4. Сравнительная кратология
.4. Сравнительная кратология
При всей важности сравнений, сопоставлений в теоретической и актической кратологии в числе базовых, фундаментальных отраслей кратологии свое самостоятельное и значительное место занимает сравнительная кратология. Здесь она следует примеру других наук*.
Сравнительная кратология — это одна из ведущих областей науки о власти. Именно ей надлежит вести исследования, сопоставления различных систем власти и особенностей их устройства:
— в прошлом и настоящем;
— в различных современных государствах и иных властных структурах;
—в разнообразных теориях, концепциях, доктринах, учениях о власти;
— в многочисленных типах, видах и формах власти На этой основе важно сопоставлять достоинства и недостатки властей, вырабатывать пути их совершенствования, выявлять тенденции развития и содействовать их прогнозированию.
У сравнительной кратологии как области знания есть две существенные особенности.
Первая состоит в том, что сравнительная кратология тесно связана с теоретической и практической кратологиями. Она заимствует у них исследовательский и фактологический материал, на базе которого часто строит свой анализ и вместе с тем обогащает эти области знания. Это — явление, во многом свойственное нынешним развитым системам наук. Оно нередко размывает четкие грани между науками, что, кстати говоря, помогает именно в этих пограничных районах, на стыках наук чаще достигать прорывов в теории, а затем и на практике.
Вторая особенность сравнительной кратологии связана с богатством содержания изучаемого ею реального объекта. В самом деле, когда речь заходит о сравнении, сопоставлении властных систем, структур, их элементов, дело не исчерпывается лишь самими типами, видами государств или учений. Разве можно обойти вниманием разнообразие правящих режимов, властвующих персон, национально-государственных систем, наличие многих видов и типов властей, их особенностей, традиций, этапов, стадий, динамики эволюционирующих властей и т. д.?
В необычайно пестром мире многообразия форм власти, систем государственного устройства, правящих режимов — особое раздолье для сравнительной кратологии. Вот где обилие фактов, явлений, примеров, традиций, уроков, загадок — в поучение и настоящему, и грядущему и в интересах все более глубокого проникновения в мудрость, своеобразие, противоречия и проблемы минувших времен. Как справедливо отмечает А. П. Бутенко, "...в каждом обществе, в каждой стране своя расстановка общественно-политических сил, свои нравы, свои традиции и учреждения. Поэтому и государственная, политическая власть реализуется, осуществляется в каждой стране по-своему, через только ей "рисущий государственный строй и политический режим"**.
* См., напр.: Сравнительная социология. Избранные переводы. М., 1995;
Голосов Г. В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995; Доган М., ПелассиД. Сравнительная политическая социология / Пер. с англ. М., 1994.
** Политология в вопросах и ответах / Под ред. Е. А. Ануфриева. М.: На-.1994. С. 33.
У каждой власти ее последователи или преемники часто могут что-то и даже многое позаимствовать. А еще чаще каждая очередная власть, очередной режим или властитель предпочитают творить "с чистого листа" — были бы мысли, средства, ресурсы, накопления, капиталы, власть. Тем не менее в фокусе внимания сравнительной кратологии прежде всего находятся уже состоявшиеся акции, опыт, история, явления, формы власти, а также труды мыслителей, мысли правителей, факты правления монархов и президентов.
Вместе с теоретической и практической кратологией сравнительная кратология интересуется в первую очередь системой и институтами власти, властными структурами, формами правления, т. е. принципами организации, нормами, особенностями, приемами устройства и функционирования государственной власти. Различают и сравнивают монархические формы (монархии) и республиканские формы (республики) в прошлом и настоящем. Выделяют и сопоставляют парламентскую и президентскую формы правления, которые предопределяют особенности систем и структур власти.
Таков подход к сравнительной кратологии в главном, причем, как правило, с позиций нынешнего дня. Как отправного пункта этих рассуждений для данной книги может быть достаточно. Но история и реальная действительность — это, разумеется, неисчерпаемая сокровищница для отбора фактов, примеров, данных, их анализа, сравнения и сопоставления. Поэтому мы продолжим осмысление круга представлений в этой области знания.
В сравнительной кратологии очень часто различия и отличия, показатели и критерии властей (их типов, систем, видов) связаны с постановкой ряда ключевых вопросов и поиском ответа на них. Среди этих вопросов: чья именно власть, какая власть (каковы ее период, сила и уровень, а также ее ведущие характеристики), в какой области, сфере; власть каких размеров, масштабов, объемов и т. д. Выстроенные по таким признакам и основаниям власти, в свою очередь, требуют характеристики производных от них явлений и фактов.
Остановимся на особенностях общей сравнительной характеристики властей. При этом важно заняться не самими деталями сравнительной характеристики, а с позиций методологии показать, на что целесообразно обращать внимание прежде всего.
В поле зрения сравнительной кратологии в первую очередь попадают:
— исторические типы власти: власть древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени или же власть патриархальная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая;
— субъекты власти: государство, общество, церковь, семья и другие субъекты; власть правителей (монархическая) и власть демократическая (народная) в огромном их разнообразии;
—разграничение и характеристика власти по ее объектам, сферам, регионам, уровням и объемам, ее проявлениям и последствиям;
— сопоставление властей по отношению к ним населения, подвластных.
Преимущественное внимание следует обращать на определяющую сегодня власть — власть государственную в ее динамике, действенности и результатах.
Применительно к сфере власти в определенных условиях возникают ситуации, которые правомерно сопоставлять и квалифицировать как монополию на власть (например, для самодержца, коллегиального органа, партии в однопартийной системе) или монопольную власть, т. е. ни с кем не делимую, не разделяемую, например, в случае утверждения чьей-либо диктатуры. Отсюда проистекает разграничение на личную или публичную власть.
Личная власть — это фактическая власть, ее объем, права, полномочия, которыми располагают и пользуются те или иные ее субъекты, носители: властители, монархи или даже избранные лица — монопольные обладатели власти на ее разных этажах.
Публичная власть — власть, открытая народу и его суждениям, общественная по характеру (не частная), вовлекающая в управление широкие круги населения.
Вся история прошлого отмечена господством власти личной, власти самодержца, монарха (в различных его наименованиях). Примеров такой власти множество: императорская власть — неограниченная власть, принадлежащая императору; королевская власть — неограниченная власть, принадлежащая королю, и т. д.
Можно упомянуть и более понятную гражданам России царскую власть. Царь — в России в 1547—1721 годы официальный титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I был заменен титулом "император", но существовал неофициально наряду с ним до 1917 года. Как свидетельствует история, цари обладали огромной, порой необъятной властью. В качестве аналогичной, сопоставимой, сравнимой можно назвать власть княжескую, графскую, герцогскую, власть шахов, султанов, беков и т. д.
Будучи сходными в главном, правящие режимы разнились в те или иные эпохи в зависимости от стран, периодов времени, масштабов государств, населения, многих личных особенностей правителей (возраста, пола, опыта, характера, индивидуальных особенностей вплоть до здоровья и т. д.).
Субъектом власти может стать и народ. В этом случае речь должна идти о демократии, или народной власти, т. е. власти, избранной народом и служащей его интересам. Сущность, содержание, особенности демократической власти должны в наибольшей мере интересовать сравнительную кратологию именно сейчас, с началом III тысячелетия.
Западная практика XX века дает массу примеров сравнительного использования кратологической проблематики и терминологии. Тем более что западные исследователи имели несравнимо более широкие возможности для оригинального, нестандартизированного изложения своих позиций.
Интересным примером сравнительного кратологического исследования являются многочисленные факты рассмотрения того, как осуществляется власть в условиях тоталитаризма. Так, С. Серебряный свидетельствует: "тоталитарный" — слово, возникшее в XX веке и применяемое для характеристики таких политических (государственных) систем, которые стремятся — ради тех или иных целей — к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. Слово totalitario впервые было употреблено итальянскими критиками Муссолини в начале 20-х годов, когда в Италии начала складываться однопартийная фашистская система. Но Муссолини сам подхватил это слово и провозгласил своей целью Издание "тоталитарного государства" ("stato totalitario"). Позже в Германии нацистские правоведы также использовали выражение "тоталитарное государство" в положительном смысле. Но за пределами идеологий итальянского фашизма и немецкого национал-социализма слова "тоталитарный" и "тоталитаризм" имели в основном смысл негативный, осудительный. Во время второй мировой войны эти слова были взяты на вооружение антифашистской союзнической пропагандой. Вместе с тем "тоталитарный" и "тоталитаризм" стали и терминами науки. Уже в 20-е годы выявились определенные черты сходства между политическими системами, складывавшимися в Италии и СССР, а в 30-е годы — черты сходства между идеологией и практикой сталинизма и нацизма. Когда во второй половине 40-х годов началась "холодная война", "тоталитаризм" снова стал словом-лозунгом, словом-оружием — на этот раз в идеологической борьбе между Западом и СССР. В послевоенные годы в Западной Европе и США продолжалась и научная разработка понятия "тоталитаризм", хотя наука не могла не испытать на себе влияния "холодной войны". Исследования по "тоталитаризму" представляли собой, как правило, сопоставительный анализ политических систем Германии эпохи нацизма, СССР эпохи сталинизма и в меньшей степени — фашистской Италии. Позже к этому списку стали присоединять Китай эпохи Мао, а иногда и некоторые другие "тоталитарные режимы"*,
Назовем в связи с этим получившее широкую известность в мире сравнительное жизнеописание Гитлера и Сталина — труд знаменитого английского историка Аллана Буллока**. История и современность полны подобных исследований. Само развитие мировой властной практики является своего рода гарантом грядущего потока трудов в этой сфере и рождения новых идей и опыта на поприще власти.
Сегодня, например, стало модным увлечение федеративным устройством государственной власти. Как отмечает В. И. Ефимов, реальных систем государственной власти в условиях федеративного государства ровно столько, сколько субъектов федерации, плюс еще одна власть — федеральная. В Соединенных Штатах кроме федеральной государственной власти существует 50 систем государственной власти штатов, в Мексике — 31 система, в Индии — 25, в Швейцарии — 23, в Бразилии — 21 система государственной власти субъектов федерации и т. д. Пальма первенства, однако, принадлежит, по-видимому, России, которая как федерация объединяет сегодня 89 субъектов***.
Согласно Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов — равноправных субъектов РФ. Каждая республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Другие субъекты имеют свои уставы и законодательство. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве
* См.: 50/50: Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева. М.: Прогресс, 1989. С. 368—369.
** См.: Буллок А. Гитлер и Сталин: Жизнь и власть: Сравнительное жизнеописание: В 2 т. / Пер. с англ. Смоленск: Русич, 1994.
*** См.: Ефимов В. И. Система государственной власти. М.: Универсум, 1994. С. 141
системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между субъектами федерации.
В рамках сравнительной кратологии отметим, что президентство в структуре власти впервые введено в России в июне 1990 года.
Следует, однако, иметь в виду, что это лишь на первый взгляд глубочайшая и радикальнейшая новация во властной практике в нашей стране. Например, созданное еще в марте 1917 года, вскоре после краха царизма, Юридическое совещание разработало в сентябре — начале октября ряд важных проектов конституционных законов. По одному из них — "Об организации Исполнительной власти при Учредительном собрании" — предполагалось, что это собрание должно избрать в России временного президента республики, который стал бы главой государства и главой правительства. Однако эти и другие проекты создания сильной исполнительной власти оказались не реализованы*.
Президентство в целом как явление мировой практики** влечет за собой во властной сфере обширную совокупность многих властных институтов и большой круг понятий. Назовем некоторые из них.
Президентская республика — одна из форм государственного устройства в мировой практике с сильной президентской властью и правом президента формировать правительство.
Президентский совет — рабочий орган при президенте, решающий применительно к условиям той или иной страны вопросы выработки рекомендаций и мер по реализации внутренней и внешней политики, обеспечению национальной безопасности и т. д.
Президентское правление — временно вводимое президентом правление в интересах соблюдения прав граждан в тех или иных местностях при объявлении чрезвычайного положения или в других случаях, предусмотренных конституцией, законом. При этом полномочия соответствующих органов государственной власти и управления приостанавливаются.
Следующее часто рассматриваемое в сравнительной кратологии ключевое звено власти — парламент (англ. parliament, нем. Parlament, фр. parlement, от parler — говорить) — общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции. Это выборный высший законодательный орган. В большинстве стран он состоит из двух палат. В Великобритании он называется парламентом, в США — конгрессом, в Швеции — риксдагом и т. д. В Англии в средние века парламент представлял собой сословно-предста-вительное учреждение, возникшее в XIII веке; во Франции до революции XVIII века — высшее судебное учреждение.
Парламентаризм — это система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующейся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента. Парламентаризмом именуют также теорию и практику деятельности парламента. В мировой практике встречается и парламентарная монархия — тип государственного устройства, при котором в стране наряду с монархом (с его формальными функциями главы государства) существует и действует парламент.
* См.: Исаев И. А. История государства и права России. Курс лекций. М.:
Изд-во БЕК, 1993. С. 245.
** Из 183 стран, входивших в ООН в 1993 году, 130 имели пост президента.
Для России важнейшее значение имеет ее парламент — Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган Российской Федерации, состоящий из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы — и являющийся постоянно действующим органом.
Следует еще раз отметить, что в мировой практике (и исторической, и современной) названий (и функций) парламентов и их палат обширное множество.
Конвент (от лат. conventus — собрание, сходка) — 1) высший законодательный и исполнительный орган Первой французской республики (1792—1795); 2) в некоторых странах часть названия политических партий, организаций.
Кортесы (исп. cortes) — 1) сословно-представительные собрания в Испании и Португалии (в XII—XIV веках); 2) в Испании (до 1977) — парламент.
Лагтинг (норв. lagting) — верхняя палата норвежского парламента — стортинга (нижняя — одельстинг).
Ландрат (нем. Landrat) — 1) в ФРГ глава местного управления; 2) в некоторых кантонах Швейцарии название законодательного органа; 3) в прошлом в России советник от дворян того или иного уезда при губернаторе.
Меджлис — название парламента или одной из его палат в Иране и Турции.
Сейм (польск. Sejm; англ. seim) — название парламента в некоторых государствах (например, в Польше).
Сенат (англ. senate; от лат. senatu.s; от senex — старший, старец) — 1) в Древнем Риме республиканского периода — верховный орган власти; 2) в России в 1711—1917 годах — правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С первой половины XIX века — высший судебный орган, который осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. Согласно судебным уставам 1864 года — высшая кассационная инстанция; 3) название верхней палаты парламента в ряде государств (США, Италия и др.); иногда — наименование органа городского управления.
А дальше — рейхстаг и бундестаг, кнессет, коккай (в Японии), палата общин, скупщина, хурал и т. д.
Теперь мы подошли к правительству (англ. Government). Это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти в стране. Правительства (совет министров, кабинет министров и т. д.) также весьма многообразны в разных странах.
Конституция Российской Федерации (статьи 110—117) характеризует место, роль, порядок назначения Правительства РФ, его полномочия и деятельность.
К властной сфере часто относят и партии (от лат. pars, partis — часть, группа). Партия — это политическая организация той или иной части населения, сословия, класса, выражающая и защищающая его интересы и стремящаяся направлять его действия. Партии создаются, как правило, с целью прихода к государственной власти или участия во власти. В связи с этим выделяют партии правящие и оппозиционные. Распространено и наименование "правительственная партия" — партия, члены которой возглавляют правительство или входят в него.
По целям, профаммам, содержанию деятельности, социальной базе различают множество партий. Общее число партий в отдельно взятых странах может составлять десятки. Таким образом, сфера власти, ее структура находятся в числе первопричин многопартийности.
Многопартийность — одновременное существование и деятельность двух или нескольких политических партий в одной стране. На крутых поворотах истории в России существовали многие десятки партий: в 1917 году— более 70, в 1994 году — 56, а ныне — более 100. Как правило, спектр видов их взаимодействия весьма широк — от противоборства или игнорирования друг друга до различных совместных акций.
В этом круге рассуждений нельзя обойти еще одну тему, которая не только в кратологии заслуживает специальных (теоретических, практических, сравнительных, прикладных, функциональных и даже планетарных) исследований. Речь идет о крепнущих, обретающих новые масштабы теневых структурах. Это те самые организации, партии, лица, вновь созданные структуры, которые до поры до времени остаются в тени, предпочитают держаться за кулисами и воплощать в жизнь свои замыслы, не привлекая особого внимания, ожидая своего часа. О широком распространении такой практики говорит и растущее число все более внушительных явлений и обусловленных ими понятий: теневая власть, теневая политика, теневое правительство, теневой кабинет, теневой премьер, теневой министр и т. д. Впору уже и сравнительно-теневую кратологию создавать.
Если рассматривать властную структуру, вертикаль власти в полном объеме, в общем разрезе государства, то, конечно, нельзя ограничиваться вершиной пирамиды власти, которую обычно показывают энциклопедические справочники, посвященные отдельным странам и современному миру в целом*. Только к Олимпу вся власть в конечном счете не сводится. Поэтому в столь многоэтажной постройке нельзя обходить вниманием ни один уровень, ни один этаж и даже, так сказать, ни одно межэтажное перекрытие. Здесь раздолье для сравнений и сопоставлений.
В завершение экскурса в этот раздел сравнительной кратологии отметим особое значение ряда ключевых исследовательских моментов.
Прежде всего, это уроки власти как нечто весьма поучительное в деятельности власти, из чего можно и нужно делать беспристрастные, объективные полезные выводы (как позитивного, так и негативного характера) на будущее и для данной, и для других властей.
Далее, это традиции власти. Их составляют подлежащие особому вниманию и сравнению обычаи, установившиеся порядки, унаследованные от прошлого, оберегаемые и хранимые данной властью, изучаемые ею и используемые для поддержания преемственности и стабильности власти.
Нередко обоснованно говорят о самых разнообразных традициях:
государственных, общественных, монархических, демократических, политических, национальных, военных, производственных, правовых, культурных, педагогических, вузовских, школьных, семейных, религиозных и даже революционных и т. д. Но если в каждом такого рода случае внимательно подумать, то очень часто за этими традициями вполне
* См., напр.: Весь мир (Энциклопедический справочник). Минск: Литератрау-139
отчетливо можно увидеть, уловить и воздействие, и влияние, и интересы конкретных властей того или иного рода.
Обратим внимание и на обычаи власти как общепринятые порядки, традиционно установившиеся правила общественного поведения властей, реализации проводимого ими курса, общения представителей власти с населением и между собой. Конечно же их надо и изучать, и сравнивать, и отшлифовывать, а кое-что и отбраковывать.
Пожалуй, наиболее интересны в сравнительной кратологии, как, впрочем, и в теоретической и практической кратологии, тайны власти, многочисленные, разнообразные и нередко уникальные, неповторимые и особенно впечатляющие в их сопоставлении, сравнении. Ими полна история любых государств, и, видимо, особенно выделяется своими тайнами наша отечественная власть разных веков и эпох.
Не случайно именно повествованиями о власти и ее тайнах выделяются труды российских историков Н. М. Карамзина (1766—1826), В. О. Ключевского (1841—1911), С. М. Соловьева (1820—1879). Вот почему составители сборника "Тайна власти", представляющего впечатляющие отрывки из трудов этих историков и других авторов, обращаются к читателю со следующими словами:
"В чем тайна власти? В чем ее притягательность? Почему ради власти люди жертвуют всем — честью, свободой, добрым именем, детьми, жизнью?
История свидетельствует: каждый, кто рвался к трону, искал своего:
один — богатства, другой — почестей, третий — права вершить судьбы людей, четвертый стремился изменить мир... И почти все они вели борьбу за власть — борьбу не на жизнь, а на смерть"*. В этой борьбе множество тайных, малопонятных, труднообъяснимых страниц. Сказанное относится ко всем видам власти, особенно к власти противозаконной.
Наконец, интересны и многочисленны загадки власти.
Это, во-первых, непонятные, труднообъяснимые, таинственные ощущения, возникающие нередко у граждан (в том числе у ряда ученых и исследователей) от общения со своими властями, органами власти и властвующими лицами.
Во-вторых, это труднопонятные и нелегкие для объяснения ощущения, рождающиеся от общения со своими согражданами, соотечественниками у самих представителей властей всех уровней, возникающие из непонятных "тайн" поведения граждан.
В-третьих, это нелегкое объяснение и поиск ответов в самом человеке, который, как известно из мифологии, был сутью загадки легендарного Сфинкса.
Дело в конце концов даже не в самом правящем режиме, а в человеке — в сложности, неисчерпаемости и противоречивости его натуры:
в его стремлении, с одной стороны, к удовольствиям власти, к повелеванию себе подобными, а с другой стороны — в его нежелании подчиняться властям, в трудностях его обуздания, "оцивилизовывания" за счет воспитания, образования и культуры.
И несомненно, что наиболее поучительны и загадочны сами властители. Что же представляют собой властвующие персоны?
Фактически, реально власть приводят в движение, придают ей энергию, делают ее активной, эффективной, деятельной так называемые
*Тайна власти. Харьков: Фортуна-Пресс: РИП "Оригинал", 1997. С. 3. 140
первые лица — монархи и президенты на самом верху, а порой и фигуры рангом, ступенью пониже на других этажах власти (часто это местные властители и феодалы), способные не очень уж уступать первовластителям по влиянию на сограждан или подданных. А рядом нередко находится очень влиятельное окружение (сановники, элита, "команда", придворные и т. д.)*. Все эти фигуры и соответствующие им понятия и термины сложились объективно и существуют как факты жизни.
И наука, если она хочет быть честной, объективной, беспристрастной, обходить эти лица не должна. Ее долг — выявлять их роли, понимать их функции, задачи, предназначение, сравнивать и сопоставлять их, классифицировать, предлагать свои оценки, суждения и рекомендации. Вместе с тем она должна быть готовой к тому, что ее выводами и суждениями могут и не захотеть воспользоваться и, более того, могут поставить ученым и науке в вину их оценки.
Первых лиц, ключевых фигур, властвующих персон действительно много. Другое дело, что всех их назвать, перечислить, классифицировать все еще трудно. Но они всегда, во все времена и, пожалуй, особенно в канун XXI века вызывают общий интерес. Не случайно во введении к книге "Монархи Европы" доктор исторических наук С. П. Пожарская пишет: "В последнее время отмечается интерес к судьбам европейских династий, как ныне царствующих, так и покинувших историческую сцену. Это связано, видимо, с желанием по-новому осмыслить прошлое, понять, что двигало историю, какие силы определяли ее развитие...Династия — это монархи, связанные между собой общим происхождением, сменяющие друг друга на троне по праву родства и наследования... Сами истоки и эволюцию европейской цивилизации трудно постичь без учета той роли, которую сыграли монархии в ее истории"**.
Для нынешних поколений россиян постижение отечественной и мировой истории с учетом подлинной роли династий, монархов, императоров, царей, генсеков, а теперь и президентов — дело в общем новое, а главное, необъятное. Можно лишь упомянуть, что общее число существующих в кратологической лексике названий, относящихся к первым лицам и более или менее используемых и в научных трактатах на русском языке, и в обыденной речи, — свыше 150. И это не считая тех, что уже ушли в прошлое как устаревшие и даже в словарь В. Даля не всегда включались, а также тех, что принято относить к так называемой табуированной (непечатной) лексике. Кроме того, здесь по соседству массивы понятий, особенно из восточных языков, которые к одним лишь микадо или шах-ин-шах не сводятся. А еще есть и обилие титулов из сферы многочисленных африканских родоплеменных наименований.
* См., напр.: Монархи Европы: судьбы династий / Ред.-сост. Н. В. Попов. М.: Республика, 1996; Чулков Г. И. Императоры. Психологические портреты. М.: Моск. рабочий, 1991; Ноймайр А. Диктаторы в зеркале медицины. Наполеон. Гитлер. Сталин. Ростов н/Д: Феникс, 1997; Бурлацкий Ф. М. Вожди и советники. О Хрущеве, Андропове и не только о них... М.: Политиздат, 1990; Чернев А.-Д. 229 кремлевских вождей. Политбюро, Оргбюро, Секретариат ЦК Коммунистической партии в лицах и цифрах: Справочник. М., 1996; Пчелов Е. В., Чумаков В. Т Правители России от Юрия Долгорукого до наших дней. М.: Сполохи, 1997.
** Монархи Европы: судьбы династий. С. 3.
Действительно, велик и многообразен мир властителей, находящихся на вершине власти со всей непредсказуемостью своих мыслей, решений, действий. Историк Н. Я. Эйдельман отмечал: "История владеет пестрым и жутким набором самовластных деспотов: Хеопс, Навуходоносор, Калигула, Нерон, Цинь Ши-Хуанди, Тимур. По основным "параметрам" они были сходны с тысячами других самодержцев и выделялись из их среды, оставались печальной памятью иногда ввиду особого зверства, но чаще из-за какой-то странной, особенной черты, сохраненной сагами, преданиями. Таков был, например, египетский тиран Хаким из династии Фатимидов (996— 1021), перевернувший жизнь страны, приказавший женщинам никогда не выходить на улицу, днем всем подданным спать, ночью — бодрствовать; и так в течение четверти века, пока имярек не сел на осла, не объявил правоверным, что они не достойны такого правителя, и уехал, исчез (после чего попал в святые, от которого ведет свое начало известная мусульманская секта друзов)"*.
Разумеется, во все времена во всех странах трудно было подданному или гражданину остаться вне поля зрения властей, действий властителей и их окружения. Правда, не до каждого доходила рука правителя, не каждого миловала или щадила, карала или казнила. Но уж если судьба простого или не всегда простого человека оказывалась на пути, перед очами повелителя, след оставался на века. Примеров этому множество. Сошлемся лишь на А. С. Пушкина. В стихотворении "Моя родословная" (1830) он писал:
Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.
Его пример будь нам наукой:
Не любит споров властелин**.
Итак, что же являют собой правители, властители, вожди, лидеры в мире человеческой жизни, во властной деятельности? Где здесь область интересов сравнительной кратологии? Это — анализ нескончаемого перечня и череды властителей, проникновение в суть их замыслов и дел, их сопоставление, а также оценка и сравнение результатов и последствий их правления.
Для нас интересна судьба собственной страны с ее многочисленными властителями, императорами и вождями.
Выделим лишь Дом Романовых. Это — царствовавшая в России в течение 300 лет (1613—1917) династия Романовых, включавшая не только всех царей и императоров, но и широкий круг их родственников. Наиболее обстоятельным и высококвалифицированным современным изданием в этой области можно считать книгу "Дом Романовых" (авторы-
* См.: В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII в. М.: Мысль, 1988. С. 355.
** Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М., 1957. Т. III. С. 209. При жизни Пушкина стихотворение не печаталось. Имеется в виду Федор Пушкин, казненный в 1697 году за участие в заговоре Циклера (см. там же, с. 513—514).
составители П. X. Гребельский и А. Б. Мирвис; оформление А. В. Малафеева; фотограф Н. И. Сюльгин. Спб., 1992).
В книге помещены в хронологическом порядке материалы по истории Дома Романовых, начиная с боярина Андрея Ивановича Кобылы (1347) и до наших дней, и родственных им домов, как происходящих от общего предка, так и породнившихся с ними посредством браков (Английского, Датского, Шведского и др.). Приведены сведения о жизни и деятельности всех царей и императоров из Дома Романовых (18 человек) и членов их семьи: жен, детей, внуков, правнуков, а также сведения по истории родственных им дворянских фамилий с биографическими данными наиболее выдающихся представителей этих фамилий.
Властителей, правителей всегда во все времена было множество на нашей планете. На страницах истории осталось огромнейшее число имен и фамилий, хотя попасть в ее анналы и войти в сознание потомков всегда было трудно, особенно когда книгопечатание еще только на ноги становилось, а компьютерных банков информации даже и в фантазиях не было. Конечно, сейчас стало получше. Теперь о сколько-нибудь заметной персоне кто-то рано или поздно напишет и расскажет, с теми или иными предшественниками и современниками персону эту сравнит.
На Западе такого рода практика существует давно. Достаточно назвать издания типа "Who's who" — "Кто есть кто". Стараясь не уступать дальнему зарубежью, и у нас в стране недавно заговорили на эту тему*.
Как бы там ни было, вершина пирамиды власти обретает свой неповторимо индивидуальный облик. Это позволяет составлять вполне сопоставимую предметную картину деятельности власти в лице ее ключевых фигур, определяющих направление властного процесса и судьбы власти.
Мы уже упоминали об обилии властных персон с огромным перечнем их титулов и наименований. Поскольку весь такой перечень сформулировать практически невозможно, а его типология затруднена и поныне, ограничимся у истоков современной сравнительной кратологии перечислением лишь некоторых титулов и образных названий влиятельных фигур. Полная же их систематизация должна стать дальнейшим шагом в развитии кратологии.
Автократ (от греч. autocrates — самовластный) — самовластитель, самодержец, неограниченный единоличный правитель с необъятной . верховной властью (буквально, как говорил А. С. Пушкин, "самовластительный злодей").
Бей, бек (в тюркских языках — властитель, господин) — титул родоплеменной и феодальной знати в странах Ближнего и Среднего Востока.
Венценосец — государь, монарх, носитель венца, драгоценного головного убора, короны как символа власти монарха.
Вождь — от глагола водить (предводительствовать, управлять), отсюда и вожак, и вожатый, и вождь: 1) общепризнанный идейный, политический.
* Кто есть кто в мировой политике / Ред. кол.: Л. П. Кравченко (отв. ред.) (др. М.: Политиздат, 1990; Кто есть кто в России и ближнем зарубежье: Справочник. М., 1993; Кто есть кто в России: Справочное издание. М.: Олимп: ЗАО 1зд-во ЭКСМО-Пресс, 1997.
руководитель; 2) в старину: военачальник, предводитель. В. И. Даль писал даже о "вожде начальнике" как старшем вожде. Ныне понятие "вождь" иногда употребляется в негативном, осуждающем смысле для характеристики жесткого или обанкротившегося правителя. Такая практика ведет начало со времен разоблачения культа личности Сталина.
Генсек, или персек (генеральный, или первый секретарь), или председатель, или сопредседатель партии особенно влиятелен, если сама партия является правящей, а в стране она единственная.
Государь— 1) в Древней Руси и царской России наименование князя-правителя, царя; 2) в дореволюционной практике — любой светский владыка, верховный глава страны, владетельная особа: император, царь, король, владетельный герцог или князь. Государями называли всех членов царской семьи.
Градоначальник — в России XIX века: начальник с правами губернатора, управлявший градоначальством — городом, который был наряду с губернией особой административной единицей (по В. Далю, градо-блюститель, градодержатель, градодержец, градоуправитель, градоправитель, градоначальник, градохранитель, градооберегатель и т. д.);
общее название начальника или старшего по званию чиновника в городе; комендант крепости; полицеймейстер или городничий в городе. Звание градоначальника присваивалось правителю такого города, который почему-либо не был подчинен губернатору (например, Санкт-Петербург).
Диктатор (лат. dictator) — 1) правитель, пользующийся неограниченной властью; 2) лицо, ведущее себя по отношению к другим властно, нетерпимо.
Император (от лат. imperator — повелитель, полководец) — титул некоторых монархов, а также лицо, носящее этот титул. Первоначально в Древнем (республиканском) Риме — почетный титул полководцев, со времен Августа (с 27 г. до н. э.) — титул главы государства.
Король — один из титулов монарха, а также лицо, носящее этот титул.
Махараджа (санскр., буквально—великий правитель)—титул князя в Индии, высший правитель, которому, в свою очередь, подчинено несколько других правителей.
Микадо (яп., буквально — величественные врата)—титул императора Японии.
Монарх (греч. monarchos, от monos — один и archos — правитель) — единоличный правитель, лицо, стоящее во главе монархии (король, царь, император). Как правило, монарх получает власть в порядке наследования.
Правитель (англ. ruler) — лицо, которое правит страной, государством.
Председатель (англ. chairman, president) — выборный руководитель организации; глава коллективного органа, учреждения, даже страны.
Президент — выборный глава государства.
Премьер-министр — председатель кабинета (совета) министров, глава правительства.
Соправитель — один из двух, трех и т. д. одновременно властвующих правителей, которые, по условиям договора между ними, делят власть между собой. Так, римский император в 284—306 годах Диоклетиан назначил себе трех соправителей, разделив империю на 4 части. Практика соправительства возникает вынужденно как результат компромисса в борьбе за власть, носит, как правило, временный характер и на деле не оправдывает себя.
Спикер (англ. the Speaker, speaker) — 1) председатель палаты общин в Великобритании; 2) председатель палаты в парламентах ряда государств (США, Канаде, Индии, Японии и др.); 3) выступающий, диктор, ведущий (программы).
Суверен (фр. souverain, англ. sovereign) — носитель верховной власти.
Султан — титул монарха в некоторых мусульманских странах, а также лицо, носящее этот титул.
Царь (англ. tsar, tzar, king, ruler) — в России в 1547—1721 годах официальный титул главы государства. Введен при Иване IV Грозном. При Петре I заменен титулом император, но существовал неофициально до 1917 года.
Цезарь (лат. caesar) — в Древнем Риме титул императора. | Здесь стоит вспомнить о том, какое обилие названий рождено правителями, особенно монархического рода: герцогство, графство, империя, княжество, королевство, султанат, халифат, ханство, царство и т. д.
Вместе с тем отметим, что множество первовластителей и первых лиц (лиц собственно церковного сана мы здесь не упоминаем) не нашли отражение в этом списке. Вот лишь некоторые из хорошо известных:
адмирал, генерал, генералиссимус, гетман, глава, главнокомандующий, голова, диарх, директор, дуумвир, дож, дофин, дуайен, дуче, кайзер, канцлер, командир, командор, лидер, маршал, начальник, патрон, полководец, порфироносец, префект, проконсул, раджа, ректор, руководитель, самодержец, старейшина, староста, столоначальник, тиран, трибун, триумвир, триумфатор, управляющий, фараон, фельдмаршал, фюрер, халиф, хан, шах, шеф, да и хозяин в конце концов.
Исторический опыт, практика сравнений показывают, что путь к власти пролегает через:
— нелегкое восхождение к власти — процесс поднятия, передвижения по ступенькам власти или же сам результат прихода в, ту или иную структуру власти, в орган власти, на властную должность;
— традиционное пышное воцарение — возведение на царство, облечение царским саном;
— восшествие на престол — процедура и факт вступления во власть, обретения высшей (царской, королевской и т. п.) власти;
— вхождение во власть — момент, процедура, процесс вступления во властную должность, начала исполнения властных обязанностей, освоения круга полномочий, привыкания к властной роли, структуре, сфере;
— дебют во властных структурах — первое (пробное) выступление на властном поприще, начало пути (иногда и конец);
-| — демократическое избрание.
Затем начинается фаза пребывания у власти — нахождение у руля государства или его органов, позволяющее влиять на ход процессов жизни и контролировать их.
Властитель обретает бразды правления (бразды власти) — власть начальственную, управление (от "бразды" — удила конские, коленчатый прут, которым посредством узды взнуздывают лошадей). Он принимает на себя бремя власти (от "беремя") — тяжесть, тяжелую ношу, выпадающую на долю властителей. Он достигает вершины карьеры — высшей ступени карьеры определенного ряда лиц. Предельно возможная вершина — глава государства. Наконец, он осваивает вершину власти — верхнюю часть органов власти и управления. В ее фокусе — должность единоличного главы государства.
Рядом, по соседству находятся — в разных странах и в разных условиях разные — желанные и влиятельные:
— верхи — высшие руководящие круги общества, государства;
— верхний эшелон — образно осмысленная характеристика высшего круга руководителей, представителей и носителей власти;
— высший свет — круг лиц, принадлежащих к привилегированным слоям общества.
Существенны и коридоры власти — в переносном смысле слова высшие слои руководства; места и центры, где прорабатываются и предрешаются ключевые вопросы, где можно деликатно, тонко и желательно умно вмешаться, повлиять на выработку решений, действий, мер.
Как ни хороша власть, какого обилия титулов она ни таит, как ни радуются ей и диктаторы, и демократы, она сама по себе несет и тяготы, и трудности, и все чаще очень серьезный риск, вплоть до покушений на жизнь и убийств*. Эти драматические и трагедийные страницы, сколь они ни ужасны, сравнительная кратология не имеет права замалчивать. Другое дело, что заниматься здесь сравнениями порой неэтично.
Власть практически всегда манит к себе людей. Но она и требует от них особых качеств, а также очень внимательного отношения к ближайшему окружению, к своей охране и все чаще — умения уйти от власти спокойно, при жизни и сохранив лицо.
К бывшим властителям добавляют приставку "экс".
Экс — первая часть сложных слов, обозначающих звание, должность бывших властителей (например, экс-губернатор, экс-король, экс-министр, экс-правитель, экс-президент, экс-вице-президент, экс-премьер и т. п.).
Важнейшую роль в судьбах правителей, в их деятельности, в жизни их народов и государств играет ближайшее окружение первых лиц. Несмотря на обилие титулов и званий, главными качествами этого слоя людей являются их функции — оказание помощи, дача советов, обеспечение охраны и всевозможных услуг. Из этих рядов нередко вырастают и очередные правители, особенно из демократических замов и вице-правителей.
К властителям всегда ближе всех стояли (хотя и могли оказываться их врагами) соправители, сопредседатели, соучредители, сооснователи. В этом кругу прорастали всходы не только сотрудничества, сообщничества, но и острого соперничества. Затем шли наследники, кандидаты в Преемники, заместители и вице-деятели.
Вице — это приставка, заимствованная из латинского языка и применяемая в начале слов для обозначения заместителя или помощника крупного должностного лица, представителя власти (например, вице-президент, вице-премьер, вице-министр, вице-король, вице-губернатор,
* См., напр.: Тайны политических убийств / Сост. и авт. вступ. ст. В. Т.
Вольский. Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 544.
вице-мэр, вице-консул, вице-адмирал и т. д.). В различных странах нередко законодательным путем устанавливается круг обязанностей, полномочий и прав лиц такого рода и уровня.
Обычно в непосредственной близости к первому лицу существует круг приближенных, доверенных, помогающих ему лиц. Среди них помощник, порученец, секретарь, спичрайтер и т. д. К этому же кругу относятся штатные и нештатные советники, консультанты, эксперты, наставники и т. д.
• В окружении властителя существуют наделяемые определенными правами и ответственностью различные советы (государственные, тайные и пр.), совещания, комиссии, администрации, секретариаты, пресс-службы и т. д.
Наконец, к стоящим близко к правящему лицу относится и круг лиц, обслуживающих запросы его родных и приближенных — их уют, отдых, развлечения, охрану их собственности, движимого и недвижимого имущества.
Мы ведем повествование из области сравнительной кратологии о властвующих лицах в самом общем плане, не затрагивая массы любопытных и поучительных деталей и подробностей их государственной и личной жизни, их облика и т. д. И все же обратимся для разнообразия к паре любопытных сюжетов.
Особое место везде всегда занимала тема — женщины и власть, точнее, женщины, власть и любовь*.
Как свидетельствует Ги Бретон, один из биографов Наполеона, император Бонапарт "обожал женщин. Он был помешан на них. Чтобы встретиться с ними, он оставлял свои дела, планы сражений, своих солдат, своих маршалов. Чтобы завлечь их, он тратил миллиарды из казны, чтобы обольстить их, он писал им тысячи любовных писем. Чтобы насладиться их любовью, он посвящал им столько дней и ночей, что было непонятно, как он находил время, чтобы управлять империей и вести войны. Известно, что у него одного было больше любовниц, чем у Людовика XV, Франциска I и Генриха IV, вместе взятых. Общество женщин было ему настолько необходимо, что невозможно понять его как личность, если отказаться увидеть его резвящимся в постели"**.
А теперь иной сюжет. Бывший президент Французской Республики Валери Жискар д'Эстен откровенно повествовал о тех сторонах властительства, о которых редко свидетельствуют власть имущие и без которых картина властей была бы неполной. В книге "Власть и жизнь" в главе "Удар, который власть наносит жизни" он писал: "Находясь на посту президента Республики, внешне я стал меняться в дурную сторону. Этот процесс, конечно, начался несколько раньше, но он неуклонно продолжался. Я никогда не был доволен своей внешностью: слишком высокий рост, препятствующий естественной походке; слишком широкий таз, начинающийся сразу от пояса, и в юношеском возрасте, как об этом свидетельствуют фотографии того времени, я пытался слащавой гримасой смягчить впечатление от этого. Я начал лысеть очень рано. Впервые я это заметил в ванной комнате
* См., напр.: Салливан М. Любовницы американских президентов / Пер. с Ганга. М., 1994.
** Бретон Г. Наполеон и Жозефина / Пер. с фр. Л. И. Боровиковой. М.:
ройиздат, 1994. С. 5—6.
в одном небольшом городке, на немецких водах, при свете плафона. Свет падал отвесно, и я увидел в зеркале свою шевелюру, отдельно каждую ее прядь, а также просвечивающую под ними кожу. Я испытал нечто вроде ужаса"*. И далее: "Президентство прежде всего сказалось на моей нервной системе. Я настолько невежествен в том, что касается функционирования моего организма (мои познания — на уровне выпускника средней школы!), что понятия не имею, как характеризовать уровень напряжения, раздражительности или же слабости нервной системы. Все пережитое мною, все удары, которые приходится сносить, не проходят даром; моя нервная система постоянно изнашивается. Любой агрессивный выпад вызывает целый поток обратных реакций, которые с каждым разом становятся все более острыми и все меньше поддаются контролю. Последствия этого особенно ощущаются в отношениях с окружающими, а когда речь идет о тех, кто стоит у власти, — в отношениях с сотрудниками... Я постоянно контролирую свое настроение, стараясь избежать его перепадов, поддерживать естественную, гармоничную атмосферу в отношениях между людьми. Долгое время такой контроль давался мне легко, не требовал особых усилий. Но, став президентом, я почувствовал, что это доставляет мне все больше хлопот. Раздражительность, о которой до этого времени я не имел представления, постепенно накапливалась во мне. Сдерживать себя становилось все сложнее, и это было лишь дополнительным источником нервного напряжения. Вот объяснение моей привязанности к тишине, простору, надежным друзьям, африканским животным, к этому лишенному раздражительности миру, где можно без опаски дать волю чувству, где человеку ничто не мешает отдаться мирному течению жизни"**.
Таковы некоторые сравнительные подробности жизни и судеб властителей в одной и той же стране, но в разные эпохи и на разных "должностях". У одного — пост неограниченного императора, у другого—демократического президента.
В целом сравнительная кратология — наука серьезная. Она побуждает из сферы эпизодов и деталей жизни лиц, состоящих при власти, возвращаться в сферу самой власти, к сравнению ее элементов, сопоставлению властей и их судеб, а также судеб самих лиц, стоящих у власти.
Здесь теперь весьма поучительной становится российская практика, особенно когда с начала 90-х годов социологи, историки, журналисты, писатели открыли для себя неисчерпаемую тему — жизнь отечественной власти и власть имущих в нашем Отечестве.
Эта тема, фактически являвшаяся запретной во времена правления КПСС, стала одной из наиболее популярных в печати и на телевидении. Особенно активно ею стали заниматься такие газеты, как "Независимая газета", "Российская газета", "Известия", "Комсомольская правда", "Московский комсомолец" и другие, перешедшие к практике периодических социологических опросов на темы власти и определения рейтингов популярности властных лиц. Определение и учет такого рода рейтингов — широко распространенная практика в современном обществе. Это и фиксация реального влияния человека на дела общества, и признание его активного стремления выделиться
* Жискар д'Эстен В. Власть и жизнь. Кн. 2. Противостояние / Пер. с фр-Л. Д. Каневского. М.: Междунар. отношения, 1993. С. 267.
** Там же. С. 269.
среди .других, занять заметное, подобающее место в жизни. Это и своего рода пример для других лиц, прежде всего для молодежи, пример того, что при хорошем образовании, жизненной хватке, предприимчивости, энергии, хорошем здоровье можно прожить жизнь благополучно, обеспеченно, уверенно. Оговоримся, что такое поведение не лишено риска и требует в целом спокойной, безопасной жизни. Способствовать ее формированию и поддержанию — важнейшее призвание властей, государства, права. Естественно и закономерно, что сравнительная кратология в своих практических выводах обращает внимание именно на эту сторону действительности. '
Человек — существо, одаренное разумом. Ему доступно искусство осмысленно, свободно, справедливо и счастливо устраивать свою жизнь. Этому призваны служить в первую очередь базовые отрасли науки о власти — теоретическая, практическая и сравнительная кратологии.
Поскольку сейчас речь идет прежде всего о сравнениях, рассмотрим пример из мира живого, в котором царит (а не регулируется разумом) инстинкт власти.
Приведем любопытные рассуждения такого вдумчивого исследователя, как А. М. Зимичев. Он не случайно отмечает, что в отличие от стадных животных, где, например, вожак-баран всегда бежит впереди стада, у более организованных животных существует своеобразная иерархия.
Во главе стада гамадрилов стоит вожак, у которого есть несколько приближенных (обычно не больше трех), есть и приближенные приближенных и т. д. Если "простая" обезьяна (не входящая в число приближенных) подойдет напрямую к вожаку, минуя своего "непосредственного начальника", то она тут же получит от вожака пинок (а потом еще и пинок от своего начальника). Иерархическую структуру нельзя нарушать. Если какой-то гамадрил претендует на более высокое положение, то он должен доказать, что он сильнее, чем его соперник. Каждое место в иерархии — это результат жесткой борьбы.
На роль вожака претендует не один гамадрил, а минимум два. Вожаком становится только один. Неудачник, который мог бы занять в стаде второе место, не идет в подчинение к своему сопернику. Он прекращает всякую борьбу и живет где-то на окраине территории, занимаемой стадом; при этом он слабеет настолько, что самая слабая обезьяна в стаде может его побить, за шесть месяцев лысеет и погибает. (В редких случаях возможен и другой исход: неудачник может сохранить власть над частью стада, увести эту часть с собой и стать вожаком в этом меньшем стаде.)
Не происходит ли то же самое у людей? Оказывается, происходит. Причина этого — ярко выраженное стремление человека быть первым, лидером, возвыситься над окружающими, которое тоже имеет иерархическую природу*. Обратим внимание, что А. М. Зимичев прямо фиксирует существование иерархии и стремление к лидерству и у человека, и в животном мире.
Конечно, власть — доля и ноша тяжкие, лишь со стороны кажущиеся сладкими и желанными. Но человеку разумному, человечному обществу
* См.: Зимичев А. М. Психология политической борьбы. Спб.: Санта, 1993. С. 12—13.
власть была, есть и будет необходима для нормальной организации совместной жизни людей. С ней надо уметь обращаться. С ней надо уметь ладить. Ее надо знать, понимать, уважать, беречь и совершенствовать.
А самой власти и властителям надлежит быть разумными, цивилизованными, компетентными, демократичными, гуманными, правоспособными, ответственными, активными, авторитетными, признаваемыми, уважаемыми и желанными. Ведь в конце концов не люди и общество должны существовать ради власти, а власть — во имя общества, ему на пользу и процветание. Власть призвана действовать ради людей, ради их уникальной жизни, ради их благополучия, прав и равноправия, свободы и счастливой судьбы.