашаемых властью, а также система представ­лений у граждан о тех достоинствах, которые они хотели бы видеть у власти и властителей, прежде всего у наиболее близко стоящих к ним органов власти.

В общей характеристике кратологии, как и любой другой из наук, существенно важны не только ее объект, предмет, но и ее цели, задачи, особенности, функции, методы, категории. К их характеристике мы и переходим.

Целями (задачами) кратологии являются те ее мысленные предвос­хищения результатов деятельности и установки на достижение таких результатов, которые предопределяют исследовательские, прогности­ческие, практические усилия и преследуют необходимость найти опти­мальные решения возникающих проблем применительно ко всему раз­нообразию условий — исторических, социальных, персональных и т. д.

Среди таких целей отметим:

— выяснение сути, природы, состава (комплекса) властей и возмож­ностей их использования;

- определение подлинных (и закулисных) действующих субъектов, _объектов (их замыслов, расчетов, взаимосвязей), их силы, мощи, влия-ни1, возможностей эффективного воздействия на реальную среду, людей и сложившуюся обстановку;

 — установление принципов, закономерностей, отслеживание (мониторинг) тенденций развития конкретных явлений, сил, процессов, движений, их вероятных трансформаций, эволюции, стадий и финалов;

 — изучение меры, степени, масштабов воздействия внутренних и внешних факторов на происходящие преобразования, возможности перемен и их направленности;

 — трезвая, непредвзятая оценка истинного состояния власти и науки о ней, наличной информации, учет возможных и имеющихся здесь парой ошибок, просчетов, отклонений, подлогов, неблаговидных дея­ний и замыслов, ибо власть — это сфера активной деятельности и не­редко жестокой борьбы.

Что касается особенностей властей, властителей и наук о власти, то и конкретным лицам, и этим наукам, и их представителям должны быть присущи профессионализм, масштабность взглядов, широкий кругозор, строгость и объективность оценок, богатство содержания исследований и точность выводов; необходимо взаимодействие теории и практики, умение отразить подлинные, коренные, глубинные процессы властной деятельности и научно их истолковать, иными словами — получать ин­формацию, накапливать и анализировать ее, правильно пользоваться ею. Это требует независимости поисков и суждений ученых от своеко­рыстных интересов тех или иных властей или властителей. Отсутствие такой независимости веками оказывалось камнем преткновения в уче­ниях о власти, и лишь все большая демократизация жизни общества по­степенно снимает препятствия на пути утверждения научных взглядов нa власть.

В нашу эпоху растущей интернационализации связей и отношений государств и народов кратология и сама призвана обретать своего рода интернациональный характер, обобщать, анализировать и осмысливать опыт различных государств и народов, пользоваться их идеями и пред­лагать им новые идеи и знания. Как ни хороши национальные кухни (французская, китайская, японская и т. д.), "кухни власти" у разных на­родов должны все больше иметь общего и сходного, правда, без дикта­торских "приправ".

У кратологии и кратологов, при всех трудностях нашего времени, именно в пору нарастающих международных связей, деятельности ООН, ее специализированных организаций и множества разного рода неправительственных организаций чрезвычайно широкое поле для ис­следования, популяризации идей и взглядов, выработки современного демократического кратологического мышления.

В числе функций кратологии можно назвать очевидные — познава­тельная, информационная, регулятивная, прогностическая, а также обучающая и воспитывающая, — которые нет необходимости характе­ризовать в деталях.

Кратология зачастую пользуется теми же методами, что и другие социальные (общественные) науки: сбор информации, наблюдение, анализ документов, анкетные опросы, интервьюирование, экспресс-оп­росы, эксклюзивные интервью, аналитические исследования, прогно­стические разработки, поиски в архивах и т. д. Другое дело, если речь _идет не о науке о власти, а собственно о самой власти. Здесь можно не отказать себе в удовольствии заявить: сколько существует npaвителей, столько у них и методов. Во всяком случае, властная практика, несом­ненно, намного более пестра и интересна своими проявлениями, чем бо­лее "скучная" властная теория. Достаточно вспомнить фигуры Алек­сандра Македонского, Цезаря, Петра I, Наполеона.

Наконец, кратология имеет и обширный понятийный, категориаль­ный аппарат. Отметим прежде всего общность многих ее понятий с по­нятиями таких гуманитарных наук, как философия, право, политология, социология. Разумеется, до выделения кратологии как самостоя­тельной науки многие из ключевых ее понятий были широко распространены и фигурировали в качестве понятий философских, по­литологических и правоведческих наук. Это прежде всего сама власть, ее разного рода модификации и проявления. Такого рода практика бу­дет иметь место и впредь.

Но если всерьез создавать кратологию, то, конечно, необходим и процесс отбора, накопления, классификации соответствующего катего­риального аппарата. В этом случае уже можно толковать категории теории власти (кратологии) как те основные научные понятия, которые на деле выражают наиболее общие свойства и связи явлений и процес­сов в сфере власти и общественно-политической жизни (они подробно характеризуются в данной книге),

Это, в свою очередь, позволяет поставить вопрос о кратологическом тезаурусе по аналогии с другими областями знания*. О чем здесь идет речь? Кратологический тезаурус — это словарь, в котором макси­мально полно представлены слова того или иного языка, охватываю­щие сферу власти, с обстоятельным перечнем примеров их употребле­ния. По нашей оценке, в области кратологии (в ее различных отраслях и областях) правомерно выделять около 5000 понятий, терминов, кате­горий, устойчивых словосочетаний, которыми прежде всего описывает­ся многогранная и многовековая властная практика.

И очень важны теперь энергичнейшая работа в сфере теории вла­сти, создание и реализация новых наработок, преодоление отстраненно­сти людей от власти, налаживание союза власти и общества.

А практически первостепенная проблема — упорядочение, систе­матизация знаний о власти.