2. Теоретическая кратология

.

2. Теоретическая кратология

Теоретическая кратология — это ведущая базисная отрасль науки о власти, специализирующаяся на углубленной разработке коренных проблем теории власти**. Она сосредоточивает внимание на изучении основных вопросов понимания власти, ее сферы, сущности, субъекта, объекта, ее признаков, принципов, форм и методов, на выделении типов, видов и проявлений власти, их классификации, на определении их предназначения, проблем их самосохранения, безопасности, возможно­стей выживания, информационного обеспечения и т. д.

Современные работы в области теоретической кратологии имеют, на наш взгляд, и немалое практическое значение. Ее идеи, положения, выводы могут быть интересны и полезны как для практических работников

 

* См.: Орфеев Ю. В., Панченко А. И. Парапсихология: наука или магия? "опросы философии. 1986. № 12. С. 116; Петушков Ю. Парапсихология и кон-Ф-ликтология // Международная жизнь. 1990. № 10. С. 110—113.

*Теоретические отрасли знания выделяются во многих науках (философия, —биология; физика, химия; механика, электротехника, радиотехника и т. д.).

 

 органов власти разных ступеней, так и для изучения властной проблематики студенческой молодежью и обучающимися во всех видах занятий.

Попробуем более детально определить контуры и главные задачи собственно теоретической кратологии.

Явления, термины и понятия, характеризующие теоретическую кратологию, широко используются и в практической кратологии*. В первую очередь для нас важны:

— сфера власти — область распространения той или иной конкрет­ной власти, общее пространство (поле) ее влияния, воздействия, эффе­ктивного управления;

— среда власти — окружающая обстановка, естественные, соци­ально-экономические и политические условия, в которых приходится действовать разнообразным властям, а также совокупность людей, свя­занных с этими условиями, создающих их и действующих в них;

— область власти — характеристика своего рода сферы власти, пределов ее досягаемости, влияния; это понятие происходит от много­значного русского слова "область", восходящего, по свидетельству В. Даля, к старинному слову "обвласть" — великая власть, широкая сила, право и мочь; страна, земля, государство;

— понятия строго научного характера, о которых развернутый раз­говор еще впереди: система власти и структура власти; в этой связи в ха­рактеристиках власти могут возникать суперсистемы и подсистемы, су­перструктуры и инфраструктуры и даже древо власти;

— наконец, существенные для нашей оценки типы, роды и виды власти, о которых подробнее будет сказано в практической кратологии.

После этой общей характеристики перейдем к рассмотрению дру­гих ключевых элементов власти, понимание которых дает теоретиче­ская кратология.

Субъекты власти — обладатели, носители власти, активная дейст­вующая величина в системе власти, от которой исходят влияние, воз­действие, следуют распоряжения, указания. Теоретически интересно и принципиально важно, что в качестве разнообразных субъектов власти выступают и многие лица, персоны, и соответствующие органы, инсти­туты, учреждения. Субъекты власти, рассматриваемые в ином отноше­нии, могут быть и объектами для вышестоящей власти, т. е., как гово­рится, сами под властью ходят.

Объекты власти — лица, явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на руководство (управление) которыми, согласно закону или подзаконным актам, а также сложившимся правилам и нормам общежития и даже традициям, направлена деятельность властей различ­ных типов, видов и форм. При характеристике и оценке субъектов власти, их разнообразия принято исходить из того, что у власти может быть не­сколько уровней, возможны ее разные виды и масштабы, те или иные сферы проявления. Различны и сами названия властителей (носителей, обладателей власти), в том числе и на разных этажах властной пирамиды.

В конечном счете все во властной практике взаимосвязано. Все за­висит от человека, создаваемого им общества и его положения в нем, в государстве.

 

* Во многих видах знания теоретическая и практическая области науки рас­сматриваются совместно. См., напр.: Р. Ф. Матвеев. Теоретическая и практиче­ская политология. М.: РОССПЭН, 1993.

 

Многое зависит и от положения в обществе объектов власти — больших групп людей, слоев, классов, из рядов которых выходят, инте­ресы которых представляют и которым порой противостоят сами субъ­екты власти — правители и властители.

Непосредственным субъектом власти обычно выступают те люди, которые концентрируют в своих руках огромное влияние и доверие, финансовое могущество, мощные рычаги воздействия на других людей, управления ими, контроля за их настроениями, мнениями и поведением. Это, например, монархи в их различных ипостасях (цари, короли, импе­раторы, султаны, шахи), а в нашей недавней практике — генсеки. В де­мократически организованном обществе — это президенты или колле­ктивные главы государств (президиумы, советы, а порой дуумвираты, триумвираты).

Реальный предел мечтаний для нормальных людей — конституци­онно-правовое регулирование властных полномочий такого рода лиц, определение круга их прав (что трудно) и обязанностей (что еще труд­нее). И разве неудивительно, что в условиях императорской России при царском самодержавии в печати ставились вопросы перехода власти в руки народа? Хорошо известны идеи А. Н. Радищева, взгляды декабри­стов, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, народо­вольцев, демократов, кадетов, социал-демократов и большевиков. Это далеко не полный перечень сторонников властного переустройства в России.

Большевики, придя к власти в 1917 году, вообще захотели исклю­чить из нашей духовной жизни идеи кадетов (конституционных демо­кратов) — своих соперников и оппонентов. А ведь в рядах российской интеллигенции рождались и получали распространение и поддержку в народе идеи, противостоявшие марксизму. Их удалось фактически уст­ранить из духовной жизни Советской России и Советского Союза. Но они все равно вышли у нас в центр внимания в конце 80—90-х годах XX века.

Приведем такие впечатляющие названия трудов по теоретической кратологии, имеющих практическую направленность: Алексеев А. А. "Министерская власть в конституционном государстве" (Харьков, 1910); Гессен В. М. "Теория конституционного государства" (Спб., 1912); Гессен В. М. "Теория правового государства" (Спб., 1912); Градовский А. "Государственное право важнейших европейских держав". Т. I. (Спб., 1886); Кареев Н. И. "Происхождение современного народно-правового государства" (Спб., 1908); Ковалевский М. М. "Демократия и ее политическая доктрина" (Спб., 1913. Вып. 1 и 2); Котляревский С. А. "Конституционное государство. Опыт политико-морфологического об­зора" (Спб., 1907); Котляревский С. А. "Власть и право. Проблемы пра­вового государства" (М., 1915); Магазинер Я. М. "Самодержавие наро­да. Опыт социально-политической конструкции суверенитета" (Спб., 1907).

Разумеется, это лишь часть тех трудов, которые и ныне достойны внимания и которые спустя многие десятилетия после их создания зву­чат очень современно и, как правило, неизвестны читателям.

Если же не стремиться к демократическому регулированию власти, к правовому, конституционному государству, то, как ярко показал весь XX век, неизбежно господствуют произвол, безрассудство, тоталита­ризм и вершит дела неограниченная власть (под любым названием). При этом на одном полюсе в чьих-то одних руках сосредоточивается

абсолютная власть, а на другом полюсе оказываются все остальные. И это не просто констатация фактов теоретической кратологией, а от­ражение реальных фактов практики властвования.

Наибольшая трудность в сфере власти состоит в контроле власти над людьми и в контроле людей за властью, а самый болезненный дис­баланс — в рассогласовании, нестыковке, жестком противостоянии прав и обязанностей.

Продолжая речь о субъектах власти, надо заметить, что и в миро­вой, и в отечественной практике известны субъектно-объектные власт­ные конгломераты по различным групповым признакам — аппарат­ным, классовым, национальным и т. д. Именно из практики, как ее фи­ксация в теории и ее осмысление, родились те самые "кратии", которые у всех на слуху, — не только демократия, но и бюрократия, партократия, геронтократия, меритократия, охлократия, технократия, теократия и т. д.*

В пестром обилии субъектов и объектов власти, в смене их ролей, видимо, не обязательны детальный перечень и характеристика дейст­вующих лиц и героев бесконечного театра власти, чтобы заговорить о ее драмах, комедиях и трагедиях. Существенно и важно, чтобы в самой расстановке сил, в распределении прав, полномочий, обязанностей, от­ветственности субъектов и объектов действовал принцип разумного соответствия, конституционно-правового регулирования. Тогда и об­щество, и власть будут устойчивы, стабильны, нерушимы. От этого выиграют и они сами, и управляемые ими люди. А в нормальном обще­стве и власть будет нормальной — законной, теоретически обдуман­ной, оптимально обоснованной, обустроенной, организованной, актив­ной и распорядительной, честной и справедливой. Добрых эпитетов в языке масса; хотелось бы, чтобы у власти и властей их было как можно больше.

Посмотрим же, какими чертами, какими особенностями с позиций теоретической кратологии должна отличаться власть.

Черты власти — это свойства, отличительные особенности вла­сти, различные (в том числе и типичные) у разных властей, на разных этапах и в разных странах. Они могут быть самыми разными. Одни уг­лубляют сущностную, содержательную характеристику власти, позво­ляют разнообразить и детализировать типологию власти. Другие пол­нее обрисовывают желательное состояние власти, ее проявления, раз- :

мах, объемы, масштабы ее влияния. Могут быть и другого рода характеристики, производные от исторических и географических факторов и личностного состава власти. При этом даже выделенные по НЕ разным основаниям черты и особенности властей могут дополнять друг друга, взаимообогащаться и нередко взаимно противоречить друг другу и переходить друг в друга. Здесь от богатства и диалектики жизни нику­да не уйти. И если самих властей существуют многие десятки, то коли­чество черт, особенностей, примет, отличий разнообразных властей не­исчислимо велико. Важно говорить прежде всего о власти конституци­онной, законной, легитимной, твердой, справедливой, надежной, уверенной, последовательной и т. д. Но этого конечно же мало. Целая область теории власти должна обслуживать особую сферу типологии и классификации одних только черт и особенностей властей.

 

* См. напр.: Аксючиц В. В. Идеократия в России. М.: Выбор, 1995; Бузгалин А. В., Калганов А. И. Анатомия бюрократизма. М.: Знание, 1993.

 

Теоретически целостная, стройная система представлений о власти не может не вырабатывать и соответствующих признаков власти. Она не может не включать и массу наработанных десятилетиями и веками элементов ее строения, ее принципов. Это важные вопросы не только теории, но и практики. Они должны по-новому звучать в обновляемой российской и международной властной практике. Это тем более важно, что здесь существуют большие неосвоенные массивы как прошлого опыта, так и нынешних деяний.

О чем идет речь, когда говорят о признаках власти.. Это — показа­тели, приметы, по которым можно судить о существовании самой вла­сти, а также о ее применении, ее воздействии на объекты, т. е. о ее дей­ственности. Это — правовая упорядоченность в организации общест­венной и государственной жизни, дисциплина, взаимодействие властей различного уровня между собой и с гражданами, ответственность и подконтрольность и властей, и граждан, не нарушающие свободу и равен­ство членов общества.

А чем характеризуются принципы власти? Под ними понимаются основы устройства, действия, функционирования власти (властей); ос­новные, исходные положения концепции конкретной власти, руководя­щие правила ее деятельности.

В целом к числу определяющих моментов (признаков и принципов) системы власти относятся: ее централизованное построение, отвечаю­щее исторически сложившемуся государственно-административному делению, обдуманное распределение власти по вертикали и горизонта­ли, демократическая выборность властей, четкое определение их прав и обязанностей, разделение властей, информационная обеспеченность и безопасность, подотчетность и подконтрольность власти, наличие про­тивовесов, гарантий от узурпации и беспредела власти. В общей пира­миде власти при реализации ее признаков и принципов свою конкрет­ную и ответственную роль играют каждый ее этаж, каждый уровень, каждый эшелон власти, каждый ее род и вид.

Говоря о теоретической картине власти, ее предметно осмысливае­мом мире, нельзя не сказать о ее многочисленных характеристиках, ри­сующих это поистине величественное здание, сооруженное умом, волей и страстями человека, множества поколений людей, и прежде всего раз­личного рода правителей и их приближенных и советников. По крайней мере, создавая картину мира власти, надо говорить и о многих других его составляющих. Что же представляют собою важнейшие из них?

Устройство власти — 1) процесс теоретического продумывания и результат организации, налаживания и совершенствования власти; 2) организация самой структуры власти, оформление ее и закрепление в конституциях и других законодательных актах; 3) расположение (строй, структура, система), соотношение, субординация органов, элементов власти.

А теперь о сути — о природе власти. Это основные свойства, хара­ктер, сущность и даже условия происхождения данной власти (властей) и ее проявления.

Источник власти — то, что дает начало власти, откуда она исхо­дит. В общем плане источником власти является народ, его воля и по­требность в упорядоченной организации общественной жизни, в само­управлении. Так, в Конституции РФ подчеркнуто, что единственным ис­точником власти в Российской Федерации является ее много­национальный народ. В процессе конкретного анализа может идти речь и о конкретных источниках власти. Среди них — общественные потреб­ности в самоорганизации людей; законы, законодательство о власти;

воля монарха и т. д.

Социальная база власти — общественные основы власти и ее орга­нов, ее опора в самом обществе, его социальных структурах, слоях, группах граждан, их организациях, партиях, движениях, объединениях.

Предназначение власти — рациональная предопределенность, предначертанность власти как общественно-политического явления, ее носителей и субъектов играть важную социально организующую роль, а также конкретизация и детализация этой роли и определение основ­ных задач, целей, проблем данной власти, в разных условиях формули­руемых по-разному.

Иногда говорится и о призвании власти. В этом случае имеют в ви­ду предназначение данной власти (и власти вообще) для выполнения оп­ределенных социально-политических задач или же склонность власти (властей) к тому или иному виду деятельности в зависимости от состава органов власти, правительства и т. д.

Основы власти — 1) опорные структуры, органы, на которых строится и держится данная власть; 2) исходные, идеи, концепции дан­ной власти; в широком социальном плане правомерно говорить об экономических, политических, социальных, идейных, культурных ос­новах власти.

Используется и близкое к названному понятие "основания власти", т. е. опорные части системы, механизма, инструмента власти; сущест­венные признаки, по которым создана данная власть, или вручена дан­ным лицам и органам, или присвоена (узурпирована) ими. В этом ряду существуют и другие важные явления, а потому применяются и другие понятия.

Корни власти — используется в переносном смысле. При этом име­ются в виду внешне невидимые части властных структур, связанные с их экономической, социальной, духовной почвой, поддерживающие и питаю­щие власть, обеспечивающие ей известную стабильность, прочность, вы­живаемость. Понятно, что сильнее та власть, корни которой более могу­чи, уходят глубже в народную толщу, питаются доверием и осознанной поддержкой широких и влиятельных слоев населения, граждан.

Устои власти — сложившиеся, оправдавшие себя, хорошо зарекомендовавшие себя (а для молодой власти — создаваемые) основы влия­ния, правления, властвования: экономические, социальные, правовые, духовные, нравственные устои.

В теоретико-понятийный состав все чаще входят характеристики времени и пространства власти, образное осмысление власти как пирамиды.

Время власти — период деятельного функционирования данной власти, того или иного властного органа (лица). Изредка при исчислении общего времени власти встречаются и факты более или менее продолжительных перерывов в этом сроке. В собственно временной хара­ктеристике той или иной власти (властей) речь, как правило, идет об эпохах, этапах, периодах, циклах, фазах, рубежах власти.

Властное пространство — определенные площади, территории, регионы, в пределах которых данная власть эффективна или по мень­шей мере на которые она формально распространяется.

Властное поле — образно осмысленное пространство, в пределах которого распространяется безусловное влияние, воздействие данной власти, ее субъектов, представителей, ставленников, агентов, сторонни­ков; пределы достижимости механизмов и рычагов власти, магнетиче­ской силы ее идей, установок и установлений. Любая власть стремится расширить такое поле. Говорят и о поле власти, т. е. о пространстве, в пределах которого проявляется действие данных властных сил.

В современных условиях цивилизованная власть во всех случаях должна располагать и временем, и пространством, и полем власти, кон­ституционно оформленными и закрепленными.

Пирамида власти — образное осмысление системы, строения вла­сти как сооружения с широким основанием, суживающегося кверху и переходящего в остроконечную вершину. В числе такого рода образов, рожденных геометрическими представлениями, и конус, и круг, и сек­тор, и сегмент власти.

Элементы власти — это основы, начала, слагаемые власти, кото­рые можно выделять, анализируя властную вертикаль или горизонталь. По вертикали в основе лежат изначальные структуры, звенья, узлы власти, расположенные у основания пирамиды власти (ее первичные территориальные ячейки, административные подразделения и т. п.). По горизонтали, в зависимости от эшелона власти, возможно выделение параллельно, одновременно существующих подразделений, а также со­ставляющих частей полномочий, прав, ответственности, норм, принци­пов, средств власти. Проблема элементов власти требует внимательно­го сравнительного анализа опыта, традиций различных государств и ко­нечно же богатой практики современного строительства российской государственности.

Теоретически и практически всякая власть может оцениваться по многим показателям, прежде всего по ее масштабам и объему.

Масштабы власти — характеристика значения, размаха, разме­ров, влияния той или иной власти. ;

Объем власти — образное осмысление величины, размеров, ко­личества власти, сосредоточенной в чьих-либо руках, в каких-либо органах. В этой связи рождаются такие характеристики, оценки вла­сти, как большая, огромная, громадная, необъятная или малая, незна­чительная, ничтожная. Конкретная власть может оцениваться и как полная, безраздельная, абсолютная, и как ограниченная, урезанная, ущемленная и т. д.

В связи с объемом, масштабами власти находится значительный пе­речень ее характеристик:

— полнота власти — наличие власти в достаточной степени и даже высшая насыщенность правами и полномочиями;

— сила власти — могущество, влияние властвующих лиц и органов власти;

— устойчивость власти — твердое, неколебимое положение и со­стояние данной власти (властей) и ее органов; неподверженность власти влияниям, воздействиям со стороны и колебаниям, нерешительности, неуверенности в практической деятельности;

— максимум власти — сосредоточение наибольших прав и полно­мочий в одних руках, их концентрация, близкая к абсолютной власти;

— дефицит власти — недостаток, нехватка прав, полномочий;

— минимум власти — самый низкий изначальный порог власти на данной должности; урезанный до предела объем власти, все еще позво­ляющий говорить о сохраняющихся властных полномочиях конкретно­го лица, органа;

 

 — видимость власти — внешне обманчивое представление о якобы существующей власти, призрачность власти,

В общей теоретической характеристике мира власти, картины вла­сти сущностные элементы такой характеристики чрезвычайно разно­образны и могут выстраиваться по различным основаниям. При этом r зависимости от того или иного конкретного подхода последователь­ность их анализа, так же как и их набор могут быть разными у разных авторов и авторских коллективов. Разной может оказываться и сама полнота набора, перечня такого рода. На наш взгляд, обзор важных и необходимых составляющих в теоретическом осмыслении феномена власти целесообразно дополнить совокупностью следующих понятий.

Фундамент власти — в переносном смысле база, основа, опора вла­стных структур, в том числе социальная и экономическая.

Фасад власти — в переносном смысле наружная, по-своему парад­ная сторона власти, а не ее кулисы и задворки.

Ядро власти — основная, определяющая часть, главный составной элемент, стержень власти. Такое ядро составляют: во-первых, соответ­ствующая система представлений о власти; во-вторых, неформальная сплоченная группа людей (часто во главе с единым лидером), твердо придерживающихся общих убеждений, единых взглядов на власть и своеобразие ее деятельности, людей, скрепленных общими интересами и общей судьбой, хорошо знающих (что желательно) интересы общест­ва, в котором они живут, и стремящихся (что еще более желательно) наиболее полно их удовлетворить.

Центр власти — 1) средоточие власти, общественно-политический фокус государственной жизни; 2) высший руководящий орган или орга­ны; 3) в парламентах — название групп, находящихся посередине, меж­ду правыми и левыми группировками.

Скрытый центр власти — реальный, но не проявляющий себя центр, где сосредоточивается реальная власть и предрешаются ее клю­чевые вопросы. Состоит, как правило, из близкого властителю окруже­ния лиц, пользующихся доверием и обладающих властью.

Границы власти — пределы, допустимые нормы, в рамках которых уполномочена, действует данная власть (лицо, орган).

Пределы власти — определенные законом границы власти. Горизонты власти — образная оценка видимых границ, пределов влияния, круга полномочий и возможностей властей.

Эшелоны власти — образная характеристика расположения орга­нов власти в ее пирамиде, иерархической структуре, соблюдающей как последовательность распределения этих органов, так и координацию, субординацию их действий, т. е. вертикальные и горизонтальные связи и взаимодействия властей различных уровней и их зависимость от вла­сти центральной, высшей (верховной).

Уровни власти — степени, величины, масштабы влияния, значимо­сти тех или иных органов власти и лиц. Отсюда и понятия: "на высоком уровне", "на высшем уровне", "на уровне министра (посла)", "повысить уровень" и т. п. К этому кругу понятий относятся и образно оценивае­мые этажи, ярусы, ступени, блоки власти.

Факторы власти — существенные обстоятельства, движущие силы, моменты, которые обусловливают существование данной власти, де­монстрируют ее реальное влияние, служат ее укреплению. Различают факторы объективные и субъективные, количественные и качествен­ные, важные, решающие и преходящие, частные, временные.

Что же представляют собой постоянно сравниваемые основные сферы власти?

В cimom начале мы условились, что у нас в центре внимания будет находиться власть государственная. Однако выдержать этот ориентир не просто. Поневоле приходится вести речь о властях в различных сфе­рах и на разных стадиях, о разделении властей и все власти такого рода сопоставлять, характеризовать, сравнивать.

Социологи, а вслед за ними и кратологи различают экономиче­скую, социальную, политическую, культурную сферу (систему, структу­ру, наконец, жизнь и собственно власть).

Таким образом, власть правомерно выделять и характеризовать по основным сферам жизни общества. Это во многом власть, исходящая от государства (правителей), но это и относительно самостоятельные, своеобразные сферы, в которых может проявляться влияние и других сил, лиц, организаций помимо государства. В связи с особенно важной ролью политической жизни и власти начнем с них.

Политическая сфера — область политики, политической жизни общества и власти, пределы распространения непосредственного влия­ния политиков и политических организаций, воздействия политических сил и идей. Политические взгляды пронизывают сегодня экономиче­скую и духовную сферы, политизируют их, как и общество в целом. Это неизбежно требует выделения и изучения сферы собственно политики, политических идей, отношений, учреждений. Поэтому в связи с властью скажем здесь о собственно политике.

Политика (от греч. politike— искусство управления государством) —это:

1) деятельность государственных органов, объединений граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, нациями, большими группами людей, направленная на реализацию, отстаивание своих интересов и связанная со стремлением к завоеванию и использо­ванию власти;

2) активное участие в делах государства, определение его целей, за­дач, курса и содержания деятельности;

3) в истории — намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, нередко искусно скрываемые ими; проявления уклон­чивости, хитрости, расчета, осторожности, осмотрительности;

4) в обыденной речи — характеристика образа действий тех или иных лиц, которые направлены на достижение определенных интере­сов, целей в отношениях людей между собой;

5) совокупность вопросов или событий текущей государственной или общественной жизни.

Этот перечень значений категории "политика" и самой политики может показаться недостаточно исчерпывающим, ибо слишком многопланова эта сфера, но основной смысл он передает верно и открывает подходы к пониманию связи политики и политиков с властью.

Для того чтобы составить более или менее полное представление о политике как сфере проявлений власти и приложения особых сил власти, надо внимательно разбираться в ее явлениях, их сущности, видеть и сравнивать многообразие субъектов и объектов политики, ее форм, типов, видов, направлений, сфер и областей, понимать и уметь формули­ровать ее задачи, цели, функции, способы и методы реализации, меха­низмы и средства ее осуществления и т. д.

 

Выделение различных областей политики, ее анализ принято осу­ществлять по нескольким основаниям:

— по названным выше сферам жизни общества (экономическая, со­циальная, культурная, национальная);

— по областям (внутренняя, внешняя);

— по масштабам (международная, мировая, локальная, региональная и т. д.);

— по субъектам, носителям (государствам, партиям, движениям, конкретным лидерам, лицам);

— по срокам действия и т. д.

Общий перечень различного рода содержательных направлений, областей, отраслей, видов политики (социальная, экономическая, техническая, военная, международная, партийная и т. д.) только по учтенным нами представлениям составляет свыше 200 наименова­ний, причем одну треть охватывают направления экономической по­литики.

Приведем только алфавитный список областей и направлений по­литики в государственной властной практике человечества*:

 

аграрная

административная

альтернативная

альянсов

амортизационная

аннексий

антивоенная

антиинфляционная

антикоррупционная

антикризисная

антимонопольная

антитрестовская

ассортиментная

банковская

биржевая

блоковая

"большой дубинки"

бюджетная

бюджетной экспансии

в области:

заработной платы и цен

здравоохранения

коммуникаций

культуры

самоуправления местного

обеспечения различных видов безопасности

обороны

образования

приватизации и управления госу­дарственным имуществом

ракетно-космической промыш­ленности

сбыта

социального обеспечения

средств массовой информации

художественной литературы

ценообразования

экологии

 

* В списке приводятся наименования, сложившиеся в российской и между­народной практике. В современной России наименования областей политики принято обычно формулировать с использованием слов "государственная" или "федеральная", например "государственная политика в области образования" или "внешняя политика Российской Федерации". Такого рода названий исполь­зуется уже более 100. В данном перечне слово "государственный" не использо­вано. Анализом и классификацией всех указанных 200 областей и направлений политики следует заниматься в кратологии при анализе деятельности государст­венной власти, так как современная политология, да и право, к сожалению, ка­саются лишь немногих из названных областей.

 

 валютная

ведомственная

великодержавная

взаимных уступок

внешнеторговая

внешнеэкономическая

внешняя

внутренняя

военная

военно-воздушная

военно-морская

военно-техническая

вузовская

выжидания

геноцида

городская

государственная

градостроительная

девизная

демографическая

денежная

денежно-кредитная

дефляционная

"дешевых денег"

дивидендная

диктата

династическая

дисконтная

"доброго соседа"

доброй воли

доходов

дружбы и согласия

женская

жесткой экономии

жилищная

законодательная

"замораживания" доходов, цен

запугивания

избирательная

издательская

изоляционистская

имперская

инвестиционная

индустриальная

институциональная

информационная

исполнительной власти

исправительная

кадровая

карательная

книгоиздательская

книжная

"кнута и пряника"

колониальная

компромиссов

конверсионная

конкурентная

контроля над вооружениями

конфронтации

космическая

кредитная

кредитно-денежная

кредитно-инвестиционная

культурная

литературная

макроэкономическая

международная

местная

миграционная

минерально-сырьевая

министерская

мира

молодежная

монетарная

монопольная

музыкальная

муниципальная

"наведения мостов"

налоговая

научная

научно-техническая

национальная

невмешательства

нейтралитета

ненасилия

неприсоединения

оборонная

оппозиции

"открытых дверей"

парламентская

партийная

партнерства

пенсионная

переселенческая

перестройки

"плаща и кинжала"

пограничная

полицейская

попечительская

правительственная

правовая

правоприменительная

президентская

приграничная

примирения

 природоохранная

 продовольственная

 промышленная

 протекционистская

 "равных возможностей"

 разрядки напряженности

 распределительная

 реванша

 региональная

 редакционная

 рекламная

 религиозная

 репрессий

 реставрации

 реформ

 рыночная

 с позиции силы

 сбытовая

 свободной торговли

 селективная

 семейная

 сотрудничества

 социальная

 ссудная

 стабилизации доходов

 строительная

 структурная

 судебная

 таможенная

 тарифная

 техническая

 товарная

торговая

торгово-экономическая

уголовная

умиротворения

устрашения

уступок

учетного процента

федеральная

финансовая

финансово-бюджетная

финансово-кредитная

финансово-экономическая

 фискальная

 фритредерская

 хозяйственная

 "холодной войны

" ценовая

ценообразования

 школьная

 экологическая

 экономическая

 экспансии

 экспортная

электоральная

 эмбарго

эмиграционная

 эмиссионная

 энергетическая

 этнографическая

 ядерного сдерживания

 ядерного устрашения

 языковая

Кроме того, обширный объем понятий (около сотни) активно ис­пользуется при оценках и содержательной характеристике конкретных областей и отраслей политики. В их числе:

дальновидная

двойственная

декларативная

деловая

динамичная

дипломатичная

добрососедская

долгосрочная

захватническая

здравая

инициативная

капитулянтская

консервативная

либеральная

милитаристская

мирная

авантюристичная

автономная

авторитарная

авторитетная '

 агрессивная

 активная

 актуальная

альтернативная

 антинародная

 безрезультатная

 влиятельная

военно-силовая

воинственная

 временная

 выжидательная

 гибкая

 

 миролюбивая

народная

наступательная

научно обоснованная

независимая

нереальная

новаторская

обструкционистская

ответственная официальная ошибочная

пассивная

последовательная

преступная

примиренческая

принципиальная

прогрессивная

протекцией истекая

реальная

ревизионистская

сепаратистская

силовая

скоординированная

смелая

согласованная

стабильная

твердая

текущая

традиционная

трезвая

уравновешенная

цивилизованная

эгоистичная

экспансионистская

эффективная

ясная

Если же учитывать существовавшие в прошлом и существующие в настоящем названия видов политики в зависимости от наименований го­сударств (американская, британская, российская, украинская и т. д.), имен тех или иных правителей (Цезаря, Нерона, Наполеона и т. д.), то это еще многие десятки и сотни названий. Нельзя, однако, не видеть, что и такие названия часто бывают информативными, ибо отражают суть дела, а не просто одну внешнюю видимость и форму. Стоит, напри­мер, лишь упомянуть политику США или советскую политику, как сра­зу становится ясно, что здесь подразумеваются и сущностные элементы политики.

Такова политика в жизни. С такой политикой имеют дело власть и властители. Они же сплошь и рядом и формируют политику, задают ей тон, намечают ее линию, настойчиво проводят ее в жизнь. И всей про­блематикой такого рода в первую очередь занимается политология.

Заслуживает вычленения и власть в экономической сфере. Это власть в сфере экономики, хозяйствования, рынка, состоящая в созда­нии благоприятных условий для их существования и развития, а не ко­мандования ими, как это нередко имело место в прошлом в СССР и дру­гих странах социализма. Эта власть многогранна. Она включает раз­личные субъекты и объекты, во многом структурируется адми­нистративно-территориальным делением и зависит от информационно­го обеспечения.

В принципиальных определяющих вопросах экономической вла­стью располагают глава государства, парламент, вообще высшие орга­ны государственной власти. Конкретно на различных направлениях и участках это прежде всего власть, находящаяся в руках руководства ми­нистерств, ведомств, концернов, компаний, фирм, предприятий, дело­вых людей. Можно различать и сравнивать власть на производстве, власть на транспорте, власть в торговле, в сфере бизнеса и т. д. Неред­ко используется и понятие "хозяйственная власть". Это власть, относя­щаяся к ведению хозяйства на его различных уровнях, к экономиче­ской, производственной стороне дела.

Что такое власть в социальной сфере? Вследствие своего общест­венного характера всякая власть в конечном счете является социальной. В узком, строгом смысле социальная власть — это власть|в соци­альной сфере как одной из основных общественных сфер. Ее целями и направлениями являются забота о наиболее гармоничном развитии со­циальной структуры, системы общества, его социальных институтов, взаимодействие социальных групп, учет и удовлетворение социальных потребностей и запросов людей и их различных слоев, групп и сосло­вий, социальная защита различных демографических групп (детей, лю­дей зрелого возраста, пожилых, женщин и т. д.).

Для властей важно учитывать социальную структуру общества, в котором выделяют большие группы людей, объединенных по объек­тивным, присущим им признакам. Эта структура предопределяется на­личием, распространением и соотношением форм собственности и, в свою очередь, обусловливает систему, характер и содержание общест­венных отношений. От нее зависит расстановка общественно-полити­ческих сил, устройство государственного строя. В свою очередь, органы власти должны считаться со всеми чертами и особенностями данной со­циальной структуры.

Одна из забот властей состоит в том, чтобы упреждать и снимать возможную социальную напряженность как одно из наиболее нежела­тельных для властей общественных состояний, заключающееся в повы­шении неспокойствия среди населения или какой-то его части, в воз­можности неблагоприятных по своим последствиям социальных акций (митинги протеста, забастовки и т. п.). Упреждение, снятие такой на­пряженности, быстрейшая ликвидация социальных конфликтов — важ­нейшая задача властей всех уровней.

Заслуживает внимания и своего рода духовная власть, власть в сфере духа, культуры, духовных отношений. Ее не надо путать с вла­стью собственно духовенства. Речь здесь идет о многообразных участ­ках, где возможно проявление существенного влияния на умы, сознание и поведение людей.

Таков этот сложный, противоречивый мир, связанный с объектив­но необходимым, общественно полезным, разумным распределением власти по сферам жизни.

Именно так в общих чертах можно обрисовать совокупность основ­ных представлений о власти, формируемых теоретической кратологией.

Теперь мы обратимся к тесно связанной с теоретической кратоло­гией области знания, полностью устремленной в мир практики.