§2. Советский федерализм
.§2. Советский федерализм
После Великой октябрьской социалистической революции Советская Россия, а затем Советский Союз были объявлены федеративным государством.
Принципиально важным в этой связи было принятие резолюции Третьим Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. "О федеральных учреждениях Российской Республики", в пункте первом которой, в частности, говорилось: "Российская Социалистическая Советская республика учреждается на основе добровольного союза народов России, как Федерация советских республик этих народов". В пункте 5-ом и 6-ом речь шла о разграничении сферы деятельности федеральных и местных органов власти, и отмечалось, что "все местные дела решаются исключительно местными Советами" и далее "Центральная Советская власть обязана следить за соблюдением основ федерации, и представляет Российскую Федерацию Советов в ее целом. На центральную власть возлагается также проведение мероприятий, осуществимых лишь в общегосударственном масштабе, причем, однако, не должны быть нарушаемы права отдельных, вступивших в федерацию, областей".
Создание федерации рассматривалось, прежде всего, как средство разрешения национального вопроса в многонациональной стране. Исторически первой была создана Российская Федерация (ее образование закрепила Конституция РСФСР 1918 года). Ее главная особенность заключалась в том, что она была основана на автономии. Второй исторически возникшей формой была Закавказская Федерация. Она просуществовала с 1922 по 1936 год, и затем входившие в нее республики вошли непосредственно в состав СССР.
В отличие от РСФСР Закавказская Федерация основывалась на договоре. Советский Союз как новая форма федерации был основан на суверенитете своих субъектов и объединил как унитарные, так и федеративное (РСФСР) государства. Основными принципами построения советской федерации были провозглашены принцип добровольности объединения субъектов, их равноправность, демократический централизм. Но главным был национальный принцип построения федерации.
В составе Советского Союза насчитывалось 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов. Эта громоздкая и сложная система практически управлялась строго централизованно на основе единой для всех Конституции СССР и советского законодательства. Главным, связывающим в единое целое звеном была коммунистическая партия, проводимая ею политика. Большой знаток советской истории, известный английский ученый Эдвард Карр, характеризуя эту тенденцию, в частности отмечал: "растущее сосредоточение власти, выраженное в следовавших одна за другой конституциях РСФСР и СССР, тенденция к замене федеральных форм реальностью унитарного государства и неэффективность конституционного контроля были в определенном смысле уступкой затянувшемуся чрезвычайному положению в стране. Борьба за существование, исход которой всегда под вопросом, никогда не создает атмосферы, благоприятной для децентрализации власти или для смягчения ее суровости".
В последней Конституции СССР 1977 года в статье 70 - ой было дано концентрированное понимание советского федеративного государства: "Союз Советских Социалистических республик - единое многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения Советских Социалистических республик". Однако ни в Конституции, ни в других законодательных актах не было дано определение самого понятия "социалистический федерализм". В научной литературе он трактовался тоже весьма общо. Неясно было, чем отличается "социалистический федерализм" от несоциалистического и как он согласуется с положением о "едином союзном государстве". Неясно также как соотносился суверенитет Союза с суверенитетом союзных республик. К тому же уже в 70-« годы стало ясно, что сложившаяся чрезмерная централизация по существу лишала союзные республики реальной самостоятельности.
На пороге 80—х годов приобрела особую актуальность дилемма дельнейшего развития советской Федерации: либо повышение самостоятельности союзных республик де-факто, либо признание Союза унитарным государством де - юре. Однако ни того, ни другого не произошло.
Ситуация в субъектах советской федерации со временем складывалась таким образом, что сосредоточение власти в центре вошло в противоречие с необходимостью ее децентрализации и передачи больших полномочий на места. Необходимость радикальных изменений в этом направлении, хотя и осознавалась определенной частью партийного руководства, вовремя не была осуществлена, что вызывало все более недовольство национальных элит, возглавляющих союзные республики.
Нельзя утверждать, что вообще не было попытки реформировать советский федерализм. В годы так называемой перестройки вопросы реорганизации Советского союзного государства были предметом острых дискуссий в научной среде и в средствах массовой информации. В это время (коней 80-ых годов) были выдвинуты идеи организации республиканского хозрасчета, самодостаточности республиканских территориальных общностей, создания относительно обособленных экономических организмов в пределах народнохозяйственного комплекса СССР, обеспечения республиканского экономическою суверенитета. Особенно интенсивно эти вопросы обсуждались в связи с так называемым "прибалтийским вариантом перестройки", в основе которого лежала концепция экономического суверенитета. "Реализация идеи экономического суверенитета, - отмечал С.В. Четко, - весьма вероятно, повлечет за собой серьезные изменения в существующем государственном устройстве СССР. Умеренный, условно говоря, вариант может способствовать регенерации федеративных связей, разрушенных в период сталинизма и не восстановленных доныне, А предельно радикальный вариант, включающий установление республиканских таможенных границ и введение собственной валюты и подкрепленный провозглашением республиканского гражданства, антимиграционной политикой, формированием собственных военных контингентов и тому подобными мерами, выдвигаемыми некоторыми прибалтийскими интеллектуалами, может привести к установлению даже не федеративных, а конфедеративных межреспубликанских связей, предельно облегчит превращение права республик на выход из Союза из чисто теоретического в реальную перспективу. Вероятность этой перспективы, - если она вообще, когда-либо проявится, - будет зависеть от происходящих в стране сложных общественно - политических процессов, от расстановки политических сил. Однако представляется достаточно очевидным, что осуществление всего комплекса политических мер создаст минимально необходимые экономические и политические предпосылки для обретения союзными республиками полной самостоятельности независимых государств".
Последовавшие вскоре события полностью подтвердили правоту этих выводов и сделанного автором прогноза.
Небезынтересно отметить, что в это же время серьезному анализу сложившаяся в стране ситуация была подвергнута зарубежными учеными. В частности издаваемый в Гааге (Нидерланды) ежеквартальный журнал "Плюралистические общества" ("Plural Societies") опубликовал в 1989 году ряд статей, посвященных проблемам настоящего и будущего Советского Союза. Этой же проблеме была посвящена книга "Последняя империя. Национальности и будущее Советов" (под редакцией Роберта Конквеста). Некоторые авторы этой коллективной монографии предсказывали распад "советской империи". Так, в статье Терезы Раковской - Гармстоун "Национальные меньшинства сегодня: обзор" содержится вывод, что марксизм - ленинизм не является главной помехой для роста национализма меньшинств. Более того, она утверждала, что за последние 20 лет в Кремле не существовало консенсуса по национальному вопросу, что советским властям понадобилось более двух десятков лет, чтобы пересмотреть "псевдофедеральную конституцию". В завершении статьи она приходит к выводу, что в настоящее время все готово для межэтнического взрыва: "им нужна только искра, чтобы вспыхнуло пламя".
Столь же мрачный прогноз содержался и в статье известного французского политолога Александра Беннигсона "Национализм советских меньшинств в исторической перспективе".
Близкие к данным выводы были сделаны автором другой книги: "Политика, общество и национальный вопрос в России Горбачева". Один из ее авторов - адъюнкт - профессор Колумбийского университета Александр Мотыль обратил, в частности, внимание на то, что "децентрализация побуждает местные элиты преследовать свои собственные интересы. Экономическая децентрализация в рамках централизованно управляемой социалистической федеративной системы объективно поощряет национализм, даже в среде ненационалистов или антинационалистов". И чтобы сохраниться и выжить децентрализации должен быть положен конец. А. Мотыль выделяет три пути выхода из дилеммы "децентрализация - обратная централизация": нынешнюю федерацию республик должна заменить жесткая унитарная система, в рамках которой будут разведены "территория" и "этнические группы"; Советская Федерация превратится в "подлинную" федерацию, в которой не будет русской гегемонии; в советскую систему должны быть внесены элементы рынка, предотвращавшие сверх централизацию, а, следовательно, и возникновение указанной дилеммы. Однако он отмечал, что шансов на проведение в жизнь какого-либо их этих трех сценариев нет и "финляндизация" советской империи окажется лишь вопросом времени.
Сопоставив точки зрения отечественных и зарубежных ученых, можно сделать вывод, что и те и другие видели серьезные недостатки в структуре и способах функционирования государственной власти, но этого упорно не видели (или не хотели видеть) власть предержащие, что и привело, в конечном итоге, к развалу советской системы федеративных отношений и образованию новых независимых государств.