§1. Базовые элементы идеологии национально-государственного строительства
.§1. Базовые элементы идеологии национально-государственного строительства
Конкретные тенденции в сфере практической политики всегда в той или иной мере опираются на определенную систему ценностей, обеспечивающую идеологическое обоснование этой практики. Среди факторов обеспечения целостности РФ идеологические источники имеют важное значение. Это тем более так, поскольку последнее десятилетие оказалось, с формальной точки зрения, первым в собственно "постсоветской" истории страны, Т.е. идеологические процессы, развивающиеся как на уровне элит, так и массового сознания с неизбежностью несли на себе печать духовных процессов прошлого.
Именно поэтому, целесообразно выделить кратко основополагающие подходы к национально-государственному строительству, превалирующие как в практике советского периода, так и в более отдаленной перспективе. Наряду с этим, нельзя не учитывать и специфику того, что происходило в этой области в перестроечные годы - направленность развития многих современных процессов взаимоотношений Центра и регионов РФ, детерминирована, как представляется, именно практикой второй половины 80-х - начала 90-х годов.
В рамках данного рассмотрения мы не будем подробно анализировать дискуссии по вопросу об историческом прошлом России в аспекте национально-государственном, В целом мы не склонны интерпретировать его либо только в розовых тонах, либо исключительно в негативном плане - как "кровавую колониальную империю" и "тюрьму народов".
В значительной мере стабильность России была обусловлена сложившимся феодально-патриархальным типом империи, где важную роль играли собственно военные и геополитические интересы. Достаточно высокая внутренняя стабильность была связана с принятой системой административно-территориального деления. Следует заметить, что колоний в том смысле, которое это понятие приобрело в эпоху капитализма, у России не было.
Формирование союза народов, а не территорий, а именно это по своей сути представляло собой российское многонациональное государство, происходило по-разному - история создания империи знает как мирные, так и насильственные формы. Вместе с тем, нельзя не сказать и о том, что входившие в состав империи народы, прежде всего в лице своих элит, пользовались немалыми выгодами, в том числе такой существенной, как гарантия защиты. Немаловажно, что существовали различия в договорных условиях вхождения отдельных народов в империю, связанные с политическими обстоятельствами и культурно-исторической спецификой. Наряду с тем, что в дореволюционной России достаточно бережно (по сравнению с другими странами того времени) относились к своеобразию населявших ее народов, не следует отрицать определенных русификаторских тенденций, проявлявшихся в отдельных регионах империи. В целом, по нашему мнению, справедливой является точка зрения о том, что представители русского этноса испытывали гнет со стороны государства и господствующих классов отнюдь не меньший, чем представители других народов.
Как известно, созданные в советский период российской истории национальные территории зачастую игнорировали исторически сложившуюся многонациональность страны. Произвольно проведенные границы охватывали далеко не моноэтнические территории, что служило, по крайней мере, в перспективе, объективной предпосылкой межнациональной напряженности. В процессе национально-государственного строительства советского периода был также установлен принцип этнической иерархии. В соответствии с этим принципом нации получили разный статус. Произошло разделение на республики союзные и автономные, национальные автономные области и округа. Право наций на самоопределение вплоть до отделения стало внутри конституционной нормой и внешнеполитическим принципом советского государства. Последнее формально делало Советский Союз уже на момент его формирования не более чем "союзом суверенных или независимых государств".
В литературе приводятся различные точки зрения по вопросу о том, б какой мере провозглашенные принципы были реализованы на практике в годы советской власти. Мы выделим "концептуальный аспект", который не ставится под сомнение большинством авторов. Марксистско-ленинская теория национального вопроса исходила из того: что "народ" или "нация" есть, прежде всего, этническая общность и именно она изначально обладает неким "историческим" правом на "свое" государство: и только она обеспечивает его легитимную основу. Именно эта идея, так или иначе, использовалась в работе институтов социализации в течение всей истории советского общества - в системе образования, материалах средств массовой информации. Другое дело, что на уровне массового сознания она присутствовала длительное время в не актуализированном, потенциальном плане.
В перестроечный период идеологические конструкции, содержащие идею этнического государства, становятся важным фактором политической реальности. В борьбе за власть старые и новые политические силы предлагали свои варианты решения проблем. Показательно, что в отличие от подходов к другим сферам, видение путей совершенствования межнациональных отношений представителями наиболее влиятельных в первое перестроечное пятилетие политических сил в одном существенном моменте оказалось пересекающимся с видением их оппонентов. Как у коммунистов, так и у демократов среди центральных концептуальных посылок реформирования находился принцип этнической территории и национального самоопределения.
В этой связи следует сказать и о некоторых других обстоятельствах. Известно, с какой настойчивостью пропагандировались в первые перестроечные годы идеи регионального хозрасчета, ориентировавшие республиканские составляющие общесоюзной экономики на быстрое обособление. В массовом сознании это сопрягалось с национальным эгоизмом, что, в свою очередь, способствовало усилению претензий со стороны титульной (давшей название республике) нации на особую роль и особое положение в жизни региона. На роль носителей идеи национального суверенитета в подавляющем большинстве выдвинулись представители титульных наций, лидеры национальных движений. Принятые во всех бывших союзных республиках декларации о суверенитете гарантировали по существу разный объем прав титульным нациям и всем остальным. Немаловажным фактором явились объективно невысокий уровень политической культуры и неразвитость гражданского общества.
Характерно, что указанные политико-идеологические построения составили концептуальную основу деятельности тех "реформаторских" сил, которые в начале 90-х годов пришли к власти в РФ- С одной стороны, эти принципы идейно подкрепляли их борьбу за власть с Союзным центром, с другой стороны - служили усилению радикальных националистических сил в союзных республиках.
Как известно, российский парламент в одностороннем порядке объявил о верховенстве своих законодательных актов нал союзными, о ликвидации союзных органов и общественных организаций, поглощении союзной собственности и т.п. Для усиления своих позиций собственно в регионах РФ (прежде всего в национально-территориальных образования) был, выдвинут печально известный тезис "берите суверенитета сколько захотите". Показательно, что последующие события развивались в той же самой логике - только теперь под сомнение ставились собственно общероссийские законы, верховенство которых оспаривалось в республиках РФ.
В этой связи актуальным оказывается вопрос о степени распространенности и поддержки обсуждаемых выше идеологических конструкций? Начнем с вопроса о том, какие оценки среди экспертных групп в регионах получили основные составляющие этнической идеологии в той ее части, которая напрямую соотносится с вопросами национально-государственного устройства и стабильности в РФ?
В таблицах 2.1 -2.3 приведены распределения ответов экспертов на вопрос "Считаете ли Вы, что каждый народ, проживающий на территории Российской Федерации должен иметь самостоятельную государственность?"
Полученные данные с очевидностью фиксируют несколько важных моментов.
Во-первых, В значительном большинстве представленных регионов эксперты отрицают идею "одна нация - одна государство". Во-вторых, серьезную поддержку данный тезис встречает среди экспертов, представляющих республики в составе РФ, прежде всего республики Северного Кавказа. В-третьих, показательной является динамика оценок во времени. Сравнение приведенных данных с результатами ответов на аналогичный вопрос, полученных в начале 90-х годов в других регионах, говорят о достаточной стабильности представителей экспертных групп по этому вопросу. Сейчас, как и в прошлые годы, обсуждаемая идея в целом пользуется большей поддержкой в республиках, а не в краях и областях РФ.
Другой составляющей концепции "одна нация - одно государство" является идея о праве выхода национальных территорий из федеративного образования. Процессы, развивающиеся в сфере межнациональных отношений на территории бывших СССР, СФРЮ, равно как и в ряде других стран показывают, что именно борьба за отделение является важнейшей целью сепаратистов. Чрезвычайно важно при этом то обстоятельство, что борьба за сецессию, с одной стороны, и за сохранение целостности территорий - с другой, практически всегда оказывается "вписанной" в борьбу ведущих геополитических сил. Т.е. локальные, на первый взгляд, территориальные проблемы приобретают глобальное измерение. Причем касается это не только политического, военного, экономического, но и собственно информационно-культурного "измерения". Именно поэтому, категория степени поддержки идеи "права наций на отделение" может рассматриваться в качестве основного информационного ресурса, с помощью которого происходит "оправдание" сепаратистских действий как внутри той или иной территории, так и за ее пределами, т.е. среди т.н. мирового общественного мнения.
Обратимся к распределению ответов экспертов на вопрос "Должны ли, по вашему мнению, республики, входящие в Российскую Федерацию, иметь право выхода из нее?" (См. Таблицы 2.4 и 2.5).
Итак, тезис о праве выхода республик из состава РФ пользуется достаточно серьезной поддержкой среди экспертных групп. Характерно, что поддержка эта присуща представителям экспертов как из республик, так и из краев и областей РФ. По существу, можно говорить о том, что такая базовая составляющей сепаратизма как "право на отделение" продолжает укореняться в сознании тех групп, которые имеют прямое отношение к обеспечению власти в регионах. Показательно, что за время сравнительных экспертных исследований в регионах (которые проводятся нами уже в течение последних 8 лет) доля лиц, положительно относящихся к праву республик к выходу из состава РФ, практически не уменьшается. Прежде всего, это относится к экспертам - представителям республик Северного Кавказа.
Рассматривая отношение экспертов к идеям "одна нация - одно государство" и "права выхода республик из состава РФ" в совокупности, отметим и такую особенность. В более отрицательном плане эксперты относятся к идее, условно говоря, более абстрактного характера. Тогда же, когда вопрос переводится в конкретную плоскость, потенциальная поддержка российского сепаратизма становится более очевидной.
Отмечая, по данным наших исследований, серьезную предрасположенность региональных элит к поддержке идеи выхода республик из состава РФ, правомерно задать следующий вопрос. В какой мере ключевые тезисы сепаратизма могут быть поддержаны российским населением в целом?
В таблице 2.6 и 2.7 приводятся данные об отношении населения к принципу самостоятельной государственности для каждого народа РФ и праве выхода республик и регионов из состава РФ. Последние свидетельствуют, что в целом среди населения достаточно высокой оказывается распространенность компонентов идеологии "одна нация - одно государство". В логической связи с этим оказывается поддержка тезиса о праве выхода из состава РФ. Причем особенно тревожным выглядит обстоятельство достаточно высокой поддержки этой идеи. Право выхода из состава РФ находило поддержку как у половины опрошенных среди представителей титульных наций, так и около трети респондентов-русских, проживающих в этих регионах. Анализ распределений в социально-профессиональных группах титульных наций показывает, что наиболее этноцентрично настроены представители интеллигенции не занятой на производстве и студенчество.
Показательно, что зафиксированные нами тенденции получили свое подтверждение и в ходе исследований других аналитических центров. Так, в ходе общероссийских опросов Фонда "Общественное мнение", проведенных в июне 1999 года были получены следующие результаты. Вопрос: "Сегодня в некоторых многонациональных странах возникают конфликты из-за того, что представители одной нации добиваются для себя отдельного государства, Одни считают, что любая нация в составе государства имеет право выйти из него и образовать свое государство. Другие утверждают, что нарушать территориальную целостность государства нельзя ни при каких обстоятельствах. С каким мнением - первым или вторым - Вы скорее согласны?" Распределение ответов на поставленный вопрос оказалось следующим: согласны с первым мнением - 22%; согласны со вторым мнением - 64%; затруднились ответить - 14%, Значительная доля населения отдает приоритет праву на отделение в сравнении с идеей территориальной целостности страны. Показательными в этой связи являются ответы населения на вопрос: "Как Вы считаете, если бы жители какой-то автономной республики (округа) в составе России проголосовали на своем референдуме за отделение от России, то следовало бы или не следовало предоставить им полную государственную самостоятельность?": государственную самостоятельность следовало бы предоставить - 29%; государственную самостоятельность предоставить не следовало - 53%; затруднились ответить - 18%.
Таким образом, среди населения доля респондентов, поддерживающих право выхода из состава РФ, заметно возрастает при переводе этого вопроса в плоскость практики. Т.е. около трети опрошенных поддерживает идею предоставления государственной самостоятельности тому "национальному" региону, который бы выразил такое желание. Особого внимания здесь заслуживает тот факт, что наиболее активно поддерживают эту идею респонденты в более молодых возрастных группах (до 35 лет). Отсюда вытекает весьма высокая вероятность того, в перспективе доля российских граждан, готовых высказаться за те или иные формы разрушения территориальной целостности РФ может возрастать.