3. Практическая кратология
.3. Практическая кратология
В тесной органической связи с теоретической кратологией в блок базисных отраслей входит и практическая кратология, которая в своем главном содержании и предназначении нацелена, ориентирована в первую очередь не на сугубо теоретическое осмысление феномена власти в жизни общества и государства, а на собственно деловую, практическую реализацию огромной силы, больших возможностей, ресурсов, потенциала, могущества власти.
Практическая кратология (англ. practical cratology) — важнейшая фундаментальная отрасль кратологии, непосредственно изучающая: а) реальную практику властвования с учетом как объективных потребностей и процессов эволюции власти и ее влияния, так и проявлений субъективного фактора, возможностей конкретной личности, наделенной властью, с учетом достоинств и недостатков этой властной фигуры, налагающих неизгладимый отпечаток на судьбы и самой данной власти, и подвластных; б) фактическое взаимодействие и границы влияния властей (властвующих фигур и органов власти) не только различных уровней, но и различных государств, их систем, объединений, блоков; в) суммарные, комплексные итоги властвования, предопределяющие тенденции эволюции и будущность данной власти (лиц, органов, властей).
При всем разнообразии властной сферы, властного комплекса как порождения и создания человеческого ума и рук человека, при всем обилии в этой сфере самых различных явлений рациональное отношение к ним, их анализ с позиций науки и особенно практической кратологии предполагает упорядочение соответствующих представлений, их систематизацию. Это и обязывает не только видеть мир власти как объективную реальность, но и формировать научную картину этого мира, разумно пользоваться ею, практически созидать, корректировать, совершенствовать власть, ее устройство, ее эффективность. Вот почему здесь нужно обладать хорошо отработанной методологией как плодотворным инструментом познания, исследования и регулирования власти.
Получив общее впечатление о власти, приступим теперь к ее характеристике и классификации, имеющим особое значение для практики, к выяснению ее функций, методов и к оценке фактически существующих ее систем, структур, способов распределения властей, форм осуществления самой власти, а затем перейдем к выяснению процессов реальной эволюции и различных стадий власти. Будем при этом помнить, что существует множество властей и их характеристики порой очень серьезно отличаются друг от друга, а поэтому в центре нашего внимания и далее будет прежде всего "власть властей" — власть государственная в ее вертикали от верховной, высшей до региональной, субъектно-федеральной (местной).
Как же можно классифицировать власти в практической кратологии? Как осуществить их типологию, т. е. расчленение систем (совокупностей) объектов и их группировку, с помощью обобщенных моделей или типов? С чем надо считаться в реальной жизни?
Покажем в качестве примера основания систематизации типов, видов и форм власти по:
источникам,
субъектам,
объектам и месту в жизни общества,
истории возникновения и существования,
областям и сферам жизни,
целям, задачам и назначению,
разделению функций,
формам осуществления и проявления,
характеру,
объему и степени влияния,
длительности существования,
этапам и динамике существования (эволюции),
реальному потенциалу,
социальным последствиям и т. д.
В кратологии выделяют различные типы власти, государства точно так же, как в гуманитарных науках принято различать типы обществ, организаций, социальных институтов, культур, личности и т. п., с чем, кстати говоря, считается и сама кратология, согласовывая свою классификацию с подходами и выводами других наук: философии, социологии, права, экономики и т.д.
Типология власти — это осуществляемая в кратологии классификация власти, властей по их основным типам, классам, видам, формам, разновидностям (и иным основаниям) для удобства анализа, научного и практического использования полученных знаний, представлений (например, демократия и автократия, диктатура, монархия, республика и т. д.).
Типы власти — основные практические формы устройства правления, власти и властных отношений, прежде всего рассматриваемые по крупным историческим этапам в развитии жизни общества — рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая власть.
Возможны и иные основания классификации: по субъектам, носителям, источникам, объектам власти и даже по конкретным персонам истории (цезаризм, бонапартизм, сталинизм), а также по регионам, названиям государств. Например, диктатура и демократия; власть народа и власть лиц, группировок; автократия, дуумвират, триумвират. В основу такой классификации нередко кладется и сопоставление (противопоставление) демократии и каждого из иных, специфических типов (видов) власти ("кратий"): партократия; бюрократия; охлократия; геронтократия; теократия и др.
Проблема типов власти в связи с обретением нового социального опыта и переосмыслением прошлого нуждается в наше время в дальнейшей разработке как в России, так и за рубежом.
Род власти — в систематике власти это группа, которая объединяет несколько ее видов, обладающих общими признаками (например, социальная, экономическая власть).
Уже само обращение к коренным категориям в сфере классификации власти говорит о разнообразии возможных подходов. Так, упомянутая экономическая власть в тех или иных аспектах анализа может быть отнесена даже к типу власти наряду с властью государственной или духовной, но при определенных условиях может быть названа и видом власти. Надо считаться с тем, что факты такого рода имели и будут иметь место и в настоящем, и в будущем, в Европе и Азии, в Африке и Америке. Обусловлены они тем, что ученые никогда не отказывают себе в возможности выступить с собственных, оригинальных позиций и предложить свою усовершенствованную классификацию, настаивая, что она лучше других.
Вид власти — подразделение в систематике власти, входящее в ее состав. Существуют различные основания, по которым принято классифицировать виды власти:
1) по основным сферам жизни общества — экономическая, социальная, политическая, духовная, государственная, общественная, церковная;
2) по основному предназначению властей — законодательная, исполнительная, судебная;
3) по месту в структуре власти — центральная, региональная, местная; республиканская, областная, окружная и т. д.;
4) по носителю — монархическая, президентская, личная, семейная и т.д.
5) по источнику власти (монархическая, народная, национальная и
6) по продолжительности, сроку, периоду пребывания у власти конкретного субъекта;
7) по охвату влиянием категории, группы, контингента людей (государственная, военная, мафиозная и т. д.);
по силе воздействия на подвластных и т. д.
Очертив эту систему представлений, надо искать место и власти семейной, родительской, личной, религиозной, светской и советской, законной и незаконной, тайной и явной и т. д. Мы попытались с позиций практической кратологии составить перечень наименований реальных властей еще до распределения их по типам, видам, родам, формам, разновидностям, разрядам и получили список, насчитывающий 154 названия. Российская практика оказалась почти полностью охваченной, но ведь еще существует масса наименований из ближнего и дальнего зарубежья, не говоря уже об обилии исторически употреблявшихся названий.
Поневоле еще и еще раз убеждаешься в том, как многогранна кратология и как давно пора внимательно и всерьез заниматься этой областью знания.
Теперь в рамках практической кратологии перейдем к характеристике реальной власти в ее вертикали*, в соответствии с ее иерархией.
Центральная власть — 1) власть, осуществляемая из центра;
2) главный руководящий властный узел государства. Нередко центральной властью именуют и собственно центральное правительство — правительство, действующее в центре, во главе данного государства.
Затем идут регионы (места). Это и области, и провинции, и губернии, и штаты, и округа, и автономии, и их совокупности. Регион — это обширный территориальный массив, большой район, охватывающий, например, в России несколько областей, в других странах — соответствующие единицы. Регион может включать и группу стран. Регионы выделяют по сходным особенностям экономического, географического, социально-политического характера и т. д.
Очень непростой проблемой для властей нередко является выработка и проведение правильной региональной политики, учет расстановки сил в регионах, их специфики, достоинств и недостатков.
Региональная власть — власть в каком-либо регионе данного государства. Кроме того, это может быть и власть, устанавливаемая по тем или иным вопросам в каком-либо регионе, охватывающем территориально целую группу государств.
В качестве самостоятельного подвида власти или даже разновидности региональной власти можно рассматривать муниципальную власть**, местное самоуправление. Это и уровень, и своеобразие власти на местном этаже иерархии влияния, воздействий на население. Природа этой власти связана со спецификой такой структурной единицы, как муниципалитет (нем. Munizipalitat, от лат. municipium — самоуправляющая община), иначе говоря — выборный орган в системе городского или сельского самоуправления в некоторых странах или же низшая административно-территориальная единица в ряде государств (Австралия, Венесуэла и др.).
* Вертикаль власти. Документы. Комментарии. Разъяснения. М., 1996.
** См.: Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997.
Иногда в ряде государств выделяют еще и такую ступень, как местная власть — власть, относящаяся к местному уровню, на ступень ниже центральной, со своим кругом обязанностей и полномочий.
Широко применяется понятие "местные власти". При этом имеются в виду лица, органы, учреждения, осуществляющие местную власть. В России сейчас в ходу понятие "местное самоуправление"*. Фактически именно с местными властями сталкивается повседневно подавляющее большинство граждан, а опыт своего общения с ними (нередко не самого приятного свойства) люди переносят на отношение к власти вообще и особенно к центральным властям. Вот почему крайне важно уже на местном уровне формировать положительное и уважительное отношение к власти.
Городская власть (власти) — власть (назначаемая или избираемая), действующая в пределах конкретного города с учетом государственных законов и местных актов управления.
Российский опыт говорит о широком круге представлений, связанных с властью в городе. Упомянем хотя бы разнообразные органы и лица из нашей былой и нынешней практики: городская дума, городское собрание, городская управа. Существовали в прошлом и городской голова, и городничий. Наша дореволюционная литература, театр, живопись ярко, образно и многопланово отразили жизнь городских властей. Сегодня в Москве, например, стоят во главе города и мэр, и правительство, а в районах — районные управы.
С учетом административно-территориальной практики заслуживают выделения и районные власти.
Районная власть — власть на местах по территориально-административному признаку с соответствующим правовым статусом, кругом функций и полномочий, своей организационной структурой и штатами, правами и обязанностями, связями с населением и т. д.
В этом практически важном систематизированном перечне властей разного рода (разных этажей) заслуживают упоминания и такие массовидные проявления власти, как власть (во многом говоря условно) на уровне первичной ячейки общества — семьи, родителей и детей, поколений.
Обрисовав общую картину во властной вертикали, отметим, что в практической кратологии в центре внимания, естественно, находится собственно государственная власть. Дело в том, что в реальной жизни фактически главным орудием власти выступает государство. Оно как носитель, обладатель, распорядитель власти, служащий монарху или народу, и дает само наименование власти — государственная.
Основные признаки государства: а) наличие особой системы органов и учреждений (механизм государства), осуществляющих властные функции; б) право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; в) определенная территория с населением, на которую распространяется юрисдикция данного государства.
Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 конкретизирует: Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья 14 характеризует Российскую Федерацию как светское государство.
* Барабашев Г. В. Местное самоуправление. М.; Изд-во МГУ, 1996. 118
Государственная власть — понятие многозначное. Во-первых, это право и возможность государства и его органов распоряжаться жизнедеятельностью общества, его граждан и их объединений, направлять ее и контролировать, подчинять своей воле.
Во-вторых, это сами действующие органы государства.
В-третьих, это обобщающее название лиц, облеченных высшими полномочиями.
Согласно Конституции, в России носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ.
Государственная власть в Российской Федерации, как и в большинстве современных государств, осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны*.
Государственную власть в России осуществляют Президент Российской Федерации (РФ), Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ; в субъектах Федерации — образуемые ими органы. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о таком разграничении.
В мировой практике важнейшую роль играет, если это реально осуществляется на деле, а не обставляется словами, конституционализация власти, позволяющая прямо говорить о конституционной власти, даже заменяя этим понятием понятие государственной власти.
Конституционализация власти (от лат. constituo — учреждать, устанавливать, формировать, устраивать) — установление и закрепление положений, относящихся к устройству власти (государственной, административной, местной и т. п.), определению ее роли, характеристик, черт, регулированию ее полномочий, прав, обязанностей, ответственности, формулируемым в текстах конкретных конституций, придание им законной, конституционной силы.
Государственная власть влечет за собой установление соответствующего порядка, правил, органов и сопровождается большим массивом явлений, факторов и понятий. Некоторые из них мы назовем, поскольку они важны для практической кратологии.
Государственная Дума — выборное представительное учреждение в дореволюционной России, которому формально принадлежали законодательные функции (1906—1917). В РФ начала действовать с декабря 1993 года.
Государственное управление — одна из форм деятельности государства, выражающаяся в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики.
Государственная политика — линия, курс, определение целей и задач и сама деятельность, направленная на их достижение и проводимая государством и его органами в центре и на местах, в стране и за рубежом.
Государственное право** — отрасль права; совокупность правовых норм, регламентирующих основы государственного и общественного
* Ефимов В. И. Власть в России. М.: РАГС, 1996. 288 с.; Ефимов В. И. Система государственной власти. М.: Универсум, 1994. 153 с.
** См.; Государственное право Российской Федерации. М., 1996.
устройства страны, систему и принципы формирования и деятельности органов власти и управления, избирательную систему, права и обязанности граждан и т. д. Ныне в России все чаще речь идет о конституционном (государственном) праве.
Государственный аппарат — совокупность государственных органов, осуществляющих функции государства.
Государственная служба — работа в пользу государства в системе его органов. Согласно Конституции РФ и закону об основах государственной службы РФ, граждане России имеют к ней равный доступ*.
Государственная собственность — одна из важнейших форм присвоения и использования материальных благ, прежде всего средств производства. В РФ она выступает в виде федеральной собственности и собственности входящих в нее субъектов Федерации. Распоряжение и управление госимуществом осуществляют соответствующие органы власти.
Государственный бюджет — ежегодная смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства; главное звено финансовой системы страны.
Государственная безопасность — положение, которого добиваются органы власти, чтобы государству не угрожала опасность; действующие в этих целях специальные органы. Принято выделять внешнюю, внутреннюю, конституционную, государственную, федеральную, национальную, оборонную, ядерную, социальную, экономическую, финансовую, банковскую, экологическую, продовольственную, таможенную, медицинскую, информационную безопасность, безопасность международную и т. д. Всего в мировой практике известно более 90 типов и видов безопасности.
Государственная тайна — нечто известное далеко не всем, тщательно скрываемое, составляющее предмет особых забот тех или иных органов государственной власти, а порой и высшего руководства, ибо приобретение известности таким секретом (секретами) способно нанести большой, иногда непоправимый ущерб коренным интересам страны. Обеспечение государственной тайны достигается организацией деятельности специальных органов, лиц; использованием соответствующих средств и методов; введением правил; инструкций и т. д. Ныне в этих целях требуется специальная наука — конспирология.
Государственная символика — совокупность символов государства (герб, флаг, гимн, столица и т. д.).
Государственная награда — особая благодарность, почетный знак, орден и т. д., которыми отмечаются чьи-либо заслуги.
Государственная измена — предательство интересов Родины, переход на сторону противника данного государства. Это нередко и выпад против действующих властей, подрыв их авторитета, дискредитация и власти, и государства.
А теперь напомним еще раз о многоликости властей — важном явлении практической кратологии. Какими же реальными гранями поворачиваются власти, когда они погружаются в многокрасочную сферу жизни? Покажем это на небольшом числе примеров.
* См.: Об основах государственной службы Российской Федерации (Федеральный закон)//Российская газета. 1996. 23 янв. С. 3; Стирилов Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации. Теоретико-правовое исследование. Воронеж, 1996. 456с.
Официальные власти — это власти, наделенные государственными полномочиями, а также любые существующие власти.
Параллельные власти — одновременно рядом существующие власти, сопоставимые по характеру и содержанию деятельности, ведущие параллельную работу и тем иногда ослабляющие друг друга—двоевластие, многовластие.
К Фактическая власть — власть, существующая реально, на деле, оказывающая подлинное влияние в противовес пустым разговорам о власти, формальной власти.
Формальная власть — законная власть, признаваемая и существующая со всеми ее внешними символами и атрибутами. Однако она может ; пользоваться должным авторитетом, весом, влиянием, может находиться на стадии ослабления, упадка и вовсе не быть гарантирована от возможной замены ее новой, более сильной властью.
Номинальная власть — власть, только называющаяся, именуемая властью, но на деле не выполняющая своих обязанностей, фиктивная, чаще всего ненужная людям, хотя избавиться от нее бывает далеко не просто.
Выборная власть — лица и органы власти, прошедшие процедуру отбора и последующего избрания:
Первичная власть — первая ступень власти, начальное звено системы власти, с которым гражданин имеет дело в повседневной жизни.
Теперь перейдем к вопросу о целях, функциях и методах власти (властей).
Цели (задачи), функции, методы власти — одна из наиболее сложных и многоплановых групп характеристики власти. Это связано с разнообразием властей в различных исторических эпохах, в тех или иных странах, в конкретных областях жизни и т. д.
Цели власти (властей) — это то, к чему стремятся власти, чего они добиваются.
Функции власти — круг деятельности власти и ее направления; основные обязанности, роли власти: организация, управление, контроль, прогнозирование, воспитание и т. д. Если вдуматься в понимание функций власти, то правомерно воспользоваться близким (но не тождественным) понятием '"властные функции". Это выработанные теорией и практикой и возложенные на определенных лиц и органы (организации) обязанности, связанные с их принадлежностью к сфере власти, обслуживанием и развитием этой сферы, ее гуманизацией.
Методы власти — это приемы, способы, образ действий тех или иных властей, добивающихся достижения своих целей, решения стоящих перед ними задач.
В практике используются и другие понятия.
Методы властвования — способы, приемы вместе с соответствующими средствами, которые широко используются в процессе властвования лиц, организаций.
Методы борьбы за власть — совокупность приемов и средств для прихода к власти и ее удержания, а также оттеснения и устранения от власти конкурентов, соперников, противников, да и партнеров. Далее идет детализация: методы поддержания, сохранения, упрочения, укрепления, защиты, обеспечения безопасности, отстаивания, расшатывания, раскачивания, устранения, слома власти, методы борьбы с властью и против власти.
Остановимся еще на одном ключевом элементе в логически необходимой и содержательной характеристике властей.
В практической кратологии речь должна идти и о формах реализации (проявления) власти. В любом обществе такими наиболее общими формами осуществления власти разного рода могут быть господство, руководство, управление, организация и контроль. Мы их также различаем:
— господство проявляется в подчинении (полном или относительном) одних людей другим;
— руководство основано на осуществлении воли субъекта путем воздействия (прямого или косвенного) на людей в определенной сфере;
— управление использует предоставленные полномочия для поддержания задуманного (заданного) режима в конкретной сфере деятельности (по горизонтали или вертикали);
— организация обеспечивает регулирование, функционирование, поведение, субординацию и координацию элементов (компонентов) системы;
— контроль позволяет в соответствии с определенными установками, принципами, нормами проверять и корректировать деятельность людей и областей, объектов жизни общества.
Власть при подобном рассмотрении может классифицироваться и по таким формам своего проявления, как:
— законная (основанная на положениях норм законов);
— принуждающая (насилием, наказанием и их угрозой);
— вознаграждающая (стимулирующая системой поощрений, поддержки, одобрения, покровительства и ненаказуемости);
— коммуникационная (опирающаяся на информирование, средства информации для регулирования отношений между людьми и их поведения);
— компетентная (влияющая самим своим профессионализмом, авторитетом).
В реальной жизни указанные формы, как правило, не выступают в чистом виде, а проявляются через их комплексы, сочетания, взаимодействие.
В практической кратологии важно широко смотреть на властную практику. Это значит, что следует учитывать не только цели, задачи, функции, формы власти, но и ее курс, ее ориентиры, компетенцию, качества и т. д.
Курс власти — в переносном смысле направление движения, тот путь, по которому идет или намерена идти данная власть или же о котором она лишь говорит, скрывая свои истинные побуждения, мотивы и цели.
Кругозор власти — в переносном смысле объем интересов, знаний лиц, стоящих у власти; пространство, окидываемое взором властителей. Чем дальше, глубже, объемнее, точнее видятся просторы, пространства власти, тем более целеустремленно строится, ведется властная деятельность.
Ориентиры власти — цели, направления деятельности руководителей и органов власти, как правило, объявляемые заранее и широко популяризируемые. Но бывают (и нередко) и такие ориентиры, которые до поры до времени не предаются огласке и хранятся в секрете, будучи известны лишь очень узкому кругу лиц, порой всего лишь нескольким властным фигурам.
Компетенция власти — ясно очерченный круг полномочий какого-либо органа, учреждения или лица, в пределах которого они вправе принимать решения и действовать.
Ослабляет власть ее неопытность — отсутствие необходимой практики, знаний как вследствие начальной стадии деятельности, так и вследствие безразличия к их обретению, неумения и нежелания анализировать ход событий, отслеживать их и прогнозировать. Все это грозит серьезными осложнениями, а то и возможными просчетами, неудачами, даже крахом.
Вот почему в поле зрения практической кратологии попадают качества власти — наличие существенных признаков, особенностей, свойств, отличающих данную действующую власть от других. Набор и перечень такого рода качеств весьма широк, многообразен и своеобразен для различных властей и уровней власти.
По мере развития властной практики возрастают и критерии власти как мерило оценки ее эффективности и жизнеспособности. К их числу относятся результаты действий власти, ее активность, инициативность, настойчивость, авторитет, степень вызываемого доверия, связь с людьми и т. д.
Таким образом, весь очерченный до сих пор круг представлений о власти подводит нас к проблеме организации, строения, системы, структуры, инфраструктуры власти (властей). Естественно, возникает и вопрос об изучении в рамках кратологии соотношения, разграничения, разъединения, разделения, перераспределения и взаимодействия властей.
Скажем прежде всего о системе и структуре власти. Эти понятия нередко употребляются как близкие, чуть ли не равнозначные, взаимозаменяемые. К сожалению, в научном плане о системах и структурах власти пишется еще очень мало*.
В широком смысле система власти — это единый комплекс представлений о власти, существующих властных отношениях и целостная совокупность организаций, учреждений и властных лиц сверху донизу, которые избираются или назначаются и через которых в данной стране осуществляется власть во всех ее основных видах, на всех уровнях, во всех эшелонах. Рядом с этим понятием, а порой и как заменяющее его используется понятие "властная система" — 1) форма организации власти; 2) определенный порядок расположения органов власти, их взаимосвязи в действиях; 3) совокупность органов власти, однородных по своим управленческим принципам и законам и образующих единое целое.
Этажом ниже как составной структурный элемент иногда выделяют ту или иную подсистему власти — часть данной системы власти. В подсистемах такого рода могут оказаться конкретные взаимосвязанные органы исполнительной власти или местных, региональных властей, властей в какой-то сфере жизни (военных властей и т. д.).
Нередко практически полезным оказывается и термин "комплекс власти", означающий совокупность лиц, органов, учреждений, обладающих
* Из публикаций последнего времени упомянем: Ефимов В. И. Система государственной власти. М.: Универсум, 1994; Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира: Справочник. М.: Юрид. лит., 1993. Разумеется, это не единственные публикации в России. См., напр.: Сорокин П. А. Система социологии. •v.: Колос, 1920. Т. 1 и 2; Хвостов В. М. Система римского права. М., 1996 (по изданию 1908).
соответствующими полномочиями и компетенцией и объединенных общим предназначением.
Одной из ключевых категорий кратологии является близкая к понятию системы, но самостоятельная и существенная категория структура власти — организационное строение, внутреннее устройство системы власти во всем многообразии ее органов (элементов, звеньев, эшелонов), в их тесной связи, подчинении, соподчинении (координации, субординации), взаимодействии вплоть до взаимных помех в практике.
В этом же ряду, но рангом ниже находится категория инфраструктура власти — комплекс социально-политических и иных подструктур, на которых базируется власть и которые содействуют ее функционированию и развитию. В их числе — общественные движения, политические партии, объединения, системы отбора и подготовки лидеров, средства массовой информации, органы политического маркетинга — разумеется, из числа тех, что данной властью созданы, ей служат и не выходят из-под ее контроля. Оппозиционные организации в эту подструктуру не входят.
Наконец, правомерно считать, что по мере развития науки о власти — кратологии в ее лексиконе, словаре произойдут определенные уточнения. Так, на первый план будут выходить понятия "властная система", "организация власти", "институт власти", "институты власти" и др.
Институт власти — власть как социальное, общественно-политическое явление, как важное, неотъемлемое звено, определяющий структурный элемент в жизни общества со всеми своими достоинствами, возможностями и недостатками, как нуждающаяся в постоянном анализе, развитии и усовершенствованиях система в общественном организме.
Институты власти — важнейшие структурные образования, составляющие систему власти (властей) как целое (высшие, исполнительные, законодательные, судебные, контрольные органы и т. д.).
Властная инстанция — ступень (уровень) в системе власти; орган власти, в котором решается тот или иной вопрос.
Эффективное и рациональное устройство и функционирование общества, государства и власти (властей) предполагает гармонию властей и ее системных элементов, распределение власти, разделение власти. Скажем и об этих моментах в строении и использовании власти.
Гармония власти (властей) — соответствие, соразмерность, равновесие, согласие частей и целого в структуре, строении, системе власти, разумное и эффективное соотношение задач, прав и обязанностей, ответственности, полномочий властей. В конечном счете гармония — это желанное состояние власти, к которому надлежит стремиться в подлинно цивилизованном демократическом обществе.
Другим аспектом, связанным с гармонией власти, ее обеспечением, является баланс властей, т. е. их равновесие, уравновешивание. Это и количественное выражение отношений между сторонами властной и какой-либо иной деятельности, которые должны уравновешивать друг друга.
При реформировании российского общества, переходе к рынку и развитии предпринимательской деятельности все более важное место занимают различные виды хозяйственных (экономических) балансов, а также поддержание баланса властей, политической стабильности, разумного взаимоотношения политических сил и движений, их интересов. Может ставиться вопрос и о равновесии общественном, равновесии общественных сил, властей различных уровней и видов. Нарушение спокойствия, гармонии, баланса, равновесия грозит большим числом трудностей, противоречий, конфликтов вплоть до войны властей.
В связи с этим практически выдвигается в центр внимания представление о разумном обладании властью, а также о разумном распределе-1ии власти.
Обладание властью — это деятельное состояние субъекта, надежного властными полномочиями, функциями, правами; это и управление государством; наконец, это и собственно властвование, владычествование (царствование, княжение и т. п.).
Распределение власти означает обдуманное, рассчитанное на эффективное правление, на положительные результаты властвования и управления, наделение властью (полномочиями, правами, ответственностью, обязанностями) действующих субъектов в сфере власти, или, говоря иначе, властей разного рода, масштаба, объема, уровня и т. д.
В Согласованность, синхронность действий различных властей, влажных инстанций обеспечивается их разумным балансом. Это отмечает, к примеру, Г. Г. Филиппов, говоря о балансе "между властью... полномочиями (правами применения власти в оговоренных пределах) и ответственностью (обязанностью отвечать перед организацией за правильность применения власти)"*. Именно такого рода баланс законодатели и стремятся закрепить в современных конституционных нормах.
В этом случае на первый план выходят предметы ведения, т. е. вопросы, определяющие круг прав, полномочий данного государства. Так, предметы ведения Российской Федерации охватывают отношения, складывающиеся между Федерацией и ее субъектами в различных сферах общественной жизни, а также отношения с гражданами и мировым сообществом. Правовой основой разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами являются Конституция России и Федеративный договор от 31 марта 1992 года.
Важное значение имеет ответственность, или обеспеченность правами и обязанностями, необходимыми для осуществления властной деятельности. В свою очередь, это определяет обязанность на основе зафиксированных в законах и актах санкций отвечать за свои решения, неправильные действия, поступки в тех или иных сферах. Различают ответственность государственную, административную, гражданскую, дисциплинарную, материальную, моральную, политическую, уголовную, экономическую и т. д.
В деле распределения власти среди ее субъектов ключевым вопросом являются полномочия и права.
Властные полномочия — права, предоставленные тем или иным органам и субъектам в системе власти на соответствующие решения, действия, поведение. Объем таких полномочий в разных странах, в разные времена и на разных уровнях, конечно, не одинаков, но от них зависят результаты властвования, эффективность власти. Не случайно диктаторы наделяют себя полномочиями и правами без каких-либо ограничений.
Властные права — в демократических государствах совокупность устанавливаемых конституцией и другими законами и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей, организаций
Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. М., 1985.
в сфере власти. Это также и возможность, свобода властных субъектов, структур что-либо решать, делать, осуществлять, -вести себя определенным образом и требовать выполнения своих распоряжений, постановлений, указаний как гражданами, так и нижестоящими властями, юридическими лицами
Важным вопросом теории и практики власти является разграничение прав, т. е. разделение, точное определение прав властных субъектов по всей вертикали. Это относится и к разграничению ответственности, функций действующих субъектов власти.
Кругу прав соответствует и определенный объем обязанностей — установленный перечень действий, возложенных на кого-либо и требующих исполнения. Основные обязанности граждан и органов власти определяются конституцией или вытекают из ее установлений.
Практика распределения власти имеет дело и с принятием обязательств. Это официально данные на том или ином уровне обещания, обычно в письменной форме, требующие их безусловного исполнения. Различают обязательства конкретных властей, организаций, лиц, договорные, международные, юридические и т. д.
Субъектов власти всех ступеней во властных структурах характеризует мера участия во власти, т. е. деятельность по выполнению обязанностей во властных структурах, сотрудничество с несением своей доли ответственности. Система и структура власти, очерчивая круг полномочий, прав, обязанностей субъектов, включают тех или иных лиц, органы, учреждения в обширный круг взаимодействия — подчинения, исполнения, соподчинения, равноправия, партнерства и т. д.
Именно властные структуры отличаются продуманной, а порой и внезапно созданной жесткой субординацией, или системой строгого служебного подчинения младших старшим, как во всей властной вертикали, так и в конкретных звеньях, органах, учреждениях власти.
Другим существенным аспектом властных отношений является соподчинение — одновременное, на равных основаниях подчинение разных субъектов власти одному и тому же вышестоящему субъекту.
Часто используется сегментация власти — распределение всего круга дел, массива власти по конкретным участкам, долям ее.
Разумеется, практика и терминология такого рода может меняться, варьироваться, корректироваться, нередко даже в зависимости от того или иного понимания вопросов властвования и настроений властителей.
Если же сугубо демократические принципы нарушаются, то речь может пойти о дележе (дележке) власти, или, говоря проще, о разделе, распределении власти между лицами, учреждениями, как правило, помимо всяких существующих норм, установлений, что явно или молча осуждается общественностью.
Весь этот перечень полномочий, прав, ответственности субъектов прямо выходит в сферу конституционного (государственного) права и практической кратологии, реальной полноты прав, их объема, масштабов, возможностей. В свою очередь, здесь появляется и соответствующий лексикон. Например, полная власть — конечно, это не просто важная характеристика состояния власти, наличия и исчерпанности ее прав и полномочий, но и существенная констатация исчерпывающей широты и пределов, объемов и влияния власти в сфере ее распределения.
Отношение людей, законопослушных и даже непослушных граждан или подданных, задействованных во властных структурах, к носителям и обладателям власти чрезвычайно многопланово, но основные проявления этого отношения по-своему устоялись и получили определенную квалификацию. Конечно, они учитывают и феномен разделения властей, и наделенность властью соответствующих уровней, эшелонов во властной структуре. К числу проявлений такого рода относятся следующие явления и понятия.
Почитание властей — глубокое уважение к властям, находящее проявление в особых знаках внимания, послушания, исполнительности.
Зависимость — подчиненность другим, чужой воле, чужой власти при отсутствии или резком ограничении своей самостоятельности, свободы.
Лояльность к властям — поведение в рамках законности, формально-благожелательного отношения к власти и ее представителям. Спектр такого рода лояльности исторически необычайно широк, ибо включает отношение и к национальным и иностранным властям, и к властям республиканским, демократическим и монархическим, и к властям различных эшелонов правящих структур.
В общем блоке отношений к властям и рядом с ними соседствуют и объективно установленные законом определенные условия восприятия той или иной власти, реагирования на нее. В этой области имеет место и такое явление, как неподвластность — независимость от данной власти, неподведомственность, выпадение из поля ее влияния (юрисдикции). Среди проявлений иных отношений — неподчинение (бунтарство), игнорирование властей, противодействие властям и т. д. В них могут отражаться варианты поведения граждан, физических и юридических лиц.
Как видим, проблематика практической кратологии чрезвычайно широка и находится в тесной связи с теорией власти. Главное состоит в том, чтобы власть правила разумно, успешно, твердо и по закону.
Как отмечает профессор Калифорнийского университета, вице-президент Международной социологической ассоциации Н. Смелзер, для понимания политического устройства необходимо знать, что означают понятия "власть", "сила" и "господство". Он характеризует их, опираясь, в частности, на суждения М. Вебера и Т. Парсонса: "Можно утверждать, что власть — основа политики. Социологи, исследующие политическую жизнь общества, должны серьезно разбираться в существе природы власти. Макс Вебер, разработавший многие социологические понятия, ввел некоторые основные положения политической социологии. Он предложил одно из наиболее известных определений власти: это "возможность для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению". Такое определение применимо к отношениям между двумя партиями. Подразумевается, что одна из них осуществляет власть над другой. Власть может быть основана на применении силы, связана с занимаемой политической должностью, унаследованным авторитетом или авторитетом статуса, как, скажем, власть родителей над несовершеннолетними детьми, и с многими другими факторами. Что представляет собой власть, когда речь идет о более крупных группах, например общностях и обществах? Талкотт Парсонс характеризует ее как "способность общества мобилизовать свои ресурсы ради достижения поставленных целей". Еще власть можно определить как "способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения". Парсонс сравнивает власть с деньгами, поскольку она также "один из видов ресурсов. Кроме того, власть — это действенность системы, способность принимать законы, поддерживать порядок, защищать общество от врагов*
Смелзер далее пишет: "Независимо от определения власти необходимо проводить различие между властью и силой. Сила — применение физического воздействия, чтобы навязать свою волю другим. Это более узкое понятие, чем власть, поскольку власть может осуществляться без применения силы. Тем не менее люди часто склонны уравнивать силу и власть"**.
В заключение, анализируя мир власти в рамках практической кратологии и делая упор на оценку многочисленных ее аспектов, проявлений, характеристик, следует указать, что у понятия власти имеется немало синонимов, аналогов. Что представляют собой некоторые из них?
Властительство — господство, повелевание в формах, свойственных абсолютной власти.
Владычество — господство, полная власть, обладание и управление (в отношении власти, сана, звания, территории).
Властвование — владение, управление в значении действия; господствование.
Господство — подавляющее, преобладающее влияние, обладание всей полнотой власти над кем-либо.
Влияние — суть действия власти, ее авторитета; действие, воздействие, оказываемое кем-либо, чем-либо на кого-либо, что-либо, например историческим лицом на других людей и общественные процессы. Мощь — могущество, сила, властное воздействие. Покровительство — 1) защита, заступничество, оказываемое кому-нибудь; 2) поощрение какой-нибудь деятельности, благоприятное отношение со стороны властей.
В этой связи обратим внимание и на подчинение — 1) нахождение в зависимости от кого-либо; повиновение кому-нибудь; 2) обращение кого-либо в зависимость от кого-нибудь; понуждение действовать сообразно чему-нибудь.
Отметим и поклонение — восторженное почитание, отношение с почтением к кому-либо, чему-либо.
Приведенный перечень, разумеется, неполон, и мы не стремимся исчерпать его. Здесь, как и в других местах книги, нам хочется еще раз привлечь внимание к тому, что в сфере власти мы имеем дело с поистине необозримым поприщем человеческой деятельности, требующей гораздо более глубокой специальной научной разработки, чем это было до сих пор в отечественной и мировой практике.
Что же касается собственно практической кратологии, то в ней всегда в центре внимания будет стоять искусство власти, т. е. высокая степень мастерства властителей и властных органов.
Необходимость проявления искусства во властной деятельности обусловлена своеобразием этой сферы, требующей от лиц, организаций (органов и т. д.) умения продумывать, вырабатывать, проводить в жизнь определенную линию поведения, курс, политику, предполагающие высокую степень совершенства влияния на людей, народы, государства с целью достижения нужных результатов.
Искусство власти включает многообразие форм, приемов, способов, средств властной деятельности, способность в рамках закона к маневрированию
* Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. С. 524—525.
** Там же. С. 525—526.
соглашениям, компромиссам, а также к уступкам, давлению, расчету, проявлению хитрости, уклончивости, соблюдению своей выгоды и т. д.
В процессе становления многопартийности, большого разброса интересов и установок различных сил, в ходе политической борьбы, овладения навыками парламентской деятельности особое значение приобретает овладение политической культурой и искусством властвования. Поэтому всегда будет ценимо мастерство власти — высокая степень искусства в выполнении властных функций и обязанностей.
Однако у искусства и мастерства власти всегда будут и нежелательные спутники. Их сопровождают:
— властомания, или, говоря иначе, кратомания — разновидность мании: сильное влечение, пристрастие к власти; болезненное психологическое состояние с сосредоточением сознания и чувств на идее властеобладания и властвования;
— властолюбие — страсть к властному господству и безграничная любовь к распоряжению властью, любовь к самому себе в мундирах власти и с обладанием широким кругом прав, полномочий, а в связи с этим и благ, и льгот, и привилегий.
Практика свидетельствует, что навсегда сохранится пирамида власти, а на ее вершине, на острие — первое лицо (властитель, монарх, президент, глава государства). А лица рядом с ним или даже он сам будут являть собой такую неискоренимую историческую фигуру, как властолюбец— человек, безмерно любящий властвовать, начальствовать, никому не желающий подчиняться и не думающий ни к кому прислушиваться.
Очень важное значение в теоретической и практической кратологии имеет проблема разделения властей*.
Это властно-правовая теория и практика, согласно которой власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимыми друг от друга органами. Идея разделения властей высказывалась еще античными учеными (Платон, Аристотель и др.), затем Дж. Локком, развита Ш. Монтескье и другими мыслителями.
Монтескье писал в своем труде "О духе законов" (1748): "Политическая свобода имеет место лишь при умеренных правлениях. Однако... она бывает в них лишь тогда, когда там не злоупотребляют властью. Это известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела...
Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга... Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет... Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной... Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти..."**
*См.: Барабашев А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988; Разделение властей: история и современность. М.:
Юрид. колледж МГУ, 1996.
** Монтескье. Избр. произв. М., 1955. С. 289—290.
Идеи разделения власти в той или иной мере нашли впервые распространение и воплощение при создании буржуазно-демократических политических режимов как в Европе, так и в США*.
Принцип разделения властей, являющийся важным принципом демократии, отражен в конституционных актах Великой французской революции**. Он был использован и во многих других конституциях***.
В России этот принцип был положен в основу преобразований, осуществлявшихся в ходе реформ 1864 года. Судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной****. Ныне этот принцип отражен и закреплен в Конституции Российской Федерации. Статья 10 гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны"*****.
С учетом этой сложившейся и оправдавшей себя практики укоренился удачный образ треугольника власти — название общей системы, совокупности властей (законодательной, исполнительной и судебной). В тесной связи с этим образом приобрело широкое распространение и понятие "ветвь власти" (в США branch of power) — отдельная отрасль, линия, боковой отросток власти в ее общей системе. В мировой науке и практике различают три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Прежде чем перейти к их характеристике, отметим, что существует и широко употребимое понятие "представительная власть", к которой можно отнести органы законодательной и исполнительной властей. Представительная власть — 1) власть выборная, основанная на представительстве, выражающем чьи-либо интересы, прежде всего народные; 2) власть, внушающая почтение своим обликом и манерой общения.
В рамках кратологии, дающей упорядоченные представления о власти, излагающей ее целостную теоретическую систему, мы остановимся на общей оценке трех властей.
О законодательной власти нам уже приходилось говорить. Поэтому лишь отметим, что она представляет собой важнейшую систему, звено, ветвь власти. Она охватывает систему тех органов государства, которые принимают законы. Сама же законодательная власть имеет исключительное право издавать нормативные акты, которые после конституции обладаюИсполнительная власть* — важнейший вид (ветвь) власти. Задача этой власти — проводить в жизнь волю избранных или стоящих во главе государства лиц и органов, представляющих жизненные интересы тех или иных слоев общества, сословий, наций. Исполнительная власть _ это власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения законов, принимаемых парламентом, т. е. законодательной властью.
Исполнительная власть принадлежит либо президенту** — главе государства — и правительству (в президентских республиках), либо главе государства (в парламентарных республиках). Однако в парламентарных странах роль главы государства фактически номинальна. Вопросы здесь решаются на правительственном уровне при определяющем влиянии парламента.
В реальной практике роль исполнительной власти выходит за рамки теории и нередко за пределы, установленные конституцией. Органы этой власти в центре и на местах представляют собой гибкий, оперативный инструмент власти. Обособление и чрезмерное усиление исполнительной власти, как говорит опыт, способны вести к свертыванию демократии и бюрократизации общественно-политической жизни. С другой стороны, ослабление этой власти может повлечь за собой дискредитацию и даже распад данного устройства власти.
Судебная власть*'** — в государстве, придерживающемся принципа разделения властей, одна из трех важнейших независимых ветвей власти, которой вменяется в обязанность слежение за строгим соблюдением конституции и других законов.
Организация судебной власти и характер ее деятельности весьма различны в различных государствах. Ключевая роль здесь принадлежит юстиции, т. е. собственно правосудию, а также системе судебных учреждений и их деятельности по осуществлению правосудия. Центральным звеном в этой системе является суд — а) государственный орган, ведающий разрешением гражданских (между отдельными лицами, учреждениями) споров и рассмотрением уголовных дел; б) само разбирательство дел в суде; в) сами судьи — те лица, кто судит; г) мнение, заключение. Нередко говорится и о суде истории, суде потомков. Судебная власть опирается на судебную систему — совокупность всех судов, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых демократических принципах, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия.
" Третья власть" — таково современное распространенное название судебной власти.
Этими цифрами не ограничивается содержательное применение порядковых числительных в сфере власти.
* См.: Исполнительная власть в Российской Федерации. М.: Изд-во БЕК, 1996.
** См.: Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М.:
Юрид. лит., 1994.