1. Общая кратология
.1. Общая кратология
В нашем предыдущем изложении общая кратология характеризовалась как совокупность наиболее общих, принципиальных, упорядоченных представлений о широком реальном массиве (перечне) властей ('разных типов, видов и проявлений. Под каждую такого рода власть [можно даже подвести ее собственную научную базу, а то и вообще создать даже ее собственную науку, пусть и не очень масштабную.
Достаточно вглядеться в деяния соседей по наукам. Исследователи в области науки о власти могли бы, скажем, взять пример с энергичных и вездесущих социологов. Хотите социологию образования?
Пожалуйста! Хотите социологию молодежи? Пожалуйста! Хотите социологию личности, науки, города, села, социологию предпринимательства, рынка, театра, досуга, социологию власти? Все возможно! И нынешние 250 областей и отраслей в мировой социологии — это, по-видимому, далеко не предел.
Задумаемся над тем, что почти все области и отрасли социологического знания создавать позволительно. Это и убедительно объясняется, и научно обеспечивается, и откровенно приветствуется.
Ну а разве трудно придумать, оформить в таком случае кратологию государственную (государственной власти), или региональную, или местную, или кратологию законодательной власти, или кратологию власти судебной, кратологию военную или церковную и т. д.? Конечно, "бритву Оккама" забывать не будем — пусть сущностей все-таки не будет больше необходимого. Но кто возьмется определить меру необходимости?
Итак, скажем об общей кратологии еще раз. Это — одна из наук в общей семье наук о власти, наука важнейшая и существенная, призванная дать общую картину как самой системы власти в обществе, так и системы соответствующих наук о власти; эта наука знакомит с общим устройством власти, ее многоликостью, ее огромными возможностями для организации подлинно цивилизованной жизни людей и в наше время, и в далеком будущем.
Общая кратология по своему призванию, своей роли может быть уподоблена своего рода философии власти, дающей общую картину власти и властей в мире человека. Общая кратология имеет целью прежде всего охарактеризовать общую структуру кратологии, общую систему наук о власти, расстановку властей различных типов, родов, видов, их взаимодействие, распределение их объектов, предметов, задач, функций и т. д. Именно с таких позиций и рассматриваются в данной книге основные составляющие обширной семьи наук о власти, обнимающей всю совокупность соответствующих областей знания.
Общая кратология не ставит и не может ставить перед собой цели дать все ответы на конкретные вопросы о власти и на конкретные запросы самой власти. Подобным же образом ведут себя в своих областях общая биология, общая физика, общая химия и даже всеобщая история. Исходя из этого, в общей кратологии мы не ставим задачи исчерпывающе характеризовать ту или иную конкретную властную ситуацию и действующих лиц на властном поприще.
Вместе с тем мы хорошо помним об ограниченных рамками объема книги возможностях исследования и анализа коренной проблематики кратологии. Для того чтобы дать исчерпывающее представление о власти, нужна, конечно, не одна монография, а целая серия. Лучше, если это будет международная серия в рамках гуманитарного сотрудничества, с учетом богатства истории и практики власти как в России, так и за рубежом, от древнего мира и до наших дней, власти в Китае и Индии, Египте и Греции, Великобритании и США, Франции и Италии, Испании и Германии и т. д.
Таким образом, надо признать необходимость выделения общей (всеобщей) кратологии, общей теории наук о власти*, и даже возможность существования своего рода метатеории власти, метакратологии, отведя им роль систематизаторов знаний в этой области. В этом случае общая кратология (общая наука о власти — англ. general cratology) может рассматриваться как ведущая часть кратологии, как самостоятельная область знания, характеризующая общую систему (совокупность) существующих или вновь разрабатываемых отраслей и областей науки о власти, образующих кратологию, излагающая общую логику их выделения и их характеристики.
В связи с этим метатеория власти (метакратология, от греч. meta — после) может быть представлена как кратологическая теория предельно широкого масштаба, описывающая структуру, компоненты, методы, свойства, взаимосвязи составляющих кратологии.
Далее правомерно вести речь об общих и в этом смысле профилирующих областях знаний, имеющих отношение к власти (властям) независимо от их типа, вида, времени, эпохи и т. д., но различающихся по своим объему, масштабам. Прежде всего —это макрократология и микрократология.
Следует отметить, что постановка вопроса о макрократологии (от греч. makros — большой, длинный), или макротеории власти, имеет серьезные основания и перспективы. Примером здесь может служить макроэкономика, т. е. та часть экономической науки, которая исследует экономику как целое, а также такие ее составляющие (на Западе), как домохозяйство, бизнес, госсектор и т. д., и пользуется их обобщенными показателями.
В свою очередь, макрократология является такой наукой о власти, которая изучает власть как целое в единстве ее слагаемых — основных элементов властно-политической системы (государство, его органы и структуры, а также партии, движения и т. д.).
Все эти вопросы, несомненно, заслуживают дальнейшего обсуждения и проработки, но необходимость их постановки полностью назрела. Поэтому еще раз отметим, что макрократология — это та отрасль кратологии, которая имеет дело, во-первых, с характеристикой реальных проявлений власти на предельно высоком уровне и в больших масштабах в конкретном государстве, а также в широких международных масштабах и, во-вторых, с соответствующим категориальным аппаратом, т. е. понятиями, отражающими различные проявления и аспекты собственно макровласти.
Разумеется, к такому подходу побуждают и заимствования из других наук. Сегодня, например, широко известно о макроэкономическом анализе и макроэкономике, исследующей экономику как целое*. Далеко не новость выделение макросоциологии, происшедшее на Западе
*Постановкой вопроса об общей теории той или иной социальной науки творческая, поисковая мысль занята уже давно. Например, итальянский социолог В. Парето опубликовал свою классическую работу "Трактат всеобщей социологии
еще в 1901 году (Trattato di sociologia generale. Milano, 1964). В СССР и России
публикации по общей теории в социальных науках до начала 90-х годов XX века насчитывались единицами. Из работ последнего времени отметим: Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина. М.: Манускрипт, 1994; Самойлов Э. В. Общая теория фашизма. Кн. I, II, III. Калуга, 1993. Обратим внимание и на появление таких обобщающих монографий, имеющих отношение и к власти, как:
Цивилиография (Е. Б. Черняк, 1996), Информациология (И. И. Юзвишин, 1993, 1996), Элитология (Г. К. Ашин, 1995), Имиджелогия (В. М. Шепель, 1997) и др.
* См., напр.: Проблемы и противоречия в макроэкономике // Макконнелл "•• Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. М.:
"^публика, 1992. Т. I. С. 320—395.
еще в конце 60-х годов*. Возможна и частично уже запоздавшая постановка вопроса о макрополитике и макрополитологии, которые также в число своих определяющих проблем могут включать и проблемы власти.
Микрократология (от греч. mikros — малый) — отрасль (часть) кратологии, имеющая дело со сферой микровласти, осмыслением, исследованием власти, ее характерных черт и проявлений, ее эффективности и возможностей в низовых звеньях, в малых объемах, с субъектами и объектами начальных уровней, на ограниченных просторах, с незначительным инструментарием. Микрократология может рассматриваться как некий аналог признанных на Западе микроэкономики** (микроэкономического анализа) и микросоциологии.
Мезократологию (от греч. mesos — промежуточный) можно толковать как область знаний о власти среднего уровня, дающую вместе с макро- и микрократологией общую, целостную картину распределения и использования власти на различных этажах социального здания и даже восполняющую известные односторонности в характеристиках макро- и микроуровней власти, более того — соединяющую их.
Правомерна и постановка вопроса о протокротологии (от греч. protos — первый), способной быть совокупностью знаний о процессах зарождения властей различного рода (не только государственной, но и экономической, церковной, семейной и т. д.), их специфике, возможностях и перспективах. Она может и должна знакомить со стадией прото-власти, предвласти***, которой у нас уделяется еще мало внимания, но с которой, в конечном счете, все начинается в реальности, в судьбах конкретной власти.
И еще одна область знания — поликратология (от греч. polys — многое, многочисленный). Это исследование проявлений власти в условиях, когда она рассредоточена во многих руках, что влечет за собой соответствующую неустойчивость общей социальной ситуации и определенного режима. Практически такая поликратия (многовластие) начинается с дуумвиратов, триумвиратов и венчается многопартийностью и неустойчивым балансом при нескольких обладателях властью.
Как видим, такого рода областей знания о власти может появиться много: протократология, гиперкратология, мегакратология, максикратология, мультикратология, суперкратология, поликратология, мезократология, микрократология.
В конце концов ни теоретически, ни практически не исключена возможность постановки вопроса даже об антикратологии, паракратологии, квазикратологии, псевдократологии. Понятно, что это уже подходы на грани науки и околонаучных представлений. Однако в сфере, например, публицистики по властной проблематике найти место упомянутым понятиям вполне возможно. Дело лишь во времени.
Продолжая характеристику возможных модификаций кратологии, отметим еще одну область — паракротологию (от греч. para — возле, вне).
* См., напр.: Андреева Г. М. О соотношении микро- и макросоциологии // Вопросы философии. 1970. № 7; Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 169—170.
** См., напр.: Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика: Дело, 1992.
*** Проблематика предвласти освещается Д. И. Выдриным в его книге "Очерки практической политологии". Киев: Философская и социологическая мысль, 1991.
В ней могут рассматриваться имевшие место во все времена, а во многом придающие властям и борьбе за власть и сегодня таинственный (порой своего рода демонический) характер те или иные загадочные проявления власти, так и не получившие достаточного объяснения в науке. Естественно, что можно дискутировать вокруг паранормального в сфере науки и самой власти, приводить доводы "за" и "против", можно спорить, но то, что явления такого рода существуют и требуют с ними считаться, признать приходится.
Рождение парапсихологии в Великобритании датируется 1882 годом, однако даже столетия не хватило, чтобы разобраться с ее природой. А в сфере власти всегда ли все понятно? Все ли основательно продумано, проработано, что связано с установками, настроениями, личностными факторами, состояниями психики, подсознательными процессами у власть имущих? Спорная тема паранормальных явлений, надо полагать, будет и далее привлекать внимание в различных областях, и в частности во властной сфере. Как свидетельствуют исследователи, за рубежом в области паранормального наблюдается рост публикаций. В 1965 году в США было опубликовано 130 книг на эти темы, в 1975 году — 1071, а сегодня и считать перестали*. Все это позволяет нам еще и еще раз по праву сказать, что власть достойна внимания не только с точки зрения политологии, правоведения, социологии, но и с позиций своей собственной науки.
Пока мы говорили лишь о целостном видении власти и науки о власти. Но в задачу общей кратологии входит осмысление, анализ, представление читателю, гражданину, властвующему субъекту всего многообразия областей знаний о власти в основных блоках этой науки, о которых уже шла речь, — в системе базисных, специальных и комплексных наук о власти.
Таково основное содержание того круга вопросов, который следует затрагивать при рассмотрении одной лишь общей кратологии, хотя отметим, что здесь уже участвует и собственно теоретическая кратология.