§2. Центр и регионы: социально-экономическая составляющая отношений
.§2. Центр и регионы: социально-экономическая составляющая отношений
Отношения между Центром и регионами находится под влиянием ряда обстоятельств, в том числе зависят от текущей социально-экономической ситуации в стране. По сути, "шоковые" либерально-монстаристкие реформы 90-х годов способствовали, среди прочего, к углублению противоречий между Центром и регионами. Наряду с относительно благополучной Москвой и некоторыми т.н. сырьевыми центрами, для большинства российских регионов характерными были спад промышленного производства и господствуют тенденции к деиндустриализации. Причем разрыв между первыми и вторыми имеет очевидные тенденции к росту.
В этой связи не случайными представляются данные нашего исследования (1996-1999 г.г.) о том, как эксперты оценивали социальные изменения, связанные с реформами, проводившимися в течение последних 10 лет. Показательно, что только от 2% до 5% опрошенных указали, что реформы идут в правильном направлении. Подавляющее большинство опрошенных отметили, что изменения идут "отчасти в правильном, отчасти в неправильном направлении" (50%-78%) или "в неправильном направлении" (22%-42%).
В течение последних нескольких лет доминирующие тенденции в сфере взаимоотношений федерального центра и регионов характеризовались, на наш взгляд, прежде всего нарастанием негативных моментов. Попытаемся проследить какие причины и факторы выделялись в этой связи в качестве основных, детерминирующих при обсуждении социально-экономических проблем в данной предметной области.
Официальная точка зрения на взаимоотношения федеральной власти и субъектов Федерации состояла в том, что развитие региональной самостоятельности не должно быть и не является угрозой территориальной целостности страны. Именно в этом ключе было выдержано, например, Послание Президента Федеральному собранию РФ в 1999 г.
Какие оценки получала региональная политика Центра на местах? Об этом, среди прочего, можно судить по ответам экспертов на следующий вопрос - "Как Вы в целом относитесь к региональной политике Центра в отношении вашей области (края)?" Для представителей всех анализируемых нами регионов прослеживается устойчивая тенденция - значительное большинство респондентов (от 62% до 86%) высказали отрицательное отношение к региональной политике Центра. Меньшая часть (5%-18%) расценили эту политику положительно.
Следует заметить, что особенно остро проблема отношений Центра и регионов встала в связи с разразившимся в середине августа 1998 г. всеобъемлющим политическим и социально-экономическим кризисом, вернее, переходом в новое качество того, кризисного состояния, в котором пребывала страна в течение всего последнего периода т.н. "рыночных реформ". Именно в этот период стала как никогда ясно, что последние скрепы единства РФ - в форме I возможностей Центра использовать собственно финансовые средства и механизмы обеспечения единого пространства страны - по существу, исчезают.
Все мы были свидетелями, как по мере разрастания кризиса последовали заявления руководителей ряда регионов о приостановке выплат их регионами налогов и отчислений в федеральный бюджет. Показательно, что со стороны представителей федерального центра зачастую исходили лишь туманные фразы относительно его озабоченности данным вопросом, серьезная гласная реакция на подобные действия регионов отсутствовала.
С одной стороны, можно было бы не драматизировать такого рода явления. Ведь такие действия центральных органов власти РФ как невыплаты заработной платы и пенсий, постоянное урезание выделяемых средств по трансфертам субъектам Федерации представляют собой очевидное нарушение федеральной Конституции. В этой ситуации действия региональных лидеров можно было рассматривать как объективную реакцию на нерегулярные выплаты из федерального бюджета субъектам федерации. Причем выглядело это тем более правомерным потому, что приходящие в конечном итоге выплаты оказывались существенно более низкими, по сравнению с установленной ранее плановой нормой отчислений.
Тем не менее, на наш взгляд, подобные действия представляли собой чрезвычайно серьезный, негативный симптом. Дело в том, что приостановление уплаты отчислений в федеральный бюджет означало, по сути своей, отказ от обеспечения единого государственного пространства, ликвидации де-факто таких ключевых функций государственности как поддержание безопасности, обеспечение разнообразных федеральных программ, укрепление обороноспособности страны и т.д.
В ситуации доминирующего в 90-е годы экономического кризиса региональная элита в значительной мере оказалась заинтересованной в дистанциировании от Центра. Формы этого были самыми разнообразными - от замкнутых исключительно на экономику до популистских шагов с очевидным политическим оттенком.
Так, практически для всех регионов сейчас характерным является дефицит их бюджетов. В этой ситуации одним важнейших из средств покрытия бюджетного дефицита субъектов Федерации становится выпуск региональных ценных бумаг. Ясно, что далеко не вес регионы способны нести ответственность за выполнение своих финансовых обязательств. Другим фактором укрепления финансовой независимости регионов от Центра является возможность получения зарубежных займов напрямую, минуя федеральные финансовые институты. Кроме неконтролируемого роста объема внешнего долга России в целом, здесь надо иметь в виду и другое обстоятельство. Практика показывает, что наибольшее предпочтение в вопросе заимствований зачастую отдавалось как раз тем субъектам федерации, политика которых наиболее ярко окрашена в сепаратистские тона в целом.
Наряду с этим, в последние годы со стороны руководителей т.н. регионов-доноров высказывались требования особого к ним отношения. Под флагом необходимости оперативного решения бюджетных проблем делались попытки расширения полномочий регионов в деле управления объектами федеральной собственности. Конкретно речь шла о предприятиях топливно-энергетической и угольной отраслей. Другим распространенным аргументом, за которым стоит очевидное желание регионов ослабить свою зависимость от Москвы, является идея упразднения некоторых представительств федеральных министерств и ведомств на местах.
В связи с попытками дистанциирования от Центра можно привести и другие примеры. Так нередки были случаи, когда в 1997 - 1998 г.г. руководители регионов возглавляли колонны трудящихся (в дни Всероссийских акций протеста против социально-экономической политики Президента и Правительства). Событием, имеющим знаковый характер, было заявление Президента Калмыкии К. Илюмжинова о том, что действия Центра подталкивают республику к возможности выхода из состава Российской Федерации, прозвучавшее в ноябре 1998г.
Основной причиной этого заявления является, по словам самого Илюмжинова, финансовая политика Центра. Дело якобы состояло в том, что Москва в течение последнего года не выполняла свои обязательства по перечислению установленных трансфертов из федерального бюджета в бюджет республики. Причем все это происходило, по мнению руководителя Калмыкии, на фоне того, что "все последние годы республика выполняла плановые поставки налогов в федеральный бюджет".
Данный прецедент заслуживает особого внимания, поскольку после событий в Чечне это было первым проявлением открытого сепаратизма, причем исходившего от первого лица республики, находящейся в составе РФ, В этой связи следует обратить внимание на следующие моменты.
Во-первых, фактическая сторона дела обстояла так, что при всей тяжелейшей экономической ситуации, в которой оказалась Россия в целом, Центр регулярно перечислял Калмыкии трансферты. Вместе с тем, в течение последних лет налоговые поступления из республики в Центр имели очевидную тенденцию к снижению. Показательно, что по данным проверки Генеральной прокуратуры в республике очевидными были факты не целевого расходования бюджетных средств.
Во-вторых, важна та реакция, которую получило заявление Президента Калмыкии среди российского руководства и представителей элиты. В целом, эту реакцию можно оценить как весьма резкую, но выраженную не более чем на "вербальном" уровне. Показательным является отсутствие каких-либо практических действий со стороны законодательной и исполнительной ветвей власти.
В-третьих, феномен заявления Илюмжинова в концентрированном виде отражает, с нашей точки зрения, основные кризисные тенденции, характерные для взаимоотношений российского Центра и регионов в целом.
Показательными в этом плане являются мнения экспертов относительно степени самостоятельности, которыми располагают их регионы. В ответах на вопрос "Достаточно ли самостоятельности имеет ваша область (край) для решения своих хозяйственно-экономических, социальных и культурных проблем?" проявляется тенденция возрастания (по сравнению данными исследования 1997 г.) доли неудовлетворенных уровнем самостоятельности региона. Если в 1997 году доли утвердительных и отрицательных оценок были примерно равными, то в 1999 году число респондентов расценивающих уровень самостоятельности их региона как недостаточный возросло и находилось в пределах 60%-71%.
Весьма симптоматичными является перечень конкретных проявлений недостаточной самостоятельности регионов. В ряде ответов на открытые вопросы в этой связи отмечалось, что проблема состоит "в необходимости проведения такой экономической политики, которая будет обеспечивать развитие производства в области". Суть проблемы, по мнению отдельных экспертов в том, "что Центр сознательно ведет разрушительную политику, в т.ч. на разобщение страны".
Вторая группа вопросов, поднятых в связи с вопросом самостоятельности регионов, касалась налогов и бюджетной политики. Достаточно типичным являлось, например, следующие высказывания: "львиная доля средств отчисляется Центру", "основная масса налогов должна оставаться на местах, должны существовать жесткие правила расходования этих средств".
Третья тема, прозвучавшая в контексте проблемы самостоятельности регионов касалась природных ресурсов. В целом это отражало тенденцию того, что вес большее число субъектов Федерации в условиях нарастающего кризиса предъявляли права на землю и другие природные ресурсы. "Богатые области ничего не имеют от своих богатств", "недра должны принадлежать области", "имеющиеся в регионе сырьевые ресурсы должны использоваться в первую очередь на нужды области".
В связи с последним следует еще раз отметить, что федеральные власти часто не только не пытались пресечь подобную "самостоятельность" регионов, но и в отдельных случаях способствовали этому. Так было, например, в случае с решением Законодательного собрания Саратовской области о продаже сельскохозяйственных земель в частную собственность - что противоречило федеральному законодательству. Очевидно, что при этом центральные власти не только теряют контроль над ресурсами, но и очевидно разрушают единое федеральное пространство.