4. Электоральная кратология
.4. Электоральная кратология
И прикладная, и эмпирическая кратологии могут найти себе широкое
применение, обрести место в условиях развития властной практики, в частности в связи с избранием центральных и местных органов власти. Своей практической направленностью и тесной связью с теоретической кратологией они вполне могут послужить базой для разработки такой специализированной области, как электоральная кратология (англ. electoral cratology).
В "Независимой газете" несколько лет назад с полным основанием обсуждались вопросы создания необходимых политико-правовых предпосылок для перехода от разрозненных, несогласованных, а порой и конфликтогенных действий по реформированию законодательства о выборах к разработке и принятию полномасштабной федеральной программы, охватывающей ключевые аспекты формирования новой российской избирательной политики, права и законодательства*.
В рамках такой программы, своего рода политического путеводителя, целесообразно осуществлять поэтапное решение целого комплекса вопросов по формированию новой, демократически ориентированной электоральной теории и практики, конституционной избирательной политики и законодательства о выборах, в частности:
— обозначить основные направления, этапы и правовые формы организации и проведения федеральной избирательной политики и реформирования системы выборов;
— разработать модельные концепции и проекты рамочных и конкретных законодательных актов о выборах представительных и иных выборных государственных институтов и должностных лиц;
— выработать предложения и рекомендации по совершенствованию правового механизма реализации гарантий политических прав граждан, составной частью которых является конституционное право избирать и быть избранным.
Избирательное право призвано обеспечить в случае необходимости нормальную ротацию (передачу) государственной власти от одной политической силы к другой в результате выборов, гарантируя при этом соблюдение политического нейтралитета со стороны государственных служащих и недопущение превращения их в заложников политического курса той или иной партии (коалиции), пришедшей к власти. Все эти и подобные идеи получают постепенное признание и реализацию.
Обратимся к важной для легитимной власти характеристике некоторых составных элементов выборной (электоральной) теории и практики, которая, наконец, и в России начинает получать соответствующую разработку**.
Прямые выборы —это такой порядок проведения выборов, при котором избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительные органы власти. Главное действующее лицо здесь избиратель, принимающий участие в выборах и имеющий на это право. Активно отслеживается ныне такое явление и понятие, как электорат — совокупность (контингент) избирателей, круг лиц, голосующих на тех или иных выборах за определенную политическую партию, политических лидеров.
В целом вся эта стадия общественно-политической жизни рассматривается как предвыборная кампания — кампания, предшествующая тем или иным выборам. В случае необходимости — при особом значении и больших масштабах такой кампании — в мировой практике все шире и эффективнее практикуются средства и методы современного политического маркетинга и мониторинга.
Выборная инженерия — вид политической технологии. Она может использоваться и как средство в борьбе за власть. Выборная инженерия
* См.: Независимая газета. 1994. 20 июля. С. 3.
** См., напр.: Алексеров Ф. Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М.: Академия, 1995. 208 с.; Самый короткий путь к власти: Сборник технологий проведения политических выборных кампаний / Под общ. ред. Н. Н. Петропавловского. Таганрог: Сфинкс, 1995. 256 с.; Представительная демократия и электорально-правовая культура / Под общ. ред. Ю. А. Веденеева и В. В. Смирнова. М.: Изд-во Весь мир, 1997. 221 с.
представляет собой профессиональное сравнительное исследование ситуации в различных избирательных округах для выработки рекомендаций претенденту для повышения его шансов на избрание. Она включает также внимательное изучение избирательного корпуса путем сопоставления технологических карт электората по округам, создание имиджа кандидата, партии, поэтапную проработку тактики избирательной кампании и т. д.
Большую роль в современных условиях приобретает и технологическая карта электората — графическое изображение, чертеж территории избирательных округов, где наглядно, доступными средствами (цветом, ретушью) изображается в соответствии с данными социологического изучения картина симпатий, предпочтений и антипатий избирателей, выборщиков, отражается динамика реального и прогнозируемого отношения избирателей к тем или иным кандидатам.
Однако выборами, как известно, дело теперь не ограничивается. Не только на выборах демократически решаются или должны решаться вопросы судеб власти. В мировой практике, например, в ходу плебисциты, в России именуемые референдумами.
Плебисцит (англ. plebiscite, от лат. plebiscitum — решение народа) — в древнем мире это были постановления, принимавшиеся собранием плебеев. Теперь это один из видов всенародного обсуждения, народного голосования, референдум.
Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено, передано) — всенародное голосование с целью выявить подлинные настроения народа, общественное мнение для принятия окончательного решения по тому или иному вопросу, жизненно важному для государства.
Сказанное выше относится к проблеме легитимности, законности власти, нелегко, но все-таки утверждающейся в жизни не только России, но и всей планеты. А рядом были, есть и будут и околозаконные деяния. Например, в СССР и в КПСС практиковалась кооптация.
Кооптация (лат. cooptatio — довыборы, дополнительное избрание), или, говоря иначе, недемократическая процедура пополнения состава какого-нибудь выборного органа дополнительными людьми, работниками без обращения к избирателям, т. е. без вынесения вопроса на их рассмотрение и голосование.
Возрастание роли и значения электората, самих выборных процедур вносит существенные коррективы в систему современных представлений об основах и возможностях реально действующих властей. Это вызывает потребность в умении разумно воспользоваться таким новым участком знаний, как электоральная теория (электоральная кратология).
Далее мы остановимся на конкретных соображениях и выводах, которые формулируют российские исследователи избирательных процессов.
Электоральная культура российского избирателя, уровень знания процедур избирательных кампаний и умение компетентно судить о кандидатах, политических силах, их программах не могут быть такими же, как в странах, где демократические выборы проходят на протяжении столетия. Тем не менее начиная с 1989 года наш избиратель многому научился, и сегодня он не похож на наивного простака, а по мере дальнейшего участия в выборах будет накапливать опыт и становиться более компетентным.
Теория обучающегося электората приобрела в последнее время довольно много сторонников, прежде всего благодаря работе английских специалистов Р. Роуза и Я. Макаллистер "Избиратели начинают выбирать: от строго классовых к открытым выборам в Великобритании" (1986). Авторы описывают модель "рассуждающего электората", который учится с возрастом и принимает решение о голосовании, основываясь на анализе сложной совокупности факторов, меняющихся от выборов к выборам, и соотнося свои социальные и экономические интересы, политические принципы с заявлениями и программами партий и отдельных кандидатов, оценкой их реальных действий. Выборы 1995 и 1996 годов дали российскому избирателю ценный опыт, и манипулировать его сознанием с помощью средств массовой информации и изощренных технологий становится все трудней.
Любая учеба, как известно, немыслима без практического овладения соответствующими навыками. В данном случае речь идет не только о голосовании, но и о других формах участия в избирательной кампании. Активен ли наш российский избиратель? В общей сложности 13,7% из числа опрошенных принимали участие в последних избирательных кампаниях (помимо голосования). Эти избиратели проявляли следующие виды активности (в %)*:
— собирали подписи для кандидатов партий — 34,7;
— участвовали в предвыборных собраниях, личных встречах по выдвижению кандидатов — 48,9;
— агитировали за кандидата (партию) — 15,1;
— участвовали в работе избирательных комиссий — 29,4;
— принимали непосредственное участие в организации кампании кандидата (партии) — 10,0;
— помогали в сборе средств в поддержку кандидата — 4,7;
—— вносили средства в фонд кандидата — 6,2;
— распространяли агитационный материал, листовки — 19,0.
Каждый седьмой российский избиратель знает избирательный процесс "изнутри", включен в него не только как рядовой избиратель, но и как активный участник.
Мужчины в целом больше интересуются выборами, чем женщины, сильнее верят в возможность с их помощью изменить положение дел в стране. Тем не менее женщины несколько активнее принимают участие в сборе подписей в поддержку кандидатов, в агитации по домам, в работе избирательных комиссий, в распространении листовок. Зато мужчины активнее посещают собрания, участвуют в организации избирательной кампании, в сборе средств.
Среди возрастных категорий выделяются своей активностью молодежь в возрасте 20—29 лет и группа лиц среднего возраста — 40—49 лет. Эта группа опережает другие по участию в собраниях, агитации на дому, вкладу денежных средств в фонд кампании. Категория 50—59 лет уступает большинству почти по всем формам активности участия в мероприятиях избирательной кампании. Тем не менее у нее самый высокий показатель участия в работе комиссий. Активность группы от 60 лет и старше выше, чем 50—59-летних, что объясняется наличием свободного времени, а также желанием заработать на выборах.
* См.: Представительная демократия и электорально-правовая культура. С. 171—173, 175,176.
Активность более образованных избирателей естественна. Эта тенденция наблюдается едва ли не во всех странах.
Весьма существенны различия в формах деятельного участия в избирательной кампании верующих и неверующих. Если неверующие чаще собирают подписи, участвуют в собраниях, агитируют по домам, работают в избирательных комиссиях, то верующие предпочитают менее публичные формы участия. Городские жители в целом значительно больше задействованы в избирательной кампании, чем сельские, за исключением участия в сборе подписей и работе избирательных комиссий. На селе вообще отсутствуют формы активности, связанные с финансами. Это вполне объяснимо — село сейчас переживает огромные трудности, свободных денег там просто нет.
Интенсивность участия в избирательной кампании людей, придерживающихся "левых" и "правых" политических взглядов, в целом примерно одинакова, но резко различается в отношении конкретных форм. "Левые" активнее в сборе подписей, распространении листовок; "правые" — в участии в работе избирательных комиссий (что, кстати сказать, ставит под сомнение утверждение о фальсификации итогов прошедших выборов в пользу коммунистов), а также в личном вложении средств в кампанию.
Региональные различия выражены очень сильно едва ли не по каждой форме участия.
Таблица
Активность избирателей в различных формах выборной кампании (в%)
|
Ф о р м ы у ч а с т и я |
||||||
Регион России. |
Собирал подписи |
Участвовал в собраниях |
Агитировал по домам |
Участвовал в работе избиркомов |
Участвовал в орг-ии изб. Камп. |
Помогал в сборе средств |
Вносил средства в фонд |
Северно-западный
|
34.7 |
48.9 |
15.1 |
29.4 |
10 |
4.7 |
2.1 |
Центральный
|
39.3 |
80.7 |
14.5 |
28.2 |
12.5 |
3.3 |
6.7 |
Поволжье
|
20.6 |
57.2 |
18.9 |
54.3 |
23.7 |
3.9 |
3.9 |
Урал
|
46.2 |
47.4 |
22.9 |
32.0 |
10.1 |
3.3 |
3.1 |
Зап. Сибирь
|
33.8 |
15.7 |
12.2 |
55.2 |
6.0 |
- |
- |
Вост. Сибирь
|
13.9 |
70.0 |
30.0 |
32.8 |
11.5 |
- |
- |
Сев. Кавказ
|
32.4 |
26.9 |
7.6 |
24.9 |
11.9 |
9.3 |
- |
Дальний Восток
|
31.8 |
26.9 |
17.3 |
14.5 |
7.4 |
9.9 |
2.0 |
Волго-Вятский
|
27.7 |
40.3 |
15.8 |
16.3 |
14.2 |
- |
- |
Это свидетельствует о том, что отсутствие единой электоральной культуры в России проявляется прежде всего в региональных различиях и создает большие сложности в анализе и прогнозировании поведения российского избирателя. Тем не менее его поведение все больше поддается логическому объяснению, а значит, и предсказуемо.
Электоральное поведение и формирующаяся электоральная культура предопределяют отношение граждан к власти, а их внимательное изучение помогает властям различных уровней, масштабов и регионов успешно строить свою деятельность.