1. Философия власти

.

1. Философия власти

Интересующая нас прежде всего философия власти* (англ. philoso­phy of power) — это область знаний на стыке философии, кратологии, права и политологии. Она вправе оцениваться как важная самостоя­тельная наука в системе учений о власти, дающая философскую интер­претацию власти, этого уникального общественного явления, необхо­димого и в принципе разумного регулятора общественных отношений и человеческого поведения. Наиболее часто вопросов философии власти касаются авторы трудов под названием философия права**.

Именно философия власти позволяет понять, что истоки возникно­вения власти уходят в общественную природу человека и связаны с со­вокупностью его материальных и духовных потребностей и интересов, а также с потребностью в таком общественном институте, как власть во всем многообразии ее видов и проявлений, и особенно с возникновени­ем малых и больших общественных групп людей (семей, слоев, классов, сословий, партий, стран, наций).

Творческое применение философии в теории и практике власти от­крывает большие возможности для развития властной деятельности и кратологии как науки. Философия, как и другие науки, может при не­предвзятом взгляде и уважении к иным точкам зрения послужить убе­дительным примером продуктивных попыток получения эффективных результатов теоретического осмысления реальной действительности.

Так, если в данной книге нас интересует проблематика философии власти, философии политики, философии права, то ученые-философы других научных направлений видят немалые перспективы в исследова­нии иных областей действительности (философия жизни, духа, культу­ры, творчества, даже философия рынка, бизнеса и т. д.).

В качестве примера назовем одно из наиболее влиятельных напра­влений западной философской мысли XX века — аналитическую фило­софию. Ее возникновению и развитию послужили труды выдающегося английского философа Б. Рассела (1872—1970), его учеников и сторон­ников. Если в недавнем прошлом изучение аналитической философии в основном сводилось к критике и разоблачению логического позитивиз­ма, то теперь оказывается, что рассматривать новейшую аналитиче­скую философию можно в связи с гораздо более широким кругом зна­ний. Ее ядром является философия языка, а составляющими — филосо­фия сознания, философия логики, философия действия, философия морали, аналитическая метафизика и т. д.***

* К вопросам философии различных областей знания и деятельности обра­щались многие ученые. См., напр.: Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Гегель. Философия права / Пер. с нем. М.: Мысль, 1990;

Риккерт Т. Философия истории / Пер. с нем. Спб., 1908; Соловьев В. С. Фило­софия искусства и литературная критика. М., 1991; Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1900; Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. 351 с. (печа­тается по: Спб., 1904. Пер. с фр.).

** Работы по философии права, помимо упомянутых Гегеля, Б. И. Чичери­на, есть у многих юристов и философов. Только в 90-е годы XX века в России по­явились труды таких авторов, как В. С. Нерсесянц, С. С. Алексеев, Э. А. Поздня­ков, Ю. В. Тихонравов и др.

*** См.: Аналитическая философия: Избранные тексты / Сост., вступ.'ст. и коммент. А. Ф. Грязнова. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 5.

 

Это весьма наглядный пример нестандартной углубленной разработ­ки научной проблематики.

Разработка лингвистической и в целом аналитической философии вполне может рассматриваться и как своеобразный ориентир, аналог непредвзятого подхода к систематизированному, комплексному постро­ению всей совокупности и самого кратологического знания. В этом слу­чае важными и полезными блоками философских взглядов в сфере вла­сти могут быть как сама философия власти в целом, так и философия властного сознания, философия властного решения, философия власт­ного действия и даже философия поведения лиц подвластных и т. д. Та­ким образом, в этой области знаний, еще недавно десятилетиями оста­вавшейся в тени, теперь открываются серьезные исследовательские перспективы и практические горизонты.

Философия власти — это область знания, к которой уже не раз об­ращались многие мыслители, стараясь проникнуть в ее содержание, хо­тя и не именовали ее таким образом. Можно сколько угодно критико­вать К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, но следует признать, что их мысли и дела во многом вращались вокруг философии власти.

Несомненно, что философии власти еще предстоит пережить поло­су своего расцвета, всеобщего внимания к ней. Обществу демократиче­скому, гражданскому, информационному эта развивающаяся наука при­несет много полезного для его прогресса, для упрочения прав, свобод и обязанностей человека и непосредственного улучшения его жизни. По­ка же здесь делаются лишь первые, но достаточно продуктивные шаги.

В конце 1993 года появилась содержательная книга "Философия власти" (под редакцией профессора МГУ В. В. Ильина). Это заметное событие в становлении самостоятельной области властного знания*. В семи разделах книги авторы квалифицированно, с позиций философии характеризуют такие темы, как понятие власти, принципы власти, фор­мы власти, онтология власти, структура власти, партия и власть, куль­тура власти. В 1994 году В. В. Ильин и А. С. Панарин издали книгу "Фи­лософия политики", а в 1995 году эти же авторы и Д. В. Бадовский из­дали "Политическую антропологию". Все три книги вышли в издательстве Московского университета.

В настоящее время следует исходить и из необходимости взаимо­действия философии власти с другой наукой, обретающей все больший авторитет, — философией политики.

Философия политики (англ. philosophy of politics) — область знания на стыке философии и политологии, имеющая право на признание в ка­честве самостоятельной науки как в системе философских наук, так и в системе наук о политике. Она дает философскую характеристику поли­тики как важнейшего общественного явления и составляющих ее поли­тических явлений, как реального регулятора общественных отношений и человеческого поведения.

К проблемам философии политики в многовековой истории чело­вечества обращались многие мыслители. Однако целостный, обобщаю­щий труд в этой области еще предстоит создать. Такие шаги уже пред­принимаются в России. Серию книг "Философия политики" издавали

* См.: Философия власти / Гаджиев К. С., Ильин В. В., Панарин А. С., Ря­бов А. В. / Под ред. В. В. Ильина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. 271 с.

 

преподаватели Российской академии управления в 1992—1993 годах. В них характеризовались базовые понятия и категории современной политической науки, закономерности и законы политического про­цесса, властные факторы в политической системе общества. Профес­сор Э. А. Поздняков в 1994 году издал в Москве двухтомную моногра­фию "Философия политики".

Воспользовавшись современной благоприятной ситуацией для не­стандартного творческого мышления, отечественные философы заго­ворили даже о философии философии (метафилософии)*.

Философия очень многогранна и открывает большие возможности для науки. Не случайно история знает труды И. Ньютона "Математиче­ские начала натуральной философии" (1687), К. Линнея "Философия ботаники" (1751), Ж. Б. Ламарка "Философия зоологии", П. С. Лапласа "Опыт философии теории вероятностей" (1814). Однако на философию власти веками не обращали внимания.

Теперь же, осуществляя переход из сферы общей политики в об­ласть непосредственно власти, от философии политики к философии власти, мы можем получить значительное приращение знания и его действенную отдачу на важном социополитическом и социокультурном поприще. Фактически мы стоим перед дилеммой: или продолжать чего-то ждать, не замечая новых возможностей в той области знаний, кото­рая требует обратить на нее внимание, или, наконец-то, сделать назрев­ший решительный шаг. Мы и так уже застоялись (и в России, и в мире) на поприще общих разговоров о значении власти.

Надо развивать науку о власти, теорию власти по всем ее направле­ниям и научиться применять эти знания на деле. Это относится не толь­ко к философии власти, но и ко всем другим комплексным областям кратологического знания.