§4. Межнациональные и региональные отношения в РФ: геополитический аспект
.§4. Межнациональные и региональные отношения в РФ: геополитический аспект
Агрессия против суверенной Югославии в 1999 году является результатом качественно новой ситуации в мире. Среди большого числа следствий, которое имеет это событие, в фокусе нашего внимания будут находиться очевидная его связь с обсуждаемой проблематикой межнациональных и региональных отношений в РФ. Здесь особенно актуальными являются следующие моменты.
Во-первых, война на Балканах является одним из ярких проявлений происходящего на наших глазах нового передела мира, трансформации существовавшей в течение послевоенных пятидесяти лет системы международных политических институтов. Распад двуполярного мира, ослабление роли ООН с неизбежностью приводят к новой конфигурации доминирующих центов силы на планете и предполагают, среди прочего, новые вызовы российской государственности.
Во-вторых, нельзя упускать из виду тот фон, который служил формальным обоснованием агрессии против Югославии. Напомним, что речь шла о нарушении прав этнических групп, межнациональном конфликте, который затем перерос в гуманитарную катастрофу. Дня нас в этой связи важным является то, что предметным полем развертывания агрессии стали как раз межнациональные отношения в одном из регионов югославской федерации.
В-третьих, объективно существующие глобальные тенденции самым непосредственным образом влияют на траекторию развития межнациональных и региональных отношений и, тем самым, оказываются в эпицентре борьбы интересов различных политических сил.
Рассмотрим перечисленные тенденции подробнее.
Поскольку Россия является многонациональной страной, то объективно она оказывается под влиянием процессов "этнического ренессанса", столь характерного для целого ряда регионов планеты в конце XX столетия. Как показывает практика, рост этнического самосознания часто оказывается сопряженным с конфликтами, имеющими во многих случаях форму насилия и кровопролития. Понятно, что каждый такой случай имеет свою историю и по-своему уникален. Тем не менее, можно с уверенностью говорить, по крайней мере, об одном из фундаментальных источников, вызывающих серьезные межэтнические конфликты.
Таковым, на наш взгляд, является противоречие между идеей, что каждое суверенное государство должно быть государством-нацией, чьи граждане имеют общие язык и культуру, и реальностью, заключающейся в том, что все страны в большей или меньшей степени многоэтничны. Современная российская действительность со всей очевидностью отражает данное противоречие -достаточно проанализировать, например. Конституции республик Российской Федерации. При всех имеющихся особенностях, в целом ряде российских регионов можно наблюдать сходную картину, сопряженную с конкуренцией за ресурсы и вытекающими отсюда проблемами прав т.н. "титульного" и прочего населения, а также политическим сепаратизмом.
Применительно к вопросу о внешних факторах нестабильности межнациональных и региональных отношений в РФ важно обратить внимание на следующий аспект обсуждаемого, Одним из проявлений глобализации является постепенное утверждение точки зрения о том, что национальное государство как форма организации оказывается зачастую неспособной обеспечить адекватные меры разрешения межэтнических конфликтов. "Мировое сообщество" самым активным образом начинает вторгаться в сферу, которая традиционно была прерогативой государства - сферу регулирования межнациональных отношений. Национальные институты, таким образом, лишаются большой доли их самостоятельности и способности справляться с проблемами. Постепенно идея прав человека становится выше национального суверенитета. Другое дело, что сейчас последнее обосновывается необходимостью, среди прочего, восстановления и поддержания мира в охваченных этническими конфликтами регионах.
В этой ситуации достаточно плодотворной является точка зрения о том, что происходящий передел мира будет принимать форму борьбы с т.н. гуманитарными катастрофами, которые, в свою очередь, имеют управляемый характер. Именно об этом свидетельствует агрессия против Югославии, анализируя источники которой можно вынести несколько важных уроков для России.
Прежде всего, надо указать на то, что апелляции к проблемам нарушения прав человека становятся основанием для внешнего вооруженного вмешательства НАТО в региональные конфликты, причем вне каких-либо санкций на это стороны ООН. При этом происходит силовое навязывание независимому государству Югославия формы решения внутренних проблем федерации, направленное, по существу, на дальнейшее расчленение страны.
Характерно, что на всем протяжении новейшего этапа кризиса на Балканах Запад демонстративно занимал позицию одной стороны, причем стоящую на очевидных позициях политического сепаратизма. Говорилось, прежде всего, о нарушениях прав албанского населения, упорно не замечается нежелание албанского населения и его лидеров реализовать свои права в рамках конституции Сербии. Проблемы сербского населения в Косово не замечались, как они не замечались во время межэтнических конфликтов в Хорватии, Боснии и Герцеговине. Подобная избирательность, а точнее практика "двойных стандартов" не является чем-то новым - ее проявления при желании можно было наблюдать в связи с курдской проблемой (Турция, Ирак), в Северной Ирландии, Испании, Прибалтике, на Кавказе и целом ряде других стран. Важно не упускать из виду то, что позиция Запада (прежде всего США) в этих вопросах детерминируется глобальной стратегией обеспечения мирового лидерства, конкретными геополитическими интересами.
Таким образом, происходящее сейчас на Балканах с очевидностью демонстрирует нам реализацию новых инструментов обеспечения регионального господства в эпоху пост ялтинского мира. Суть его состоит в том, что под прикрытием "миротворчества" происходит расчленение (а при необходимости -уничтожение) государств, на территории которых имеются территории, потенциально предрасположенные к внутренним межэтническим, религиозным, расовым и прочим конфликтам. Естественно, что взамен существующих появляются новые государственные образования, политика правительств которых оказывается более соответствующей новому раскладу политических сил на планете.
Все это непосредственно касается нашей страны и обсуждаемых проблем межнациональных и региональных отношений в РФ. Сам факт наличия подобных инструментов господства самым серьезным образом может повлиять на ситуацию в России, активизируя конфликтный потенциал межнациональных отношений, стимулируя, политический и региональный сепаратизм. Конкретно речь идет о широком перечне территорий РФ, включающих, прежде всего Северный Кавказ, Поволжье, отдельные регионы Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, наличие "внешнего" влияния на процессы межнациональных и региональных отношений в РФ как никогда делает актуальной задачу минимизации их конфликтного потенциала, имя в виду собственные, условно говоря, "внутренние" факторы их развития.
В заключение раздела несколько слов относительно уже упоминавшегося выше влияния глобальных тенденций и сопряженных с ними мировым экономическим кризисом на проблему целостности РФ.
Современное экономическое развитие связано с тенденцией подчинения мировой экономики интересам международной финансовой олигархии и транснационального капитала, с одной стороны, и конкуренции национальных экономических систем, с другой. Реализация интересов мировой олигархии осуществляется различными средствами, общая цель которых - ослабление влияния национальных государственных институтов, создающих препятствия для тотальной либерализации экономики.
Именно в этом контексте следует рассматривать набор жестких требований международных кредитных организаций (Мировой Банк, Международный валютный фонд) о реструктуризации естественных российских монополий, таких как "Газпром" и РАО "ЕЭС России". Последнее имеет непосредственное отношение к проблеме целостности страны. Дело в том, что именно единые энергетическая, газовая и транспортная системы оказываются теми немногими экономическими "скрепами" весьма рыхлой Российской федерации. В чем смысл требований мировых кредиторов? Ставится задача отделить производство газа и электроэнергии от их транспортировки во имя создания конкурентной среды и обеспечения экономической эффективности данных сегментов рынка. Однако на деле, это создает предпосылки для отказа на суверенитет в использовании своих природных ресурсов и, одновременно, к территориальной разобщенности страны.
Таким образом, в течение исследуемого периода 1992-1999 гг. во взаимоотношениях российского Центра и регионов развивались тенденции, большую часть из которых следует отнести к негативным. Движущей силой нарастания дезинтеграционных процессов в РФ оказался, по нашему мнению, экономический кризис. Причем причины этого кризиса следует искать в общем векторе направленности курса радикально-либеральных реформ, проводившихся федеральным Центром. Вместе с тем, обсуждаемые проблемы имели и собственные источники и факторы развития. К ним, прежде всего, следует отнести несовершенство правовой базы федеративного устройства РФ. Также нельзя упускать из виду практические действия руководства ряда республик РФ, направленных на укрепление сепаратистских тенденций как в сфере политико-экономической, так и социокультурной. Продолжают развиваться тенденции вытеснения представителей не титульных наций из органов управления и бизнеса во многих республиках. Чрезвычайно серьезным фактором являются процессы глобализации, в ряде случаев самым непосредственным образом влияют на взаимоотношения Центра и регионов, зачастую в центробежном направлении.
Распределение ответов на вопрос: "Считаете ли Вы, что каждый парод, проживающий на территории Российской Федерации должен иметь самостоятельную государственность?" (Эксперты)
Таблица 2.1
Исследование 1992 года
1992 |
Ставрополь |
Петрозаводск |
Оренбург |
Уфа |
Якутск |
Улан-Удэ |
Нальчик |
Да |
18 |
19 |
24 |
32 |
48 |
49 |
44 |
Нет |
69 |
57 |
53 |
45 |
38 |
38 |
42 |
Затр. отв. |
13 |
24 |
23 |
23 |
14 |
13 |
14 |
Таблица 2.2
Исследование 1997 года
1997 |
Ставрополь |
Оренбург |
Омск |
Москва |
Тюмень |
Южно-Сахалинск |
Новосибирск |
Абакан |
Назрань |
Да |
15 |
7 |
17 |
3 |
8 |
18 |
8 |
37 |
70 |
Нет |
76 |
88 |
75 |
94 |
89 |
81 |
88 |
51 |
19 |
Затр. отв. |
9 |
5 |
8 |
3 |
3 |
1 |
4 |
12 |
11 |
Таблица 2.3
Исследование 1999 года
1999 |
Назрань |
Нальчик |
Казань |
Уфа |
Саранск |
Улан-Удэ |
Москва |
Ставрополь |
Ростов-на-Дону |
Астрахань |
Волгодонск |
Рязань |
Да |
42 |
44 |
10 |
24 |
7 |
3 |
14 |
6 |
15 |
10 |
10 |
16 |
Нет |
43 |
48 |
73 |
71 |
87 |
68 |
78 |
88 |
70 |
77 |
82 |
73 |
Затр. отв. |
15 |
8 |
17 |
5 |
6 |
29 |
8 |
6 |
15 |
13 |
8 |
11 |
Распределение ответов на вопрос: "Должны ли, по вашему мнению, республики, входящие в Российскую Федерацию, иметь право выхода из нее?"
(Эксперты)
Таблица 2.4
Исследование 1997 года
1997 |
Ставрополь |
Оренбург |
Омск |
Москва |
Тюмень |
Южно-Сахалинск |
Новосибирск |
Абакан |
Назрань |
Да |
42 |
26 |
46 |
20 |
17 |
40 |
23 |
56 |
70 |
Нет |
46 |
71 |
46 |
72 |
76 |
43 |
70 |
39 |
19 |
Затр. отв. |
12 |
3 |
8 |
8 |
7 |
17 |
7 |
5 |
11 |
Таблица 2.5
Исследование 1999 года
1999 |
Назрань |
Нальчик |
Казань |
Уфа |
Саранск |
Улан-Удэ |
Москва |
Ставрополь |
Ростов-на-Дону |
Астрахань |
Волгодонск |
Рязань |
Да |
73 |
58 |
28 |
37 |
27 |
6 |
26 |
32 |
35 |
46 |
45 |
46 |
Нет |
21 |
36 |
57 |