8. Кратология церковной деятельности (теократология)
.8. Кратология церковной деятельности (теократология)
Широкий круг идей и практики охватывает многовековое влияние культов — власть церковная*, власть духовная (власть духовенства), власть религиозная. Это характерно как для нынешних мировых религий, так и для тысячелетней и современной практики самых разных религиозных верований людей всех стран (включая и секты разного рода).
Остро стоят многие проблемы церковной власти и в России**.
Религия как мироощущение и церковь как организация построены по строго иерархическому принципу и точно его соблюдают. Это находит свое отражение и в единобожии, и в обожествлении властей. Для пояснения совершим экскурс в практику мировых религий.
Единобожие — религиозная система, признающая только одно божество: монотеизм.
Господь — Бог у христиан. Согласно В. И. Далю, государь, господин; Всевышний, Владыка, Бог, Создатель. Используется и понятие Вседержитель, т. е. Господь, Создатель.
Аллах — наименование Бога в исламе.
Обожествление — признание в ком-либо, в чем-либо божественной силы, в том числе и у власти, приписывание ей такой силы.
* См.: Цыпин В. А. Церковное право. 2-е изд. М.: Изд-во МФТИ, 1996. С. 188—403; Суворов Н. С. Учебник церковного права. 5-е изд. М., 1913. 531 с.
** См., напр.: Протоиерей Михаил Ардов. Кто и когда расколол церковь? Патриархия и власть//Независимая газета, 1994. 27 окт. С. 5; Алексеев Валерий. Тщетные усилия. Государственно-церковные отношения: содержание, характер, тенденции // Независимая газета. 1995. 2 марта. С. 3.
Помазанник Божий — тот, кто помазан (делегирован, избран) на царство, царь.
Религии отличаются внимательным, особым отношением к власти, а церкви — своеобразием своего организационно-властного устроения.
Обратимся к трем мировым религиям. По хронологии их возникновения это буддизм, христианство, мусульманство (ислам).
Христианство — одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство возникло в I в., выделившись среди мистико-мессианских движений в Восточной провинции Римской империи (в Палестине). Названо по имени его основателя Иисуса Христа. В конце IV в. было государственной религией Римской империи. Имеет три основных направления: католицизм, православие, протестантизм. Общее число его приверженцев — более миллиарда человек. Общий признак, объединяющий их, — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, спасителя мира, воплощение второго лица триединого божества (Троица). Главный источник вероучения — Священное писание (Библия, особенно ее вторая часть — Новый Завет).
Католицизм (от греч. katholikos — всеобщий, вселенский)— одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054—1204 годах. В XVI веке от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим порядком: монархический центр — папство, глава — римский папа, резиденция папы — Ватикан. Источники вероучения — Священное писание и Священное предание. С 60-х годов XX века католическая церковь стала на путь модернизации своей догматики.
Примас — в католической и англиканской церквах первый по сану или своим правам епископ.
Антипапа — не признанный католической церковью римский папа. В средние века в отдельные моменты на папском престоле числилось одновременно несколько пап, представлявших различные церковные и светские круги, из которых лишь один впоследствии признавался папой. Остальные объявлялись антипапами, которых в общем списке пап, составленном католической церковью, насчитывается более тридцати.
Отметим своеобразие иерархии и титулования в христианстве, в том числе в России:
патриарх* — высшее звание в церковной иерархии. В современном православии — высший духовный сан, обычно глава самостоятельной (автокефальной) церкви, избирается церковным собором. В Русской православной церкви титул патриарха существовал в 1589—1703 годы, восстановлен 5(18) ноября 1917 года. Первоиерарх церкви — первый в церковной иерархии, патриарх;
архисвятитель — старший надо всеми архиепископами и архиереями; патриарх;
митрополит — высшее почетное звание епископа, а также сам епископ, имеющий это звание, глава крупной епархии, подчинен патриарху;
владыко — разновидность церковного титулования. В России при обращении к митрополитам и архиепископам прибавляется: "Высоко-преосвященнейший Владыко";
архипастырь (милостивейший) — принятое в дореволюционной России почтительное название высших особ духовного сана — митрополитов и архиепископов;
архиепископ — одно из высших духовных званий, епископ, надзирающий над несколькими епархиями, а также вообще почетный титул епископа;
архиерей — общее название для высших чинов духовенства в православной церкви (епископа, архиепископа, митрополита, патриарха). Архиерейский собор — собрание, заседание, съезд архиереев;
архимандрит— в православной церкви высшее звание иеромонаха, почетный титул настоятеля мужского монастыря, ректора духовного учебного заведения.
Мусульманство, ислам* — одна из наиболее распространенных (наряду с христианством и буддизмом) мировых религий. Ее последователи — мусульмане. Возникла в Аравии в VII веке. Мухаммед (Мохаммед, иногда Магомет, Магомед) (около 570—632) — основатель ислама, в 630—631 годах глава первого мусульманского теократического государства (в Аравии), почитается как пророк.
Коран (араб. куран — чтение) — главная священная книга мусульман; собрание проповедей, заклинаний, молитв, притч, обрядовых и юридических установлений, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Ранние списки Корана относятся к VII—VIII векам. Основной догмат ислама — поклонение единому богу — Аллаху и признание Мухаммеда "посланником Аллаха". Основные направления — суннизм и шиизм.
Муфтий (араб.) — высшее духовное лицо у мусульман, облеченное правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам (давать разъяснение норм, основанных на Коране) и их применению, т. е. по применению шариата. В этом смысле толкователь Корана.
Шариат — свод религиозно-правовых норм, составленный на основе Корана и сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного, брачно-семейного права (в противоположность адату — обычному праву).
Буддизм — одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI—V веках до н. э.
Будда (санскр., просветленный) — имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623—544 гг. до н. э.), происходившему из царского рода племени шакьев в Северной Индии (одно из имен Будды — Шакьямуни, т. е. отшельник из шакьев). В религии буддизма это существо, достигшее высшего совершенства ("просветления").
Ламаизм (тибет., англ. Lamaism) — тибето-монгольская форма буддизма, возникшая в VII веке в Тибете и в XVI—XVIII веках распространившаяся на севере Центральной Азии среди монгольских народов. Имеет некоторое число последователей в ряде регионов России.
Очень разнообразны в различных церквах, в сфере духовной власти, религий церковная символика, каноны, ритуалы, обряды, таинства, праздники, с которыми, как правило, не могут не считаться светские власти и конкретные правители.
В целом у священнослужителей продуманы и вопросы технологии церковно-властного процесса, детали одежды, поведения, общения с верующими, пунктуально соблюдаются традиции, хотя происходит и модернизация церквей.
* См.: Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. 315 с. 166
7 июня 1990 года колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского патриарха, которым стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, в миру Алексей Михайлович Ридигер (родился 23 февраля 1929 г.). В отличие от патриарха Пимена, избранного в 1971 году открытым голосованием по единственной кандидатуре, Алексий II избирался голосованием тайным (в первом туре в бюллетени были внесены 75 епископов из 92 в тогдашнем СССР). Патриарх был избран в третьем туре. Его интронизация (возведение на престол) состоялась 10 июня 1991 года. Перед этим 30 мая 1991 года Русская православная церковь обрела права юридического лица. Патриарх получил свидетельство о регистрации в Министерстве юстиции России.
По мнению патриарха Алексия II, церковь не должна участвовать в политической жизни общества как самостоятельная сила. В этом смысле никакой клерикальной политики не ведется, нет и не может быть клерикальных политических партий. Влияние церкви носит духовный, нравственный, а не политический характер. Считается, что, для того чтобы вести ко Христу каждого человека, независимо от его политических взглядов, церковь должна быть вне политики, хотя люди, пытающиеся привнести политику в церковь, есть. Патриарх не раз цитировал слова одного католического епископа о том, что если церковь заключает политический брак с одной из партий или с одной из ветвей власти, то рискует вскоре оказаться политической вдовой.
Известно, что у Русской православной церкви со времен Петра I до 1917 года существовали обязанности государственной религии. В связи с этим патриарх Алексий II говорил: "Положение государственной церкви принесло нам много бед и трагедий. Церковь должна быть отделена, но подлинно отделена от государства. Она должна иметь право оценивать все события, происходящие в стране, с позиций духовности и нравственности. Она не может этого сделать, будучи государственной"*.
8 одном из выступлений Алексий II отмечал: "Неизменное искушение и вековая болезнь государственности: государство свои интересы склонно автоматически отождествлять с интересами людей, а под "государственными интересами" склонно понимать прежде всего удобство и легкость в управлении.
В церковном понимании государство призвано примирять интересы всех групп населения. И особенно в сегодняшнем мире государственная власть не имеет права видеть в какой бы то ни было части своих сограждан некую противостоящую силу, против которой надо употреблять вооруженную силу"**. Таков взгляд на государство Русской православной церкви.