2. Теоретическая кратология
.2. Теоретическая кратология
Теоретическая кратология — это ведущая базисная отрасль науки о власти, специализирующаяся на углубленной разработке коренных проблем теории власти**. Она сосредоточивает внимание на изучении основных вопросов понимания власти, ее сферы, сущности, субъекта, объекта, ее признаков, принципов, форм и методов, на выделении типов, видов и проявлений власти, их классификации, на определении их предназначения, проблем их самосохранения, безопасности, возможностей выживания, информационного обеспечения и т. д.
Современные работы в области теоретической кратологии имеют, на наш взгляд, и немалое практическое значение. Ее идеи, положения, выводы могут быть интересны и полезны как для практических работников
* См.: Орфеев Ю. В., Панченко А. И. Парапсихология: наука или магия? "опросы философии. 1986. № 12. С. 116; Петушков Ю. Парапсихология и кон-Ф-ликтология // Международная жизнь. 1990. № 10. С. 110—113.
*Теоретические отрасли знания выделяются во многих науках (философия, —биология; физика, химия; механика, электротехника, радиотехника и т. д.).
органов власти разных ступеней, так и для изучения властной проблематики студенческой молодежью и обучающимися во всех видах занятий.
Попробуем более детально определить контуры и главные задачи собственно теоретической кратологии.
Явления, термины и понятия, характеризующие теоретическую кратологию, широко используются и в практической кратологии*. В первую очередь для нас важны:
— сфера власти — область распространения той или иной конкретной власти, общее пространство (поле) ее влияния, воздействия, эффективного управления;
— среда власти — окружающая обстановка, естественные, социально-экономические и политические условия, в которых приходится действовать разнообразным властям, а также совокупность людей, связанных с этими условиями, создающих их и действующих в них;
— область власти — характеристика своего рода сферы власти, пределов ее досягаемости, влияния; это понятие происходит от многозначного русского слова "область", восходящего, по свидетельству В. Даля, к старинному слову "обвласть" — великая власть, широкая сила, право и мочь; страна, земля, государство;
— понятия строго научного характера, о которых развернутый разговор еще впереди: система власти и структура власти; в этой связи в характеристиках власти могут возникать суперсистемы и подсистемы, суперструктуры и инфраструктуры и даже древо власти;
— наконец, существенные для нашей оценки типы, роды и виды власти, о которых подробнее будет сказано в практической кратологии.
После этой общей характеристики перейдем к рассмотрению других ключевых элементов власти, понимание которых дает теоретическая кратология.
Субъекты власти — обладатели, носители власти, активная действующая величина в системе власти, от которой исходят влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания. Теоретически интересно и принципиально важно, что в качестве разнообразных субъектов власти выступают и многие лица, персоны, и соответствующие органы, институты, учреждения. Субъекты власти, рассматриваемые в ином отношении, могут быть и объектами для вышестоящей власти, т. е., как говорится, сами под властью ходят.
Объекты власти — лица, явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на руководство (управление) которыми, согласно закону или подзаконным актам, а также сложившимся правилам и нормам общежития и даже традициям, направлена деятельность властей различных типов, видов и форм. При характеристике и оценке субъектов власти, их разнообразия принято исходить из того, что у власти может быть несколько уровней, возможны ее разные виды и масштабы, те или иные сферы проявления. Различны и сами названия властителей (носителей, обладателей власти), в том числе и на разных этажах властной пирамиды.
В конечном счете все во властной практике взаимосвязано. Все зависит от человека, создаваемого им общества и его положения в нем, в государстве.
* Во многих видах знания теоретическая и практическая области науки рассматриваются совместно. См., напр.: Р. Ф. Матвеев. Теоретическая и практическая политология. М.: РОССПЭН, 1993.
Многое зависит и от положения в обществе объектов власти — больших групп людей, слоев, классов, из рядов которых выходят, интересы которых представляют и которым порой противостоят сами субъекты власти — правители и властители.
Непосредственным субъектом власти обычно выступают те люди, которые концентрируют в своих руках огромное влияние и доверие, финансовое могущество, мощные рычаги воздействия на других людей, управления ими, контроля за их настроениями, мнениями и поведением. Это, например, монархи в их различных ипостасях (цари, короли, императоры, султаны, шахи), а в нашей недавней практике — генсеки. В демократически организованном обществе — это президенты или коллективные главы государств (президиумы, советы, а порой дуумвираты, триумвираты).
Реальный предел мечтаний для нормальных людей — конституционно-правовое регулирование властных полномочий такого рода лиц, определение круга их прав (что трудно) и обязанностей (что еще труднее). И разве неудивительно, что в условиях императорской России при царском самодержавии в печати ставились вопросы перехода власти в руки народа? Хорошо известны идеи А. Н. Радищева, взгляды декабристов, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, народовольцев, демократов, кадетов, социал-демократов и большевиков. Это далеко не полный перечень сторонников властного переустройства в России.
Большевики, придя к власти в 1917 году, вообще захотели исключить из нашей духовной жизни идеи кадетов (конституционных демократов) — своих соперников и оппонентов. А ведь в рядах российской интеллигенции рождались и получали распространение и поддержку в народе идеи, противостоявшие марксизму. Их удалось фактически устранить из духовной жизни Советской России и Советского Союза. Но они все равно вышли у нас в центр внимания в конце 80—90-х годах XX века.
Приведем такие впечатляющие названия трудов по теоретической кратологии, имеющих практическую направленность: Алексеев А. А. "Министерская власть в конституционном государстве" (Харьков, 1910); Гессен В. М. "Теория конституционного государства" (Спб., 1912); Гессен В. М. "Теория правового государства" (Спб., 1912); Градовский А. "Государственное право важнейших европейских держав". Т. I. (Спб., 1886); Кареев Н. И. "Происхождение современного народно-правового государства" (Спб., 1908); Ковалевский М. М. "Демократия и ее политическая доктрина" (Спб., 1913. Вып. 1 и 2); Котляревский С. А. "Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора" (Спб., 1907); Котляревский С. А. "Власть и право. Проблемы правового государства" (М., 1915); Магазинер Я. М. "Самодержавие народа. Опыт социально-политической конструкции суверенитета" (Спб., 1907).
Разумеется, это лишь часть тех трудов, которые и ныне достойны внимания и которые спустя многие десятилетия после их создания звучат очень современно и, как правило, неизвестны читателям.
Если же не стремиться к демократическому регулированию власти, к правовому, конституционному государству, то, как ярко показал весь XX век, неизбежно господствуют произвол, безрассудство, тоталитаризм и вершит дела неограниченная власть (под любым названием). При этом на одном полюсе в чьих-то одних руках сосредоточивается
абсолютная власть, а на другом полюсе оказываются все остальные. И это не просто констатация фактов теоретической кратологией, а отражение реальных фактов практики властвования.
Наибольшая трудность в сфере власти состоит в контроле власти над людьми и в контроле людей за властью, а самый болезненный дисбаланс — в рассогласовании, нестыковке, жестком противостоянии прав и обязанностей.
Продолжая речь о субъектах власти, надо заметить, что и в мировой, и в отечественной практике известны субъектно-объектные властные конгломераты по различным групповым признакам — аппаратным, классовым, национальным и т. д. Именно из практики, как ее фиксация в теории и ее осмысление, родились те самые "кратии", которые у всех на слуху, — не только демократия, но и бюрократия, партократия, геронтократия, меритократия, охлократия, технократия, теократия и т. д.*
В пестром обилии субъектов и объектов власти, в смене их ролей, видимо, не обязательны детальный перечень и характеристика действующих лиц и героев бесконечного театра власти, чтобы заговорить о ее драмах, комедиях и трагедиях. Существенно и важно, чтобы в самой расстановке сил, в распределении прав, полномочий, обязанностей, ответственности субъектов и объектов действовал принцип разумного соответствия, конституционно-правового регулирования. Тогда и общество, и власть будут устойчивы, стабильны, нерушимы. От этого выиграют и они сами, и управляемые ими люди. А в нормальном обществе и власть будет нормальной — законной, теоретически обдуманной, оптимально обоснованной, обустроенной, организованной, активной и распорядительной, честной и справедливой. Добрых эпитетов в языке масса; хотелось бы, чтобы у власти и властей их было как можно больше.
Посмотрим же, какими чертами, какими особенностями с позиций теоретической кратологии должна отличаться власть.
Черты власти — это свойства, отличительные особенности власти, различные (в том числе и типичные) у разных властей, на разных этапах и в разных странах. Они могут быть самыми разными. Одни углубляют сущностную, содержательную характеристику власти, позволяют разнообразить и детализировать типологию власти. Другие полнее обрисовывают желательное состояние власти, ее проявления, раз- :
мах, объемы, масштабы ее влияния. Могут быть и другого рода характеристики, производные от исторических и географических факторов и личностного состава власти. При этом даже выделенные по НЕ разным основаниям черты и особенности властей могут дополнять друг друга, взаимообогащаться и нередко взаимно противоречить друг другу и переходить друг в друга. Здесь от богатства и диалектики жизни никуда не уйти. И если самих властей существуют многие десятки, то количество черт, особенностей, примет, отличий разнообразных властей неисчислимо велико. Важно говорить прежде всего о власти конституционной, законной, легитимной, твердой, справедливой, надежной, уверенной, последовательной и т. д. Но этого конечно же мало. Целая область теории власти должна обслуживать особую сферу типологии и классификации одних только черт и особенностей властей.
* См. напр.: Аксючиц В. В. Идеократия в России. М.: Выбор, 1995; Бузгалин А. В., Калганов А. И. Анатомия бюрократизма. М.: Знание, 1993.
Теоретически целостная, стройная система представлений о власти не может не вырабатывать и соответствующих признаков власти. Она не может не включать и массу наработанных десятилетиями и веками элементов ее строения, ее принципов. Это важные вопросы не только теории, но и практики. Они должны по-новому звучать в обновляемой российской и международной властной практике. Это тем более важно, что здесь существуют большие неосвоенные массивы как прошлого опыта, так и нынешних деяний.
О чем идет речь, когда говорят о признаках власти.. Это — показатели, приметы, по которым можно судить о существовании самой власти, а также о ее применении, ее воздействии на объекты, т. е. о ее действенности. Это — правовая упорядоченность в организации общественной и государственной жизни, дисциплина, взаимодействие властей различного уровня между собой и с гражданами, ответственность и подконтрольность и властей, и граждан, не нарушающие свободу и равенство членов общества.
А чем характеризуются принципы власти? Под ними понимаются основы устройства, действия, функционирования власти (властей); основные, исходные положения концепции конкретной власти, руководящие правила ее деятельности.
В целом к числу определяющих моментов (признаков и принципов) системы власти относятся: ее централизованное построение, отвечающее исторически сложившемуся государственно-административному делению, обдуманное распределение власти по вертикали и горизонтали, демократическая выборность властей, четкое определение их прав и обязанностей, разделение властей, информационная обеспеченность и безопасность, подотчетность и подконтрольность власти, наличие противовесов, гарантий от узурпации и беспредела власти. В общей пирамиде власти при реализации ее признаков и принципов свою конкретную и ответственную роль играют каждый ее этаж, каждый уровень, каждый эшелон власти, каждый ее род и вид.
Говоря о теоретической картине власти, ее предметно осмысливаемом мире, нельзя не сказать о ее многочисленных характеристиках, рисующих это поистине величественное здание, сооруженное умом, волей и страстями человека, множества поколений людей, и прежде всего различного рода правителей и их приближенных и советников. По крайней мере, создавая картину мира власти, надо говорить и о многих других его составляющих. Что же представляют собою важнейшие из них?
Устройство власти — 1) процесс теоретического продумывания и результат организации, налаживания и совершенствования власти; 2) организация самой структуры власти, оформление ее и закрепление в конституциях и других законодательных актах; 3) расположение (строй, структура, система), соотношение, субординация органов, элементов власти.
А теперь о сути — о природе власти. Это основные свойства, характер, сущность и даже условия происхождения данной власти (властей) и ее проявления.
Источник власти — то, что дает начало власти, откуда она исходит. В общем плане источником власти является народ, его воля и потребность в упорядоченной организации общественной жизни, в самоуправлении. Так, в Конституции РФ подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В процессе конкретного анализа может идти речь и о конкретных источниках власти. Среди них — общественные потребности в самоорганизации людей; законы, законодательство о власти;
воля монарха и т. д.
Социальная база власти — общественные основы власти и ее органов, ее опора в самом обществе, его социальных структурах, слоях, группах граждан, их организациях, партиях, движениях, объединениях.
Предназначение власти — рациональная предопределенность, предначертанность власти как общественно-политического явления, ее носителей и субъектов играть важную социально организующую роль, а также конкретизация и детализация этой роли и определение основных задач, целей, проблем данной власти, в разных условиях формулируемых по-разному.
Иногда говорится и о призвании власти. В этом случае имеют в виду предназначение данной власти (и власти вообще) для выполнения определенных социально-политических задач или же склонность власти (властей) к тому или иному виду деятельности в зависимости от состава органов власти, правительства и т. д.
Основы власти — 1) опорные структуры, органы, на которых строится и держится данная власть; 2) исходные, идеи, концепции данной власти; в широком социальном плане правомерно говорить об экономических, политических, социальных, идейных, культурных основах власти.
Используется и близкое к названному понятие "основания власти", т. е. опорные части системы, механизма, инструмента власти; существенные признаки, по которым создана данная власть, или вручена данным лицам и органам, или присвоена (узурпирована) ими. В этом ряду существуют и другие важные явления, а потому применяются и другие понятия.
Корни власти — используется в переносном смысле. При этом имеются в виду внешне невидимые части властных структур, связанные с их экономической, социальной, духовной почвой, поддерживающие и питающие власть, обеспечивающие ей известную стабильность, прочность, выживаемость. Понятно, что сильнее та власть, корни которой более могучи, уходят глубже в народную толщу, питаются доверием и осознанной поддержкой широких и влиятельных слоев населения, граждан.
Устои власти — сложившиеся, оправдавшие себя, хорошо зарекомендовавшие себя (а для молодой власти — создаваемые) основы влияния, правления, властвования: экономические, социальные, правовые, духовные, нравственные устои.
В теоретико-понятийный состав все чаще входят характеристики времени и пространства власти, образное осмысление власти как пирамиды.
Время власти — период деятельного функционирования данной власти, того или иного властного органа (лица). Изредка при исчислении общего времени власти встречаются и факты более или менее продолжительных перерывов в этом сроке. В собственно временной характеристике той или иной власти (властей) речь, как правило, идет об эпохах, этапах, периодах, циклах, фазах, рубежах власти.
Властное пространство — определенные площади, территории, регионы, в пределах которых данная власть эффективна или по меньшей мере на которые она формально распространяется.
Властное поле — образно осмысленное пространство, в пределах которого распространяется безусловное влияние, воздействие данной власти, ее субъектов, представителей, ставленников, агентов, сторонников; пределы достижимости механизмов и рычагов власти, магнетической силы ее идей, установок и установлений. Любая власть стремится расширить такое поле. Говорят и о поле власти, т. е. о пространстве, в пределах которого проявляется действие данных властных сил.
В современных условиях цивилизованная власть во всех случаях должна располагать и временем, и пространством, и полем власти, конституционно оформленными и закрепленными.
Пирамида власти — образное осмысление системы, строения власти как сооружения с широким основанием, суживающегося кверху и переходящего в остроконечную вершину. В числе такого рода образов, рожденных геометрическими представлениями, и конус, и круг, и сектор, и сегмент власти.
Элементы власти — это основы, начала, слагаемые власти, которые можно выделять, анализируя властную вертикаль или горизонталь. По вертикали в основе лежат изначальные структуры, звенья, узлы власти, расположенные у основания пирамиды власти (ее первичные территориальные ячейки, административные подразделения и т. п.). По горизонтали, в зависимости от эшелона власти, возможно выделение параллельно, одновременно существующих подразделений, а также составляющих частей полномочий, прав, ответственности, норм, принципов, средств власти. Проблема элементов власти требует внимательного сравнительного анализа опыта, традиций различных государств и конечно же богатой практики современного строительства российской государственности.
Теоретически и практически всякая власть может оцениваться по многим показателям, прежде всего по ее масштабам и объему.
Масштабы власти — характеристика значения, размаха, размеров, влияния той или иной власти. ;
Объем власти — образное осмысление величины, размеров, количества власти, сосредоточенной в чьих-либо руках, в каких-либо органах. В этой связи рождаются такие характеристики, оценки власти, как большая, огромная, громадная, необъятная или малая, незначительная, ничтожная. Конкретная власть может оцениваться и как полная, безраздельная, абсолютная, и как ограниченная, урезанная, ущемленная и т. д.
В связи с объемом, масштабами власти находится значительный перечень ее характеристик:
— полнота власти — наличие власти в достаточной степени и даже высшая насыщенность правами и полномочиями;
— сила власти — могущество, влияние властвующих лиц и органов власти;
— устойчивость власти — твердое, неколебимое положение и состояние данной власти (властей) и ее органов; неподверженность власти влияниям, воздействиям со стороны и колебаниям, нерешительности, неуверенности в практической деятельности;
— максимум власти — сосредоточение наибольших прав и полномочий в одних руках, их концентрация, близкая к абсолютной власти;
— дефицит власти — недостаток, нехватка прав, полномочий;
— минимум власти — самый низкий изначальный порог власти на данной должности; урезанный до предела объем власти, все еще позволяющий говорить о сохраняющихся властных полномочиях конкретного лица, органа;
— видимость власти — внешне обманчивое представление о якобы существующей власти, призрачность власти,
В общей теоретической характеристике мира власти, картины власти сущностные элементы такой характеристики чрезвычайно разнообразны и могут выстраиваться по различным основаниям. При этом r зависимости от того или иного конкретного подхода последовательность их анализа, так же как и их набор могут быть разными у разных авторов и авторских коллективов. Разной может оказываться и сама полнота набора, перечня такого рода. На наш взгляд, обзор важных и необходимых составляющих в теоретическом осмыслении феномена власти целесообразно дополнить совокупностью следующих понятий.
Фундамент власти — в переносном смысле база, основа, опора властных структур, в том числе социальная и экономическая.
Фасад власти — в переносном смысле наружная, по-своему парадная сторона власти, а не ее кулисы и задворки.
Ядро власти — основная, определяющая часть, главный составной элемент, стержень власти. Такое ядро составляют: во-первых, соответствующая система представлений о власти; во-вторых, неформальная сплоченная группа людей (часто во главе с единым лидером), твердо придерживающихся общих убеждений, единых взглядов на власть и своеобразие ее деятельности, людей, скрепленных общими интересами и общей судьбой, хорошо знающих (что желательно) интересы общества, в котором они живут, и стремящихся (что еще более желательно) наиболее полно их удовлетворить.
Центр власти — 1) средоточие власти, общественно-политический фокус государственной жизни; 2) высший руководящий орган или органы; 3) в парламентах — название групп, находящихся посередине, между правыми и левыми группировками.
Скрытый центр власти — реальный, но не проявляющий себя центр, где сосредоточивается реальная власть и предрешаются ее ключевые вопросы. Состоит, как правило, из близкого властителю окружения лиц, пользующихся доверием и обладающих властью.
Границы власти — пределы, допустимые нормы, в рамках которых уполномочена, действует данная власть (лицо, орган).
Пределы власти — определенные законом границы власти. Горизонты власти — образная оценка видимых границ, пределов влияния, круга полномочий и возможностей властей.
Эшелоны власти — образная характеристика расположения органов власти в ее пирамиде, иерархической структуре, соблюдающей как последовательность распределения этих органов, так и координацию, субординацию их действий, т. е. вертикальные и горизонтальные связи и взаимодействия властей различных уровней и их зависимость от власти центральной, высшей (верховной).
Уровни власти — степени, величины, масштабы влияния, значимости тех или иных органов власти и лиц. Отсюда и понятия: "на высоком уровне", "на высшем уровне", "на уровне министра (посла)", "повысить уровень" и т. п. К этому кругу понятий относятся и образно оцениваемые этажи, ярусы, ступени, блоки власти.
Факторы власти — существенные обстоятельства, движущие силы, моменты, которые обусловливают существование данной власти, демонстрируют ее реальное влияние, служат ее укреплению. Различают факторы объективные и субъективные, количественные и качественные, важные, решающие и преходящие, частные, временные.
Что же представляют собой постоянно сравниваемые основные сферы власти?
В cimom начале мы условились, что у нас в центре внимания будет находиться власть государственная. Однако выдержать этот ориентир не просто. Поневоле приходится вести речь о властях в различных сферах и на разных стадиях, о разделении властей и все власти такого рода сопоставлять, характеризовать, сравнивать.
Социологи, а вслед за ними и кратологи различают экономическую, социальную, политическую, культурную сферу (систему, структуру, наконец, жизнь и собственно власть).
Таким образом, власть правомерно выделять и характеризовать по основным сферам жизни общества. Это во многом власть, исходящая от государства (правителей), но это и относительно самостоятельные, своеобразные сферы, в которых может проявляться влияние и других сил, лиц, организаций помимо государства. В связи с особенно важной ролью политической жизни и власти начнем с них.
Политическая сфера — область политики, политической жизни общества и власти, пределы распространения непосредственного влияния политиков и политических организаций, воздействия политических сил и идей. Политические взгляды пронизывают сегодня экономическую и духовную сферы, политизируют их, как и общество в целом. Это неизбежно требует выделения и изучения сферы собственно политики, политических идей, отношений, учреждений. Поэтому в связи с властью скажем здесь о собственно политике.
Политика (от греч. politike— искусство управления государством) —это:
1) деятельность государственных органов, объединений граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, нациями, большими группами людей, направленная на реализацию, отстаивание своих интересов и связанная со стремлением к завоеванию и использованию власти;
2) активное участие в делах государства, определение его целей, задач, курса и содержания деятельности;
3) в истории — намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, нередко искусно скрываемые ими; проявления уклончивости, хитрости, расчета, осторожности, осмотрительности;
4) в обыденной речи — характеристика образа действий тех или иных лиц, которые направлены на достижение определенных интересов, целей в отношениях людей между собой;
5) совокупность вопросов или событий текущей государственной или общественной жизни.
Этот перечень значений категории "политика" и самой политики может показаться недостаточно исчерпывающим, ибо слишком многопланова эта сфера, но основной смысл он передает верно и открывает подходы к пониманию связи политики и политиков с властью.
Для того чтобы составить более или менее полное представление о политике как сфере проявлений власти и приложения особых сил власти, надо внимательно разбираться в ее явлениях, их сущности, видеть и сравнивать многообразие субъектов и объектов политики, ее форм, типов, видов, направлений, сфер и областей, понимать и уметь формулировать ее задачи, цели, функции, способы и методы реализации, механизмы и средства ее осуществления и т. д.
Выделение различных областей политики, ее анализ принято осуществлять по нескольким основаниям:
— по названным выше сферам жизни общества (экономическая, социальная, культурная, национальная);
— по областям (внутренняя, внешняя);
— по масштабам (международная, мировая, локальная, региональная и т. д.);
— по субъектам, носителям (государствам, партиям, движениям, конкретным лидерам, лицам);
— по срокам действия и т. д.
Общий перечень различного рода содержательных направлений, областей, отраслей, видов политики (социальная, экономическая, техническая, военная, международная, партийная и т. д.) только по учтенным нами представлениям составляет свыше 200 наименований, причем одну треть охватывают направления экономической политики.
Приведем только алфавитный список областей и направлений политики в государственной властной практике человечества*:
аграрная
административная
альтернативная
альянсов
амортизационная
аннексий
антивоенная
антиинфляционная
антикоррупционная
антикризисная
антимонопольная
антитрестовская
ассортиментная
банковская
биржевая
блоковая
"большой дубинки"
бюджетная
бюджетной экспансии
в области:
заработной платы и цен
здравоохранения
коммуникаций
культуры
самоуправления местного
обеспечения различных видов безопасности
обороны
образования
приватизации и управления государственным имуществом
ракетно-космической промышленности
сбыта
социального обеспечения
средств массовой информации
художественной литературы
ценообразования
экологии
* В списке приводятся наименования, сложившиеся в российской и международной практике. В современной России наименования областей политики принято обычно формулировать с использованием слов "государственная" или "федеральная", например "государственная политика в области образования" или "внешняя политика Российской Федерации". Такого рода названий используется уже более 100. В данном перечне слово "государственный" не использовано. Анализом и классификацией всех указанных 200 областей и направлений политики следует заниматься в кратологии при анализе деятельности государственной власти, так как современная политология, да и право, к сожалению, касаются лишь немногих из названных областей.
валютная
ведомственная
великодержавная
взаимных уступок
внешнеторговая
внешнеэкономическая
внешняя
внутренняя
военная
военно-воздушная
военно-морская
военно-техническая
вузовская
выжидания
геноцида
городская
государственная
градостроительная
девизная
демографическая
денежная
денежно-кредитная
дефляционная
"дешевых денег"
дивидендная
диктата
династическая
дисконтная
"доброго соседа"
доброй воли
доходов
дружбы и согласия
женская
жесткой экономии
жилищная
законодательная
"замораживания" доходов, цен
запугивания
избирательная
издательская
изоляционистская
имперская
инвестиционная
индустриальная
институциональная
информационная
исполнительной власти
исправительная
кадровая
карательная
книгоиздательская
книжная
"кнута и пряника"
колониальная
компромиссов
конверсионная
конкурентная
контроля над вооружениями
конфронтации
космическая
кредитная
кредитно-денежная
кредитно-инвестиционная
культурная
литературная
макроэкономическая
международная
местная
миграционная
минерально-сырьевая
министерская
мира
молодежная
монетарная
монопольная
музыкальная
муниципальная
"наведения мостов"
налоговая
научная
научно-техническая
национальная
невмешательства
нейтралитета
ненасилия
неприсоединения
оборонная
оппозиции
"открытых дверей"
парламентская
партийная
партнерства
пенсионная
переселенческая
перестройки
"плаща и кинжала"
пограничная
полицейская
попечительская
правительственная
правовая
правоприменительная
президентская
приграничная
примирения
природоохранная
продовольственная
промышленная
протекционистская
"равных возможностей"
разрядки напряженности
распределительная
реванша
региональная
редакционная
рекламная
религиозная
репрессий
реставрации
реформ
рыночная
с позиции силы
сбытовая
свободной торговли
селективная
семейная
сотрудничества
социальная
ссудная
стабилизации доходов
строительная
структурная
судебная
таможенная
тарифная
техническая
товарная
торговая
торгово-экономическая
уголовная
умиротворения
устрашения
уступок
учетного процента
федеральная
финансовая
финансово-бюджетная
финансово-кредитная
финансово-экономическая
фискальная
фритредерская
хозяйственная
"холодной войны
" ценовая
ценообразования
школьная
экологическая
экономическая
экспансии
экспортная
электоральная
эмбарго
эмиграционная
эмиссионная
энергетическая
этнографическая
ядерного сдерживания
ядерного устрашения
языковая
Кроме того, обширный объем понятий (около сотни) активно используется при оценках и содержательной характеристике конкретных областей и отраслей политики. В их числе:
дальновидная
двойственная
декларативная
деловая
динамичная
дипломатичная
добрососедская
долгосрочная
захватническая
здравая
инициативная
капитулянтская
консервативная
либеральная
милитаристская
мирная
авантюристичная
автономная
авторитарная
авторитетная '
агрессивная
активная
актуальная
альтернативная
антинародная
безрезультатная
влиятельная
военно-силовая
воинственная
временная
выжидательная
гибкая
миролюбивая
народная
наступательная
научно обоснованная
независимая
нереальная
новаторская
обструкционистская
ответственная официальная ошибочная
пассивная
последовательная
преступная
примиренческая
принципиальная
прогрессивная
протекцией истекая
реальная
ревизионистская
сепаратистская
силовая
скоординированная
смелая
согласованная
стабильная
твердая
текущая
традиционная
трезвая
уравновешенная
цивилизованная
эгоистичная
экспансионистская
эффективная
ясная
Если же учитывать существовавшие в прошлом и существующие в настоящем названия видов политики в зависимости от наименований государств (американская, британская, российская, украинская и т. д.), имен тех или иных правителей (Цезаря, Нерона, Наполеона и т. д.), то это еще многие десятки и сотни названий. Нельзя, однако, не видеть, что и такие названия часто бывают информативными, ибо отражают суть дела, а не просто одну внешнюю видимость и форму. Стоит, например, лишь упомянуть политику США или советскую политику, как сразу становится ясно, что здесь подразумеваются и сущностные элементы политики.
Такова политика в жизни. С такой политикой имеют дело власть и властители. Они же сплошь и рядом и формируют политику, задают ей тон, намечают ее линию, настойчиво проводят ее в жизнь. И всей проблематикой такого рода в первую очередь занимается политология.
Заслуживает вычленения и власть в экономической сфере. Это власть в сфере экономики, хозяйствования, рынка, состоящая в создании благоприятных условий для их существования и развития, а не командования ими, как это нередко имело место в прошлом в СССР и других странах социализма. Эта власть многогранна. Она включает различные субъекты и объекты, во многом структурируется административно-территориальным делением и зависит от информационного обеспечения.
В принципиальных определяющих вопросах экономической властью располагают глава государства, парламент, вообще высшие органы государственной власти. Конкретно на различных направлениях и участках это прежде всего власть, находящаяся в руках руководства министерств, ведомств, концернов, компаний, фирм, предприятий, деловых людей. Можно различать и сравнивать власть на производстве, власть на транспорте, власть в торговле, в сфере бизнеса и т. д. Нередко используется и понятие "хозяйственная власть". Это власть, относящаяся к ведению хозяйства на его различных уровнях, к экономической, производственной стороне дела.
Что такое власть в социальной сфере? Вследствие своего общественного характера всякая власть в конечном счете является социальной. В узком, строгом смысле социальная власть — это власть|в социальной сфере как одной из основных общественных сфер. Ее целями и направлениями являются забота о наиболее гармоничном развитии социальной структуры, системы общества, его социальных институтов, взаимодействие социальных групп, учет и удовлетворение социальных потребностей и запросов людей и их различных слоев, групп и сословий, социальная защита различных демографических групп (детей, людей зрелого возраста, пожилых, женщин и т. д.).
Для властей важно учитывать социальную структуру общества, в котором выделяют большие группы людей, объединенных по объективным, присущим им признакам. Эта структура предопределяется наличием, распространением и соотношением форм собственности и, в свою очередь, обусловливает систему, характер и содержание общественных отношений. От нее зависит расстановка общественно-политических сил, устройство государственного строя. В свою очередь, органы власти должны считаться со всеми чертами и особенностями данной социальной структуры.
Одна из забот властей состоит в том, чтобы упреждать и снимать возможную социальную напряженность как одно из наиболее нежелательных для властей общественных состояний, заключающееся в повышении неспокойствия среди населения или какой-то его части, в возможности неблагоприятных по своим последствиям социальных акций (митинги протеста, забастовки и т. п.). Упреждение, снятие такой напряженности, быстрейшая ликвидация социальных конфликтов — важнейшая задача властей всех уровней.
Заслуживает внимания и своего рода духовная власть, власть в сфере духа, культуры, духовных отношений. Ее не надо путать с властью собственно духовенства. Речь здесь идет о многообразных участках, где возможно проявление существенного влияния на умы, сознание и поведение людей.
Таков этот сложный, противоречивый мир, связанный с объективно необходимым, общественно полезным, разумным распределением власти по сферам жизни.
Именно так в общих чертах можно обрисовать совокупность основных представлений о власти, формируемых теоретической кратологией.
Теперь мы обратимся к тесно связанной с теоретической кратологией области знания, полностью устремленной в мир практики.