5. Экономика и экология власти

.

5. Экономика и экология власти

Ведущие проблемы экономики, экологии, рынка и власти; собст­венности, предпринимательства и власти; бизнеса и власти давно доми­нируют в мировой науке**. Теперь эта тенденция со всеми присущими ей сложностями и противоречиями проявляется и в России.

Многие годы мы отставали в развитии научных и просто здравых взглядов на разнообразие, многовариантность и альтернативы хозяй­ственной и государственной эволюции, на устройство эффективной власти, выражающей глубокие человеческие интересы, связанные с разными видами собственности. Безусловно прав был видный рус­ский философ С. Н. Булгаков, когда в 1912 году он начинал свою из­вестную книгу "Философия хозяйства" следующим суждением: "В жизни и мироощущении современного человечества к числу наибо­лее выдающихся черт принадлежит то, что можно назвать экономизмом

 

* В "Подготовительных материалах" в 33-м томе встречается цитата на не­мецком языке из К. Каутского, в которой он без должной научной строгости ис­пользует понятие "die politische Gewalt" вместо "die Macht" (см. там же. С. 280, 288).

** См., напр.: Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проб­лемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. 11-го изд.: В 2 т. М.: Республика, 1992;

Долан Н. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. Спб., 1992; Мескон М. X., Альберт М., Хедоури. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992 (особенно глава 16. Руководство: власть и личное вли­яние, с. 462—487; Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Сокр. пер. с англ. М.: Экономика: Дело, 1992; Сакс Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономи­ка. Глобальный подход / Пер. с англ. М.: Дело, 1996. 848 с.; Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцев Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996. 496 с.

 

 нашей эпохи"*. Он был прав и тогда, когда утверждал, что имен­но "борьба за жизнь с враждебными силами природы в целях защиты, утверждения и расширения, в стремлении ими овладеть, приручить их, сделаться их хозяином и есть то, что — в самом широком и пред­варительном смысле слова — может быть названо хозяйством"**. Поистине "Жизнь есть процесс прежде всего хозяйственный"***.

Это подтверждают и протекшие десятилетия, и вся практика чело­веческого рода. Но всегда изначально хозяйствованию и экономизму сопутствовали власть, организация и регуляция совместной жизни лю­дей. Актуальная тема создания и развития упорядоченной хозяйствен­ной жизни, рынка, органической взаимосвязи и взаимообусловленности рынка, предпринимательства и власти сегодня вышла на первый план. В новом осмыслении роли рынка и открытии ему широкой дороги, а также в новом понимании сути государственной, конституционной вла­сти, наиболее полно отвечающей требованиям цивилизованного рынка, и правовом оформлении именно такой власти — путь к нормальной жизни всех и каждого не только в России, но и в современном планетар­ном сообществе, путь к его устойчивому развитию в XXI веке.

Сегодня уже ясно, что только в отходе от односторонних взглядов на экономику и от возможности властным, командным, административ­ным путем управлять ею из единого центра, только в более рациональ­ном, эффективном учете многообразия возможностей экономического развития — путь в завтрашний день, в новое тысячелетие. В развитии разумно устроенной экологической экономики — грядущий день и че­ловека, и общества, и власти. Развал же национальной экономики — это крах всему и вся. И лозунг: "Заграница нам поможет" — этот лозунг не пройдет. Необходима все-таки мудрая "опора на собственные силы", но конечно же без самоизоляции.

Из каких же ключевых моментов экономики нужно исходить, что­бы глубже и полнее понять и проблемы, и особенности устройства сов­ременной власти, ее обусловленность экономикой, ее роль в судьбах на­циональной экономики?

Экономика (от греч. oikonomike — искусство управления домашним хозяйством) — это, во-первых, хозяйство (или его часть — виды, отрас­ли, сферы производства) той или иной фирмы, компании, корпорации, монополии, того или иного государства (региона, области, штата, де­партамента, района, округа и т. д.), группы стран, их сообщества или всего мира; во-вторых, это наука, отрасль знаний, изучающая пробле­мы, принципы, аспекты экономических отношений, производства и рас­пределения.

Никогда никаким властям не удавалось уклониться от решения хо­зяйственных, экономических вопросов, от организации экономической жизни.

Самой целесообразной, наиболее продуманной, обеспеченной в правовом отношении и опирающейся на человеческие способности и интересы оказалась к нашему времени рыночная экономика.

Многообразие экономической жизни породило необычайное мно­жество экономических явлений и возможностей (а значит, и понятий), с которыми считаются власти разных уровней. Уже здесь начинает работать

 

* Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. С. 7.

** Там же. С. 39.

*** Там же. С. 8.

 

 власть экономики и возникают контуры целой области знаний — экономики власти. В этом круге различаются: макроэкономика, мезоэкономика, микроэкономика, смешанная, рыночная, феодальная, капи­талистическая, социалистическая, транснациональная экономика, а также и грядущая информационная, экологическая экономика.

Центральные явления в этой области практики и знаний — эконо­мическая власть, экономическое влияние, экономическая мощь, зависи­мость, интеграция, инфраструктура, конъюнктура, экономическая са­мостоятельность, эффективность, помощь и взаимопомощь и т. д.; эко­номические ресурсы, процессы, факторы, экономические доктрины, законы, науки, отношения, потребности, реформы, стимулы и экспери­менты; экономический подъем и спад, кризис, потенциал и рост, цикл и этап и, наконец, экономическое положение, равновесие, сотрудничест­во, экономическое мышление и образование*. А рядом с ними гигант­ский круг экологических проблем**.

И вот теперь, после столь впечатляющего, концентрированного взгляда на суть, особенности, роли и многообразие явлений, факторов и понятий экономики, необходимо сказать о двух очень важных и тесно взаимодействующих областях реальной жизни, связанных с хозяйствен­ной деятельностью человека и обязывающих его вырабатывать соот­ветствующую совокупность взглядов применительно к власти, властво­ванию.

Экономика власти — область науки, изучающая функциональные или отраслевые проблемы хозяйствования и организующего воздейст­вия власти на хозяйствование, а также своего рода общественно-эконо­мической стоимости (ценности) власти для государства и его сограждан. В качестве автономного раздела экономики власти может выделяться характеристика собственно экономической власти, в том числе в ее раз­личных составных частях.

Данная область знания может почерпнуть много полезного у эконо­мической социологии***, восходящей к трудам А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милля, К. Маркса, а также у современной экономической истории.

Экология власти — правомерное распространение подходов эко­логии на сферу власти, властной деятельности; проявление заинтересо­ванности власти в решении экологических (все чаще глобальных) про­блем. Это позволяет вести речь: 1) об экологии власти как характери­стике той общей разумно организуемой, защищаемой и очищаемой

 

* См., напр.: Энциклопедический словарь бизнесмена: Менеджмент, марке­тинг, информатика / Под ред. М. И. Молдаванова. Киев: Техника, 1993. 856 с.;

Словарь делового человека (для вузов) / Под общей ред. В. Ф. Халипова. М.: Ин-терпракс, 1994. 176 с.; Гражданское и предпринимательское право: Сборник до­кументов / Сост. Богачева Т. В. М.: Манускрипт, 1996. 879 с.

** См.: Реимерс Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы, гипо­тезы). М.: Журнал "Россия Молодая", 1994. 367 с.; Ерофеев Б. В. Экологическое право: Учеб. М.: Высш. шк., 1992. 398 с.; Петров В. В. Экологическое право. Учеб. М.: Изд-во БЕК, 1995. 557 с.; Экологическое право и рынок: Сб. статей. М., 1994. 295 с.

*** Отметим первые издания в этой области: Веселое Ю. В. Экономиче­ская социология: история идей. Спб.: Изд-во Спб. ун-та, 1995; Жорин А. В. Экономическая социология: Учеб. пособ. Минск: ИП "Экоперспектива", 1997. 254 с.; Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций. М.: Ас­пект Пресс, 1997.368 с.

 

природной и социальной среды, в которой действует данная власть; 2) об экологии власти как совокупности представлений (желательно науч­ных) о той внутренней благоприятной среде, в которой надлежит дейст­вовать власти (властям, властителям). Без всестороннего учета и ос­мысления всего комплекса этих экономических и экологических про­цессов и явлений и стремления влиять на него современные власти и властители, политики и партии практически немыслимы.

В основе этого фундаментального процесса лежит радикально об­новляемое понимание собственности, права собственности и прав соб­ственника. Конечно, не нынешней лавочно-спекулятивно-коррумпированной собственности в России, а той, к какой страна должна прийти в ходе коренных и многолетних преобразований, способных вывести ее на цивилизованный уровень, придать ей гуманный и демократический облик. Разумеется, для граждан России эта экономика и экономическая -жизнь вовсе не ориентированы только на американский, английский, немецкий, японский или даже китайский образец, а отражают и вопло­щают собственную, отечественную экономическую специфику. При этом учитываются и былой общественный уклад жизни, и психологиче­ское тяготение к общинности, а не индивидуализму, и сознание все еще не утраченной самобытности и державного величия.

Конечно, это предмет особых политико-экономических изысканий. Мы упомянем лишь об основных из них, важных для системы кратологических знаний.

Во-первых, это собственность — исторически определенная фор­ма присвоения материальных благ, прежде всего средств производства. Выделяют различные виды собственности: государственную, общест­венную, коллективную, частную, монополизированную, приватизиро­ванную, личную. Собственная выгода, заинтересованность — это цели, к достижению которых стремятся каждый владелец собственности, ка­ждый предприниматель и потребитель.

Коренные вопросы собственности — трудные, сложные, болезнен­ные. И их нельзя решать "красногвардейской атакой на капитал". Они тесно связаны с властью, зависят от власти, которая, в свою очередь, и сама зависит от них.

Об этом знали еще в XIX веке. В Своде законов Российской им­перии, введенном в действие с 1 января 1835 года, весьма оригиналь­но и вместе с тем точно определялось право собственности: "Собст­венность есть власть в порядке, гражданскими законами установлен­ном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомствен­но"*. Такой подход закреплялся и подтверждался законодательством и в конце XIX века, а собственность определялась как "власть, уста­новленная гражданскими законами, исключительная и не зависимая от лиц посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуще­ством вечно и постоянно"**.

Серьезные занятия экономической теорией привели К. Маркса уже в молодости к глубокому пониманию роли собственности — понима­нию собственности как власти и осознанию власти собственности. Беда лишь в том, что, лихо расправившись с собственностью после 1917 года

 

* См.: Исаев И. А. История государства и права России. Курс лекций. М.:

Изд-во БЕК, 1993. С. 162.

** См. там же. С. 192.

 

да, партия большевиков оставила в стороне и многие существенные взгляды К. Маркса.

В полемике с К. Гейнценом (1847 год) К. Маркс признавал, что "собственность во всяком случае представляет собой своего рода власть. Экономисты, например, называют капитал "властью над чужим трудом"*. И далее: "Современные буржуазные отношения собственно­сти "поддерживаются" государственной машиной, которую буржуазия организовала для защиты своих отношений собственности"**. К. Маркс делал революционный вывод: "Следовательно, там, где политическая власть находится уже в руках буржуазии, пролетарии должны ее нис­провергнуть. Они должны сами стать властью, прежде всего революци­онной властью"***.

К сожалению, Советской власти так и не удалось всесторонне тео­ретически и практически разобраться в сути собственности, ее месте и роли в жизни общества и суметь наладить оптимальные социально-эко­номические отношения в обществе. И лишь теперь в реформируемой России мы приходим к правильному пониманию роли собственности и права собственности и убеждаемся, что собственность есть власть и что необходима конкретная область знания — экономика власти.

Право собственности — одно из важнейших прав в современной России. Оно признается и охраняется законом — Конституцией Россий­ской Федерации и Гражданским кодексом РФ.

Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распо­ряжается принадлежащим ему имуществом. Он вправе совершать в от­ношении своего имущества любые действия, не противоречащие зако­ну, и может использовать имущество для осуществления любой хозяй­ственной или иной деятельности, не запрещенной законом. В случаях, предусмотренных законом, на собственника может быть возложена обязанность допустить ограниченное пользование его имуществом дру­гими лицами. Собственник вправе на условиях и в пределах, предусмот­ренных законодательными актами, заключать договоры с гражданами об использовании их труда при осуществлении принадлежащего ему права собственности. Независимо от формы собственности, на основе которой используется труд гражданина, ему обеспечиваются оплата и условия труда, а также другие социально-экономические гарантии, пре­дусмотренные действующим законодательством. Осуществление права собственности не должно наносить ущерба окружающей среде, нару­шать права и охраняемые законом интересы граждан, предприятий, уч­реждений и государства.

В реальной жизни еще далеко не все так, как в теории вообще и теории права в частности, но будем рассчитывать, что разумное пони­мание и устроение собственности возьмет верх.

С собственностью связан рынок. Его суть и особенности должны понимать и учитывать как власть, так и граждане.

Рынок — ключевое явление и понятие рыночной экономики. Оно означает любое взаимодействие, в которое люди вступают для осуще­ствления торговли друг с другом; это совокупность экономических от­ношений, сфера обмена товаров на деньги и денег на товар, связи меж­ду

 

* Маркс К... Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С.,297.

** Там же. С. 298.

*** Там же.

 

 обособленными товаропроизводителями, а также место, где совер­шается акт купли-продажи товаров.

Рынок — это найденный путем проб и ошибок такой институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов. Он имеет сложную структуру, которую можно рассматривать по разным основа­ниям:

— по объектам — рынок продуктов, средств производства и пред­метов потребления, услуг, инвестиций, ценных бумаг, технологий, рабо­чей силы и т. д.;

— по территориальному признаку— местный, региональный, наци­ональный, общегосударственный, мировой, всемирный и т. д.;

— по механизму функционирования — свободный (на основе сво­бодной конкуренции), монополизированный;

— по уровню насыщенности товарами — равновесный (при равен­стве объемов спроса и предложения), дефицитный (при преобладании спроса над предложением), избыточный (при превышении предложе­ния над спросом).

Чрезвычайно многообразны наименования различных видов рын­ка: внутренний, внешний, валютный, денежный, кредитный, сырьевой, фрахтовый и т. д.; рынок акций, готовых изделий, индивидуальных по­требителей, капитала и т. д.

Все виды власти задействованы в сложной сети отношений с рын­ком. Гражданам России и ее властям предстоит учиться этому искусст­ву долгие годы.

Отметим некоторые ключевые явления в рыночной экономике, важные для умелого построения властной практики:

— предпринимательство* — инициативная самостоятельная дея­тельность граждан, фирм, физических и юридических лиц, направлен­ная на получение прибыли и основанная на использовании всех форм собственности; процесс поиска новых возможностей для бизнеса, ис­пользования новых технологий и новых сфер вложения капитала, пре­одоления старых стереотипов;

— предприниматель — лицо, самостоятельно, творчески занимаю­щееся хозяйственной деятельностью, одна из центральных фигур в сов­ременной рыночной экономике;

— предпринимательский доход — часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия (промышленного или торгового), фирмы, предпринимателя после уплаты налогов или процента на взятый в ссу­ду капитал.

В настоящее время в мировой практике в ходу более широко упот­ребляемое понятие "бизнес" (англ. business), т. е. активная, инициатив­ная предпринимательская деятельность в условиях рыночных отноше­ний, приносящая доход или иные выгоды. Она осуществляется частны­ми, акционерными, кооперативными, государственными предпри­ятиями и гражданами на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовыми нормативными актами.

 

* См.: Предпринимательское право. Курс лекций / Под ред. Н. И. Клейн. М.: Юрид. лит., 1993. 480 с.; Бусыгин А. В. Предпринимательство: Учебн. В 2 кн. Кн. I. М.: Интерпрекс, 1994. 256 с.; Кн. 2. 208 с.; Предпринимательство в Сиби-ри: генезис, опыт развития и перспективы / Под ред. В. С. Балабанова. Красно­ярск, 1996.260 с.

 

Хорошо отлаженный цивилизованный бизнес предполагает высо­кие морально-хозяйственные качества участников — честность, ответ­ственность, пунктуальность в выполнении обязательств. Он должен ис­ключать коррупцию, подкуп, мафиозную практику. В России же поня­тие "бизнес" пока применяется по преимуществу не к крупно­масштабной, а к лавочно-палаточной продаже.

: В чем же пока главная трудность в судьбах общества и власти, в на­ших личных судьбах? В нашем во многом еще предвзятом отношении к рынку, в неумении наладить рынок (местный, региональный, республи­канский, межреспубликанский), достойно выйти на рынок мировой, в неспособности быстро и продуктивно организовать рыночное про­странство, оставшееся от Союза ССР, и неготовности насытить этот рынок высококачественными продуктами, товарами и услугами.

За этим неумением и неготовностью ясно проглядывают, во-пер­вых, ущербность былой социально-экономической и политико-право­вой ориентации рядовых граждан, сохраняющееся до сих пор непонима­ние возможностей иного, несоциалистического образа жизни в принци­пиально ином обществе.

Во-вторых, все еще сказывается убожество былой внедренной свы­ше социальной и экономической непредприимчивости, инертности и на­дежд на высокопоставленных деятелей, которые будто бы за каждого из нас думают и действуют.

В-третьих, проявляется здесь и непригодность ряда старых предста­влений об устройстве и функционировании отечественной власти в но­вых, изменившихся условиях, и прежде всего условиях становящегося на ноги рынка.

Наконец, есть и четвертый момент, обнажающий причины наших бед и обличающий во многом без вины виноватых их виновников. Дело тут в самих людях. Точнее, в тех руководителях, которых ситуация вы­несла во властные структуры фактически не готовыми к новой роли в переломный для общества момент, в функционерах, взращенных в большинстве своем в прошлые времена, а сегодня обреченных действо­вать в новых структурах власти. К сожалению, немало руководителей разных рангов несут на себе груз былых стереотипов и догм и являют собой фигуры переходного характера. Отсюда и проистекает кадровая чехарда 90-х годов.

Но сегодня уже иные времена. Остро требуются и новые подхо­ды, и новые люди. В ближайшее время на предпринимательском и властном небосклонах появятся иные, предприимчивые люди, за ко­торыми будущее. ,

Обратимся к 1985 году. Сколь многое с тех пор изменилось. Как ра­зительно отличается наш день от того, что было, и от того, что нам обе­щали инициаторы так называемой перестройки. За годы "перестройки" не стало ни больше товаров, ни больше квартир, а по ряду причин не стало и больше демократии. Во всяком случае сегодня ясно, что если чего и требуется больше, так это твердой и властной руки, порядка, стабильности, деловой сметки и предприимчивости, спокойствия и ор­ганизованности.

Нужен и новый взгляд на бизнес. Сегодня слово "бизнес" обретает статус признанного и уважаемого понятия, символа достойного челове­ка вида деятельности. А вместе со здравым пониманием бизнеса, его ро­ли и места в жизни общества появилась масса новых явлений и терми­нов, необходимых на практике, но все еще непонятных множеству граждан России и СНГ. В их числе: акционер, аренда, аукцион, биржа, бро­кер, дивиденд, инвестиции, клиринг, лизинг, маркетинг, менеджмент, спонсор, субаренда, фирма, юрисдикция и т. д.*

Нельзя не признать, что отечественный бизнес набирает силы, при­влекает людей. Об этом говорят факты роста упоминаний фамилий крепко ставших на ноги предпринимателей, примеры удачных сделок, возникновения крупных состояний, даже клубов отечественных милли­онеров. Об этом же свидетельствует бурное создание бирж, банков, ор­ганизаций, ассоциаций, проведение конгрессов, ассамблей промышлен­ников, банкиров, товаропроизводителей и т. д., а также идущий парал­лельно процесс банкротств или тихого исчезновения ряда таких образований. Происходит и активное включение людей дела в сферу политики и власти. Вместе с тем и у людей власти рождается интерес к возможностям сферы предпринимательства, к налаживанию устойчи­вых контактов с бизнесменами.

Разве годятся для глубокого анализа подобных явлений традицион­ные формулы, которыми былые власти пытались пользоваться в слож­нейших лабиринтах жизни вообще и экономической жизни в частности? Что сегодня всерьез могут дать былые рецептурные прописи: "Полити­ка — это концентрированное выражение экономики"; "Политика не может не иметь первенства над экономикой"; "Экономика для нас са­мая интересная политика" или призыв культивировать "экономную экономику", провозглашенный в годы обкрадывания этой экономики, разбазаривания народного добра, присвоения народных ценностей?

Как деньги идут к деньгам, так деньги идут и к власти. Деньги дают власть. Они питают власть и нередко развращают ее. А власть откры­вает дорогу к неконтролируемым деньгам. Мы пока не научились жить иначе, но, несомненно, научимся. И Россия, будем надеяться, обязатель­но вырвется из того долгового прорыва, в который ее втянули полити­каны.

Важно уметь воспользоваться опытом. Чтобы отрегулировать, сба­лансировать отношения экономики и власти, денег и власти, бизнеса и власти, власти и рынка, целые поколения многих стран потратили сто­летия. Они сумели найти культурные, деловые механизмы и гарантии этой регуляции и ввести их в действие. Опыт и достижения соответству­ющего законодательства Англии, США, Франции, Германии, Японии и других стран, их гражданского права мы должны глубоко изучать и ис­пользовать.

Когда же именно мы придем к цивилизованному внедрению в жизнь идей правового государства, ответа дать пока никто не может. Одно яс­но, что на это, по всей вероятности, уйдут годы и десятилетия, если до этого мы не развалим окончательно свое собственное общество. Будем надеяться, что этого не произойдет. Судьба нашей страны во многом за­висит от сегодняшней молодежи, от тех, кто вступает в жизнь и прини­мает на свои плечи ответственность за Россию и власть в России. Вот почему и кратология, и деловая жизнь требуют от студентов, от всей молодежи самого глубокого понимания, требуют не отстранения от жизни общества, а самого активного участия в ней.

 

* См., напр.: Толковый юридический словарь для бизнесменов. М.: Конт­ракт, 1992; Правовой словарь предпринимателя. С приложением действующего законодательства Российской Федерации, связанного с предпринимательством. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.

 

так, в чем же новизна проблемы предпринимательства и власти для современного российского общества? Она не только в том, что в со­ветском прошлом рынка (не базара, а рынка) у нас не было, как не бы­ло и соответствующей цивилизованной системы власти. Новизна эта прежде всего в том, что на фундаменте рынка и рыночных отношений, на базе предпринимательства выстраивается совсем иная система пред­ставлений о принципах строения общества, власти и человеческих отно­шений, иной тип поведения власти и граждан. Здесь возникают и новые по содержанию, по-иному взаимосвязанные между собой этажи обще­ственного здания — хозяйственно-экономический, социально-структур­ный, властно-политический и культурно-духовный.

Нынешний цивилизованный рынок базируется на признании част­ной собственности, многообразия и равенства форм собственности, на признании и учете приоритета личного интереса человека, его стремле­ния своим собственным трудом заработать себе право хорошо, по-чело­вечески жить, признавая такое же право и за другими людьми. Веками эти принципы рынка осмысливались, оттачивались, закреплялись в ми­ровом законодательстве, регулирующем общественную жизнь, поведе­ние и отношения людей.

В основе рынка лежит признание людей как товаропроизводите­лей, созидателей ценностей, партнеров в этом производственном про­цессе. Это признание и партнерские отношения регулируются системой общественно одобряемых и значимых норм права, что является делом государственной власти, конституционного законодательства. Выра­ботке и соблюдению этих норм служит правовое государство с его ра­ционально действующими ветвями власти — властью законодательной, исполнительной и судебной.

В обстановке становления цивилизованной экономики и рынка на­до и власть строить по-новому, а во многом именно с нее и начинать. В ходе утверждения в обществе системы рынка и рыночных отношений их принципы все полнее пронизывают его вертикальные и горизон­тальные системы. Прежде всего это отражается в структуре власти и особенностях ее устройства. Именно из органичной потребности регу­лировать человеческие отношения системой договоренностей, совокуп­ностью согласованных, признаваемых и соблюдаемых правовых норм берет свое начало идея правового государства.

Давно уже выработанные зарубежной практикой идеи партнерства в отношениях не только на рынке, но и по поводу власти, идеи согласия, консенсуса участников политического и экономического процесса сле­дует признать полезными, перспективными и далеко не исчерпавшими себя, хотя, разумеется, не во всех странах они строго соблюдаются и вы­полняются.

Напротив, культивировавшаяся в бывшем СССР идея так называе­мой революционной законности, демагогическая долголетняя болтовня о власти народа посредством самого народа фактически не только не дали желанных результатов, но и обеднили, перекосили нормальные представления о нормально организованной власти в государстве. В на­шем недавнем прошлом мы имели дело с безраздельной властью одной партии, ее аппарата, генсека и политбюро. Эта власть лишь формально опиралась на положения Конституции СССР и была выведена из-под действенного контроля граждан.

Горький опыт показал расхождение с жизнью наивно-утопических представлений о власти в безрыночно-социалистическом общественном организме. Как ни хотелось большевикам утвердить на века безо­говорочное подчинение партийным властям, внедрить приоритет обще­ственных интересов над личными, принудить человека к отказу от сво­ей индивидуальности во имя ложной абсолютизации классовых интересов — все эти нелепости партийно-государственного всевластия лопнули вслед за крахом партийного управления обществом.

В настоящее время предпринимателю, бизнесу, рынку нужна твер­дая, реальная власть в государстве. В ней человек дела, деловые струк­туры видят предпосылку и условие достижения своего успеха. Только плодотворный союз власти и цивилизованного предпринимательства способен внести успокоение, стабильность в наш все еще больной хо­зяйственный организм. И это относится как к России, так и ко многим другим, близким нам по общему прошлому странам, входящим в СНГ (Содружество Независимых Государств), — Украине, Белоруссии, Гру­зии, Армении, Таджикистану, Молдове и др.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что нестабильность власти таит огромный риск для всех, кто хочет действовать, извлекать прибыль, надеяться на свою удачливость. Понятно, что активное взаи­модействие с нашей истерзанной страной таит ныне огромный, а неред­ко и недопустимый коммерческий риск для зарубежных предпринима­телей, заставляя их отворачиваться от нас, свертывать взаимовыгодные связи.

В самом деле, оправдан ли такой риск, если главные наши опасно­сти сейчас на виду у всего мира? В их ряду выделяются прежде всего не до конца устраненная проблематичность контроля за ядерным оружи­ем, незатухающие национальные распри, недопустимая дискредитация армии, появление у обездоленных склонности решать свои проблемы путем бунта, а порой и шараханья в сторону экстремизма. Не будем скрывать возможных бед экологического и медико-биологического ха­рактера, последствий возможных эпидемий и голода в ряде регионов. Вот чего не должна допустить власть. Вот от чего надо уберечь Россию и ближнее зарубежье при переходе к рынку.

Власть и в условиях рынка не может стоять в стороне от регулиру­ющего влияния на трудности жизни, на экономику, на ее ключевые уча­стки, на ее участников. Делать это в современном мире — в условиях деятельности могущественных транснациональных корпораций, в об­становке существования "теневой экономики", мафиозных структур и серьезной экономической дезорганизации во многих странах мира, не исключая России, — делать это очень непросто.

Вот почему в экономике власти, экономико-кратологической тео­рии на первый план выходят проблемы продуманной долгосрочной эко­номической стратегии государственной власти, ее экономической поли­тики.

Не случайно Конституция Российской Федерации в статье 114 вме­няет правительству в обязанность прежде всего обеспечение проведе­ния в России единой финансовой, кредитной и денежной политики*.

Саморегулирующаяся рыночная экономика, активное предприни­мательство, целеустремленный бизнес сами по себе требуют нового кратологического мышления, обусловливают потребность в переходе к новому состоянию общества и власти, необходимость их соответствия

 

* См.: Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. С. 19.

уровню XXI века. При должном внимании общества, его умении обуз­дывать стихию рынка и усмирять алчность запросов бизнеса и мафии, налаживать социальную защиту слабых и бедных можно гораздо эффе­ктивнее и быстрее продвигать вперед общественные дела. Это и рос­сийская, и общемировая проблема.

Власти разных уровней должны научиться правильно понимать роль и возможности рынка и взаимодействовать с предпринимателями, культивировать прогрессивные идеи и заинтересовывать сограждан в предпринимательской деятельности, делать цивилизованными ее прие­мы, цели, структуры. Вместе с тем они должны учитывать и растущие масштабы влияния предпринимателей, неизбежность их серьезных при­тязаний на достойное, а главное, определяющее место в структурах и органах власти, на выражение и защиту их интересов.

Рынок, предпринимательство, бизнес, новая власть — все это внове для граждан России. А новое надо всерьез осваивать и усваивать. Ново­му надо учиться, необходимо глубоко и правильно его понимать. Осо­бенно важно молодым людям своевременно, начиная с семьи, со шко­лы, с вуза, с рабочего места, готовиться к новым условиям жизни. И главное для всех нас— не теряться, не бояться будущего, в том числе и трудного, видеть пути и тенденции развития экономики и власти и по­вышать нашу организованность, цивилизованность, культуру.