8. Кратология церковной деятельности (теократология)

.

8. Кратология церковной деятельности (теократология)

Широкий круг идей и практики охватывает многовековое влияние культов — власть церковная*, власть духовная (власть духовенства), власть религиозная. Это характерно как для нынешних мировых рели­гий, так и для тысячелетней и современной практики самых разных рели­гиозных верований людей всех стран (включая и секты разного рода).

Остро стоят многие проблемы церковной власти и в России**.

Религия как мироощущение и церковь как организация построены по строго иерархическому принципу и точно его соблюдают. Это нахо­дит свое отражение и в единобожии, и в обожествлении властей. Для пояснения совершим экскурс в практику мировых религий.

Единобожие — религиозная система, признающая только одно бо­жество: монотеизм.

Господь — Бог у христиан. Согласно В. И. Далю, государь, госпо­дин; Всевышний, Владыка, Бог, Создатель. Используется и понятие Вседержитель, т. е. Господь, Создатель.

Аллах — наименование Бога в исламе.

Обожествление — признание в ком-либо, в чем-либо божественной силы, в том числе и у власти, приписывание ей такой силы.

 

* См.: Цыпин В. А. Церковное право. 2-е изд. М.: Изд-во МФТИ, 1996. С. 188—403; Суворов Н. С. Учебник церковного права. 5-е изд. М., 1913. 531 с.

** См., напр.: Протоиерей Михаил Ардов. Кто и когда расколол церковь? Патриархия и власть//Независимая газета, 1994. 27 окт. С. 5; Алексеев Валерий. Тщетные усилия. Государственно-церковные отношения: содержание, харак­тер, тенденции // Независимая газета. 1995. 2 марта. С. 3.

 

Помазанник Божий — тот, кто помазан (делегирован, избран) на царство, царь.

Религии отличаются внимательным, особым отношением к власти, а церкви — своеобразием своего организационно-властного устроения.

Обратимся к трем мировым религиям. По хронологии их возникно­вения это буддизм, христианство, мусульманство (ислам).

Христианство — одна из трех мировых религий (наряду с буддиз­мом и исламом). Христианство возникло в I в., выделившись среди мистико-мессианских движений в Восточной провинции Римской империи (в Палестине). Названо по имени его основателя Иисуса Христа. В кон­це IV в. было государственной религией Римской империи. Имеет три основных направления: католицизм, православие, протестантизм. Об­щее число его приверженцев — более миллиарда человек. Общий при­знак, объединяющий их, — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, спасителя мира, воплощение второго лица триединого божества (Трои­ца). Главный источник вероучения — Священное писание (Библия, осо­бенно ее вторая часть — Новый Завет).

Католицизм (от греч. katholikos — всеобщий, вселенский)— одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церк­ви на католическую и православную произошло в 1054—1204 годах. В XVI веке от католицизма откололся протестантизм. Организация като­лической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим порядком: монархический центр — папство, глава — римский папа, ре­зиденция папы — Ватикан. Источники вероучения — Священное писа­ние и Священное предание. С 60-х годов XX века католическая церковь стала на путь модернизации своей догматики.

Примас — в католической и англиканской церквах первый по сану или своим правам епископ.

Антипапа — не признанный католической церковью римский папа. В средние века в отдельные моменты на папском престоле числилось одновременно несколько пап, представлявших различные церковные и светские круги, из которых лишь один впоследствии признавался папой. Остальные объявлялись антипапами, которых в общем списке пап, со­ставленном католической церковью, насчитывается более тридцати.

Отметим своеобразие иерархии и титулования в христианстве, в том числе в России:

патриарх* — высшее звание в церковной иерархии. В современном православии — высший духовный сан, обычно глава самостоятельной (автокефальной) церкви, избирается церковным собором. В Русской православной церкви титул патриарха существовал в 1589—1703 годы, восстановлен 5(18) ноября 1917 года. Первоиерарх церкви — первый в церковной иерархии, патриарх;

архисвятитель — старший надо всеми архиепископами и архиерея­ми; патриарх;

митрополит — высшее почетное звание епископа, а также сам епископ, имеющий это звание, глава крупной епархии, подчинен пат­риарху;

владыко — разновидность церковного титулования. В России при обращении к митрополитам и архиепископам прибавляется: "Высоко-преосвященнейший Владыко";

 

архипастырь (милостивейший) — принятое в дореволюционной России почтительное название высших особ духовного сана — митро­политов и архиепископов;

архиепископ — одно из высших духовных званий, епископ, надзира­ющий над несколькими епархиями, а также вообще почетный титул епископа;

архиерей — общее название для высших чинов духовенства в пра­вославной церкви (епископа, архиепископа, митрополита, патриарха). Архиерейский собор — собрание, заседание, съезд архиереев;

архимандрит— в православной церкви высшее звание иеромонаха, почетный титул настоятеля мужского монастыря, ректора духовного учебного заведения.

Мусульманство, ислам* — одна из наиболее распространенных (на­ряду с христианством и буддизмом) мировых религий. Ее последовате­ли — мусульмане. Возникла в Аравии в VII веке. Мухаммед (Мохаммед, иногда Магомет, Магомед) (около 570—632) — основатель ислама, в 630—631 годах глава первого мусульманского теократического госу­дарства (в Аравии), почитается как пророк.

Коран (араб. куран — чтение) — главная священная книга мусуль­ман; собрание проповедей, заклинаний, молитв, притч, обрядовых и юри­дических установлений, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Ранние списки Корана относятся к VII—VIII векам. Основной догмат ис­лама — поклонение единому богу — Аллаху и признание Мухаммеда "посланником Аллаха". Основные направления — суннизм и шиизм.

Муфтий (араб.) — высшее духовное лицо у мусульман, облеченное правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам (да­вать разъяснение норм, основанных на Коране) и их применению, т. е. по применению шариата. В этом смысле толкователь Корана.

Шариат — свод религиозно-правовых норм, составленный на осно­ве Корана и сунны, содержащий нормы государственного, наследствен­ного, уголовного, брачно-семейного права (в противоположность адату — обычному праву).

Буддизм — одна из трех мировых религий. Возник в Древней Ин­дии в VI—V веках до н. э.

Будда (санскр., просветленный) — имя, данное основателю буддиз­ма Сиддхартхе Гаутаме (623—544 гг. до н. э.), происходившему из цар­ского рода племени шакьев в Северной Индии (одно из имен Будды — Шакьямуни, т. е. отшельник из шакьев). В религии буддизма это суще­ство, достигшее высшего совершенства ("просветления").

Ламаизм (тибет., англ. Lamaism) — тибето-монгольская форма буд­дизма, возникшая в VII веке в Тибете и в XVI—XVIII веках распростра­нившаяся на севере Центральной Азии среди монгольских народов. Имеет некоторое число последователей в ряде регионов России.

Очень разнообразны в различных церквах, в сфере духовной вла­сти, религий церковная символика, каноны, ритуалы, обряды, таинства, праздники, с которыми, как правило, не могут не считаться светские власти и конкретные правители.

В целом у священнослужителей продуманы и вопросы технологии церковно-властного процесса, детали одежды, поведения, общения с ве­рующими, пунктуально соблюдаются традиции, хотя происходит и мо­дернизация церквей.

 

* См.: Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. 315 с. 166

 

7 июня 1990 года колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского патриарха, которым стал ми­трополит Ленинградский и Новгородский Алексий, в миру Алексей Ми­хайлович Ридигер (родился 23 февраля 1929 г.). В отличие от патриар­ха Пимена, избранного в 1971 году открытым голосованием по единст­венной кандидатуре, Алексий II избирался голосованием тайным (в первом туре в бюллетени были внесены 75 епископов из 92 в тогдаш­нем СССР). Патриарх был избран в третьем туре. Его интронизация (возведение на престол) состоялась 10 июня 1991 года. Перед этим 30 мая 1991 года Русская православная церковь обрела права юридическо­го лица. Патриарх получил свидетельство о регистрации в Министерст­ве юстиции России.

По мнению патриарха Алексия II, церковь не должна участвовать в политической жизни общества как самостоятельная сила. В этом смыс­ле никакой клерикальной политики не ведется, нет и не может быть клерикальных политических партий. Влияние церкви носит духовный, нравственный, а не политический характер. Считается, что, для того чтобы вести ко Христу каждого человека, независимо от его политиче­ских взглядов, церковь должна быть вне политики, хотя люди, пытаю­щиеся привнести политику в церковь, есть. Патриарх не раз цитировал слова одного католического епископа о том, что если церковь заключа­ет политический брак с одной из партий или с одной из ветвей власти, то рискует вскоре оказаться политической вдовой.

Известно, что у Русской православной церкви со времен Петра I до 1917 года существовали обязанности государственной религии. В связи с этим патриарх Алексий II говорил: "Положение государственной церкви принесло нам много бед и трагедий. Церковь должна быть отделена, но подлинно отделена от государства. Она должна иметь право оценивать все события, происходящие в стране, с позиций духовности и нравственности. Она не может этого сделать, будучи государственной"*.

8 одном из выступлений Алексий II отмечал: "Неизменное искуше­ние и вековая болезнь государственности: государство свои интересы склонно автоматически отождествлять с интересами людей, а под "го­сударственными интересами" склонно понимать прежде всего удобство и легкость в управлении.

В церковном понимании государство призвано примирять интересы всех групп населения. И особенно в сегодняшнем мире государственная власть не имеет права видеть в какой бы то ни было части своих согра­ждан некую противостоящую силу, против которой надо употреблять вооруженную силу"**. Таков взгляд на государство Русской православ­ной церкви.

вой.

Известно, что у Русской православной церкви со времен Петра I до 1917 года существовали обязанности государственной религии. В связи с этим патриарх Алексий II говорил: "Положение государственной церкви принесло нам много бед и трагедий. Церковь должна быть отделена, но подлинно отделена от государства. Она должна иметь право оценивать все события, происходящие в стране, с позиций духовности и нравственности. Она не может этого сделать, будучи государственной"*.

8 одном из выступлений Алексий II отмечал: "Неизменное искуше­ние и вековая болезнь государственности: государство свои интересы склонно автоматически отождествлять с интересами людей, а под "го­сударственными интересами" склонно понимать прежде всего удобство и легкость в управлении.

В церковном понимании государство призвано примирять интересы всех групп населения. И особенно в сегодняшнем мире государственная власть не имеет права видеть в какой бы то ни было части своих согра­ждан некую противостоящую силу, против которой надо употреблять вооруженную силу"**. Таков взгляд на государство Русской православ­ной церкви.