§3. Проблемы национально-государственного и территориального устройства
.§3. Проблемы национально-государственного и территориального устройства
В целом большинство точек зрения, существующих в связи с вопросом о территориальном устройстве РФ можно типологически разделить на три основные группы. Каждая из них имеет разное концептуальное видение перспектив регионального устройства России. В первом случае - это движение нынешней РФ в направлении унитарного государства; во втором случае оптимальным представляется конфедеративное устройство; и, наконец, в рамках третьего подхода в центре оказывается задача совершенствования собственно федеративных отношений.
В этой связи обратим внимание на результаты исследований среди экспертов по вопросу о том, какая форма территориально-государственного устройства является наиболее оптимальной для современной России, мнения экспертов оказались следующими. "Федерации" отдали предпочтение значительное большинство - в пределах 60-80% по группам экспертов, представляющих различные регионы. Порядка 10-25% опрошенных склонялись к "унитарному государству". "Конфедерация" получила 2-5% номинаций.
Отметим, что текущая экономическая составляющая, о которой мы говорили выше, накладывается на сложную суперпозицию долговременных негативных факторов, которыми характеризуется национально-государственное и территориальное устройство России. К сожалению, в последние годы не произошло ослабление влияния этих факторов. Здесь следует, прежде всего, указать на проблемы государственного суверенитета республик, дилемму конституционного или договорного характера федерации, вопросы организации государственной власти в субъектах федерации.
Как известно, тенденции к распаду, а в лучшем случае к неустойчивости РФ как государственною образования имеют своим источником, среди прочего, целый ряд политических решений, принятых ранее. Как отмечалось выше, здесь, правомерно говорить и о практике советского периода, и особенно о периоде "парада суверенитетов" конца 80-х - начала 90-х годов.
В результате республики РФ оказались в крайне противоречивых отношениях с Центром, по крайней мере, в плане политико-правовом. Российская Федерация является образованием, в которой отдельные суверенные республики обладают полнотой государственной власти на своей территории. Причем очевидным является следующее противоречие. С одной стороны, республики являются полноправными субъектами Федерации, а с другой - "суверенными государствами" в составе РФ. Понятно, что одно суверенное государство не может находиться в составе другого государства. Тогда первое не является таковым.
Важнейшей проблемой продолжает оставаться и другое противоречие. Его сторонами являются практически не соотносящиеся друг с другом принципы: разного статуса, которым наделены республики, края, области; и равных прав, которыми в то же время обладают субъекты Федерации в соответствии с Конституцией РФ. Более того, республики оказываются самостоятельными субъектами международных и внешнеэкономических отношений. Наряду с этим, республиканские земля и недра становятся достоянием или собственностью народов, проживающих на ее территории.
Серьезные проблемы привносят и продолжающие заключаться договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Причиной этого является весьма расплывчатая трактовка места и значения этих договоров в системе нормативных актов, регулирующих отношения между субъектами федерации. Другими словами, крайне актуальный вопрос о соподчиненности федеральных законов и договоров остается открытым.
Вместе с тем, нельзя не учитывать, что подобные договоры способствовали ослаблению на определенном этапе волны республиканского и регионального сепаратизма. Однако в нынешних условиях договоры становятся серьезным препятствием укрепления целостности страны. Дело в том, что зачастую правовой статус регионов, их политико-экономические возможности и привилегии становятся предметом торга с Центром. Используя этот механизм, Центр попадает в заколдованный крут, когда гарантии республиканской и региональной лояльности оказываются зависимыми от уступок центральных властей, т.е. находятся в прямой зависимости от стимулирования и поддержания сепаратистских устремлений регионов. Примером этого могут служить договоры с Татарстаном, Башкортостаном, Республикой Саха (Якутия), Свердловской областью и некоторыми другими субъектами Федерации.
Какое отношение сложилось у экспертов в связи с практикой заключения договоров федерального Центра с субъектами федерации о разграничении предметов ведения и полномочий государственных органов? Крайние пределы в распределении оценок по этому вопросу в различных регионах приведены ниже;
"это создает угрозу целостности России" (19-32%); "это вынужденная мера, от которой следует отказаться в ближайшее время" (48-63%); "это своевременная и перспективная форма оптимизации федеративных отношений" (11-24%).
Таким образом, большая часть опрошенных видят в практике заключения договоров скорее паллиативное, временное решение, нежели перспективное направление политики.
По нашему мнению, дальнейшее развитие договорных процессов является весьма сомнительным, поскольку не оптимизирует, а в значительной мере усугубляет имеющиеся противоречия в отношениях Центра и регионов. Здесь надо иметь в виду, что в ближайшее время подходит срок продления действующих договоров с республиками. Поэтому, целесообразно будет пересмотреть отдельные их положения, ослабляющие единство и целостность российского федеративного государства.
Как отмечалось выше, одна из особенностей нынешнего российского федерализма состоит в обладании отдельными регионами (республиками РФ) рядом существенных льгот экономического плана. Одним из примеров этого являются отчисления в федеральный бюджет, когда взносы республик оказываются в основном меньше, по сравнению с отчислениями краев и областей. По существу, эти республики - (речь идет о республиках наиболее богатых природными ресурсами) получили возможность тратить большую часть собираемых ими налогов на нужды исключительно своего населения.
Подобный способ финансовой децентрализации, естественно вызывает недовольство регионов, таких возможностей не имеющих. Именно этим, не в последнюю очередь, вызван мощный поток требований других регионов за обладание аналогичными привилегиями. Однако если все другие регионы опустят планку своих отчислений на уровень республик, обладающих особыми правами, то единого российского государства просто не будет существовать.
Понятно, что указанный выше способ перераспределения национального богатства вызывает обоснованные вопросы. И в первую очередь потому, что природные ресурсы являются достоянием всех граждан России. Важно, что последняя посылка отнюдь не всегда встречает поддержку у населения конкретных регионов. Особенно ярко это проявляется в сознании населения т.н. титульных наций. Наши исследования фиксируют стабильную тенденцию поддержки идей, в соответствии, с которыми права владения и распоряжения ресурсами региона должны принадлежать, прежде всего, представителям именно этого региона, и никак не Центра. Тревожным выглядит и тот факт, что подобные настроения разделяет не только титульное население, но и отчасти респонденты-русские, проживающие в данном регионе.
В течение последних лет можно было наблюдать негативные проявления в связи отсутствием необходимой позиции Центра в вопросе организации государственной власти в субъектах Федерации. Наряду с такими формами сепаратизма как угроза неуплаты налогов; создания республиканских законов, противоречащих федеральным; несогласование назначений тех или иных руководителей и даже структур общероссийского подчинения получает достаточно широкое распространение.
Также следует указать на тенденцию того, что во все большем числе регионов устанавливаются авторитарные по своей сути корпоративно- олигархические режимы. В регионах, прежде всего в республиках создаются разветвленные законодательства в ряде случаев противоречащие федеральным законам. При этом у Центра практически не остается ресурсов для приведения правового пространства регионального уровня в соответствие с требованиями Конституции РФ. Реальными оказываются факты, когда в нормативных документах того или иного региона снимаются ограничения по срокам пребывания одного лица у власти. Показательно, что под власть первых лиц регионов попадают как представители федеральных структур, так и региональные средства массовой информации. В этих условиях осуществление реальных свободных выборов, равно как и соблюдение прав человека в целом оказывается весьма проблематичным.
Также наблюдаются случаи предпочтения органов суда и прокуратуры властям регионального уровня, тогда как по Конституции РФ это является исключительной прерогативой властей федерального уровня. В этой связи не упомянуть инициативы Р. Аушева о передаче полномочий федеральных судов и силовых ведомств властям Республики Ингушетия. Как известно, опыт распада СССР свидетельствует, что подобные шаги отнюдь не способствуют стабильности и целостности страны.
Во второй половине 90-х годов продолжалось обсуждение вопроса о реформировании федерации, как средстве противодействия центробежным тенденциям. В качестве возможных направлений решения этой проблемы чаще всего, по крайней мере, на страницах прессы, выдвигались идеи укрупнения субъектов и ликвидации асимметричности федерации.
По данным наших исследований, мнения представителей экспертных групп по этим вопросам были достаточно противоречивыми.
Так, более половины респондентов признают необходимость реформирования административно-территориального устройства РФ. При этом признается, что обладание субъектами федерации разным статусом в принципе может способствовать "взрыву" федерации. Показательно, что на этом настаивают, прежде всего, представители краев и областей РФ, в то время как эксперты из республик высказываются за сложившийся статус-кво. Именно среди экспертов, представляющих республики РФ до 68% опрошенных настаивали на необходимости обладания их регионом особого статуса или привилегий со стороны федерального Центра. В качестве причин последнего, назывались географическое положение, структура экономики региона, национальный состав населения.
В то же время, идея укрупнения субъектов федерации не встретила сколько-нибудь однозначной поддержки среди опрошенных экспертов. В большей степени против этого выступают эксперты из республик РФ (60%-68%), тогда как среди экспертов из краев и областей отрицательно отнеслись к укрупнению субъектов федерации 35%-43% опрошенных (примерно столько же высказались "за").
Приведенные цифры отражают крайне противоречивые реалии вопроса о возможном укрупнении субъектов федерации. С одной стороны, здесь следует указать ряд положительных моментов, прежде всего, хозяйственно-экономического плана. С другой стороны, нельзя не принимать во внимание и серьезные препятствия, возникающие, например, в связи с отсутствием на сегодня правовой базы действий в этой сфере.
Кроме того, реализация этих предложений предполагает, так или иначе, понижение статуса руководителей одних регионов и повышения других. Будучи избранными, руководители местных администраций владеют достаточно широкими возможностями для влияния на ситуацию, и частности, в связи с задачами сохранения сложившегося на сегодня статус-кво. Здесь же надо иметь в виду, что среди представителей региональных элит наблюдаются самые разные настроения. В этой связи нельзя исключать, что общероссийские интересы и потребности могут войти в серьезное противоречие с местными амбициями и эгоизмом, во имя которых будет использован весь арсенал средств в борьбе с Центром.
Оценивая перспективы реформ в этом направлении целесообразно, по нашему мнению, иметь в виду настроения населения на местах, которые могут быть эффективно использованы региональными властями. В этой связи сошлемся на данные исследований Фонда "Общественное мнение", проведенные в июне 1999 года по общероссийской выборке. Так, отвечая на вопрос "Как Вы считаете, местные законы всегда должны соответствовать общероссийским или иногда могут им не соответствовать?" 51% респондентов отметили, что местные законы иногда могут не соответствовать общероссийским. Еще более показательным является отношение населения к следующему утверждению: "Часто высказывается мнение, что у главы администрации области (края, республики) должно быть право приостанавливать на своей территории решения центра, если они не отвечают интересам области (края, республики)". Согласны с этой точкой зрения были 65% респондентов, не согласны - 19%, затруднились ответить - 17% опрошенных.
Таким образом, предрасположенность большинства россиян к поддержке сепаратистских устремлений региональных властей может служить серьезным препятствием, как для реформирования федерации, так и способствовать ослаблению единства РФ в целом. На этом фоне показательным был факт ожидания роста сепаратистских тенденций, характерные для представителей исследуемых нами экспертных групп на вопрос "Следует ли ожидать в ближайшие 2-3 года роста сепаратистских тенденций в РФ?" от 5 до 12% опрошенных в различных регионах ответили, что это неизбежно; 51%-82% указали, что это вероятно.